Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Архыз летний. Нижне-Архызское городище.


 59 из 85 
Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия Архыз летний Нижне-Архызское городище

Поделиться:

 
Архыз летний. Нижне-Архызское городище. (фото 1)

ГЛАВА III. Нижне - Архызское городище.
После Лика Христа продолжаем ехать и слева по пути следования будет мост через реку Большой Зеленчук. Переезжаем его. Там надо будет заплатить деньги за въезд. И слева по пути следования после моста будут ворота - это и есть вход в Нижне - Архызское городище. Опять надо заплатить за вход.

ГЛАВА III. Нижне - Архызское городище.
После Лика Христа продолжаем ехать и слева по пути следования будет мост через реку Большой Зеленчук. Переезжаем его. Там надо будет заплатить деньги за въезд. И слева по пути следования после моста будут ворота - это и есть вход в Нижне - Архызское городище. Опять надо заплатить за вход. (фото 2)

Немного истории. Давно - давно на этих местах проходил Великий Шелковый Путь. И на том месте, где вы стоите, был крупный духовный центр Алании - город Маас. Городище простирается на 4,5 километра, отчётливо выделяются три улицы, ряд переулков, остатки каменных стен, развалины храмов, жилых домов, хозяйственных построек, могильники и даже дохристианские святилища. В центре городища обнаружено здание из пяти помещений. Первое из них представляло собой кузницу. Внутри находился горн, это первая подобная находка, известная на территории средневековой Алании.
Так как время течет и движется, позже на этом месте располагался мужской монастырь. А потом их разогнали и сделали Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник. Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс VII—XIV вв. н. э. — один из крупнейших памятников раннего Средневековья в РФ. Площадь городища составляет 94,5 га, охранная зона 675 га.

Немного истории. Давно - давно на этих местах проходил Великий Шелковый Путь. И на том месте, где вы стоите, был крупный духовный центр Алании - город Маас. Городище простирается на 4,5 километра, отчётливо выделяются три улицы, ряд переулков, остатки каменных стен, развалины храмов, жилых домов, хозяйственных построек, могильники и даже дохристианские святилища. В центре городища обнаружено здание из пяти помещений. Первое из них представляло собой кузницу. Внутри находился горн, это первая подобная находка, известная на территории средневековой Алании. 
Так как время течет и движется, позже на этом месте располагался мужской монастырь. А потом их разогнали и сделали Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник. Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический комплекс VII—XIV вв. н. э. — один из крупнейших памятников раннего Средневековья в РФ. Площадь городища составляет 94,5 га, охранная зона 675 га. (фото 3)

Я расскажу про это место, рассматривая его в разных временных рамках: в эпоху Алании, время, когда там был монастырь, конечно опираясь на то, что вы будете видеть, прогуливаясь по Нижне-Архызскому городищу.
Входим. Справа находится сторожевой домик, в который платим за вход. Слева находится белое здание, там открыли что-то типа кафе. Как заплатили, идем прямо по тропинке. По дороге Вам встретится карта городища - она не очень понятная. Рядом с картой будет указатель.

Я расскажу про это место, рассматривая его в разных временных рамках: в эпоху Алании, время, когда там был монастырь, конечно опираясь на то, что вы будете видеть, прогуливаясь по Нижне-Архызскому городищу.
Входим. Справа находится сторожевой домик, в который платим за вход. Слева находится белое здание, там открыли что-то типа кафе. Как заплатили, идем прямо по тропинке. По дороге Вам встретится карта городища - она не очень понятная. Рядом с картой будет указатель. (фото 4)

Перед белыми зданиями Вам необходимо будет свернуть налево. Пройдя немного, появится каменный столб - это менгир. Такой еще есть на въезде в поселок Нижний Архыз. Он тоже времен алан. Этот менгир изображает воина, который держит в руках меч и чашу, которые говорят, что аланский воин был отличным бойцом и воинов, а также гостеприимство этого народа, т.к. через это место проходил ранее Великий шелковый путь.

Перед белыми зданиями Вам необходимо будет свернуть налево. Пройдя немного, появится каменный столб - это менгир. Такой еще есть на въезде в поселок Нижний Архыз. Он тоже времен алан. Этот менгир изображает воина, который держит в руках меч и чашу, которые говорят, что аланский воин был отличным бойцом и воинов, а также гостеприимство этого народа, т.к. через это место проходил ранее Великий шелковый путь. (фото 5)

Далее Вам надо держать путь по нижней части дороги. Справа будет виднеться Средний храм. Не доходя до уровня этого храма, сворачиваем с тропинки налево, в сторону реки Большой Зеленчук. Идя по ней, Вы дойдете до солнечного календаря. С высоты птичьего полёта это место выглядит, как идеальный круг, его внутренний диаметр — 88 м, ширина стен — до 2-х метров. Из обработанных камней круг сложен в правильный восьмигранник. Исследования привели к выводу, что всё это сооружение — астрономический объект, солнечный календарь, своего рода обсерватория XI-XII вв. Летом его трудного рассмотреть из-за обильного цветения растений, зимой он покрыт снегом, а осенью или в период оттепели, он хорошо просматривается.

Далее Вам надо держать путь по нижней части дороги. Справа будет виднеться Средний храм. Не доходя до уровня этого храма, сворачиваем с тропинки налево, в сторону реки Большой Зеленчук. Идя по ней, Вы дойдете до солнечного календаря. С высоты птичьего полёта это место выглядит, как идеальный круг, его внутренний диаметр — 88 м, ширина стен — до 2-х метров. Из обработанных камней круг сложен в правильный восьмигранник. Исследования привели к выводу, что всё это сооружение — астрономический объект, солнечный календарь, своего рода обсерватория XI-XII вв. Летом его трудного рассмотреть из-за обильного цветения растений, зимой он покрыт снегом, а осенью или в период оттепели, он хорошо просматривается. (фото 6)

После посещения солнечного календаря, Вам необходимо вернуться на тропинку и продолжить путь мимо Среднего храма. Ваша цель- Северный храм. Идти надо прямо-прямо. Слева будет журчать р. Большой Зеленчук, справа простираться поле, где ранее располагалось городище и лес. Когда перед Вами откроется храм - вы дошли до своей цели - это Северный Храм.
Первым храмом Нижне-Архызского городища, был величественный и монументальный Северный храм — самая крупная христианская церковь Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. н. э. Он освящен в честь св. Георгия Победоносца.

После посещения солнечного календаря, Вам необходимо вернуться на тропинку и продолжить путь мимо Среднего храма. Ваша цель- Северный храм. Идти надо прямо-прямо. Слева будет журчать р. Большой Зеленчук, справа простираться поле, где ранее располагалось городище и лес. Когда перед Вами откроется храм - вы дошли до своей цели - это Северный Храм. 
Первым храмом Нижне-Архызского городища, был величественный и монументальный Северный храм — самая крупная христианская церковь Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. н. э. Он освящен в честь св. Георгия Победоносца. (фото 7)

По своей архитектурной композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Полукруглые апсиды собора, где размещается алтарь, направлены на восток. Это соответствует древнейшим канонам, согласно которым христианский храм повелевалось созидать «…наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим».

По своей архитектурной композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Полукруглые апсиды собора, где размещается алтарь, направлены на восток. Это соответствует древнейшим канонам, согласно которым христианский храм повелевалось созидать «…наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». (фото 8)

Зодчий, строивший этот собор, в качестве исходного модуля построения его архитектурной формы взял сторону подкупольного квадрата. При этом длина храма без притвора (21 метр) равна его высоте и в два раза больше его ширины. Пропорциональная соразмерность архитектурных форм собора позволяет утверждать, что строил его высококвалифицированный зодчий византийской школы. С севера, юга и запада храм имеет большие открытые притворы со входами вовнутрь, а венчает его барабан с шатровым куполом. Стены состоят из двух панцирей, сложенных из хорошо отесанных блоков местного камня-песчаника с бутобетонным заполнением между ними.

Зодчий, строивший этот собор, в качестве исходного модуля построения его архитектурной формы взял сторону подкупольного квадрата. При этом длина храма без притвора (21 метр) равна его высоте и в два раза больше его ширины. Пропорциональная соразмерность архитектурных форм собора позволяет утверждать, что строил его высококвалифицированный зодчий византийской школы. С севера, юга и запада храм имеет большие открытые притворы со входами вовнутрь, а венчает его барабан с шатровым куполом. Стены состоят из двух панцирей, сложенных из хорошо отесанных блоков местного камня-песчаника с бутобетонным заполнением между ними.  (фото 9)

Во время раскопок внутри собора, в нартексе, археологом В. А. Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из главных таинств христианства — обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви. Именно здесь в начале Х века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории. Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней, К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было. Монахи его также использовали в церковных целях.

Во время раскопок внутри собора, в нартексе, археологом В. А. Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из главных таинств христианства — обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви. Именно здесь в начале Х века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории. Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней, К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д. М. Струков. По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было. Монахи его также использовали в церковных целях. (фото 10)

Сейчас в данный храм свободный вход. На алтаре даже стоят церковные свечи. В центральной зале у стен располагались захоронения известных воинов и царей. Конечно, останков нет, просто такие углубления, как каналы. Фресок нигде не видно.

Сейчас в данный храм свободный вход. На алтаре даже стоят церковные свечи. В центральной зале у стен располагались захоронения известных воинов и царей. Конечно, останков нет, просто такие углубления, как каналы. Фресок нигде не видно. (фото 11)

После осмотра Вам необходимо обойти храм слева и подняться по ступеням X века. То Вы шли по нижнему уровню городища, а теперь путь идет по верхнему уроню городища. Ваша цель - дойти до Среднего храма. Длина пути примерно такая же, как и от солнечного календаря до Северного храма.

После осмотра Вам необходимо обойти храм слева и подняться по ступеням X века. То Вы шли по нижнему уровню городища, а теперь путь идет по верхнему уроню городища. Ваша цель - дойти до Среднего храма. Длина пути примерно такая же, как и от солнечного календаря до Северного храма. (фото 12)

Итак, Вы дошли до Среднего храма, чтобы подойти к нему, необходимо свернуть с тропинки.
Средний храм, относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Его интереснейшей особенностью является то, что композиционно он задумывался зодчим как «крест свободный», с двумя равными по длине ветвями креста. Эта архаичная форма храма позволяет отнести время его сооружения к концу IX века. В ходе строительства церкви первоначальный замысел архитектора изменился, и к центральной апсиде были пристроены две боковые апсиды, а западный рукав креста удлинен на величину модуля храма. Зодчий, очевидно, учел те изменения в византийской церковной архитектуре, которые происходили в ней после VI века, достигнув апогея к Х веку. Храм сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Прекрасная акустика в храме достигается с помощью голосников — системы глухих и сквозных отверстий в его сводах.

Итак, Вы дошли до Среднего храма, чтобы подойти к нему, необходимо свернуть с тропинки.
Средний храм, относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Его интереснейшей особенностью является то, что композиционно он задумывался зодчим как «крест свободный», с двумя равными по длине ветвями креста. Эта архаичная форма храма позволяет отнести время его сооружения к концу IX века. В ходе строительства церкви первоначальный замысел архитектора изменился, и к центральной апсиде были пристроены две боковые апсиды, а западный рукав креста удлинен на величину модуля храма. Зодчий, очевидно, учел те изменения в византийской церковной архитектуре, которые происходили в ней после VI века, достигнув апогея к Х веку. Храм сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Прекрасная акустика в храме достигается с помощью голосников — системы глухих и сквозных отверстий в его сводах. (фото 13)

В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1897 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения. Здание строго пропорционально и соразмерно. Так, полная высота храма соответствует его длине, а высота окон барабана равна радиусу купола. При этом более скромный по своим размерам Средний храм мог быть собором, в котором молилось христианское население Нижне-Архызского городища — в отличие от храма Северного, бывшего в то время кафедральным собором всей Алании.
Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. В конце XIX века, во время строительства Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом. Здесь можно рассмотреть очертания фресок, которыми были украшены стены этого храма.

В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Монахи в 1897 году восстановили Средний храм, освятили его в честь Троицы и проводили в нем богослужения. Здание строго пропорционально и соразмерно. Так, полная высота храма соответствует его длине, а высота окон барабана равна радиусу купола. При этом более скромный по своим размерам Средний храм мог быть собором, в котором молилось христианское население Нижне-Архызского городища — в отличие от храма Северного, бывшего в то время кафедральным собором всей Алании. 
Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. В конце XIX века, во время строительства Александро-Невского Зеленчукского монастыря, храм был восстановлен и использовался для богослужений в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом. Здесь можно рассмотреть очертания фресок, которыми были украшены стены этого храма. (фото 14)

Этот храм стоит напротив лика Христа, который расположен на противоположном берегу реки Большой Зеленчук. Этот храм также свободен для посещения. Слева у входа в храм просматриваются погребения семей аланов.

Этот храм стоит напротив лика Христа, который расположен на противоположном берегу реки Большой Зеленчук. Этот храм также свободен для посещения. Слева у входа в храм просматриваются погребения семей аланов. (фото 15)

После осмотра этого храма, возвращаемся на прежнюю тропинку. Далее располагаются строения монастырского времени. Ближний дом, предположительно, использовался для паломников. Остальные дома также использовались монахами.

После осмотра этого храма, возвращаемся на прежнюю тропинку. Далее располагаются строения монастырского времени. Ближний дом, предположительно, использовался для паломников. Остальные дома также использовались монахами. (фото 16)

Пройдя дома, Вы увидите мост. Слева от моста располагается такое углубление, заросшее травой. Это бывший пруд. Он монастырского времени. Там разводили рыб. В наше время пробовали это восстановить, даже рыб закупили и запустили. Но рыб вылавливали, короче, у них ничего не получилось.

Пройдя дома, Вы увидите мост. Слева от моста располагается такое углубление, заросшее травой. Это бывший пруд. Он монастырского времени. Там разводили рыб. В наше время пробовали это восстановить, даже рыб закупили и запустили. Но рыб вылавливали, короче, у них ничего не получилось. (фото 17)

Продолжаем путь. Осталось немного. Храм, который Вы встретите по дороге - Южный храм. Его еще называют Ильский. Он действующий.
Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм.

Продолжаем путь. Осталось немного. Храм, который Вы встретите по дороге - Южный храм. Его еще называют Ильский. Он действующий.
Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм. (фото 18)

Как установлено современными исследованиями, эта церковь, при постройке в Х веке, была посвящена святому пророку — Илье. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская.
Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов (1 греч. фут равен 30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью. В целом храм построен в русле античных строительных традиций, в частности, с применением техники кладки «тычком и ложком» в углах здания.

Как установлено современными исследованиями, эта церковь, при постройке в Х веке, была посвящена святому пророку — Илье. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя Ильинская.
Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов (1 греч. фут равен 30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил, в состав усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью. В целом храм построен в русле античных строительных традиций, в частности, с применением техники кладки «тычком и ложком» в углах здания. (фото 19)

Сложенный несколько грубее главных Нижне-Архызских храмов он в то же время связан с ними рядом общих архитектурных элементов, такими, как разработка главы и апсидальной части, подпружных арок и полочек-импостов. Эта общность архитектурно-строительных приемов указывает на принадлежность всех трех Нижне-Архызских церквей к одному архитектурному направлению и примерно к одному отрезку времени — в пределах Х века. Интересной особенностью храма является смещение западного входа и центрального окна апсиды от продольной оси здания. Этот факт говорит в пользу того, что церковь воздвигнута на месте какого-то более древнего храма, что подтверждается специальными инструментальными исследованиями, связанными с определением точного азимута храма и привязки его к датам юлианского календаря.

Сложенный несколько грубее главных Нижне-Архызских храмов он в то же время связан с ними рядом общих архитектурных элементов, такими, как разработка главы и апсидальной части, подпружных арок и полочек-импостов. Эта общность архитектурно-строительных приемов указывает на принадлежность всех трех Нижне-Архызских церквей к одному архитектурному направлению и примерно к одному отрезку времени — в пределах Х века. Интересной особенностью храма является смещение западного входа и центрального окна апсиды от продольной оси здания. Этот факт говорит в пользу того, что церковь воздвигнута на месте какого-то более древнего храма, что подтверждается специальными инструментальными исследованиями, связанными с определением точного азимута храма и привязки его к датам юлианского календаря.  (фото 20)

Еще более интересной и специфичной особенностью Ильинской церкви является вытянутое по продольной оси подкупольное звено плана, из-за чего барабан имеет эллипсовидную форму. Ранее это объяснялось, тем, что малоопытный зодчий храма допустил просчеты в соотношении общих размеров здания и его частных соразмерностей. Но, обратившись к византийской церковной архитектуре, мы видим аналоги этого сознательного архитектурного приема, например, в церкви монастыря Пантократора и храме святой Софии Трапезундской. На остальной части Кавказа, в Крыму и на Балканах аналогов подобного приема нет. В то же время в древнерусской архитектуре можно указать на так же вытянутое подкупольное звено церкви святого Василия в Овруче. Так как данный храм действующий, в него можно входить в таком виде, как церковь - женщинам в юбках и с платками на голове.

Еще более интересной и специфичной особенностью Ильинской церкви является вытянутое по продольной оси подкупольное звено плана, из-за чего барабан имеет эллипсовидную форму. Ранее это объяснялось, тем, что малоопытный зодчий храма допустил просчеты в соотношении общих размеров здания и его частных соразмерностей. Но, обратившись к византийской церковной архитектуре, мы видим аналоги этого сознательного архитектурного приема, например, в церкви монастыря Пантократора и храме святой Софии Трапезундской. На остальной части Кавказа, в Крыму и на Балканах аналогов подобного приема нет. В то же время в древнерусской архитектуре можно указать на так же вытянутое подкупольное звено церкви святого Василия в Овруче. Так как данный храм действующий, в него можно входить в таком виде, как церковь - женщинам в юбках и с платками на голове. (фото 21)

Рядом с храмом будет белое здание. В монастырское время там жили монахи, более того, от этого дома до церкви, которая находится рядом, был построен проход. Сейчас там остались следы на стене дома.

Если пойти за этот храм и свернуть налево, то можно пройти источнику, освещенному в честь Св. Александра Невского.

 

Продолжение следует...