Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Прогулки по Туле. Кремль


 15 из 114 
Тип работы
Событие

Фоторепортаж Прогулки по Туле Кремль

В избранных: 2

Поделиться:

Сегодня я покажу вам моё знакомство с Тульским кремлем.

Тульский кремль — каменная крепость в центре Тулы, памятник архитектуры XVI века, старейшее сооружение города.

Если я всё правильно поняла, это Спасская башня.
Спасская башня получила своё название по находившейся недалеко от неё Спасской церкви. В целом архитектура Спасской башни напоминает Никитскую. То же деление на четыре боевых яруса, наличие в нижней части полусферического свода

Над шатром башни первоначально находилась смотровая вышка, на которой был установлен колокол, звон которого предупреждал жителей об опасности, будь то пожар или набег врагов. Поэтому в Писцовых книгах XVI—XVII веков башня именуется и Всполошной (Вестовой).

Башня находится на западном углу кремля. Она круглая и глухая.

В 1970-х годах, во время реставрации, над башней был сооружен деревянный шатёр.

Сегодня я покажу вам моё знакомство с Тульским кремлем.

Тульский кремль — каменная крепость в центре Тулы, памятник архитектуры XVI века, старейшее сооружение города. 


Если я всё правильно поняла, это Спасская башня.
Спасская башня получила своё название по находившейся недалеко от неё Спасской церкви. В целом архитектура Спасской башни напоминает Никитскую. То же деление на четыре боевых яруса, наличие в нижней части полусферического свода

Над шатром башни первоначально находилась смотровая вышка, на которой был установлен колокол, звон которого предупреждал жителей об опасности, будь то пожар или набег врагов. Поэтому в Писцовых книгах XVI—XVII веков башня именуется и Всполошной (Вестовой).

Башня находится на западном углу кремля. Она круглая и глухая.

В 1970-х годах, во время реставрации, над башней был сооружен деревянный шатёр.  (фото 1)

В 1503 году великий князь Иоанн Васильевич получил во владение треть рязанских городов, в том числе и Тулу. С этого времени Тула навсегда осталась собственностью Московского княжества. Для того чтобы обезопасить путь к Москве, в связи с возрастанием военной опасности со стороны Крымской орды, Василий III в 1507 году повелел заложить в Туле, на левом берегу реки Упы (оставив старое городище при речке Тулице), дубовую крепость (острог). Деревянный сруб имел вид вытянутого полукруга. Острог был вооружён немецкими и московскими пищалями и пушками, был закончен в 1509 году и простоял 231 год. В 1514 году внутри дубовой крепости, по примеру московского кремля, Василий III повелел заложить «каменный город», построенный к 1520 (1521) году. Воскресенский летописный свод под 1509 годом сообщает о строительстве кремля: «Повелением великого князя Василия Ивановича поставлен город на Туле деревян, а на пятое лето поставлен град камен».

В 1552 году город осаждало войско осада крымского хана Девлет I Гирея. В это время царь Иван IV с основной армией был в походе на Казань. Гарнизон кремля и городское ополчение сражалось до прихода подкреплений из Коломны. В память об этих событиях в Тульском кремле был установлен закладной камень недалеко от Ивановских ворот.

Во второй половине XVI века вокруг каменного кремля появился посадский острог — деревянная охраняемая крепость в десять раз превышавшая площадь каменного кремля. Эта территория в то время была границей Тулы.

В 1605 году колокол известил жителей о прибытии Лжедмитрия I и Тула на две недели превратилась в псевдостолицу Русского государства. Именно сюда, в кремль, приезжали присягать на верность самозванцу бояре, дворяне, казаки и прочие служивые люди. В 1607 году во время крестьянской войны, в Туле нашёл убежище предводитель повстанцев Иван Болотников. В 1608 году в Тульском кремле войском царя Василия Шуйского были осаждены предводители крестьянского движения — Иван Болотников и Илейко Муромец, выдававший себя за «царевича Петра». Кремль выдержал очень долгую осаду, однако был взят благодаря хитрости одного сына боярского, посоветовавшего войску царя забросать реку Упу мешками с землёй и создать плотину. Вода из реки затопила кремль, и повстанцы капитулировали. В память об этих событиях в 1953 году в Тульском кремле был воздвигнут обелиск.

Всё это время кремль являлся «домом» для всех туляков. Согласно писцовым книгам, в конце XVII века в тульском кремле было 107 дворов и 197 жителей. Первая улица Тулы находилась тоже в кремле и называлась Большой Кремлёвской.

После воссоединения левобережной Украины с Россией в середине XVII века кремль совсем утрачивает своё значение и в петровское время в реестры крепостей уже не попадает.

Ремонтные работы в кремле проводились в конце XVIII и XIX веков, в 1930-х годах от стен кремля убрали все ветхие строения, в 1950-х провели частичный ремонт, а в середине 1960-х велась комплексная полная научная реставрация с целью восстановить первоначальный облик кремля.

В 2012 году был создан благотворительный фонд «Тульский кремль», который насчитывает 1 648 благотворителей, перечисливших деньги на восстановление кремля. В том же году за счёт средств благотворительного фонда провели дренаж от Одоевской башни до башни Водяных ворот. В 2013 году были проведены работы по реставрации и благоустройству торговых рядов, установлен новый шатёр Наугольной башни, восстановлены зубцы на стене между Никитской и Ивановской башнями. В то же время была произведена реставрация Успенского собора, фасад которого приобрёл серый цвета, а купола покрыты позолотой. С 2012 по 2014 год в кремле была произведена масштабная реконструкция стен, а с территории была выведена электростанция, располагавшаяся там с начала XX века. С 2012 по 2014 год в кремле была произведена реконструкция колокольни Успенского собора, разрушенной в 1930-е годы.

С 2014 года ведётся реконструкция бывшей подстанции, которая будет переоборудована в музейный комплекс (атриум), состоящий из четырёх выставочных залов: Музей военной истории Тульского края, Музей народного искусства Тульского края, Музей самоваров и тульского пряника и Музей истории Тульского кремля. Также в комплексе будет предусмотрен один «свободный» зал, в котором будут размещать временные экспозиции, а также проводить форумы, встречи и конференции. Открытие запланирована на май 2015 года

В январе 2015 года начались работы по восстановлению облика Богоявленского собора, включающие воссоздание прежнего пятиглавия.

10 ноября 2016 года Президент России подписал указ о праздновании в 2020 году 500-летия Тульского кремля

В 1503 году великий князь Иоанн Васильевич получил во владение треть рязанских городов, в том числе и Тулу. С этого времени Тула навсегда осталась собственностью Московского княжества. Для того чтобы обезопасить путь к Москве, в связи с возрастанием военной опасности со стороны Крымской орды, Василий III в 1507 году повелел заложить в Туле, на левом берегу реки Упы (оставив старое городище при речке Тулице), дубовую крепость (острог). Деревянный сруб имел вид вытянутого полукруга. Острог был вооружён немецкими и московскими пищалями и пушками, был закончен в 1509 году и простоял 231 год. В 1514 году внутри дубовой крепости, по примеру московского кремля, Василий III повелел заложить «каменный город», построенный к 1520 (1521) году. Воскресенский летописный свод под 1509 годом сообщает о строительстве кремля: «Повелением великого князя Василия Ивановича поставлен город на Туле деревян, а на пятое лето поставлен град камен».

В 1552 году город осаждало войско осада крымского хана Девлет I Гирея. В это время царь Иван IV с основной армией был в походе на Казань. Гарнизон кремля и городское ополчение сражалось до прихода подкреплений из Коломны. В память об этих событиях в Тульском кремле был установлен закладной камень недалеко от Ивановских ворот.

Во второй половине XVI века вокруг каменного кремля появился посадский острог — деревянная охраняемая крепость в десять раз превышавшая площадь каменного кремля. Эта территория в то время была границей Тулы.

В 1605 году колокол известил жителей о прибытии Лжедмитрия I и Тула на две недели превратилась в псевдостолицу Русского государства. Именно сюда, в кремль, приезжали присягать на верность самозванцу бояре, дворяне, казаки и прочие служивые люди. В 1607 году во время крестьянской войны, в Туле нашёл убежище предводитель повстанцев Иван Болотников. В 1608 году в Тульском кремле войском царя Василия Шуйского были осаждены предводители крестьянского движения — Иван Болотников и Илейко Муромец, выдававший себя за «царевича Петра». Кремль выдержал очень долгую осаду, однако был взят благодаря хитрости одного сына боярского, посоветовавшего войску царя забросать реку Упу мешками с землёй и создать плотину. Вода из реки затопила кремль, и повстанцы капитулировали. В память об этих событиях в 1953 году в Тульском кремле был воздвигнут обелиск.

Всё это время кремль являлся «домом» для всех туляков. Согласно писцовым книгам, в конце XVII века в тульском кремле было 107 дворов и 197 жителей. Первая улица Тулы находилась тоже в кремле и называлась Большой Кремлёвской.

После воссоединения левобережной Украины с Россией в середине XVII века кремль совсем утрачивает своё значение и в петровское время в реестры крепостей уже не попадает.

Ремонтные работы в кремле проводились в конце XVIII и XIX веков, в 1930-х годах от стен кремля убрали все ветхие строения, в 1950-х провели частичный ремонт, а в середине 1960-х велась комплексная полная научная реставрация с целью восстановить первоначальный облик кремля.

В 2012 году был создан благотворительный фонд «Тульский кремль», который насчитывает 1 648 благотворителей, перечисливших деньги на восстановление кремля. В том же году за счёт средств благотворительного фонда провели дренаж от Одоевской башни до башни Водяных ворот. В 2013 году были проведены работы по реставрации и благоустройству торговых рядов, установлен новый шатёр Наугольной башни, восстановлены зубцы на стене между Никитской и Ивановской башнями. В то же время была произведена реставрация Успенского собора, фасад которого приобрёл серый цвета, а купола покрыты позолотой. С 2012 по 2014 год в кремле была произведена масштабная реконструкция стен, а с территории была выведена электростанция, располагавшаяся там с начала XX века. С 2012 по 2014 год в кремле была произведена реконструкция колокольни Успенского собора, разрушенной в 1930-е годы.

С 2014 года ведётся реконструкция бывшей подстанции, которая будет переоборудована в музейный комплекс (атриум), состоящий из четырёх выставочных залов: Музей военной истории Тульского края, Музей народного искусства Тульского края, Музей самоваров и тульского пряника и Музей истории Тульского кремля. Также в комплексе будет предусмотрен один «свободный» зал, в котором будут размещать временные экспозиции, а также проводить форумы, встречи и конференции. Открытие запланирована на май 2015 года

В январе 2015 года начались работы по восстановлению облика Богоявленского собора, включающие воссоздание прежнего пятиглавия.

10 ноября 2016 года Президент России подписал указ о праздновании в 2020 году 500-летия Тульского кремля (фото 2)

Деревянный сруб, начинаясь в районе нынешнего Зареченского моста от Никольских ворот, шёл по Советской улице до Крапивенской башни, имевшей форму шестиугольной призмы. Крапивенская башня стояла на пересечении нынешних улицы Советской и проспекта Ленина. Здесь дубовая стена примыкала к древнему земляному валу, шедшему от крапивенских ворот по Завальской улице (сейчас тоже Советская) и оканчивавшемуся у самого берега Упы Никитскими воротами. Отсюда вновь начиналась дубовая стена и шла вдоль всего берега до Никольских ворот.

Деревянный сруб, начинаясь в районе нынешнего Зареченского моста от Никольских ворот, шёл по Советской улице до Крапивенской башни, имевшей форму шестиугольной призмы. Крапивенская башня стояла на пересечении нынешних улицы Советской и проспекта Ленина. Здесь дубовая стена примыкала к древнему земляному валу, шедшему от крапивенских ворот по Завальской улице (сейчас тоже Советская) и оканчивавшемуся у самого берега Упы Никитскими воротами. Отсюда вновь начиналась дубовая стена и шла вдоль всего берега до Никольских ворот.  (фото 3)

Двурогие зубцы на стенах кремля, говорят о заимствовании у итальянцев архитектурных приёмов завершения в средние века стен палаццо и башен. Стены кремля покоятся на мощном фундаменте до 8,5 м глубины, в свою очередь лежащем на дубовых сваях-лежнях. Наружные стены кремля выложены в нижней части из тёсаных белокаменных плит местного известняка, расширяющемся книзу цоколе, а выше — из хорошо обожжённого большемерного кирпича и завершаются двурогими зубцами в виде ласточкиного хвоста. Стены кремля отесаны до полукруглого каменного нижнего валика, опоясывающего их по периметру, включая башни, а ниже валика переходят в наклонный цоколь, увеличивающий толщину стен. В толще цоколя прорезаны щелевидные бойницы «подошвенного боя».

В плане кремль имеет форму правильного прямоугольника с периметром стен в 1066.5 м и площадью около 6 га. В углах прямоугольника стоят четыре круглые башни Спасская (по часовой стрелке), Наугольная, Ивановская, Никитская. Въездные ворота имеют в плане четыре прямоугольные проездные башни: с юга — Одоевские, с севера — башня Водяных ворот, с востока Ивановских ворот, с запада — Пятницких ворот. Ещё одна кремлёвская башня с севера — Башня на погребу. Она не проездная, глухая в плане квадратная. Под башней находился погреб с оружием и порохом.

Основная огневая мощь кремля была сосредоточена в его башнях, выступающих за линию стен и обеспечивавших благодаря этому ведение не только фронтального, но и флангового огня. Каждая башня была разделена дубовыми настилами на 3-4 боевых яруса, в которых стояли тяжёлые пищали, установленные на станках. Нижние ярусы Спасской и Никитской башен были перекрыты полусферическими сводами.

Двурогие зубцы на стенах кремля, говорят о заимствовании у итальянцев архитектурных приёмов завершения в средние века стен палаццо и башен. Стены кремля покоятся на мощном фундаменте до 8,5 м глубины, в свою очередь лежащем на дубовых сваях-лежнях. Наружные стены кремля выложены в нижней части из тёсаных белокаменных плит местного известняка, расширяющемся книзу цоколе, а выше — из хорошо обожжённого большемерного кирпича и завершаются двурогими зубцами в виде ласточкиного хвоста. Стены кремля отесаны до полукруглого каменного нижнего валика, опоясывающего их по периметру, включая башни, а ниже валика переходят в наклонный цоколь, увеличивающий толщину стен. В толще цоколя прорезаны щелевидные бойницы «подошвенного боя».

В плане кремль имеет форму правильного прямоугольника с периметром стен в 1066.5 м и площадью около 6 га. В углах прямоугольника стоят четыре круглые башни Спасская (по часовой стрелке), Наугольная, Ивановская, Никитская. Въездные ворота имеют в плане четыре прямоугольные проездные башни: с юга — Одоевские, с севера — башня Водяных ворот, с востока Ивановских ворот, с запада — Пятницких ворот. Ещё одна кремлёвская башня с севера — Башня на погребу. Она не проездная, глухая в плане квадратная. Под башней находился погреб с оружием и порохом.

Основная огневая мощь кремля была сосредоточена в его башнях, выступающих за линию стен и обеспечивавших благодаря этому ведение не только фронтального, но и флангового огня. Каждая башня была разделена дубовыми настилами на 3-4 боевых яруса, в которых стояли тяжёлые пищали, установленные на станках. Нижние ярусы Спасской и Никитской башен были перекрыты полусферическими сводами.  (фото 4)

Башня Одоевских ворот (Казанская башня)

Называется башня так потому, что в древности от неё начиналась дорога в сторону города Одоева, которая сохранилась до наших дней. Это центральная магистраль города — проспект Ленина, до революции Киевская улица. Одно время башню называли Киевскими воротами, позднее стали именовать Казанской, по близлежащей часовне во имя Казанской Божьей Матери. Согласно открытке 1904 года башня называлась Кремлевскими Воротами.

В 1784 году во время первого капитального ремонта кремля башня Одоевских ворот получила надстройку в виде вышки с куполом и шпилем с орлом. Это был знак признательности благодарных туляков императрице Екатерине II, которая впервые в истории Тульского кремля выделила государственные средства на реставрацию памятника.

Башня Одоевских ворот (Казанская башня)

Называется башня так потому, что в древности от неё начиналась дорога в сторону города Одоева, которая сохранилась до наших дней. Это центральная магистраль города — проспект Ленина, до революции Киевская улица. Одно время башню называли Киевскими воротами, позднее стали именовать Казанской, по близлежащей часовне во имя Казанской Божьей Матери. Согласно открытке 1904 года башня называлась Кремлевскими Воротами.

В 1784 году во время первого капитального ремонта кремля башня Одоевских ворот получила надстройку в виде вышки с куполом и шпилем с орлом. Это был знак признательности благодарных туляков императрице Екатерине II, которая впервые в истории Тульского кремля выделила государственные средства на реставрацию памятника.
 (фото 5)

На протяжении столетий вид герба менялся. В 1918 году на Одоевской башне водрузили символ нового государства рабочих и крестьян — серп и молот, замененный в 1965 году на металлический позолоченный флаг. В мае 1969 года здесь был установлен герб города Тулы.


На протяжении столетий вид герба менялся. В 1918 году на Одоевской башне водрузили символ нового государства рабочих и крестьян — серп и молот, замененный в 1965 году на металлический позолоченный флаг. В мае 1969 года здесь был установлен герб города Тулы.  (фото 6)

Кремлевский сад – самый старый городской сквер, обрамляющий стены Тульского кремля.

Тенистые аллеи вокруг кремля на протяжении полутора столетий были эпицентром тульской моды и развлечений, местом для романтических встреч и свиданий.

Кремлевский сад – самый старый городской сквер, обрамляющий стены Тульского кремля. 

Тенистые аллеи вокруг кремля на протяжении полутора столетий были эпицентром тульской моды и развлечений, местом для романтических встреч и свиданий.  (фото 7)

Схема музея "Тульский кремль". Очень понятно и удобно.

Схема музея "Тульский кремль". Очень понятно и удобно. (фото 8)

"Добро пожаловать в Тульскую область!"

"Добро пожаловать в Тульскую область!" (фото 9)

"Тульская азбука"

Авторы решили изобразить в виде алфавита местные бренды и то, чем гордятся туляки. Получилось 29 иконок, начиная от футбольного "Арсенала" и заканчивая "Ясной поляной":

"Тульская азбука"

Авторы решили изобразить в виде алфавита местные бренды и то, чем гордятся туляки. Получилось 29 иконок, начиная от футбольного "Арсенала" и заканчивая "Ясной поляной": (фото 10)

Бюст Карла Маркса в Кремлевском саду.

Бюст Карла Маркса в Кремлевском саду. (фото 11)

Успенский собор Тульского кремля

Первоначально в Кремле в 1626 был построен деревянный собор, который назывался Архангельский. Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского был возведен в 70-80-е годы XVII века. Менее чем через сто лет он обветшал и его разобрали. Строительство нового собора началось 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия, на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами». На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей. Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года. В это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.

Собор освятили в 1766 году, а через год был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. Успенский собор являлся холодным, неотапливаемым храмом, и богослужения в нём проводились только в период от Пасхи до Покрова.

Успенский собор Тульского кремля

Первоначально в Кремле в 1626 был построен деревянный собор, который назывался Архангельский. Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского был возведен в 70-80-е годы XVII века. Менее чем через сто лет он обветшал и его разобрали. Строительство нового собора началось 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия, на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами». На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей. Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года. В это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.

Собор освятили в 1766 году, а через год был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. Успенский собор являлся холодным, неотапливаемым храмом, и богослужения в нём проводились только в период от Пасхи до Покрова.  (фото 12)

Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.

Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.

Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб — двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные.

Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины. В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта росписей тульского собора. В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: Троица Новозаветная, Распятие Христово, Деисус, Господь Саваоф и Тайная вечеря.

Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам. Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же — поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям — семи Вселенским соборам. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов — многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.
Барельефы и декор западной стены

В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание книги Соломоновой «Песнь Песней». В люнетах — полукруглых нишах северного, южного и западного порталов — образы Божией Матери. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и другие) размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает фреска Успение Пресвятой Богородицы. В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой — Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстаёт здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от него — предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча.

На столбах собора изображена святая княгиня Ольги, святой князь Владимир и святой князь Александр Невский. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба — изображена великомученица Екатерина.

Иконостас Успенского собора был семиярусным. Иконы были написаны неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три иконы, размещавшиеся у царских врат, выполнены оружейником Григорием Белоусовым, лучшим тульским иконописцем того времени. Иконостас собора составляли 66 икон, из которых до нашего времени сохранились 56.

В нижнем ярусе размещались ветхозаветные сюжеты. Слева направо (от северного края иконостаса к южному) иконы располагались следующим образом. На крайней было изображено создание Адама и покорение ему во власть всех животных. На следующей — сотворение Евы из ребра спящего Адама, искушение первых людей змием и изгнание их из рая. Третья икона была посвящена жертвоприношению Авраама. На четвёртой пророк Елисей наказывал порочных мальчиков, непочтительных к старчеству и святости пророка. Сюжет пятой иконы — пророк Елисей, стоящий среди поля, покрытого человеческими костями и скорбящий о народе иудейском, погибающем в Вавилонском плену. Завершала нижний ярус икона с изображением пророка Ионы.

Середину второго яруса занимали царские врата с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, окруженным изображениями четырёх евангелистов. По правую сторону царских врат находилось изображение Христа Вседержителя, за ним следовали икона Успения Пресвятой Богородицы и икона Троицы Ветхозаветной. По левую сторону царских врат была икона Божией Матери, за ней — иконы Крещения Господня (Богоявления) и Собора святых Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, и прочих Сил Бесплотных. На южной двери алтаря — изображение ветхозаветного царя и первосвященника Мельхиседека, на северной — архидиакона Стефана.

Над царскими вратами располагалась ещё одна икона Успения Пресвятой Богородицы. Она опускалась вниз во время Успенского поста, когда перед ней служили акафист. Помещение этой иконы над царскими вратами и устройство спуска было подражанием первому на Руси храму, устроенному во имя Успения Богородицы, находящемуся в Киево-Печерской Лавре.

Иконы третьего и четвёртого ярусов иконостаса представляли важнейшие православные праздники: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня и Покров Пресвятой Богородицы.

На иконах пятого яруса были изображены апостолы и евангелисты. В центре яруса находился Деисус: композиция, включающая изображение Иисуса Христа — Царя Славы, сидящего на престоле, по сторонам его — изображения Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородицы.

В шестом ярусе находились иконы ветхозаветных пророков. В центре яруса — икона Богородицы с Предвечным младенцем, а по сторонам от неё — преподобные Антоний и Феодосий Печерские.

Седьмой ряд иконостаса — страстной. В центре его размещался Крест с изображением на нём распятого Спасителя и с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом. На иконах седьмого яруса были изображены события Седмицы страданий Христовых.

Значительные реставрационные работы стенописи Успенского собора были проведены в XIX веке, которые были приурочены к столетию храма. Изображения были прописаны в местах некоторых утраченных фрагментов. В настоящее время иконы Успенского собора хранятся в Тульском музее изобразительных искусств.

При двух западных столпах собора находились три знамени тульского ополчения 1812—1814 годов. Изорванные в боях и обветшавшие от времени они были промыты иконописцем, подновлены без существенных изменений и в 1865 году помещены в храме на специальных тумбах, как памятник патриотизма, оказанного в Отечественную войну туляками.

Одно из знамен имело на одной стороне изображение Николая Чудотворца, а на другой — Богоявления (Крещения) Господня. Оно принадлежало, по преданию, третьему пехотному полку тульского ополчения. Два других знамени принадлежали, скорее всего, первому конному казачьему полку тульского ополчения под командованием князя Щербатова.

При четырёх столпах собора в деревянных тумбах с надписями на медных табличках хранились также одиннадцать знамен тульского ополчения времен Крымской войны 1855—1856 годов.

Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.

Реставрация Успенского собора началась в мае 1965 года, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968—1970 годах. Тогда же полностью заменили кровлю, а чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %. В 1982—1986 годах проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.

Стенопись на западной стене собора серьёзно пострадала от пожара 1950-х годов. В 1960-е годы вследствие проводившихся в кремле праздничных фейерверков была утрачена композиция Успения Богородицы и некоторые другие. К середине 1980-х стенопись храма находилась в аварийном состоянии. На стенах и столпах собора был местами утрачен живописный слой, что было вызвано как естественным старением живописи, так и механическими её повреждениями. В 1988 году московские художники под руководством В. Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора.

В сентябре 1991 года исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.

В 1990-х годах реставрация иконостаса не велась из-за отсутствия финансирования. С 1996 года прекратилось финансирование работ и по реставрации стенописи. В 2001 году реставрация собора была продолжена специалистами «Центрреставрации» (Москва). В 2000—2001 годы реставратор А. Пятин воссоздал часть резных обрамлений икон местного чина иконостаса.

8 сентября 2005 года впервые была включена подсветка Успенского собора. В 2013 году, в рамках реставрационных работ в Тульском кремле, были проведены реставрационные работы и собора. Купола были позолочены, а стены храма окрашены в серый цвет.

Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.

Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.

Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб — двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные. 

Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины. В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта росписей тульского собора. В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: Троица Новозаветная, Распятие Христово, Деисус, Господь Саваоф и Тайная вечеря.

Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам. Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же — поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям — семи Вселенским соборам. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов — многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.
Барельефы и декор западной стены

В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание книги Соломоновой «Песнь Песней». В люнетах — полукруглых нишах северного, южного и западного порталов — образы Божией Матери. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и другие) размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает фреска Успение Пресвятой Богородицы. В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой — Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстаёт здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от него — предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча.

На столбах собора изображена святая княгиня Ольги, святой князь Владимир и святой князь Александр Невский. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба — изображена великомученица Екатерина. 

Иконостас Успенского собора был семиярусным. Иконы были написаны неизвестными тульскими живописцами, работавшими по найму у купца Лариона Сорокина, и калужским дьяконом Андреем Филипповым. Три иконы, размещавшиеся у царских врат, выполнены оружейником Григорием Белоусовым, лучшим тульским иконописцем того времени. Иконостас собора составляли 66 икон, из которых до нашего времени сохранились 56.

В нижнем ярусе размещались ветхозаветные сюжеты. Слева направо (от северного края иконостаса к южному) иконы располагались следующим образом. На крайней было изображено создание Адама и покорение ему во власть всех животных. На следующей — сотворение Евы из ребра спящего Адама, искушение первых людей змием и изгнание их из рая. Третья икона была посвящена жертвоприношению Авраама. На четвёртой пророк Елисей наказывал порочных мальчиков, непочтительных к старчеству и святости пророка. Сюжет пятой иконы — пророк Елисей, стоящий среди поля, покрытого человеческими костями и скорбящий о народе иудейском, погибающем в Вавилонском плену. Завершала нижний ярус икона с изображением пророка Ионы.

Середину второго яруса занимали царские врата с изображением Благовещения Пресвятой Богородицы, окруженным изображениями четырёх евангелистов. По правую сторону царских врат находилось изображение Христа Вседержителя, за ним следовали икона Успения Пресвятой Богородицы и икона Троицы Ветхозаветной. По левую сторону царских врат была икона Божией Матери, за ней — иконы Крещения Господня (Богоявления) и Собора святых Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, и прочих Сил Бесплотных. На южной двери алтаря — изображение ветхозаветного царя и первосвященника Мельхиседека, на северной — архидиакона Стефана.

Над царскими вратами располагалась ещё одна икона Успения Пресвятой Богородицы. Она опускалась вниз во время Успенского поста, когда перед ней служили акафист. Помещение этой иконы над царскими вратами и устройство спуска было подражанием первому на Руси храму, устроенному во имя Успения Богородицы, находящемуся в Киево-Печерской Лавре.

Иконы третьего и четвёртого ярусов иконостаса представляли важнейшие православные праздники: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Преображение Господне, Воскресение Лазаря, Вход в Иерусалим, Вознесение, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня и Покров Пресвятой Богородицы.

На иконах пятого яруса были изображены апостолы и евангелисты. В центре яруса находился Деисус: композиция, включающая изображение Иисуса Христа — Царя Славы, сидящего на престоле, по сторонам его — изображения Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородицы.

В шестом ярусе находились иконы ветхозаветных пророков. В центре яруса — икона Богородицы с Предвечным младенцем, а по сторонам от неё — преподобные Антоний и Феодосий Печерские.

Седьмой ряд иконостаса — страстной. В центре его размещался Крест с изображением на нём распятого Спасителя и с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом. На иконах седьмого яруса были изображены события Седмицы страданий Христовых.

Значительные реставрационные работы стенописи Успенского собора были проведены в XIX веке, которые были приурочены к столетию храма. Изображения были прописаны в местах некоторых утраченных фрагментов. В настоящее время иконы Успенского собора хранятся в Тульском музее изобразительных искусств. 

При двух западных столпах собора находились три знамени тульского ополчения 1812—1814 годов. Изорванные в боях и обветшавшие от времени они были промыты иконописцем, подновлены без существенных изменений и в 1865 году помещены в храме на специальных тумбах, как памятник патриотизма, оказанного в Отечественную войну туляками.

Одно из знамен имело на одной стороне изображение Николая Чудотворца, а на другой — Богоявления (Крещения) Господня. Оно принадлежало, по преданию, третьему пехотному полку тульского ополчения. Два других знамени принадлежали, скорее всего, первому конному казачьему полку тульского ополчения под командованием князя Щербатова.

При четырёх столпах собора в деревянных тумбах с надписями на медных табличках хранились также одиннадцать знамен тульского ополчения времен Крымской войны 1855—1856 годов. 

Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.

Реставрация Успенского собора началась в мае 1965 года, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968—1970 годах. Тогда же полностью заменили кровлю, а чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %. В 1982—1986 годах проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.

Стенопись на западной стене собора серьёзно пострадала от пожара 1950-х годов. В 1960-е годы вследствие проводившихся в кремле праздничных фейерверков была утрачена композиция Успения Богородицы и некоторые другие. К середине 1980-х стенопись храма находилась в аварийном состоянии. На стенах и столпах собора был местами утрачен живописный слой, что было вызвано как естественным старением живописи, так и механическими её повреждениями. В 1988 году московские художники под руководством В. Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора. 

В сентябре 1991 года исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.

В 1990-х годах реставрация иконостаса не велась из-за отсутствия финансирования. С 1996 года прекратилось финансирование работ и по реставрации стенописи. В 2001 году реставрация собора была продолжена специалистами «Центрреставрации» (Москва). В 2000—2001 годы реставратор А. Пятин воссоздал часть резных обрамлений икон местного чина иконостаса.

8 сентября 2005 года впервые была включена подсветка Успенского собора. В 2013 году, в рамках реставрационных работ в Тульском кремле, были проведены реставрационные работы и собора. Купола были позолочены, а стены храма окрашены в серый цвет.  (фото 13)

Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, а над колоколами — часы с боем.
Реконструированная колокольня

В январе 1792 года купеческий староста Андрей Максимович Лихвинцов заключил договор на изготовление часов с оружейником Иваном Кобылиным. В мае часы были готовы, их установили на колокольне на средства тульского купеческого общества. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной игрой курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.

Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.

В нижнем ярусе колокольни в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. В южной части небольшого храма имелся придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века.

Вечером 28 сентября 1936 года на верхних ярусах колокольни Успенского собора произошёл пожар. Напор воды в шлангах не достигал 30—40-метровой высоты, из-за чего пожар остановить не удалось. Спасти от огня получилось только нижние ярусы колокольни. Тульский горсовет обратился в московский комитет по охране памятников за срочным разрешением на разборку оставшейся части колокольни, которая якобы создавала угрозу для массового транспортного движения, весьма оживленного здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона. В послании тульских властей также утверждалось, что реставрация колокольни невозможна. Комитет по охране памятников согласия не дал, а Академия архитектуры подтверждала возможность реставрации. Комитет так оценивал колокольню: «Для Тулы это единственный в своем роде памятник, и разборка колокольни, обезличив ансамбль всего кремля, не может быть признана желательной». Так и не получив разрешения, тульские власти самовольно дали команду на разбор колокольни, что и было сделано к марту 1937 года.

В конце 1990-х годов в Туле был организован благотворительный фонд «Возрождение», поставивший своей задачей восстановление колокольни Успенского собора. Учредителями фонда стали «Центргаз», «Газстройдеталь», «Щекиноазот», «Ростелеком», Тульский оружейный завод, Косогорский металлургический завод, Управа Тулы. Президентом «Возрождения» являлся генеральный директор ОАО «Центргаз» В. В. Соколовский.

В 1999 году, с июня до самых заморозков, в кремле на месте колокольни проводились археологические раскопки, финансируемые фондом «Возрождение». Фонд оплатил и разработку архитектурного проекта восстановления колокольни, подготовленного московским реставратором Леонидом Потаповым. Реконструкция колокольни началась только в 2012 году. 14 сентября 2013 года были освещены колокола строящейся колокольни. В 2015 году в день города состоялось торжественное открытие колокольни и всего восстановленного собора.

Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, а над колоколами — часы с боем.
Реконструированная колокольня

В январе 1792 года купеческий староста Андрей Максимович Лихвинцов заключил договор на изготовление часов с оружейником Иваном Кобылиным. В мае часы были готовы, их установили на колокольне на средства тульского купеческого общества. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной игрой курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.

Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.

В нижнем ярусе колокольни в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. В южной части небольшого храма имелся придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века.

Вечером 28 сентября 1936 года на верхних ярусах колокольни Успенского собора произошёл пожар. Напор воды в шлангах не достигал 30—40-метровой высоты, из-за чего пожар остановить не удалось. Спасти от огня получилось только нижние ярусы колокольни. Тульский горсовет обратился в московский комитет по охране памятников за срочным разрешением на разборку оставшейся части колокольни, которая якобы создавала угрозу для массового транспортного движения, весьма оживленного здесь ввиду соседства крупных оборонных заводов, учебных заведений, центрального физкультурного стадиона. В послании тульских властей также утверждалось, что реставрация колокольни невозможна. Комитет по охране памятников согласия не дал, а Академия архитектуры подтверждала возможность реставрации. Комитет так оценивал колокольню: «Для Тулы это единственный в своем роде памятник, и разборка колокольни, обезличив ансамбль всего кремля, не может быть признана желательной». Так и не получив разрешения, тульские власти самовольно дали команду на разбор колокольни, что и было сделано к марту 1937 года.

В конце 1990-х годов в Туле был организован благотворительный фонд «Возрождение», поставивший своей задачей восстановление колокольни Успенского собора. Учредителями фонда стали «Центргаз», «Газстройдеталь», «Щекиноазот», «Ростелеком», Тульский оружейный завод, Косогорский металлургический завод, Управа Тулы. Президентом «Возрождения» являлся генеральный директор ОАО «Центргаз» В. В. Соколовский.

В 1999 году, с июня до самых заморозков, в кремле на месте колокольни проводились археологические раскопки, финансируемые фондом «Возрождение». Фонд оплатил и разработку архитектурного проекта восстановления колокольни, подготовленного московским реставратором Леонидом Потаповым. Реконструкция колокольни началась только в 2012 году. 14 сентября 2013 года были освещены колокола строящейся колокольни. В 2015 году в день города состоялось торжественное открытие колокольни и всего восстановленного собора.  (фото 14)

Памятник Дмитрию Донскому в Туле установили рядом с храмом Дмитрия Донского и его супруги Ефросиньи, который располагается на первом уровне колокольни Успенского собора, 10 сентября 2015 года. Торжественное открытие состоялось 21 сентября в честь празднования 635-ой годовщины победы русских войск над татаро-монголами в Куликовской битве. Памятник, высотой 2 метра был создан известным скульптором, народным художником России – Александром Бургановым.

Памятник Дмитрию Донскому в Туле установили рядом с храмом Дмитрия Донского и его супруги Ефросиньи, который располагается на первом уровне колокольни Успенского собора, 10 сентября 2015 года. Торжественное открытие состоялось 21 сентября в честь празднования 635-ой годовщины победы русских войск над татаро-монголами в Куликовской битве. Памятник, высотой 2 метра был создан известным скульптором, народным художником России – Александром Бургановым.
 (фото 15)

Богоявленский собор — православный, бывший кафедральный, собор в Тульском кремле, в котором размещается Тульский государственный музей оружия.

Богоявленский собор — православный, бывший кафедральный, собор в Тульском кремле, в котором размещается Тульский государственный музей оружия.  (фото 16)

Башня Ивановских ворот

Первоначально башня называлась Никитской, как и её соседняя угловая башня, выходящая в район «Никитский конец». Внутри стены, примыкающей к башне, находится арочный проём, ведущий на внутреннюю лестницу, которая выходит к бойницам на стены кремля и входу в саму башню. В прошлом башня имела трое створных деревянных ворот, которые крепились на железные крюки. Позже, за ненадобностью, их сняли и сейчас проезд в башне перегораживают решётчатые железные ворота.

Башня расположена в центре юго-восточной стены кремля.

Башня Ивановских ворот

Первоначально башня называлась Никитской, как и её соседняя угловая башня, выходящая в район «Никитский конец». Внутри стены, примыкающей к башне, находится арочный проём, ведущий на внутреннюю лестницу, которая выходит к бойницам на стены кремля и входу в саму башню. В прошлом башня имела трое створных деревянных ворот, которые крепились на железные крюки. Позже, за ненадобностью, их сняли и сейчас проезд в башне перегораживают решётчатые железные ворота.

Башня расположена в центре юго-восточной стены кремля.  (фото 17)

Если я все правильно помню, это музей — "Народное и декоративно-прикладное искусство"

Если я все правильно помню, это музей — "Народное и декоративно-прикладное искусство"
 (фото 18)

Музей оружия на территории Тульского кремля

Музей оружия на территории Тульского кремля (фото 19)

Схема Тульского кремля

Схема Тульского кремля (фото 20)

Согласно постановлению президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1930 года Богоявленский собор был закрыт. Предполагалось переоборудовать его под Дворец физкультурников с несколькими крупными спортивными секциями, актовым залом и читальней. Проект не осуществился. В здании бывшего собора разместился аэроклуб, а с 1950-х годов — клуб физкультурников. Четыре маленьких главы снесли, не уцелело и луковичное завершение центральной главы.

В 1961 году в бюро технической инвентаризации даже не имелось сведений, кем занят храм. В 1966 году Богоявленский собор не включили во вновь составляемый перечень памятников истории и культуры, взятых на государственную охрану. В 1960-х годах было решено разместить в бывшем соборе музей оружия. С 1972 по 1989 год проводилась реконструкция здания. Вход в музей сделали с востока, пробив алтарную стену и устроив кирпичную пристройку. Было установлено железобетонное монолитное перекрытие, после чего здание стало двухэтажным. На приспособление храма под музей оружия затратили 1,3 миллиона рублей. В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

В 2012 году большая часть экспозиции была перевезена в здание нового музея оружия в Заречье. В январе 2015 года начались работы по реставрации здания собора,однако воссоздание прежнего пятиглавия в ближайшие годы не планируется.

Согласно постановлению президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1930 года Богоявленский собор был закрыт. Предполагалось переоборудовать его под Дворец физкультурников с несколькими крупными спортивными секциями, актовым залом и читальней. Проект не осуществился. В здании бывшего собора разместился аэроклуб, а с 1950-х годов — клуб физкультурников. Четыре маленьких главы снесли, не уцелело и луковичное завершение центральной главы.

В 1961 году в бюро технической инвентаризации даже не имелось сведений, кем занят храм. В 1966 году Богоявленский собор не включили во вновь составляемый перечень памятников истории и культуры, взятых на государственную охрану. В 1960-х годах было решено разместить в бывшем соборе музей оружия. С 1972 по 1989 год проводилась реконструкция здания. Вход в музей сделали с востока, пробив алтарную стену и устроив кирпичную пристройку. Было установлено железобетонное монолитное перекрытие, после чего здание стало двухэтажным. На приспособление храма под музей оружия затратили 1,3 миллиона рублей. В 1991 году здание храма было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.

В 2012 году большая часть экспозиции была перевезена в здание нового музея оружия в Заречье. В январе 2015 года начались работы по реставрации здания собора,однако воссоздание прежнего пятиглавия в ближайшие годы не планируется.  (фото 21)

Потрясающие краски!

Потрясающие краски! (фото 22)

Настолько великолепно смотрится, что я сделала несколько фотографий с разных ракурсов

Настолько великолепно смотрится, что я сделала несколько фотографий с разных ракурсов (фото 23)

Прогуливаюсь по кремлевской стене

Прогуливаюсь по кремлевской стене (фото 24)

Необыкновенное сочетание перекликающихся красок неба и собора!

Необыкновенное сочетание перекликающихся красок неба и собора! (фото 25)

Небольшой музей орудий пыток

Небольшой музей орудий пыток
 (фото 26)

Брррр...

Брррр... (фото 27)

Страшновато...

Страшновато... (фото 28)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 29)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 30)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 31)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 32)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 33)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 34)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 35)

Домик из тульских пряников

Душистый до безобразия! Несколько пряников даже надкусаны )))))

Домик из тульских пряников


Душистый до безобразия! Несколько пряников даже надкусаны ))))) (фото 36)

Кадры видео-ролика, который крутят в экскурсионном зале...

Кадры видео-ролика, который крутят в экскурсионном зале... (фото 37)

Очень интересно на ваших глазах буквально по кирпичикам строится кремль

Очень интересно на ваших глазах буквально по кирпичикам строится кремль (фото 38)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 39)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 40)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 41)

Вот так, видимо, когда-то выглядела территория Тульского кремля

Вот так, видимо, когда-то выглядела территория Тульского кремля (фото 42)

Куликовская баитва

Куликовская баитва (фото 43)

Далее постараюсь своими комментариями вас не грузить, просто наслаждайтесь видами залов музея...

Далее постараюсь своими комментариями вас не грузить, просто наслаждайтесь видами залов музея... (фото 44)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 45)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 46)

Дворянская родословная книга Тульской области

Дворянская родословная книга Тульской области (фото 47)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 48)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 49)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 50)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 51)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 52)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 53)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 54)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 55)
 
Прогулки по Туле. Кремль (фото 56)

Отдел тульского пряника в торговых рядах

Отдел тульского пряника в торговых рядах (фото 57)

Скульптура в честь сотрудников служб Государственной безопасности

Скульптура в честь сотрудников служб Государственной безопасности (фото 58)

"Грибная поляна"

"Грибная поляна" (фото 59)

Памятник Петру и Февронии, очень красивый
Такой же есть и в моем городе

Памятник Петру и Февронии, очень красивый
Такой же есть и в моем городе (фото 60)

Один из исторических памятников Кремлевского сада установлен здесь в честь событий революции 1905 года.

Один из исторических памятников Кремлевского сада установлен здесь в честь событий революции 1905 года. (фото 61)

Администрация города Тулы

Администрация города Тулы (фото 62)

Чтобы было лучше видно ))))

Чтобы было лучше видно )))) (фото 63)

Музей «Тульские самовары» - один из самых популярных музеев города Тулы. Музей самоваров в Туле открыл свои двери для посетителей в 1990 году, и с этого времени он стал своеобразной визитной карточкой Тулы.

Музей «Тульские самовары» - один из самых популярных музеев города Тулы. Музей самоваров в Туле открыл свои двери для посетителей в 1990 году, и с этого времени он стал своеобразной визитной карточкой Тулы.  (фото 64)

Преображенский храм

Преображенский храм (фото 65)

Успенский собор

Успенский собор (фото 66)

Дворец бракосочетания

Дворец бракосочетания (фото 67)

Знаменитый Тульский пряник )))))

Знаменитый Тульский пряник ))))) (фото 68)

Спасибо за внимание!

Leksi2014

Огромное Вам спасибо за интереснейшую экскурсию! Всегда хотелось увидеть достопримечательности Тулы.

Любава Ш

Пожалуйста!благодарюНемного позже будет ещё несколько записей о Туле.

Пустовит Елена Ивановна

Любашенька!!! Очень Вам благодарна - такая интересная и познавательная запись про тульскую землю - ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!супер!благодарюжму руку

Любава Ш

Рада снова видеть Вас в гостях, Елена Ивановна! Когда появится немного больше свободного времени, добавлю еще несколько записей про Тулу улыбаюсь