Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Стоят Церквушки на Руси (возвращение)


Тип работы

Фоторепортаж Стоят Церквушки на Руси возвращение

Поделиться:

Как и обещала в прошлом репортаже, вновь посетила Щекинский район Тульской области. Вернулась с малой родины с красивыми фотографиями и интересными историями, которыми и спешу с вами поделиться.
На фото Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новоникольское( подробнее о ней написано в прошлом репортаже https://stranamasterov.ru/node/1056009 ).

Как и обещала в прошлом репортаже, вновь посетила Щекинский район Тульской области. Вернулась с малой родины с красивыми фотографиями и интересными историями, которыми и спешу с вами поделиться. 
На фото Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новоникольское( подробнее о ней написано в прошлом репортаже  https://stranamasterov.ru/node/1056009 ). (фото 1)

Кирпичная восьмигранная часовня в Царево, сооружённая в 1882 в память императора Александра II. В настоящее время заброшена, венчание сломано.
"В 1882 г. среди села была воздвигнута каменная часовня в память мученической кон­чины царя-Освободителя, императора Алек­сандра II, иждивением прихожан. К этой ча­совне ежегодно бывает крестный ход 19 февраля. 17 окт, 1888 года в этой часовне поставле­на икона Милующей Божией Матери в память чудесного спасения от смерти царственной се­мьи, и также установлен ежегодный крестный ход 17 октября. Храм располагает капиталом в билетах на сумму 763 руб. 66 коп. "(Источник "Приходы и церкви Тульской епархии.Тула 1895 г.")
Раньше была в центре села, сейчас там пустырь.
Числится как республиканский памятник архитектуры, № 7100000338.

Кирпичная восьмигранная часовня в Царево, сооружённая в 1882 в память императора Александра II. В настоящее время заброшена, венчание сломано.
"В 1882 г. среди села была воздвигнута каменная часовня в память мученической кон­чины царя-Освободителя, императора Алек­сандра II, иждивением прихожан. К этой ча­совне ежегодно бывает крестный ход 19 февраля. 17 окт, 1888 года в этой часовне поставле­на икона Милующей Божией Матери в память чудесного спасения от смерти царственной се­мьи, и также установлен ежегодный крестный ход 17 октября. Храм располагает капиталом в билетах на сумму 763 руб. 66 коп. "(Источник "Приходы и церкви Тульской епархии.Тула 1895 г.") 
Раньше была в центре села, сейчас там пустырь. 
Числится как республиканский памятник архитектуры, № 7100000338. (фото 2)

Ну, и историческая справка что же такое часовня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где располагается алтарь.
В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается.
Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах.В России часовни появились с началом распространения христианства и нередко строились на местах почитаемых язычниками деревьев, камней, источников. Со временем и источники возле новых часовен освящались и могли становиться почитаемыми.

Ну, и историческая справка что же такое часовня — небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где располагается алтарь. 
В часовнях читаются молитвы и акафисты, совершаются молебны, верующие ставят свечи перед почитаемыми иконами и т. п. Литургия в часовне по общему правилу не совершается, но в особых случаях это допускается. 
Православная часовня — обычно отдельно стоящее церковное здание в городах, деревнях, на дорогах и кладбищах.В России часовни появились с началом распространения христианства и нередко строились на местах почитаемых язычниками деревьев, камней, источников. Со временем и источники возле новых часовен освящались и могли становиться почитаемыми. (фото 3)

В том же Царево через реку Упу на опушке леса стоит заброшенная церковь.
Вид с моста на живописную речушку .

В том же Царево через реку Упу на опушке леса стоит заброшенная церковь. 
Вид с моста на живописную речушку . (фото 4)

Царёво. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Обиходные названия: Смоленская церковь.
Дата основания: не позже 2-й пол. XVIII в.
Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время заброшена.

Царёво. Церковь Смоленской иконы Божией Матери.
Обиходные названия: Смоленская церковь. 
Дата основания: не позже 2-й пол. XVIII в. 
Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время заброшена.  (фото 5)

Небольшая кирпичная церковь в псевдорусском стиле, заложенная в 1883. Прямоугольный в плане храм с колокольней.
"Она была построена примерно в 1883-1885 гг. Эта каменная церковь была здесь не первой. До нее существовала деревянная церковь, построенная княгиней Натальей Федотовной Шаховской в 1783 году. Но и она строилась на месте старой деревянной церкви. Кто и когда построил ту церковь, мне неизвестно.
Царево, Село Царево лежит при реке Упе и на большой дороге из Тулы в г. Ливны, в местности низменной и сравнительно леси­стой. От Тулы оно находится в 50 вер. и в 35 в. от Крапивны. Приход, кроме села, состоит из деревень: Березовки, Алексеевки, Кайтерова и Дурной Чермошны, Прихожан муж. пола 1068 чел. с таковым же почти количеством жен. пола. О времени происхождения прихода известно только то, что он существовал ранее 1783 г. От­чего село получило свое название, гоже труд­но сказать что-либо определенное. Старожилы производят его оттого, что здесь при царских проездах на. Юг в старину происходили останов­ки для смены лошадей, почему село называется иначе Царевой Пристанью. Известия о перво­начальном приходском храме во имя Пресвя­той Богородицы Одигитрии простираются к довольно отдаленному времени." (Приходы и церкви Тульской епархии. Тула 1895 г.)

Небольшая кирпичная церковь в псевдорусском стиле, заложенная в 1883. Прямоугольный в плане храм с колокольней. 
"Она была построена примерно в 1883-1885 гг. Эта каменная церковь была здесь не первой. До нее существовала деревянная церковь, построенная княгиней Натальей Федотовной Шаховской в 1783 году. Но и она строилась на месте старой деревянной церкви. Кто и когда построил ту церковь, мне неизвестно.
Царево, Село Царево лежит при реке Упе и на большой дороге из Тулы в г. Ливны, в местности низменной и сравнительно леси­стой. От Тулы оно находится в 50 вер. и в 35 в. от Крапивны. Приход, кроме села, состоит из деревень: Березовки, Алексеевки, Кайтерова и Дурной Чермошны, Прихожан муж. пола 1068 чел. с таковым же почти количеством жен. пола. О времени происхождения прихода известно только то, что он существовал ранее 1783 г. От­чего село получило свое название, гоже труд­но сказать что-либо определенное. Старожилы производят его оттого, что здесь при царских проездах на. Юг в старину происходили останов­ки для смены лошадей, почему село называется иначе Царевой Пристанью. Известия о перво­начальном приходском храме во имя Пресвя­той Богородицы Одигитрии простираются к довольно отдаленному времени." (Приходы и церкви Тульской епархии. Тула 1895 г.) (фото 6)

Колокольня разрушилась от времени, да и сам храм в плачевном состоянии.

Колокольня разрушилась от времени, да и сам храм в плачевном состоянии. (фото 7)

Далее мы двинулись в село Липово, а там нас встречала вот такая красота - Церковь Иконы Божией Матери Казанская.
Синонимы названия: Церковь Тихона Задонского в Липово (летняя).
Дата основания: 1864.
Дата постройки последнего здания: 1865-1871.
Архитектор: 1721-1730: Числов Г. Ф.
Закрыта не позже 1930-х.
Возвращена верующим в 1990-х, отремонтирована, сейчас освящена как Казанская.
Деревянная церковь, сооружённая в 1864 в усадьбе Голиковых. В 1886 перенесена к приходской Тихоновской церкви, обложена кирпичом и служила как зимний храм прихода.

Далее мы двинулись в село Липово, а там нас встречала вот такая красота - Церковь Иконы Божией Матери Казанская.
Синонимы названия: Церковь Тихона Задонского в Липово (летняя). 
Дата основания: 1864. 
Дата постройки последнего здания: 1865-1871. 
Архитектор: 1721-1730: Числов Г. Ф. 
Закрыта не позже 1930-х. 
Возвращена верующим в 1990-х, отремонтирована, сейчас освящена как Казанская.
Деревянная церковь, сооружённая в 1864 в усадьбе Голиковых. В 1886 перенесена к приходской Тихоновской церкви, обложена кирпичом и служила как зимний храм прихода.  (фото 8)

Рядом с храмом предположительно то, что осталось от приходской школы.

Рядом с храмом предположительно то, что осталось от приходской школы. (фото 9)

Там же в Липово находится монумент «Скорбящий воин».Братская могила.
На могиле установлена железобетонная ограда и скульптурный памятник «Скорбящий воин».
На фронтальной части постамента выбита надпись «Солдат! Ты вынес на плечах своих Родину из огня. Слава тебе!».
На левой части постамента имеется мемориальная доска «Здесь похоронены бойцы и командиры 1101 стрелкового полка 323 стрелковой дивизии, погибших в бою с немецко–фашистскими захватчиками 18 декабря 1941 года за освобождение с.Липово…» и ниже указаны фамилии погибших.
Могила капитально обустроена с установкой скульптурного памятника в 1964 году.
Захоронены останки воинов 1101 стрелкового полка 323 стрелковой дивизии 50-й армии, павших в боях за освобождение с.Липово в декабре 1941г.
Дата захоронения – 18 декабря 1941г.

Там же в Липово находится  монумент «Скорбящий воин».Братская могила.
На могиле установлена железобетонная ограда и скульптурный памятник «Скорбящий воин». 
На фронтальной части постамента выбита надпись «Солдат! Ты вынес на плечах своих Родину из огня. Слава тебе!». 
На левой части постамента имеется мемориальная доска «Здесь похоронены бойцы и командиры 1101 стрелкового полка 323 стрелковой дивизии, погибших в бою с немецко–фашистскими захватчиками 18 декабря 1941 года за освобождение с.Липово…» и ниже указаны фамилии погибших. 
Могила капитально обустроена с установкой скульптурного памятника в 1964 году. 
Захоронены останки воинов 1101 стрелкового полка 323 стрелковой дивизии 50-й армии, павших в боях за освобождение с.Липово в декабре 1941г. 
Дата захоронения – 18 декабря 1941г. (фото 10)

На фото деревня Львово, Во времена молодости моей бабушки там было 120 дворов, сегодня мы насчитали всего четыре. Подъехать ближе мы не рискнули, так как дороги мы не нашли, а по снегу ехать наугад не рискнули. По всей видимости деревня уже заброшена.

На фото деревня Львово, Во времена молодости моей бабушки там было 120 дворов, сегодня мы насчитали всего четыре. Подъехать ближе мы не рискнули, так как дороги мы не нашли, а по снегу ехать наугад не рискнули. По всей видимости деревня уже заброшена. (фото 11)

Чтобы отыскать эту красавицу нам пришлось немало побродить по заснеженному лесу. Но оно того стоило, на фото - Церковь Владимирской иконы Божией Матери, быв. Богородице-Владимирской женской пустыни.
Женский монастырь, созданный при сельце Липово в 1894 как женская община на средства вдовы гвардии полковника Е. А. Голиковой. В пустынь преобразован в 1905. При монастыре действовала женская второклассная (учительская) школа. Закрыт не позже 1920-х, позже большинство построек сломано.

Чтобы отыскать эту красавицу нам пришлось немало побродить по заснеженному лесу. Но оно того стоило, на фото - Церковь Владимирской иконы Божией Матери, быв. Богородице-Владимирской женской пустыни.
Женский монастырь, созданный при сельце Липово в 1894 как женская община на средства вдовы гвардии полковника Е. А. Голиковой. В пустынь преобразован в 1905. При монастыре действовала женская второклассная (учительская) школа. Закрыт не позже 1920-х, позже большинство построек сломано. (фото 12)

Лес очень старый и заросший, весь перерыт траншеями и воронками времен войны добраться до места сложно.
Сейчас от женского монастыря осталось одно здание, о других напоминают только горки кирпичей под опавшей листвой.

Лес очень старый и заросший, весь перерыт траншеями и воронками времен войны добраться до места сложно. 
Сейчас от женского монастыря осталось одно здание, о других напоминают только горки кирпичей под опавшей листвой. (фото 13)

Село Ровки 1-е
Церковь Николая Чудотворца.
Обиходные названия: Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.
Престолы: Николая Чудотворца.
Дата постройки: Между 1771 и 1772.
Кирпичная церковь, сооружённая в 1772 на средства Н. Ф. Спечинского в духе барокко. Двусветный одноглавый четверик с трапезной и колокольней. Южный Никитский придел пристроен в 1836.
Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время заброшена.

Село Ровки 1-е 
Церковь Николая Чудотворца.
Обиходные названия: Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь. 
Престолы: Николая Чудотворца. 
Дата постройки: Между 1771 и 1772. 
 Кирпичная церковь, сооружённая в 1772 на средства Н. Ф. Спечинского в духе барокко. Двусветный одноглавый четверик с трапезной и колокольней. Южный Никитский придел пристроен в 1836. 
Закрыта не позже 1930-х, в настоящее время заброшена.  (фото 14)

У входа нас встретила мемориальная доска, но то что объект охраняем мало похоже, Церковь в плачевном состоянии.

 У входа нас встретила мемориальная доска, но то что объект охраняем мало похоже, Церковь в плачевном состоянии.  (фото 15)

Село Ровки отстоит от Тулы в 44 версты, от Крапивны в 25 верстах и в 1 версте от ст. Сумароково Моск. – Курской ж. д.
О времени возникновения прихода сведений не имеется, что же касается названия села, то оно, по всей вероятности, обязано своим происхождением местности, имеющей вид котловины и изрытой рвами, небольшими озерами и прудами, заменяющими собой до некоторой степени отсутствие реки. В окрестности села тянутся небольшие леса.
Приход состоит из села, расположенного двумя слободами по берегам рва, сельца Сумарокова и деревень Холмов и Мармыжей. Число прихожан простирается до 502 душ муж. пола и 598 жен. пола.
Сохранившаяся в церковном архиве старая храмозданная грамота свидетельствует, что в приходе еще до 1771 г. существовал деревянный храм во имя Св. и Чудотворца Николая, но он настолько обветшал, что в этом году был разобран, и взамен его на том же самом месте иждивением члена вотчинной коллегии, статского советника Николая Федоровича Снечинского был воздвигнут новый, одноименный с первым, храм из дикого камня, просуществовавший без существенных изменений до 1836 г. В этом году он был капитально ремонтирован на средства помещицы Елизаветы Ерофеевны Мольтрах, которая одновременно с этим устроила в трапезной части храма, с южной стороны, придел во имя Св. вмчк. Никиты. В таком виде представляется храм и в настоящее время.
К числу его достопримечательностей должно отнести чудотворную и потому весьма чтимую окрестными жителями икону Св. Николая Мирликийского.
В обеспечение храма имеется капитал в 1539 руб. 50 коп., из которых почти половина (714 руб. 50 коп.) завещана вышеупомянутой г. Мольтрах. Приход с. Ровок сначала имел полный состав, но в период сокращения причтовых штатов был упразднен, и до 1886 г. приход был приписан к соседнему селу Пирогову-Зыкову; однако, в этом году прихожане сделали взнос в обеспечение содержания причта (ибо оно было скудно по малочисленности приходских душ) и тем способствовали восстановлению самостоятельности своего прихода. Теперь причт состоит из священника и псаломщика. Земли усадебной 3 десятины, под выгоном 1 десятина, а полевой сначала было 19 десятин, но в 1865 г. из них 4 десятины 300 сажень были отведены под полотно Моск. – Курской ж. д., за что причту было выдано вознаграждение 270 руб., с какового капитала он пользуется 2 процентами. Кроме того, в пользовании причта 714 руб. 50 коп., завещанных г-жею Мольтрах, 150 руб. вышеуказанного взноса прихожан и два билета в 100 руб. и 75 руб., всего 1419 руб. 50 коп.
С 1891 г. в селе существует школа грамоты.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 510.

Село Ровки отстоит от Тулы в 44 версты, от Крапивны в 25 верстах и в 1 версте от ст. Сумароково Моск. – Курской ж. д. 
О времени возникновения прихода сведений не имеется, что же касается названия села, то оно, по всей вероятности, обязано своим происхождением местности, имеющей вид котловины и изрытой рвами, небольшими озерами и прудами, заменяющими собой до некоторой степени отсутствие реки. В окрестности села тянутся небольшие леса. 
Приход состоит из села, расположенного двумя слободами по берегам рва, сельца Сумарокова и деревень Холмов и Мармыжей. Число прихожан простирается до 502 душ муж. пола и 598 жен. пола. 
Сохранившаяся в церковном архиве старая храмозданная грамота свидетельствует, что в приходе еще до 1771 г. существовал деревянный храм во имя Св. и Чудотворца Николая, но он настолько обветшал, что в этом году был разобран, и взамен его на том же самом месте иждивением члена вотчинной коллегии, статского советника Николая Федоровича Снечинского был воздвигнут новый, одноименный с первым, храм из дикого камня, просуществовавший без существенных изменений до 1836 г. В этом году он был капитально ремонтирован на средства помещицы Елизаветы Ерофеевны Мольтрах, которая одновременно с этим устроила в трапезной части храма, с южной стороны, придел во имя Св. вмчк. Никиты. В таком виде представляется храм и в настоящее время. 
К числу его достопримечательностей должно отнести чудотворную и потому весьма чтимую окрестными жителями икону Св. Николая Мирликийского. 
В обеспечение храма имеется капитал в 1539 руб. 50 коп., из которых почти половина (714 руб. 50 коп.) завещана вышеупомянутой г. Мольтрах. Приход с. Ровок сначала имел полный состав, но в период сокращения причтовых штатов был упразднен, и до 1886 г. приход был приписан к соседнему селу Пирогову-Зыкову; однако, в этом году прихожане сделали взнос в обеспечение содержания причта (ибо оно было скудно по малочисленности приходских душ) и тем способствовали восстановлению самостоятельности своего прихода. Теперь причт состоит из священника и псаломщика. Земли усадебной 3 десятины, под выгоном 1 десятина, а полевой сначала было 19 десятин, но в 1865 г. из них 4 десятины 300 сажень были отведены под полотно Моск. – Курской ж. д., за что причту было выдано вознаграждение 270 руб., с какового капитала он пользуется 2 процентами. Кроме того, в пользовании причта 714 руб. 50 коп., завещанных г-жею Мольтрах, 150 руб. вышеуказанного взноса прихожан и два билета в 100 руб. и 75 руб., всего 1419 руб. 50 коп. 
С 1891 г. в селе существует школа грамоты. 
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Крапивенский уезд, стр. 510. (фото 16)

Лапотково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь.
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы.
Дата постройки: постройка кон.17-нач.18 вв., перестройка 1820, колокольня 1857.
Кирпичная церковь, построенная на средства Лазаревых. Декор бесстолпного трёхапсидного четверика изменён в стиле классицизма, пристроена трапезная с Никольским приделом, сооружена отдельно стоящая колокольня (1857).
Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует.

Лапотково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь.
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы. 
Дата постройки: постройка кон.17-нач.18 вв., перестройка 1820, колокольня 1857. 
Кирпичная церковь, построенная на средства Лазаревых. Декор бесстолпного трёхапсидного четверика изменён в стиле классицизма, пристроена трапезная с Никольским приделом, сооружена отдельно стоящая колокольня (1857). 
Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует. (фото 17)

Село Лапотково отстоит от г. Тулы в 40 верстах и в 20 верстах от г. Крапивны. Оно расположено по обеим сторонам Московско-Харьковского шоссе, а деревни этого прихода Верхнее и Нижнее Гайково простираются до Московско-Курской ж. д., упираясь в ж. д. станцию Лазарево. Село лежит на возвышенной равнине и занимает сухую и здоровую местность. Весь приход, кроме села, состоит из трех деревень с народонаселением в 1105 человек муж. пола и 1246 человек жен. пола. Когда образовался этот приход, неизвестно, само же село в прежнее время называлось по имени храма Покровским. Так на святой чаше от 1730 г., подаренной помещиком с. Лапоткова князем Шаховским, написано: « чаша святая подарена в село Покровское». Название же Лапотково село это, очевидно, получило уже после и, вероятно, от главного занятия местных жителей, приготовлявших из дерева разную домашнюю утварь и, главным образом, лапти, как для своего употребления, так и для продажи в соседние безлесные уезды, а равно и паломникам, проходившим через это село, стоявшее на большой дороге.
Покровский храм в с. Лапоткове в первоначальном виде построен неизвестно кем и когда, но несомненно, что в 1694 г. он уже существовал, как свидетельствует надпись на деревянном кресте, сохранившемся от времени перестройки храма и устройства в нем причта в 1824 г. Время возникновения храма совпадает со временем владения крупными участками земли и большим количеством крепостных людей в Лапоткове князя Ивана Шаховского, которому и принадлежит, главным образом, инициатива устройства храма, что при его богатых средствах и обилии крепостных рабочих рук, готовивших и кирпич, и известь, и прочие материалы, не представляло больших затруднений. Но этот кирпичный храм в своем первоначальном виде был небольшой, очень тесный и темный, с глухим куполом. Когда же этот приход со всеми крепостными землей перешел во владение помещиков Лазаревых, то храм стал расширяться и обогащаться.
Один из них И. Лазарев подарил ценный алмаз, находящийся теперь в императорской короне, и через то стал известным Императрице Екатерине II. Императрица, проезжая в 1776 г. на юг, в Тавриду, со своей свитою, останавливалась в доме Лазаревых и слушала литургию в Покровской церкви. Это Высочайшее посещение храма Императрицею расположило Лазаревых «расширять и благоустроять» этот храм. И вот в 1824 г. начинается капитальная перестройка этого храма: к нему пристраивается просторная трапеза, устраивается придел с правой стороны во имя св. Николая Чудотворца, в главном Покровском храме ставится новый, в три яруса, иконостас. Одним словом, храм реставрируется до неузнаваемости, и все это по воле и на средства гг. Лазаревых. Далее, в 1857 г. на их же средства храм опять ремонтируется и колокольня устраивается отдельно от храма на значительном расстоянии. Площадь, занимаемая храмом и колокольнею, ограждена кирпичною оградою. Здесь же находятся два кирпичных здания: одно для временной усыпальницы умерших, а другое – для церковно-приходской школы.
Причт состоит из священника, диакона и 2 псаломщиков и получает проценты с капитала 400 руб. Земли церковной: усадебной 2 десятины, пахотной 32 десятины, сенокосной 6 десятин и неудобной 7 десятин.
С 1890 г. существует женская церковно-приходская школа. Кроме женской школы, в приходе есть мужская земская школа.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г.

Село Лапотково отстоит от г. Тулы в 40 верстах и в 20 верстах от г. Крапивны. Оно расположено по обеим сторонам Московско-Харьковского шоссе, а деревни этого прихода Верхнее и Нижнее Гайково простираются до Московско-Курской ж. д., упираясь в ж. д. станцию Лазарево. Село лежит на возвышенной равнине и занимает сухую и здоровую местность. Весь приход, кроме села, состоит из трех деревень с народонаселением в 1105 человек муж. пола и 1246 человек жен. пола. Когда образовался этот приход, неизвестно, само же село в прежнее время называлось по имени храма Покровским. Так на святой чаше от 1730 г., подаренной помещиком с. Лапоткова князем Шаховским, написано: « чаша святая подарена в село Покровское». Название же Лапотково село это, очевидно, получило уже после и, вероятно, от главного занятия местных жителей, приготовлявших из дерева разную домашнюю утварь и, главным образом, лапти, как для своего употребления, так и для продажи в соседние безлесные уезды, а равно и паломникам, проходившим через это село, стоявшее на большой дороге. 
Покровский храм в с. Лапоткове в первоначальном виде построен неизвестно кем и когда, но несомненно, что в 1694 г. он уже существовал, как свидетельствует надпись на деревянном кресте, сохранившемся от времени перестройки храма и устройства в нем причта в 1824 г. Время возникновения храма совпадает со временем владения крупными участками земли и большим количеством крепостных людей в Лапоткове князя Ивана Шаховского, которому и принадлежит, главным образом, инициатива устройства храма, что при его богатых средствах и обилии крепостных рабочих рук, готовивших и кирпич, и известь, и прочие материалы, не представляло больших затруднений. Но этот кирпичный храм в своем первоначальном виде был небольшой, очень тесный и темный, с глухим куполом. Когда же этот приход со всеми крепостными землей перешел во владение помещиков Лазаревых, то храм стал расширяться и обогащаться. 
Один из них И. Лазарев подарил ценный алмаз, находящийся теперь в императорской короне, и через то стал известным Императрице Екатерине II. Императрица, проезжая в 1776 г. на юг, в Тавриду, со своей свитою, останавливалась в доме Лазаревых и слушала литургию в Покровской церкви. Это Высочайшее посещение храма Императрицею расположило Лазаревых «расширять и благоустроять» этот храм. И вот в 1824 г. начинается капитальная перестройка этого храма: к нему пристраивается просторная трапеза, устраивается придел с правой стороны во имя св. Николая Чудотворца, в главном Покровском храме ставится новый, в три яруса, иконостас. Одним словом, храм реставрируется до неузнаваемости, и все это по воле и на средства гг. Лазаревых. Далее, в 1857 г. на их же средства храм опять ремонтируется и колокольня устраивается отдельно от храма на значительном расстоянии. Площадь, занимаемая храмом и колокольнею, ограждена кирпичною оградою. Здесь же находятся два кирпичных здания: одно для временной усыпальницы умерших, а другое – для церковно-приходской школы. 
Причт состоит из священника, диакона и 2 псаломщиков и получает проценты с капитала 400 руб. Земли церковной: усадебной 2 десятины, пахотной 32 десятины, сенокосной 6 десятин и неудобной 7 десятин. 
С 1890 г. существует женская церковно-приходская школа. Кроме женской школы, в приходе есть мужская земская школа. 
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г.  (фото 18)

Внутри церковь неплохо сохранилась. Вполне можно рассмотреть остатки фресок на стенах.

Внутри церковь неплохо сохранилась. Вполне можно рассмотреть остатки фресок на стенах. (фото 19)
 
Стоят Церквушки на Руси (возвращение) (фото 20)
 
Стоят Церквушки на Руси (возвращение) (фото 21)
 
Стоят Церквушки на Руси (возвращение) (фото 22)

Аллея недалеко от храма.

Аллея недалеко от храма. (фото 23)

И, напоследок , монумент в память павшим в Великой Отечественной Войне в поселке Социалистический. Сфотографировали, проезжая мимо. Дело было уже к вечеру, очень спешили домой с положительными эмоциями, которыми я с вами и делюсь ))))

И,  напоследок , монумент в память павшим в Великой Отечественной Войне в поселке Социалистический. Сфотографировали, проезжая мимо. Дело было уже к вечеру, очень спешили домой с положительными эмоциями, которыми я с вами и делюсь ))))
 (фото 24)
Татьяна Загорулько

С праздником Казанской иконы Богородицы,Вас!!!цветыангелангелангел

Валентина В

Спасибо Вам огромное, красота, но очень жаль, что все заброшено и скорее всего уйдет безвозвратно.

Lilia-Leya

СПАСИБО! Пост великолепен!                                    Разруха Святынь...больно...грустно...обидно за предков...