Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Секреты росписи. Часть 3.


Техника
Материал

Картина панно рисунок Роспись Секреты росписи Часть 3 Краска

В избранных: 53
В избранных: 53
В избранных: 53
В избранных: 53

Поделиться:

Петриковская роспись потеряла бы всю свою оригинальность, если бы в ней не использовались мазки, выполненные кисточкой из кошачьей шерсти. Ниже я привожу отрывки из своей неопубликованной книги (учебно-методическое пособие) о том, как изготовить такую кисточку и какие основные мазки надо научиться делать.
Дополнительно к сказанному хочу дать еще такие советы:
1.Шерсть подходит только от обыкновенной короткошерстной кошки.
2. Необходимо аккуратно срезать 2-3 пучка шерсти как можно ближе к коже.
3. Не перепутав местами концы пучков, сложить их веером и, смазав клеем ПВА круглую лучше деревянную палочку диаметром 2-3 мм, обмотать вокруг нее рвномерно шерсть на расстоянии 1,5 - 2 см от конца и привязать ее крепкой нитью, виток к витку. Сделав прочный узел, лишние концы нити обрезать.
4. Место крепления кисти смазать также клеем ПВА.
5. Дать кисти высохнуть. Затем обычной швейной иглой выбрать лишний пух, смочить кисть и посмотреть на получившуюся форму. Если отдельные волосинки окажутся намного длиннее основной массы, то их можно аккуратно вытянуть из кисти, но ни в коем случае не обрезать. Кисть по форме должна напоминать семечко фруктов (яблока,например).
Вывод: Сделать удачную кисточку не так просто, здесь нужен опыт и отчасти везение. В процессе использования кисть будет улучшать свое качество, так как волосинки притрутся и примут нужную форму. Кисть необходимо мыть с мылом и хранить рабочей частью вверх (никогда надолго не оставлять в емкости с водой шерстью вниз, от этого кисть очень скоро может потерять нужную форму). Вообще же эта кисточка довольно долговечная, и мастера ее очень любят и ценят.

  Петриковская роспись потеряла бы всю  свою оригинальность, если бы в ней не использовались мазки, выполненные кисточкой из кошачьей шерсти. Ниже я привожу отрывки из своей неопубликованной книги (учебно-методическое пособие) о том, как изготовить такую кисточку и какие основные мазки надо научиться делать.
   Дополнительно к сказанному хочу дать еще такие советы:
  1.Шерсть подходит только от обыкновенной короткошерстной кошки.
  2. Необходимо аккуратно срезать 2-3 пучка шерсти как можно ближе к коже.
  3. Не перепутав местами концы пучков, сложить их веером и, смазав клеем ПВА круглую лучше деревянную палочку диаметром 2-3 мм, обмотать вокруг нее рвномерно шерсть на расстоянии 1,5 - 2 см от конца и привязать ее крепкой нитью, виток к витку. Сделав прочный узел, лишние концы нити обрезать.
  4. Место  крепления кисти смазать также клеем ПВА.
  5. Дать кисти высохнуть. Затем обычной швейной иглой выбрать лишний пух, смочить кисть и посмотреть на получившуюся форму. Если отдельные волосинки окажутся намного длиннее основной массы, то их можно аккуратно вытянуть из кисти, но ни в коем случае не обрезать. Кисть по форме должна напоминать семечко фруктов (яблока,например).
  Вывод: Сделать удачную кисточку не так просто, здесь нужен опыт и отчасти везение. В процессе использования кисть будет улучшать свое качество, так как волосинки притрутся и примут нужную форму. Кисть необходимо мыть с мылом и хранить рабочей частью вверх (никогда надолго не оставлять в емкости с водой шерстью вниз, от этого кисть очень  скоро может потерять нужную форму). Вообще же эта кисточка довольно долговечная, и мастера ее очень любят и ценят. фото 1

Мазки, описанные ниже, придают петриковской росписи своеобразие, ажурность, легкость. Чтобы ими овладеть, необходимо какое-то время потренироваться.

  Петриковская роспись потеряла бы всю  свою оригинальность, если бы в ней не использовались мазки, выполненные кисточкой из кошачьей шерсти. Ниже я привожу отрывки из своей неопубликованной книги (учебно-методическое пособие) о том, как изготовить такую кисточку и какие основные мазки надо научиться делать.
   Дополнительно к сказанному хочу дать еще такие советы:
  1.Шерсть подходит только от обыкновенной короткошерстной кошки.
  2. Необходимо аккуратно срезать 2-3 пучка шерсти как можно ближе к коже.
  3. Не перепутав местами концы пучков, сложить их веером и, смазав клеем ПВА круглую лучше деревянную палочку диаметром 2-3 мм, обмотать вокруг нее рвномерно шерсть на расстоянии 1,5 - 2 см от конца и привязать ее крепкой нитью, виток к витку. Сделав прочный узел, лишние концы нити обрезать.
  4. Место  крепления кисти смазать также клеем ПВА.
  5. Дать кисти высохнуть. Затем обычной швейной иглой выбрать лишний пух, смочить кисть и посмотреть на получившуюся форму. Если отдельные волосинки окажутся намного длиннее основной массы, то их можно аккуратно вытянуть из кисти, но ни в коем случае не обрезать. Кисть по форме должна напоминать семечко фруктов (яблока,например).
  Вывод: Сделать удачную кисточку не так просто, здесь нужен опыт и отчасти везение. В процессе использования кисть будет улучшать свое качество, так как волосинки притрутся и примут нужную форму. Кисть необходимо мыть с мылом и хранить рабочей частью вверх (никогда надолго не оставлять в емкости с водой шерстью вниз, от этого кисть очень  скоро может потерять нужную форму). Вообще же эта кисточка довольно долговечная, и мастера ее очень любят и ценят. фото 2

При помощи волшебной "кошачки" можно рисовать все; цветы, листья, траву, колоски, практически все из растительного и животного мира.

  Петриковская роспись потеряла бы всю  свою оригинальность, если бы в ней не использовались мазки, выполненные кисточкой из кошачьей шерсти. Ниже я привожу отрывки из своей неопубликованной книги (учебно-методическое пособие) о том, как изготовить такую кисточку и какие основные мазки надо научиться делать.
   Дополнительно к сказанному хочу дать еще такие советы:
  1.Шерсть подходит только от обыкновенной короткошерстной кошки.
  2. Необходимо аккуратно срезать 2-3 пучка шерсти как можно ближе к коже.
  3. Не перепутав местами концы пучков, сложить их веером и, смазав клеем ПВА круглую лучше деревянную палочку диаметром 2-3 мм, обмотать вокруг нее рвномерно шерсть на расстоянии 1,5 - 2 см от конца и привязать ее крепкой нитью, виток к витку. Сделав прочный узел, лишние концы нити обрезать.
  4. Место  крепления кисти смазать также клеем ПВА.
  5. Дать кисти высохнуть. Затем обычной швейной иглой выбрать лишний пух, смочить кисть и посмотреть на получившуюся форму. Если отдельные волосинки окажутся намного длиннее основной массы, то их можно аккуратно вытянуть из кисти, но ни в коем случае не обрезать. Кисть по форме должна напоминать семечко фруктов (яблока,например).
  Вывод: Сделать удачную кисточку не так просто, здесь нужен опыт и отчасти везение. В процессе использования кисть будет улучшать свое качество, так как волосинки притрутся и примут нужную форму. Кисть необходимо мыть с мылом и хранить рабочей частью вверх (никогда надолго не оставлять в емкости с водой шерстью вниз, от этого кисть очень  скоро может потерять нужную форму). Вообще же эта кисточка довольно долговечная, и мастера ее очень любят и ценят. фото 3

Посмотрите, как тонко нарисована эта птица, ее оперение. Почти вся композиция создана с помощью мазков, выполненных кошачьей кисточкой. Это работа не моя и, к сожалению, я не помню автора.

  Петриковская роспись потеряла бы всю  свою оригинальность, если бы в ней не использовались мазки, выполненные кисточкой из кошачьей шерсти. Ниже я привожу отрывки из своей неопубликованной книги (учебно-методическое пособие) о том, как изготовить такую кисточку и какие основные мазки надо научиться делать.
   Дополнительно к сказанному хочу дать еще такие советы:
  1.Шерсть подходит только от обыкновенной короткошерстной кошки.
  2. Необходимо аккуратно срезать 2-3 пучка шерсти как можно ближе к коже.
  3. Не перепутав местами концы пучков, сложить их веером и, смазав клеем ПВА круглую лучше деревянную палочку диаметром 2-3 мм, обмотать вокруг нее рвномерно шерсть на расстоянии 1,5 - 2 см от конца и привязать ее крепкой нитью, виток к витку. Сделав прочный узел, лишние концы нити обрезать.
  4. Место  крепления кисти смазать также клеем ПВА.
  5. Дать кисти высохнуть. Затем обычной швейной иглой выбрать лишний пух, смочить кисть и посмотреть на получившуюся форму. Если отдельные волосинки окажутся намного длиннее основной массы, то их можно аккуратно вытянуть из кисти, но ни в коем случае не обрезать. Кисть по форме должна напоминать семечко фруктов (яблока,например).
  Вывод: Сделать удачную кисточку не так просто, здесь нужен опыт и отчасти везение. В процессе использования кисть будет улучшать свое качество, так как волосинки притрутся и примут нужную форму. Кисть необходимо мыть с мылом и хранить рабочей частью вверх (никогда надолго не оставлять в емкости с водой шерстью вниз, от этого кисть очень  скоро может потерять нужную форму). Вообще же эта кисточка довольно долговечная, и мастера ее очень любят и ценят. фото 4

       В следующих "секретах" я расскажу о типичных петриковских цветах и как их рисовать, какие листья предпочитают изображать мастера росписи и какие приемы стилизации они используют. Но это еще далеко не все. Продолжение следует.

Alloska

спасибо!цветы

Любовь Дычек

Елена, Ваши работы прекрасны!Спасибо за советы!Желаю Вам успехов в творчестве!цветы

baGИра

Очень полезная информация!!! Спасибо!!!

svetlania

Огромное спасибо вам,что делитесь с нами секретами росписи..Их не так просто найти в интернете..А научиться хочеться,и учиться ПРАВИЛЬНО !Хотелось бы спросить возможно ли как то приобрести ваоиант вашей книги?

Харченко Елена

Спасибо, Светлана, Вам за добрые слова, я видела многие Ваши работы, они сделаны на очень хорошем уровне. Хотя методическая литература по росписи и   появляется в последнее время, но пока я не встретила чего-то очень достойного. Например, есть пособие "Український декоративний розпис на уроках образотворчого мистецтва" (Тернопіль, 2005). Текст там неплохой, но рисунки!...Такое впечатление, что закрашивали пластилином: ни прозрачности, ни перехода цветов, то есть теоретически это петриковская роспись, а практически - ничего общего с росписью. Больно и обидно, тем более что книга адресована учителям, ученикам и студентам.

   Гораздо лучше дело обстоит с учебным пособием М.А.Кириченко "Український народний декоративний розпис" (Київ, 2006) В этой книге есть раздел"Техніка петриківського розпису", в котором на нескольких страницах даются практические рекомендации по росписи и достаточно хороших иллюстраций петриковских мастеров. Но, на мой взгяд, информации там маловато. Так можно прокомментировать и другие издания.

    Что касается моей книги, она имеет все необходимые рецензии, но  напечатать ее из-за дороговизны цветных иллюстраций  невозможно. Я раздала все экземпляры, что у меня были, есть компьютерная версия, можно, конечно, распечатать на принтере, но пока я остановилась на варианте давать информацию порциями через "Страну мастеров". Кому это интересно, тот прочитает. А дальше будет видно. Вы тоже можете, наверное, чем-то поделиться, и я смогу чему-то научиться у Вас. Будем общаться. Елена.

     P.S. Есть сайт на укр. языке, который называется  "Рукотвори". Поищите на нем мастер-класс мастера петриковской росписи Галины Назаренко. Думаю, получите истинное наслаждение.   Вот это действительно класс!

svetlania

Спасибо Елена!Очень рада,что ответили! Несмотря на нестуденческий уже возраст,очень хочеться учиться! И не собирать в интернете по крупицам информацию ,а учиться у настоящих мастеров! И не удовлетворив свое любопытство в какой -либо технике росписи и остановиться на этом,а достичь высокого и профессионального уровня.Но такой возможности уже нет к сожелению,приходться разбираться самой.Но я очень рада была познакомиться с таким МАСТЕРОМ как Вы!В ваших небольших уроках для меня каждое ваше слово имеет немалую ценность.И таких как я немало...Спасибо  огромное вам за ваш труд и за ту красоту ,которую вы нам всем дарите! Дай Бог вам всего!

Еще один вопрос,если можно..Я все смотрю на свой старый самовар свой,и решила его наконец облагородить,то есть расписать,и конечно петриковской росписью.Но незнаю как его готовить к росписи,ляжет ли краска на метал,нужно ли грунтовать и чем..Фон сделаю акрилом,а роспись маслом.Но не сползет ли акрил с металла...?

Харченко Елена

           Светлана, отвечаю на Ваш вопрос по поводу росписи самовара, если еще не поздно ( были проблемы с компьютером).Во-первых, я далеко не все знаю с технической стороны, но у меня есть замечательный консультант и соратник по творчеству - Ирина. Пришлось поговорить с ней. Вот что она советует. Металл надо почистить, чтобы не было ржавчины и следов пыли и жира. Фон лучше делать не акрилом, а специальной краской по металлу. Очень красиво будет, если Вы распишите по  черному фону. Можно сделать своеобразный поясок высотой примерно 20 см.  На эту краску по металлу прекрасно ложится масляная краска, а по акрилу могут пойти пятна. Но учитывая, что сейчас акрил делается на синтетической основе, можно, конечно, и рискнуть расписать по нему. Будем ждать результатов , желаю вдохновения и удачи!

svetlania

Огромное спасибо,Елена!Пришлось вам из-за меня побеспокоиться...еще раз спасибо!Я ждала вашего ответа ,так что пока не бралась за него.Сегодня сделаю фон,а когда закончу роспись обязательно покажу.Не определилась только еще с цветом фона и самим рисунком.,.всю ночь эскизы росписи самовара снились....!!!Есть акрил строительный по металлу,вот его наверное и использую..Еще раз спасибо за неравнодушие!Всего самого доброго вам!

Екатерина Чванова

Как здорово! спасибо Вам за материал по росписи!!!

Харченко Елена

Рада, что Вам понравилось.