Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Секреты росписи. Часть 7(2). Основы композиции.


Техника
Материал

Картина панно рисунок Роспись Секреты росписи Часть 7 2 Основы композиции Краска

В избранных: 26
В избранных: 26
В избранных: 26

Поделиться:

В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно).

   В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя  (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно). фото 1

На рис. Пелагеи Глущенко "Квітка"(1946) показана асимметрично уравновешенная композиция. Она также является типичной ( а в наше время наиболее распространенной) для петриковского рисунка.
В асимметричных (следовательно, более подвижных) композициях равновесие достигается разными приемами:введением пространственных пауз, контрастом изображаемых форм по размеру, цвету, тону и др. Именно такие приемы использует в своей работе "Павич та калина"(1963) Василий Соколенко

   В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя  (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно). фото 2

Самобытность петриковской росписи в наибольшей степени выражается при помощи особых приемов и средств, которые длительное время формировались в петриковском центре. К этим приемам обычно относят направление размещения элементов рисунка : вертикальное, горизонтальное, диагональное, по схеме восьмерки и др.; геометрическая форма, в которой размещена композиция ( круг, квадрат, овал, прямоугольник), а также традиционное формально-сюжетное решение композиции ("бегунец", "цветок"(укр. "квітка"), "ветка", "букет", "вазон", "ковер", "пейзаж","жанровая композиция".

   В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя  (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно). фото 3

На рисунке петриковского мастера Федора Панко "Лапатий букет" (1969) мы видим построение композиции по схеме восьмерки, которая стала популярной в 60 -70 годы 20 столетия. Начиная от основы стебля, снизу вверх, растительные формы уменьшаются, как будто в линейной перспективе. Это придает композиции особенную устойчивость и равновесие.

   В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя  (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно). фото 4

Продолжение следует. Спасибо всем, кто знакомится с этим материалом и высказывает свое мнение о нем.

Рышарда

Красота!!!!!

trifffany

Безумно интересно! Спасибо!

гость

Какая красота! Какой замечательный информационный материал для всех, кто вышивает, валяет и вяжет!

Харченко Елена

Спасибо.