| Автор(ы) | Плугина Наталья Владимировна |
| Возраст | старше 16 |
| Учебное заведение | МДОУ "Детский сад №1 р.п.Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области" |
| Место жительства | р.п. Татищево Саратовской области |
| Материалы | Тряпочки, ленточки, нитки, рамка |
| Габариты | 29 х35 |
| Тема работы | Счастливый дом |
Это итоговая работа "Семья - это счастье" в ходе реализации проекта "Кукла из бабушкиного сундука". Работа сделана на основе кукол Столбушки и Пеленашки.

Изучение инструкций по изготовлению тряпичных народных кукол.

Делаем скрутку - основу для куклы Столбушки. Работаем по инструкции.

Скрутку вставляем в белый квадратный лоскут ткани, завязываем ладошки.


Ниткой завязываем головку, расправляем руки.

Папе делаем штанишки. Связываем нитками и тесьмой или ленточкой.

Маме завязываем юбочку.
Я сверну два лоскутка,
- Ах, сказала Катя,-
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!


Куклы папа, мама готовы. У мамы в руках малышка - пеленашка.
А дочка - это Я!!!
Разместили работы на ромашковый фон и в рамку.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Слава маме, слава папе!
Счастье в детях и в семье!!!

Семья - это счастье. Счастье для детей, для взрослых, для всех людей!

Данная работа - методическая разработка проект "Кукла из бабушкиного сундука". Итоговым мероприятием этого проекта стало изготовление коллективной работы "Семья - это счастье".
Актуальность данного проекта
Что делает детей счастливыми? Во-первых, это семья, мама, папа, братишки и сестренки. Во-вторых, это то, что окружает детвору: игрушки, куклы, машины, мячи и т.д. Мир кукол необычайно многообразен: существуют куклы авторские, коллекционные, театральные, сувенирные, антикварные, игровые… Среди этого многообразия совершенно особое место занимают традиционные народные куклы, на которых выросли многие поколения наших предков. Это те куклы, которые бытовали в каждой крестьянской семье еще в начале прошлого века. Они были вытеснены из семейного воспитания промышленными игрушками, да и сам крестьянский уклад давно ушел в прошлое. Чего нельзя сказать о куклах. Они – часть нашей традиционной культуры, имеющей непреходящее значение. В кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь. На мой взгляд, именно такой подход делает возможной и необходимой актуализацию традиционной народной куклы в сегодняшнем обществе. Сегодня традиционная народная кукла становится универсальным «инструментом» познания мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям. Учитывая значимость куклы, как для ребенка, так и для взрослого, необходимо знакомить дошкольников с народной куклой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России и сделать малышей счастливее.
Проблема - нужны ли сегодня куклы наших прабабушек? Будут ли они интересны современным детям?
Цель - формировать ценности семьи,формировать у детей интерес к русской культуре и народной кукле.
Линии развития личности:
1) Развитие эмоционально-ценностного отношения к русской культуре и народной кукле.
2) Обеспечение психологического благополучия детей.
3) Эстетическое развитие.
4) Коммуникация.
Гипотеза - показать, что кукла является отражением жизни русского народа, она будет интересна в современном мире; дети сами смогут сделать народную куклу.
Объект исследования – народная кукла.
Предполагаемый результат - у детей дошкольного возраста будет сформирован интерес к народной кукле; дети научатся сами изготавливать ее. Проект предусматривает предоставить право каждому участнику осознать свои национальные корни.
Обеспечение проекта:
1) Теоретическое:
2) Методическое:
3) Диагностико-дидактическое:
4) Материально–техническое:
Методы исследования - наблюдение, сравнение, беседа, анкетирование, интервьюирование, моделирование, фотографирование, коллекционирование, изучение литературы, практический метод, работа с инструкцией.
План работы по реализации проекта:
1 этап – подготовительный - выявление уровня знаний детей до начала работы над проектом.
2 этап – основной – исследовательско-творческий - деятельность детей, воспитателя, родителей воспитанников. Поиск, накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре; изучение и изготовление различных видов кукол.
|
№п/п |
Содержание |
Форма работы |
Сроки реализации |
|
1 |
«Зольные куклы» |
Беседа |
Сентябрь |
|
2 |
«Травяная кукла – Стригунок» |
Беседа, рассматривание иллюстраций |
Сентябрь |
|
3 |
«Стригунки» |
Мастер-класс |
Сентябрь |
|
4 |
«Куклы - Стригунки» |
Изготовление на прогулке куклы - стригунка |
Сентябрь |
|
5 |
«Из истории куклы» |
Беседа, просмотр презентации |
Сентябрь |
|
6 |
«Пеленашка и младенец» |
Мастер-класс |
Октябрь |
|
7 |
«Народная кукла и современные дети » |
Консультация для родителей |
Октябрь |
|
8 |
«Куклы обереги» |
Беседа |
Октябрь |
|
9 |
«Тряпичные куклы Закрутки и Столбушки» |
Посиделки, изучение инструкции |
Октябрь |
|
10 |
«Столбушка и кукла на ложке» |
Мастер – класс для родителей |
Октябрь |
|
11 |
«Куклы старины» |
Оформление выставки |
Ноябрь |
|
12 |
«Древние куклы для игры» |
Беседа, просмотр иллюстраций |
Ноябрь |
|
13 |
«Современные куклы» |
Беседа, демонстрация кукол, принесенных из дома |
Ноябрь |
|
14 |
«Народная кукла и детская игра» |
Консультация для педагогов ДОУ |
Ноябрь |
|
15 |
«Тряпичные народные куклы День и Ночь» |
Домашнее задание – найти в литературе совместно с родителями информацию о назначении кукол День и Ночь, о том, где бытовала эта кукла |
Ноябрь |
|
16 |
«Куклы День и Ночь» |
Изготовление куколок в свободной деятельности детей |
Декабрь |
|
17 |
«Сравнение народной куклы и куклы фабричного производства» |
Исследовательская деятельность |
Декабрь |
|
18 |
«Купавка» |
Опросить родителей, бабушек и дедушек о назначении куклы - Купавки |
Декабрь |
|
19 |
«Тряпичная кукла Купавка» |
Изготовление куколок в свободной деятельности детей |
Декабрь |
|
20 |
«Почему лицо у обрядовой куклы белое?» |
Эвристическая беседа |
Январь |
|
21 |
«Кукла Кувадка» |
Беседа и изготовление куклы |
Январь |
|
22 |
«Какие куклы родом с Поволжья?» |
Поисковая деятельность, беседа с бабушками и дедушками, поиск информации в литературе и Интернете |
Февраль |
|
23 |
«Крестьянская кукла» |
Мастер – класс для педагогов ДОУ |
Февраль |
|
24 |
«Тряпичная кукла Бессоница» |
Опросить родителей, бабушек и дедушек о назначении куклы - Купавки |
Февраль |
|
25 |
«Бессоница и Вепская куклы» |
Мастер-класс, изучение инструкции |
Февраль |
|
26 |
«Куклы нашего края» |
Семейные встречи |
|
|
27 |
«Берегиня, Берегинюшка» |
Изготовление подарков мамам на праздник 8 Марта |
Март
|
|
28 |
«Заботливые мамы» |
Изготовление работы на локальный конкурс, посвященный 8 Марта |
Март
|
|
29 |
«Мартинички» |
Посиделки с родителями и детьми |
Март |
|
30 |
«Куклы наших бабушек» |
Оформление выставки |
Март
|
|
31 |
«День Сороки» |
Беседа, знакомство с куклой Веснянкой |
Март |
|
32 |
«День Сороки» |
Изготовление работы на международный творческий конкурс «Календарь страны мастеров» |
Март
|
|
33 |
«Неразлучники» |
Изготовление куколок в свободной деятельности детей |
Апрель |
|
34 |
«Кукла из бабушкиного сундука» |
Оформление выставки |
Апрель |
|
35 |
«Кукла в жизни русского народа» |
Беседа |
Апрель |
|
36 |
«Музеи кукол» |
Беседа и просмотр презентации |
Апрель |
|
37 |
«Куклы старины» |
Просмотр презентации |
Апрель |
|
38 |
«Мой мир – моя семья» |
Изготовление работы на региональный творческий конкурс «Ветер перемен - 2012» |
Апрель |
|
39 |
«Дочки-матери» |
Сюжетно-ролевая игра с народной куклой |
В течение всего времени |
|
40 |
«В какие куклы играли бабушки и дедушки?» |
Опросить родителей, бабушек и дедушек |
В течение всего времени |
|
41 |
«Куклы старины» |
Подбор материала родителями |
В течение всего времени |
|
42 |
Что мы знаем о народной кукле? |
Анкетирование родителей |
В начале работы над проектом |
3 этап – подведение итогов, результативность, рефлексия:
В ходе проведенного проекта изучена народная кукла, дети узнали о разнообразии и назначении традиционной народной куклы.
У детей возник и удерживается по окончании работы над проектом интерес к истории возникновения народной куклы. Дети стали интересоваться историей и традициями России. Дошкольники научились работать по инструкции, изготавливать куклы своими руками – это Закрутка и Столбушка, Пеленашка и Младенец, Кувадка и Купавка, Бессоница и Берегинюшка, Неразлучники и Стригунок, День и Ночь. У детей удерживается эмоционально-положительный настрой на протяжении всего проекта. Дети помогают друг другу, оценивают свои куклы и куклы своих друзей, адекватно воспринимают критику. Родители проявили большой интерес к работе детей, к собственному изготовлению куклы (Столбушка, кукла на ложке, Мартиничка, Веснянка). По окончании работы над проектом провели развлечение «Куклы наших прабабушек» для детей и их родителей, на котором главными героями были народные куклы. Изготовили панно "Семья - это счастье". Дети окунулись в мир кукол, это принесло им много радости и счастья!
Выводы:
1) У детей формируются ценности семьи.
2) Куклы наших прабабушек нужны на современном этапе жизни.
3) Традиционные народные куклы интересны современным детям.
Рекомендации:
1) Родителям дома делать народные куклы, проявлять интерес к этой теме.
2) Родителям приобрести журнал (по возможности) «Куклы в народных костюмах» (ДеАгостини).
3) Родителям посетить музей народной игрушки.
Программа действий:
1) Продолжить изучение русской игрушки.
2) Изготовить тряпичную куклу в подарок малышам.
3) Продолжить изготовление альбома о русской народной кукле и русской игрушке.
Защита проекта состоялась на родительском собрании.
Литература:
1) Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
2) Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомим детей с русским народным творчеством. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3) Морозова Е. Ю. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании. Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2011.
4) Современный детский сад// 2010, №5.
5) Соколова Л.В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис Пресс, 2003.
6) Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
7) Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. – Санкт-Петербург: Речь, 2007.
8) Ткачук Т. М. Тряпичные куклы. Поделки своими руками. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2011.
9) Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. - М.: Творческий Центр СФЕРА, 2011.
10) Цветной мир// 2009, №1
11) Цветной мир// 2011, №1
Спасибо!
Хочу также научиться.. Можно делать отличные подарки!
Мы с детьми в детском саду делаем такие подарки. Ведь тряпичные куколки еще и обереги. И дома их не выбрасывают, как рисунок.
Обязательно научусь, вашу работу в избранное сохраню
Может вы мне ссылку датите на МК?