Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Чувашская девочка

 Дети планеты
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 5
В избранных: 5

Поделиться:

Автор(ы) Леонтьева Мария
Возраст 9 лет
Учебное заведение МАОУДО "Дворец детского (юношеского) творчества" города Чебоксары
Место жительства город Чебоксары, Чувашская Республика
Материалы Трикотаж, синтепон, бязь, флок, канва, мулине, акриловая пряжа
Габариты 25 см
Педагог Волкова Ольга Владимировна
Тема работыОдежда детей планеты

Одуванчик ярко-желтый
Средь травы цвететв степи
А в Сильби растет девица
С редким именем Нарспи.
На лицо она прекрасна,
Как цветочек полевой.
Очи — черные агаты —
Блещут силой огневой.
Вьется локон своевольный,
От косы спускаясь вниз.
В лад с походкою девичьей
Раздается звон монист.
Лишь окинет парня взором —
Затрепещет сердце в нем;
Улыбнется — переполнит
Душу негой и теплом.
Кто приветливо не взглянет
На цветок родных полей?
Кто, красавицу увидев,
Не вздохнет потом по ней?
К. Иванов "Нарспи"
В данном мастер-классе мы покажем, как сделать куклу в девичьем чувашском костюме.

Одуванчик ярко-желтый
    Средь травы цвететв степи
    А в Сильби растет девица
    С редким именем Нарспи.
    На лицо она прекрасна,
    Как цветочек полевой.
    Очи — черные агаты —
    Блещут силой огневой.
    Вьется локон своевольный,
    От косы спускаясь вниз.
    В лад с походкою девичьей
    Раздается звон монист.
    Лишь окинет парня взором —
    Затрепещет сердце в нем;
    Улыбнется — переполнит
    Душу негой и теплом.
    Кто приветливо не взглянет
    На цветок родных полей?
    Кто, красавицу увидев,
    Не вздохнет потом по ней?
К. Иванов "Нарспи"
В данном мастер-классе мы покажем, как сделать куклу в девичьем чувашском костюме. (фото 1)

Перед тем как начать работу, мы провели маленькое исследование - "Девичий костюм чувашей". И вот что мы узнали. Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду — туникообразному покрою. До середины XIX в. она изготовлялась из белого холста. Длина кěпе (платья) доходила до щиколоток, рукава к кисти суживались, разрез делался посредине груди, края его вышивались особым швом.Вышивка рубашек низовых и средненизовых — плотная, полихромная, верховых — ювелирная. Первые свои рубахи украшали медальонообразными кěскě (по обе стороны грудного разреза) или ромбовидным узором сунтăх (из полосок кумача), у вторых -вышитыми хулçи (лентообразными съемными наплечниками шириной в 2 см и длиной около 40 см). В древности узоры круг, ромб, розетка имели символическое значение солнца. Рукава, подол и наспинная часть состояли из фигур, где вышивка находила гармоническое сочетание с нашивками из домотканой бордово-красной тесьмы. У вирьял ворот, грудной разрез и плечевой шов украшались узенькими полосками вышивки. На подол нашивались кружева, выше которых располагалась вышивка.

Рубашки девушек орнаментировались более скромно. На них часто помещались два ромбика или ромб с наклонной полоской. В комплексе старинного костюма рубаха выступает как главный элемент. Ей подчинялись все наряды по композиции и цветовому колориту узоров. Платье носили с фартуком или передником (чěрçитти, саппун). Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева).
Головной убор девушки (девочки) называется тухья. Тухъи бывают двух видов — островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев, красиво оформлялся козырек убора — красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.
Начинаем работу с подготовки материалов.

Перед тем как начать работу, мы провели маленькое исследование - "Девичий костюм чувашей". И вот что мы узнали. Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду — туникообразному покрою. До середины XIX в. она изготовлялась из белого холста. Длина кěпе (платья) доходила до щиколоток, рукава к кисти суживались, разрез делался посредине груди, края его вышивались особым швом.Вышивка рубашек низовых и средненизовых — плотная, полихромная, верховых — ювелирная. Первые свои рубахи украшали медальонообразными кěскě (по обе стороны грудного разреза) или ромбовидным узором сунтăх (из полосок кумача), у вторых -вышитыми хулçи (лентообразными съемными наплечниками шириной в 2 см и длиной около 40 см). В древности узоры круг, ромб, розетка имели символическое значение солнца. Рукава, подол и наспинная часть состояли из фигур, где вышивка находила гармоническое сочетание с нашивками из домотканой бордово-красной тесьмы. У вирьял ворот, грудной разрез и плечевой шов украшались узенькими полосками вышивки. На подол нашивались кружева, выше которых располагалась вышивка.

Рубашки девушек орнаментировались более скромно. На них часто помещались два ромбика или ромб с наклонной полоской. В комплексе старинного костюма рубаха выступает как главный элемент. Ей подчинялись все наряды по композиции и цветовому колориту узоров. Платье носили с фартуком или передником (чěрçитти, саппун). Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева). 
Головной убор девушки (девочки) называется тухья. Тухъи бывают двух видов — островерхие и без острия. У тухъи нет наспинной части. Девичьи уборы сплошь покрыты узорами из бисера. Серебро использовалось при украшении наушных деталей и нижних краев, красиво оформлялся козырек убора — красным кораллом, монетами. Рядами бус составлялись яруса, ромбы и другие геометрические узоры. На височной части размещались по три небольшие кисти из красных, белых и зеленых бисеринок. Тухъя не только овеществляет понятие о красоте, но и хранит следы давно ушедшей в прошлое магической функции.
Начинаем работу с подготовки материалов. (фото 2)

А также инструментов и тесемочек.

А также инструментов и тесемочек. (фото 3)

На машинке обтачиваем детали куклы (помогает педагог).

На машинке обтачиваем детали куклы (помогает педагог).  (фото 4)

Выворачиваем детали и наполняем синтепоном.

Выворачиваем детали и наполняем синтепоном.  (фото 5)

Зашиваем места заполнения синтепоном потайным швом.

Зашиваем места заполнения синтепоном потайным швом.  (фото 6)

Из флока выкраиваем детали обуви.

Из флока выкраиваем детали обуви.  (фото 7)

Швом "через край" закрепляем на ножке.

Швом "через край" закрепляем на ножке. (фото 8)

Вырезаем из картона подошву обуви, а также детали из флиса для обтягивания картона. Швом "через край" прошиваем деталь из флиса и обтягиваем картон.

Вырезаем из картона подошву обуви, а также  детали из флиса для обтягивания картона. Швом "через край" прошиваем деталь из флиса и обтягиваем картон. (фото 9)

Пришиваем потайным швом к обувке.

Пришиваем потайным швом к обувке. (фото 10)

Одеваем куколке "штанишки"

Одеваем куколке "штанишки" (фото 11)

Из бязи на машинке шьем вот такое платье (помогает педагог). Оборки на платье имитируем декоративной тесьмой

Из бязи на машинке шьем вот такое платье (помогает педагог). Оборки на платье имитируем декоративной тесьмой (фото 12)

Швом "вперед иголку" прошиваем верх платья и затягиваем деталь платья на кукле.

Швом "вперед иголку" прошиваем верх платья и затягиваем деталь платья на кукле. (фото 13)
 
Чувашская девочка (фото 14)

Головной убор "Тухью" мы связали из пряжи красного цвета. Декорируем бусами и паэтками.

Головной убор "Тухью" мы связали из пряжи красного цвета. Декорируем бусами и паэтками. (фото 15)

Привяливаем иголкой для валяния акриловую шерсть, формируя прическу - две косички.

Привяливаем иголкой для валяния акриловую шерсть, формируя прическу - две косички.  (фото 16)

Одеваем тухью и пришиваем по периметру головы потайным швом.

Одеваем тухью и пришиваем по периметру головы потайным швом. (фото 17)

Чувашской вышивкой оформляем фартук. Узоры вышивки сложные, они передают картину Мироздания в народном понимании, хранят в себе знания в мире, природе, верованиях и обрядности. В своей работе мы используем растительный орнамент- ростки жизни.

Чувашской вышивкой оформляем фартук. Узоры вышивки сложные, они передают картину Мироздания в народном понимании, хранят в себе знания в мире, природе, верованиях и обрядности. В своей работе мы используем растительный орнамент- ростки жизни.
 (фото 18)

Также вышивкой мы декорируем рукава платья. Называется эта отделка платья хулщи.

Также вышивкой мы декорируем рукава платья. Называется эта отделка платья хулщи. (фото 19)

Вот такая девочка Нарспи у нас получилась.

Вот такая девочка Нарспи у нас получилась.  (фото 20)

Чуваши считали, что человек должен соответствовать высокому уровню костюма, гармонировать с ним. Особенно тщательно в этом плане присматривались к девушкам и молодым женщинам, полноценная женская красота считалась хорошим символом, готовностью к продолжению рода. Женщина по мнению чувашей должна обладать подвижностью, легкой походкой и веселый нравом.

В своей работе мы попробовали максимально близко отобразить всю красоту чувашского девичьего костюма. Здесь и вышивка, и бисер, и монеты, и головной убор)) Думаем, что Вам понравится наша работа. 

Довженок Иван

Ольга Волкова___

Спасибода

Надежда Денисова

Машенька МОЛОДЕЦ!!! БРАВО!!! Великолепная работа!!!супер!

Ольга Волкова___

Спасибо огромное!!! Нам очень приятно читать такие отзывыцветы

Ирина Vishnevskaya

И правда, как цветочек! Костюм чудесный!

Ольга Волкова___

Спасибода

Доброволя

Прекрасная работа!бравоцветы

Ольга Волкова___

Спасибоблагодарю

Светлана Ямолкина

Изумительная работа! Молодец!симпатиябравоцветы

БИН762

Прекрасная девочка!

Т.А.Г.

супер!

Наталья Плиско

Чудесная куколка! Поздравляю с победой! жму руку