Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Конкурсная работа по истории "Збручский идол"


 52 из 210 
Тип работы

Макет модель Моделирование конструирование Конкурсная работа по истории "Збручский идол" Акварель Бумага Клей Материал бросовый

В избранных: 2

Поделиться:

Здравствуйте! Сегодня хочу показать вам конкурсную работу "Збручский идол", выполненную моим племянником Павлом для школьного конкурса по истории (6 класс). Помогала ему определиться с выбором тематической поделки и исходным материалом.
Использованные материалы: ватман, клей, акварельные краски, акриловые краски, пластиковая крышка от моющего средства.

Здравствуйте! Сегодня хочу показать вам конкурсную работу "Збручский идол", выполненную моим племянником Павлом для школьного конкурса по истории (6 класс). Помогала ему определиться с выбором тематической поделки и исходным материалом. 
Использованные материалы: ватман, клей, акварельные краски, акриловые краски, пластиковая крышка от моющего средства. (фото 1)

Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, поклонявшихся многим богам. Разные виды язычества также иногда называют традиционными верованиями. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств.
Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, реже каменные статуи божеств – идолы. Чтобы задобрить сердитого бога или заручиться его милостью, ему приносили в жертву животных, а в особо важных случаях даже людей.
Одним из таких идолов является збручский. Славянский каменный идол, найденный у села Гусятин в реке Збруч (притоке Днестра) в 1848 году в земле племени волынян. Данное каменное изваяние ориентировано по четырем сторонам света. Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Каждая грань збручского идола изображает разных богов. Столб разделён на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний - мир людей, верхний - богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола - приблизительно X век. Хронологически дата создания идола совпадает с периодом существования збручского культового центра. По данным археологических раскопок, идол был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит.
Верхняя часть идола оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой, под шапкой расположены четыре лица. Идол разделён на три горизонтальных яруса. Высота верхнего яруса — 160 см, среднего — 40 см, нижнего — 67 см. Таким образом, на идоле имеется 12 отдельных секций. Одна из секций нижнего яруса пуста, остальные же 11 содержат по одному изображению.
На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку и обращена коленями к лицевой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего идола.
Верхний ярус содержит крупные изображения двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, вторая — с кольцом. Мужчины соответственно изображены один — с конём и мечом, второй — с солярным знаком на одежде, кругом с шестью лучами внутри него.
Средний ярус схож с верхним, однако его фигуры значительно мельче. Фигуры также разделяются по полу — под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими — мужские. Одежды людей также длинные, но без пояса. Фигуры изображены с расставленными руками, как бы образуя хоровод.

Культовый смысл идола по Б.А.Рыбакову.
Женская фигура с рогом идентифицируется учёными как Макошь, богиня плодородия, а фигура с кольцом — как Лада, богиня весны, покровительница брака и любви. Мужская фигура с мечом и конём легче всего поддаётся определению, эти атрибуты свойственны Перуну, богу грозы и войны. Божество с солярным символом может быть определено либо как Хорс, бог солнца, либо как Дажьбог, бог плодородия и солнечного света. Скорее всего здесь изображён именно Дажьбог, для которого солярный знак был лишь опознавательным символом, из-за чего солнце изображено не в руках, а на одежде бога[5]. Мужское божество, держащее на себе Землю, может быть сопоставлено с Велесом (Волосом).
Также Збручский идол можно сопоставить с балтийско-славянским четырехглавым богом Святовитом.
Ныне идол находится в Польше, в Краковском археологическом музее.

Восточные славяне были язычниками. Так называли людей, поклонявшихся многим богам. Разные виды язычества также иногда называют традиционными верованиями. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли ее в виде различных божеств.
Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали религиозные обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, реже каменные статуи божеств – идолы. Чтобы задобрить сердитого бога или заручиться его милостью, ему приносили в жертву животных, а в особо важных случаях даже людей.
Одним из таких идолов является збручский. Славянский каменный идол, найденный у села Гусятин в реке Збруч (притоке Днестра) в 1848 году в земле племени волынян. Данное каменное изваяние ориентировано по четырем сторонам света. Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Каждая грань збручского идола изображает разных богов. Столб разделён на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний - мир людей, верхний - богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола - приблизительно X век. Хронологически дата создания идола совпадает с периодом существования збручского культового центра. По данным археологических раскопок, идол был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит.
Верхняя часть идола оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой, под шапкой расположены четыре лица. Идол разделён на три горизонтальных яруса. Высота верхнего яруса — 160 см, среднего — 40 см, нижнего — 67 см. Таким образом, на идоле имеется 12 отдельных секций. Одна из секций нижнего яруса пуста, остальные же 11 содержат по одному изображению.
На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку и обращена коленями к лицевой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего идола.
Верхний ярус содержит крупные изображения двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, вторая — с кольцом. Мужчины соответственно изображены один — с конём и мечом, второй — с солярным знаком на одежде, кругом с шестью лучами внутри него.
Средний ярус схож с верхним, однако его фигуры значительно мельче. Фигуры также разделяются по полу — под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими — мужские. Одежды людей также длинные, но без пояса. Фигуры изображены с расставленными руками, как бы образуя хоровод.

Культовый смысл идола по Б.А.Рыбакову.
Женская фигура с рогом идентифицируется учёными как Макошь, богиня плодородия, а фигура с кольцом — как Лада, богиня весны, покровительница брака и любви. Мужская фигура с мечом и конём легче всего поддаётся определению, эти атрибуты свойственны Перуну, богу грозы и войны. Божество с солярным символом может быть определено либо как Хорс, бог солнца, либо как Дажьбог, бог плодородия и солнечного света. Скорее всего здесь изображён именно Дажьбог, для которого солярный знак был лишь опознавательным символом, из-за чего солнце изображено не в руках, а на одежде бога[5]. Мужское божество, держащее на себе Землю, может быть сопоставлено с Велесом (Волосом).
Также Збручский идол можно сопоставить с балтийско-славянским четырехглавым богом Святовитом.
Ныне идол находится в Польше, в Краковском археологическом музее.
 (фото 2)
 
Конкурсная работа по истории "Збручский идол" (фото 3)

При изготовлении поделки ориентировались на исторический материал, представленный на просторах интернет-ресурсов. Очень помогли фотографии с детальными изображениями граней идола.

При изготовлении поделки ориентировались на исторический материал, представленный на просторах интернет-ресурсов. Очень помогли фотографии с детальными изображениями граней идола. (фото 4)

Картинка взята с сайта http://ea0168.ru/Istoriya_Rossii_10-kl/11.html

Картинка взята с сайта http://ea0168.ru/Istoriya_Rossii_10-kl/11.html (фото 5)

Будем рады вашим отзывам и комментариям.

Dalia-59

Интересная работа,качественное исполнение!супер!

mavrinatanya

Благодарю!

Юлия Шв.

Очень интересная работа, шикарное исполнение!

mavrinatanya

Благодарим за оценку работы!

mavrinatanya

Благодарим, Николай Михайлович!

Nataja

Я так понимаю, грани прорисованы? Но выглядит как резьба! Впечатлила ваша работа. Молодцы!

mavrinatanya

Благодарим! Да, рисунок на гранях нанесен акварельными красками.

Janne

Очень здорово! Молодец мальчик!!

mavrinatanya

благодарю

Инна Зорина

Бесподобно! Интересная работа.браво

mavrinatanya

благодарю