Секреты росписи. Часть 7(2). Основы композиции.

Техника
Материал

Картина панно рисунок Роспись Секреты росписи Часть 7 2 Основы композиции Краска

В избранных: 26
В избранных: 26
В избранных: 26

Поделиться:

В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно).

   В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя  (это видно на рис. Веры Павленко "Будяки та маки",1938). Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно). фото 1

На рис. Пелагеи Глущенко "Квітка"(1946) показана асимметрично уравновешенная композиция. Она также является типичной ( а в наше время наиболее распространенной) для петриковского рисунка.
В асимметричных (следовательно, более подвижных) композициях равновесие достигается разными приемами:введением пространственных пауз, контрастом изображаемых форм по размеру, цвету, тону и др. Именно такие приемы использует в своей работе "Павич та калина"(1963) Василий Соколенко

Самобытность петриковской росписи в наибольшей степени выражается при помощи особых приемов и средств, которые длительное время формировались в петриковском центре. К этим приемам обычно относят направление размещения элементов рисунка : вертикальное, горизонтальное, диагональное, по схеме восьмерки и др.; геометрическая форма, в которой размещена композиция ( круг, квадрат, овал, прямоугольник), а также традиционное формально-сюжетное решение композиции ("бегунец", "цветок"(укр. "квітка"), "ветка", "букет", "вазон", "ковер", "пейзаж","жанровая композиция".

На рисунке петриковского мастера Федора Панко "Лапатий букет" (1969) мы видим построение композиции по схеме восьмерки, которая стала популярной в 60 -70 годы 20 столетия. Начиная от основы стебля, снизу вверх, растительные формы уменьшаются, как будто в линейной перспективе. Это придает композиции особенную устойчивость и равновесие.

Продолжение следует. Спасибо всем, кто знакомится с этим материалом и высказывает свое мнение о нем.

Рышарда

Красота!!!!!

trifffany

Безумно интересно! Спасибо!

гость

Какая красота! Какой замечательный информационный материал для всех, кто вышивает, валяет и вяжет!

Харченко Елена

Спасибо.