Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Про рыбью кожу.


 18 из 23 
Тип работы

Проект Про рыбью кожу

В избранных: 33
В избранных: 33

Поделиться:

Я занимаюсь в краеведческой студии «Истоки» и в кружке «Народный умелец». На пересечении моих интересов и появилась эта работа. С этим сообщением я собираюсь выступить на межшкольной научно-практической конференции.Здесь я буду выкладывать материалы, по мере их обработки. фотографии процесса обработки рыбьей кожи я поместила ранее. https://stranamasterov.ru/node/452432

Я занимаюсь в краеведческой студии «Истоки» и в кружке «Народный умелец». На пересечении моих интересов и появилась эта работа. С этим сообщением я собираюсь выступить на межшкольной научно-практической конференции.Здесь я буду выкладывать материалы, по мере их обработки. фотографии процесса обработки рыбьей кожи я поместила ранее. https://stranamasterov.ru/node/452432 (фото 1)

Моя работа выполнена по результатам экспедиций краеведческого клуба “Истоки” и студии “Народный умелец”. Во время путешествий я побывала в нанайских, эвенкийских поселениях, в музеях дальневосточных городов. В экспозициях всех музеев я обращала внимание на необычную одежду, изготовленную из рыбьей кожи. Были большие сомнения в практичности такой одежды, так как мне доводилось ловить и разделывать рыбу, ее кожа кажется тонкой и непрочной. Оказалось, что это впечатление обманчиво. Я узнала, что рыбья кожа превосходит кожу животных в прочности, износостойкости. И при этом практически не впитывает воду. [Научный журнал КубГАУ, №62(08), 2010 года Исследование прочностных свойств рыбьих кож http://ej.kubagro.ru/2010/08/pdf/28.pdf ]

Моя работа выполнена по результатам экспедиций краеведческого клуба “Истоки” и студии “Народный умелец”. Во время путешествий я побывала в нанайских, эвенкийских поселениях, в музеях дальневосточных городов. В экспозициях всех музеев я обращала  внимание на необычную одежду, изготовленную из рыбьей кожи. Были большие сомнения в практичности такой одежды, так как мне доводилось ловить и разделывать рыбу, ее кожа кажется тонкой и непрочной. Оказалось, что это впечатление обманчиво. Я узнала, что рыбья кожа превосходит кожу животных в прочности, износостойкости. И при этом практически не впитывает воду. [Научный журнал КубГАУ, №62(08), 2010 года  Исследование прочностных свойств рыбьих кож http://ej.kubagro.ru/2010/08/pdf/28.pdf ] (фото 2)

При сборе материала я обращалась в музей им Арсеньева во Владивостоке, где мне подарили каталог коллекции Бронислова Пилсудского собравшего в 1905г богатую этнографическую коллекцию в Приамурье и на Сахалине. В музее археологии и этнографии мне посоветовали книгу Елены Глебовой «Метаморфозы рыбьей кожи», я написала Елене Викторовне письмо, к сожалению, она была в Москве. Но пообещала помочь после возвращения. На сайте ее журнала http://www.slovoart.ru/node/226 я узнала много интересного.

При сборе материала  я обращалась в музей им Арсеньева во Владивостоке, где мне подарили каталог коллекции Бронислова Пилсудского собравшего в 1905г  богатую этнографическую коллекцию в Приамурье и на Сахалине. В музее археологии и этнографии мне посоветовали книгу Елены Глебовой «Метаморфозы рыбьей кожи», я написала Елене Викторовне письмо, к сожалению, она была в Москве. Но пообещала помочь после возвращения. На сайте ее журнала  http://www.slovoart.ru/node/226 я узнала много интересного. (фото 3)

Так же я связалась с известным мастером Валентиной Владимировной Бельды, которая живет в с.Джари Хабаровского края. Кроме того, я искала источники в интернете. При оформлении работы использованы фотографии из архива Клуба туристов, кружка Народный умелец, из интернета мои личные фотографии и рисунки. На фотографии В.В. Бельды и ее работы, снимок из архива клуба "Истоки"

Так же я связалась с известным мастером Валентиной Владимировной  Бельды, которая живет в с.Джари Хабаровского края. Кроме того, я искала источники в интернете. При оформлении работы использованы фотографии из архива Клуба туристов, кружка Народный умелец, из интернета мои личные фотографии и рисунки.  На фотографии В.В. Бельды и ее работы, снимок из архива клуба "Истоки" (фото 4)

Одежду из рыбьей кожи широко применяли народы, жившие по берегам Амура: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Что интересно все они носили схожего покроя одежду типа халата. Количество элементов одежды из рыбьей кожи в гардеробе уменьшалось по мере удаления от реки. Я обратила внимание, во время экспедиции в эвенкийскую деревню. У эвенков есть изделия из рыбьей кожи, но очень мало. Не зря их зовут оленьими людьми.

Одежду из рыбьей кожи широко применяли народы, жившие по берегам Амура: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Что интересно все они носили схожего покроя одежду типа халата. Количество элементов одежды из рыбьей кожи в гардеробе уменьшалось по мере удаления от реки.  Я обратила внимание, во время экспедиции в эвенкийскую деревню. У эвенков есть изделия из рыбьей кожи, но очень мало. Не зря их зовут оленьими людьми.  (фото 5)
 
Про рыбью кожу. (фото 6)
 
Про рыбью кожу. (фото 7)
 
Про рыбью кожу. (фото 8)
 
Про рыбью кожу. (фото 9)

А людей живущих на берегу амура в китайских летописях называют «рыбьекожими варварами». Русские первопроходцы 17 века В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, также отмечали эту удивительную особенность. Вот какое сильное впечатление производит одежда из рыбьей кожи. Недаром сегодня ей уделяют такое внимание модельеры. А насчет варваров китайские летописцы погорячились. Что бы в этом убедится достаточно посмотреть на эту самую одежду. Вся одежда - произведение искусства, продукт высокой культуры. В 1855г Ричард Карлович Маак, (фото) географ, ботаник и путешественник в своей книге «Путешествие на Амур» восхищается искусством народов Амура, пишет: «Ни у кого из других жителей Восточной Сибири мы не встречаем в такой степени развитого художественного инстинкта»

А  людей живущих на берегу амура в китайских летописях называют «рыбьекожими варварами». Русские первопроходцы 17 века  В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров,  также отмечали эту удивительную особенность. Вот какое сильное впечатление производит одежда из рыбьей кожи.  Недаром сегодня ей уделяют такое внимание модельеры. А насчет варваров китайские летописцы погорячились. Что бы в этом убедится достаточно посмотреть на эту самую одежду. Вся одежда - произведение искусства, продукт высокой культуры.   В  1855г  Ричард Карлович Маак, (фото) географ, ботаник и путешественник в своей книге «Путешествие на Амур» восхищается искусством народов Амура, пишет:  «Ни у кого из других жителей Восточной Сибири мы не встречаем в такой степени развитого художественного инстинкта» (фото 10)

Любая кожа, в том числе рыбья. Если не углубляться в подробности. Устроена одинаково. Она состоит из переплетающихся волокон белка-коллагена. промежутки межу которыми заполнены желатиноподобным веществом. При высыхании этот желатин твердеет, и кожа становится жесткой как картон, хотя волокна сохраняют свою эластичность. При выделки кожи этот желатин удаляют химически или механически разрушают. Такая кожа называется сыромятной. В дальнейшем кожу подвергают дублению. Под воздействием химикатов желатиноподобное вещество частично удаляется из кожи, частично оседает на белковых волокнах, приобретает эластичность, перестает набухать от воды. Куртки, ботинки, сумки шьют из дубленой кожи.
В древности выделкой рыбьей кожи занимались народы, жившие по берегам рек или морей. И из-за ее свойств и потому, что по их убеждениям от природы следовало брать только необходимое, а взятое использовать полностью. Это относится и к рыбе.

Любая кожа, в том числе рыбья. Если не углубляться в подробности. Устроена одинаково. Она состоит из переплетающихся волокон белка-коллагена. промежутки межу которыми заполнены желатиноподобным веществом. При высыхании этот  желатин твердеет, и кожа становится жесткой как картон, хотя волокна сохраняют свою эластичность. При выделки кожи этот желатин удаляют химически или механически разрушают. Такая кожа называется сыромятной. В дальнейшем кожу подвергают дублению. Под воздействием химикатов желатиноподобное вещество  частично удаляется из кожи, частично оседает на белковых волокнах, приобретает эластичность, перестает набухать от воды. Куртки, ботинки, сумки шьют из дубленой кожи. 
   В древности выделкой рыбьей кожи занимались народы, жившие по берегам рек или морей. И из-за ее свойств и потому, что по их убеждениям от природы следовало брать только необходимое, а взятое использовать полностью. Это относится и к рыбе.
 (фото 11)

Сегодня на рыбозаводах, остается масса отходов: кости, чешуя плавники и шкурки. По современным требованиям природоохраны такие отходы нужно утилизировать. Утилизация довольно дорога. Это, в том числе, послужили толчком для развития рыбного кожевенного производства в Скандинавских странах. Изучение СМИ показало, что нарастает интерес к этой теме и в России. Появляются предприятия, выделывающие рыбью кожу и модельеры, делающие из нее одежду, обувь, аксессуары. Кожа рыб промышленной выделки, может использоваться как любая другая кожа.

Сегодня на рыбозаводах, остается масса отходов: кости, чешуя плавники и шкурки. По современным требованиям природоохраны такие отходы нужно утилизировать. Утилизация довольно дорога. Это, в том числе, послужили толчком для развития рыбного кожевенного производства в Скандинавских странах. Изучение  СМИ показало, что нарастает интерес к этой теме и в России. Появляются предприятия, выделывающие рыбью кожу и модельеры, делающие из нее одежду, обувь, аксессуары. Кожа рыб промышленной выделки, может использоваться как любая другая кожа. (фото 12)

Сегодня мы можем говорить о существовании двух технологий выделки - ручной, т.е. кустарной, и промышленной. В данной работе мы остановимся на ручной выделке. Сотрудник художественного музея г. Комсомольска-на-Амуре Берестнева Елена Николаевна, руководитель проекта “Рыба белая и пушистая”, обучает детей работе с рыбьей кожей. Она помогла нам в освоении ручной выделки.

Сегодня мы можем говорить о существовании двух технологий выделки - ручной, т.е. кустарной, и промышленной. В данной работе мы  остановимся на ручной выделке.  Сотрудник  художественного музея г. Комсомольска-на-Амуре  Берестнева Елена Николаевна, руководитель проекта “Рыба белая и пушистая”, обучает детей работе с рыбьей кожей. Она помогла нам в освоении ручной выделки. (фото 13)

Нанайцы шкуру с рыбы сразу не снимают, рыбе дают подвялиться. После этого она не скользит в руках и шкура легче сходит. Снимают шкурку и с замороженной рыбы. Мы использовали замороженную щуку. Есть две схемы снятия шкурки.
В первом случае мы сохраняем брюшко, во втором спинку.

Нанайцы шкуру с рыбы сразу не снимают, рыбе дают подвялиться. После этого она не скользит в руках и шкура легче сходит. Снимают шкурку и с замороженной рыбы.  Мы использовали замороженную щуку. Есть две схемы снятия шкурки.
В первом случае мы сохраняем брюшко, во втором спинку. 
 (фото 14)

Наша рыба уже выпотрошена, сохраняем спинку.

Наша рыба уже выпотрошена,  сохраняем спинку. (фото 15)

Со снятой шкурки нужно очистить жир и остатки мяса. Шкурка становится тонкой и прозрачной. Такую шкурку можно засолить и обработать после.

Со снятой шкурки нужно очистить жир и  остатки мяса. Шкурка становится тонкой и прозрачной. Такую шкурку можно засолить и обработать после.  (фото 16)

Затем, моем с мылом. Шкурку нельзя мыть в горячей воде , развалиться.

Затем, моем с мылом. Шкурку нельзя мыть в горячей воде , развалиться. (фото 17)

Растягиваем нашу заготовку и оставляем сушиться.

Растягиваем нашу заготовку и оставляем сушиться.  (фото 18)

День-два и можно снимать. Сушеная шкурка, как и соленая, может храниться долго.

День-два и можно снимать. Сушеная шкурка, как и соленая,  может храниться долго. (фото 19)

Выделанную до прозрачности шкурку, нанайцы вставляли вместо стекла в окно. И наша пропускает свет

Выделанную  до прозрачности шкурку,  нанайцы  вставляли  вместо стекла в окно. И наша пропускает свет (фото 20)

Самый трудный этап - тщательно промять шкурку.

Самый трудный этап  - тщательно промять шкурку.  (фото 21)
 
Про рыбью кожу. (фото 22)

Для этой операции существуют специальные приспособления- мялки.

Для этой операции существуют  специальные приспособления- мялки.  (фото 23)

Один из видов мялки, мы имели возможность летом 2012г. рассмотреть в Амурском краеведческом музее

Один из видов мялки, мы имели возможность летом 2012г.  рассмотреть в  Амурском  краеведческом музее (фото 24)

В результате шкурка становится похожей на замшу. Становится пушистой и почти белой.

В результате шкурка становится похожей на замшу. Становится пушистой и почти белой.  (фото 25)

Это сыромятная кожа, она не дубилась, в голодный год ее можно разварить и съесть. Кстати, в кулинарии народа ульчи есть интересное блюдо из рыбьей кожи пудинг моси. Для приготовления нужно со свежей рыбы очистить чешую, снять кожу , соскоблить внутри от черной пленки, жира. Промыть водой. Нарезать шкуру полосками. Полоски сплести косичкой, закрепить нитками. Опустить в кипящую воду, варить 15-20минут. Кожа должна стать мягкой. Вынуть, снять нитки. Растереть пестиком в кашицу. Все эти операции в нашей кулинарии опишут так: купите пакетик желатина, дайте набухнуть в холодной воде.
В полученную массу добавить сгущенку, немного растительного масла. Продолжая растирать, долить немного бульона, в котором варилась шкурка. Мешаем, пока масса не станет белой и густой. Затем раскладываем на тарелки, ставим на холод, пока не застынет как желе. Существуют варианты без сгущенки.

Это сыромятная кожа, она не дубилась, в голодный год ее можно разварить и съесть. Кстати, в кулинарии народа ульчи есть интересное блюдо из рыбьей кожи пудинг моси. Для приготовления нужно со свежей рыбы очистить чешую,  снять кожу , соскоблить  внутри от черной пленки, жира. Промыть водой. Нарезать шкуру полосками. Полоски сплести косичкой, закрепить нитками. Опустить в кипящую воду, варить 15-20минут. Кожа должна стать мягкой. Вынуть, снять нитки. Растереть пестиком в кашицу. Все эти операции в нашей кулинарии опишут так: купите пакетик желатина, дайте набухнуть в холодной воде. 
В полученную массу добавить сгущенку, немного растительного масла. Продолжая растирать, долить немного бульона, в котором варилась шкурка. Мешаем, пока масса не станет белой и густой. Затем раскладываем на тарелки, ставим на холод, пока не застынет как желе. Существуют варианты без сгущенки.
 (фото 26)

Шкурку можно пускать в работу, а можно подкоптить в дыму она пропитается дегтем, станет золотистой и водонепроницаемой. Можно опустить в отвар коры ивы, дуба. Она задубится приобретет коричневый оттенок. Можно окрасить отварами трав.
Из нашей шкуры я изготовила оберег, этому меня научили во время мастер-класса в эвенкийской деревне Первомайское Тындинского р-на Амурской области.

Шкурку можно пускать в работу, а можно подкоптить в дыму она пропитается дегтем, станет золотистой и водонепроницаемой. Можно опустить в отвар коры ивы, дуба. Она задубится приобретет коричневый оттенок. Можно окрасить отварами трав. 
Из нашей шкуры я изготовила оберег, этому меня научили во время мастер-класса в эвенкийской деревне Первомайское Тындинского р-на Амурской области. 
 (фото 27)
 
Про рыбью кожу. (фото 28)
 
Про рыбью кожу. (фото 29)
 
Про рыбью кожу. (фото 30)
 
Про рыбью кожу. (фото 31)

Сегодня мастера чаще делают небольшие сувениры, их проще сделать на них есть спрос.

Сегодня мастера чаще делают небольшие сувениры, их проще сделать на них есть спрос.  (фото 32)
 
Про рыбью кожу. (фото 33)
 
Про рыбью кожу. (фото 34)
 
Про рыбью кожу. (фото 35)
 
Про рыбью кожу. (фото 36)

Иногда мастерам заказывают национальную одежду. Валентине Владимировне Бельды,
приходилось выполнять такие заказы. Она рассказала нам, как шьют свадебный халат (амери).
фото с сайта «Словесница искусств» http://www.slovoart.ru/

Иногда мастерам заказывают национальную одежду.  Валентине Владимировне Бельды, 
 приходилось выполнять такие заказы. Она рассказала нам, как шьют свадебный халат (амери).
фото с сайта «Словесница искусств» http://www.slovoart.ru/
 (фото 37)

Для пошива халата нужно примерно ,30-40шкурок. Свадебный халат шьется из светлой, почти белой кожи. Для получения такого цвета кожу вымораживали или обрабатывали специальной глиной.

Для пошива халата нужно примерно ,30-40шкурок. Свадебный халат шьется из светлой, почти белой кожи. Для получения такого цвета кожу вымораживали или обрабатывали специальной глиной. (фото 38)

Шкурки подбираются по фактуре и цвету и сшиваются в крупные пластины, из которых, затем, кроятся детали халата. Опытная мастерица подбирает шкурки, что бы они симметрично располагались в будущем изделии. Сшивали халат нитками, сделанными из тонко нарезанной рыбьей кожи, расщепленных сухожилий животных, или из крапивы. Три мастерицы за день могут сшить халат. Но он смотрится очень просто, даже грубовато. Тут то и начинается самая трудоемкая и творческая работа – отделка. На нее может быть затрачено до 1,5лет”.

Шкурки подбираются по фактуре и цвету и сшиваются в крупные пластины, из которых, затем, кроятся детали халата. Опытная мастерица подбирает шкурки, что бы они симметрично располагались в будущем изделии. Сшивали халат нитками, сделанными из тонко нарезанной рыбьей кожи, расщепленных сухожилий животных, или из крапивы. Три мастерицы за день могут сшить халат. Но он смотрится очень просто, даже грубовато. Тут то и начинается самая трудоемкая и творческая работа – отделка. На нее может быть затрачено до 1,5лет”. (фото 39)

Халат нужно украсить узорами и орнаментом. У каждой мастерицы есть трафареты для изготовления орнамента. Такие трафареты делают из бересты или кожи. Мастерица сама вырезает трафареты, поэтому знающий человек может определить автора работы.

Халат нужно украсить узорами и орнаментом. У каждой  мастерицы есть трафареты для изготовления орнамента. Такие трафареты делают из бересты или кожи. Мастерица сама вырезает трафареты, поэтому знающий человек может определить автора работы. (фото 40)

У нанайцев все предметы в быту, украшены орнаментом. У каждого предмета свой узор. Орнаментом для женского халата, например, не украшали шапку, или рукавицы.
Украсим и халат.

У нанайцев все предметы в быту, украшены орнаментом. У каждого предмета свой узор. Орнаментом для женского халата, например, не украшали шапку, или рукавицы.
 Украсим и халат. 
 (фото 41)

На спинке халата дерево.

На спинке халата дерево.

 (фото 42)

Образ дерева используется у амурских, и не только, народов как модель мира. В случае свадебного халата это родовое дерево.
Считалось, что эти деревья растут на небе, у каждого рода свое, в ветвях дерева живут людские души (птички на рисунке) которые вселятся в будущих детей.
В узор включены значки-обереги в виде животных, птиц и рыб. Например : целующиеся рыбки - оберег материнства, всякие звери и бабочки оберег семейного счастья.

Образ дерева используется у амурских, и не только, народов  как модель мира.  В случае свадебного халата это родовое дерево.
Считалось, что эти деревья растут на небе, у каждого рода свое, в ветвях дерева живут людские души (птички на рисунке)  которые вселятся в будущих детей. 
В узор включены значки-обереги в виде животных, птиц  и рыб. Например : целующиеся рыбки - оберег материнства, всякие звери и бабочки оберег семейного счастья. 
 (фото 43)
 
Про рыбью кожу. (фото 44)
 
Про рыбью кожу. (фото 45)

По краю одежды идет полоса орнамента, который должен оберегать невесту от злых сил.
Фото из архива клуба "Истоки

По краю одежды идет полоса орнамента, который должен оберегать невесту от злых сил. 
Фото из архива клуба "Истоки (фото 46)

Да и сама рыбья кожа была сильной защитой. Недаром из нее шили костюмы шаманов, а специальная детская рубашка-оберег шилась из трех сортов рыбьей кожи.
Костюм шамана краеведческий музей г.Амурска. Фото из архива клуба "Истоки

Да и сама рыбья кожа была сильной защитой. Недаром из нее шили костюмы шаманов, а специальная детская рубашка-оберег шилась из трех сортов рыбьей кожи.
 Костюм шамана краеведческий музей г.Амурска. Фото из архива клуба "Истоки (фото 47)

И что бы еще усилить действие рыбьей кожи, халат украшали чешуей дракона – существа доброго и могущественного

И что бы еще усилить действие рыбьей кожи, халат  украшали чешуей дракона – существа доброго и могущественного  (фото 48)
 
Про рыбью кожу. (фото 49)

По подолу нашивались металлические подвески, которые звенели при ходьбе и во время танца. Этот звон отгонял злых духов!
Украшение свадебного халата --работа тонкая и кропотливая. Это тема отдельного рассказа. У невесты, минимум должно было быть пять таких халатов.
Тем более удивительно, что работа эта очень мало ценилась самими мастерицами, о чем писал Маак в 1855 г [6]. Он говорил, что они отдавали свои изделия за кусок простой ткани. Сейчас свадебный халат обходится примерно в 140000руб.

По подолу нашивались металлические подвески, которые звенели при ходьбе и во время танца. Этот звон отгонял злых духов!
Украшение свадебного халата --работа тонкая и кропотливая. Это тема отдельного рассказа.  У невесты, минимум должно было быть пять таких халатов. 
Тем более удивительно, что работа эта очень мало ценилась самими мастерицами, о чем писал Маак в 1855 г [6]. Он говорил, что они отдавали свои изделия за кусок простой ткани. Сейчас свадебный халат обходится примерно в 140000руб. 
 (фото 50)

Халаты, как правило, шили из кожи кеты. Для других изделий применялась кожа разных рыб: ленок, таймень, щука, сом. Каждой находилось применение.
Фото из архива клуба "Истоки".

Халаты, как правило, шили из кожи кеты. Для других изделий применялась кожа разных рыб: ленок, таймень, щука, сом. Каждой находилось применение.
Фото из архива клуба "Истоки". (фото 51)

Я сварила немного клея на пробу. нужно брать больше шкурок 3-4. Тогда клея будет достаточно, что бы покрыть дно кастрюли. Не выливайте в фольгу приклеится намертво. Нанайцы режут готовый клей на полоски и дополнительно сушат на воздухе. Сухой клей хранится годами, десятилетиями. Во время работы такая палочка клея смачивается слюной, дальше пользуются как клеящим карандашом. Считается, что клей размоченый слюной держит лучше Рыбный клей, как и костный-столярный, известен очень давно и широко применяется до сих пор. Варят его примерно одинаково во всем мире. Но нанайцев есть интересная технология. Если в пути нужно срочно что-то заклеить. Нанаец ловит рыбу, сдирает кожу накручивает шкурку на палку и держит над костром. Вы какой то момент из шкурки начнет капать клей. Капаете в нужное место прижимаете. Что-то вроде суперклея.

Я сварила немного клея на пробу. нужно брать больше шкурок 3-4. Тогда клея будет достаточно, что бы покрыть дно кастрюли. Не выливайте в фольгу приклеится намертво. Нанайцы режут готовый клей на полоски и дополнительно сушат на воздухе. Сухой клей хранится годами, десятилетиями. Во время работы такая палочка клея смачивается слюной, дальше пользуются как клеящим карандашом. Считается, что клей размоченый слюной держит лучше Рыбный клей, как и костный-столярный, известен очень давно и широко применяется до сих пор.  Варят его примерно одинаково во всем мире. Но нанайцев есть интересная технология. Если в пути нужно срочно что-то заклеить. Нанаец ловит рыбу, сдирает кожу накручивает шкурку на палку и держит над костром. Вы какой то момент из шкурки начнет капать клей. Капаете в нужное место прижимаете. Что-то вроде суперклея. (фото 52)
 
Про рыбью кожу. (фото 53)

Я не рассказала о многих нюансах. Вообще тема национального искусства и ремёсел оказалась огромной и многогранной. Что бы изучить её нужно очень много времени. Обидно, что ремёсла постепенно исчезают, древние знания теряются.
Но тем ни менее!
В процессе работы я узнала о культуре народов живших на Амуре, изучила способ обработки рыбьей кожи.
Применила полученные знания на практике, выделала рыбью шкурку, изготовила сувенир.
А главное, познакомилась с интересными людьми, мастерами из Хабаровского края, и с людьми которые стараются не только изучить, но и сохранить древнюю культуру.
Хочу поблагодарить всех, кто помог в этой работе. Сотрудников музея им. Арсеньева г.Владивостока, которые проявили ко мне внимание. Сотрудников музея Археологии и Этнографии. Синицину Ларису Федоровну, сотрудника краеведческого музея г.Амурска. Коллекционеров из г. Комсомольска-на-Амуре Виктора Александровича и Татьяну Васильевну Кладницких. Моих педагогов Татьяну Павловну Богомазову и Ольгу Николаевну Сергиенко. Моих родителей. Тех, кто помог мне.

Я не рассказала о многих нюансах. Вообще тема национального искусства и ремёсел оказалась огромной и многогранной. Что бы изучить её нужно очень много времени. Обидно, что ремёсла постепенно исчезают, древние знания теряются. 
Но тем ни менее!
В процессе работы я узнала о культуре народов живших на Амуре, изучила способ обработки рыбьей кожи.
Применила полученные знания на практике, выделала рыбью шкурку, изготовила сувенир.
А главное, познакомилась с интересными людьми, мастерами из Хабаровского края, и с людьми которые стараются не только изучить, но и сохранить древнюю культуру. 
    Хочу поблагодарить всех, кто помог в этой работе. Сотрудников  музея им. Арсеньева  г.Владивостока, которые проявили ко мне внимание. Сотрудников  музея  Археологии и Этнографии. Синицину Ларису Федоровну, сотрудника краеведческого музея г.Амурска. Коллекционеров из г. Комсомольска-на-Амуре Виктора Александровича и Татьяну Васильевну Кладницких.  Моих педагогов Татьяну Павловну Богомазову и Ольгу Николаевну Сергиенко. Моих родителей. Тех, кто помог мне.
 (фото 54)
Аленький_

Спасибо, Вита!Ты большая умница!!!Слежу за твоими записями в блоге, правда, с кожей ещё не работала, большой рыбины ещё не попадалось.А очень хочется попробовать!

Bита

Спасибо. Рыбья кожа традиционной выделки пахнет рыбой. Это проблема. И хорошо бы ее задубить, я еще не пробовала.

Bита

Выложила весь доклад.

Наталья Бурцева

О, как интересно!

Bита

Выложила весь доклад.

Наталья Рукодельная

уже жду не дождусь, когда же дальше про кожу продолжится рассказ. Дождалась ура!

Bита

Закончила!

ИГОРЬ фАТЫХОВИЧ Искандаров

Давно меня почему-то интересует рыбья кожа. Видел на фото куртку из кожи сазана, с огромной чешуёй, может это быть или приснилось?

Marina Voznyak

 очень интересно! вы- молодец! такая молоденькая и столько уже узнали и изучили!! представляю что  будите знать и каких открытий достигните , например к 99 годам! Удачи вам!

Bита

Спасибо.

seniavol

Вита, какая ты умничка, молодец, очень интересный рассказ - ждём продолжения и экспериментов. Творческих успехов цветы

Bита

Спасибо. Все, наконец.

metrocha

Вита, ты молодец. С такой работой можно мне кажется и на Россию выходить. У тебя же весь процесс производства в руках. Ты на любой вопрос жюри ответишь и покажешь на практике. Мы с тобой коллеги, я уже 10 лет как руководитель школьного краеведческого музея. Была на разных конференциях в Московской области, но работ такого уровня не видела. Молодец!!!!!!!

Bита

Спасибо. Выложила весь доклад.

Bита

Спасибо! Я заняла первое место на областной краеведческой конференции «Приамурье – наш общий дом». В секции этнография. Было шесть участников, были очень интересные работы, одна девочка привезла зуб мамонта и кусок окаменелого дерева.

Nushell

Виточка, спасибо что пригласила поглазеть на продолжение! А то я бы пропустила, совсем нет времени бродить по стране...Для тебя мало наших коментов, ты такую работу проделала, и так интересно приподнесла свой материал!!! В Стране Мастеров - культурная революция...МОЛОДЕЧИК!!!!!супер!

Вера Хоменко

Очень интересно!!!

благодарюСпасибо большое за такой интересный и необычный  материал.

Наталья Рукодельная

ОГООООООО! Целый докладище! Так познавательно и интересно написано и сфотографировано!

Ты просто огромная умница!

Lolik

Читала с большим интересом! Как будто статья из энциклопедии! Вита! так держать! Ты продела научную работу! Благодаря таким пытливым и любознательным , как ты, сохраняются народные промыслы . супер!браво

гость

Я в свое время защищала диплом в Институте Индустрии Моды.Была использована рыбья кожа.200 листов диплома и 6 костюмов.Мне было интересно прочитать вашу работу.Успехов !!!

 

Волшебница_Анютка

Прекрасно ! Обязательно сделаю такой амулет из рыбьей кожы , хочу спросить о рыбьей коже (честно признаюсь  не читала ) её легко сдирать? Трудно ли на ней писать ?

Lalit

очень интересно написано, прими мое восхищение. никогда не слышала о одежде из рыбьей кожи в принципе. а тут и подробное описание, и работы мастеров, и практическое применение! 

Вита, ты такая молодец что этим занимаешься! здорово!

Валисий

Очень интересно, позновательно. огромное спасибо!браво

Вера Плетцер

Вита, сегодня наткнулась на твою работу и была поражена... Я и не предполагала, что из кожи рыб что-то делают... Огромное тебе спасибо за столь интересный материал. Ты - умничка!!!! Новых тебе открытий и удачи в жизни!

Елена Губанова

Вита,очень интересный материал,в Интернете на эту тему практически ничего нет,только результаты,а процесс отсутствует,я давно этим интересуюсь,но пока руки не доходят,во всяком случае ,узнала для себя основы.Спасибо!

Bита

Спасибо за добрые слова, давно не заходила, пропустила ваш комментарий.

Martiny

Супер. Я тоже увлеклась рыбьей кожей, долго искала материал по выделке. В связи с чем вопрос когда мнут кожу, мнут сухую или с каким либо жиром? Первую свою шкурку я мяла с жирным кремом для рук, получилось неплохо, но шкурка со временем пожелтела. Вот вчера только высушила еще одну шкурку, сижу и думаю как ее мять...

Bита

Нанайцы мнут насухую.  Способ обработки встречала в какой-то диссертации советского еще времени. Подробностей не помню. Сейчас все молчат, ноу-хау. :(

http://www.ok.ru/profile/536443647890 Здесь Валентина Бельды спросите.

Ольга Черныш

Отличная статья. Красивые поделки.  Любопытные места.  Я сюда зашла в поисках техники обработки кожи. В общем-то я примерно так и собиралась делать. У меня кожа окуня. Не знала об этапе последнем, где нужно растирать ее. Я недавно обрабатывала кожу ужа.  Не знаю, как долго она будет храниться.

Bита

Спасибо. Я давно не заходила. Есть способ дубления. Я встречала в какой-то диссертации советского еще времени. Подробностей не помню. Сейчас все молчат, ноу-хау. :(

гость Аврора Мусорлиева

Дорогая Вита,

Спасибо большое за разказ! Мне очень интересно било научить о изполльзование рибей шкури и о узорах нанаицев. 

 

Bита

Спасибо за добрые слова. Я не видела ваш комментарий. Давно не заходила.

ДарьяNY

Очень интересно! Спасибо! Молодец!

ЛиЛеКа

Изумительная работа! Колоссальный труд! Браво!