Стоят Церквушки на Руси ...

Тип работы

Фоторепортаж Стоят Церквушки на Руси

Поделиться:

Как-то по весне наткнулась в интернете на статью об утерянных храмах и церквях Киреевского района Тульской области. Очень заинтересовала церковь в Спасском, и захотелось посмотреть на то, что еще осталось. Ждать удобного случая пришлось полгода. Да и проехать к ней можно только через территорию соседнего района, т. к. стоит она на противоположном берегу реки Упы, а мостов давно уже там не имеется. Поэтому, пользуясь случаем, решили посетить и мою малую родину в Щекинском районе, деревню Мясоедово (Новоникольское), где жили мои прадедушка и прабабушка.

Как-то по весне наткнулась в интернете на статью об утерянных храмах и церквях Киреевского района Тульской области.   Очень заинтересовала церковь в Спасском, и захотелось посмотреть на то, что еще осталось. Ждать удобного случая пришлось полгода. Да и проехать к ней можно только через территорию соседнего района, т. к. стоит она на противоположном берегу реки Упы, а мостов давно уже там не имеется. Поэтому, пользуясь случаем, решили посетить и мою малую родину в Щекинском районе, деревню Мясоедово (Новоникольское), где жили мои прадедушка и прабабушка. фото 1

Первым пунктом нашего назначения стало село Спасское, Киреевского района. Храм во имя Всемилостивого Спаса, точнее то что от него осталось...
Век и более назад здесь можно было наблюдать совсем иную картину. Павел Малицкий в своей книге «Приходы и церкви Тульской епархии» писал о том, что в конце XIX века в Спасском были две каменные церкви, земская школа. Первый храм во имя Всемилостивого Спаса появился в селе в 1787 году. Он был построен на средства помещиков — прихожан Ивашкина, Бибиковой и Мясоедовой. Приход храма составлял около 1300 человек: это были не только жители Спасского, но еще и пяти соседних деревенек. Второй храм во имя Казанской иконы Божией Матери был устроен в 1824 году при кладбище. По преданию, село имело и второе название — Тихие Затоны: за рекой располагалось несколько стариц — «затонов».

Со слов старожилов известно,что второй храм Спасского «ушел в реку»: вместе с крутым берегом сполз в воду.

Храм находится в плачевном состоянии, а от самого села не осталось ни одного дома.

Рядом с храмом, стоят остатки кирпичных стен, возможно это то что осталось от домов села, а возможно остатки кладбищенской стены, сказать трудно.

А вот что написано про Спасское в книге "Приходы и церкви Тульской Епархии" 1895 года

Вот по такой, по-осеннему красивой, аллее лежал наш путь дальше в Село Пироговое 1 в Щекинском районе к руинам Церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Сама Церковь находится на холме, поэтому увидели мы ее издалека.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в село Пироговое 1. Нашла в интернете информацию, что когда-то здесь находилось имение, принадлежащее Толстым, но сейчас это просто небольшая деревня. ( То ли это это Пирогово не знаю, т. к. в Тульской области сел с таким названием несколько ).

Кирпичная церковь постройки 1864, с трапезной и колокольней. В трапезной помещались тёплые приделы Казанской Богоматери и Александра Невского. Закрыта в советский период и до сих пор не восстановлена.

Частично сохранились фрески на стенах, возможно этому поспособствовали заколоченные окна.

В самой церкви фотоаппарат начал чудить и снимать сам, фото получились мягко говоря "странные". Да и жутковато стало внутри, поэтому дальше мы обследовали церковь снаружи )))

Колонны у входа уже начали разрушаться от времени...

Колокольня с уцелевшим крестом на крыше.

Вот такие красивые решетки на окошках.

Вот такая красота встречала нас по дороге в село Ржаво Щекинского района. Октябрь на улице, а тут подсолнухи цветут во всю )))

На дальнем плане Церковь Успения Пресвятой Богородицы во Ржаво была возведена в 1859 году.
Престолы:
- во имя Успения Пресвятой Богородицы;
- во имя Богоявления Господня;
- во имя святой великомученницы Варвары.

Церковь построена из красного кирпича, впоследствии оштукатуренного, в настоящее время наружняя отделка практически отсутствует. Основной объем имеет форму четверика с большим круглым барабаном. имеющим арочные окна между которыми декоративные полуколонны из кирпича. Купол кирпичный частично поврежден, с позоленной главкой и кованым крестом. Трапезная по правую сторону от центрального входа, крыша частично отсутствует, на прямоугольных окнах сохранились кованые решетки. Колокольня, к сожалению, не сохранилась до наших дней.(Со слов моей бабушки, в нее попал снаряд во время Великой Отечественной Войны ). Центральный вход слегка выдвинут за линию основного объема, особого декора не присутствует. Внутренняя отделка полностью утрачена, штукатурка обвалилась. Фресок и элементов росписи не обнаружено. Реставрационные и восстановительные работы, по данным на сегодняшний день, не планируются.

Разрушеная церковь на сегодняшний момент используется под зерносклад.

А вот и конечный пункт нашего назначения - село Новоникольское. Моя малая родина, здесь жили дедушкины родители.Стыдно признаться, но за свои 30 лет, я тут впервые... До революции село называлось Мясоедово в честь фамильного рода, который им владел. Как пишут в разных источниках, в 1836 году здесь вместо деревянной была построена кирпичная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Стоит заброшенной с советским времен, говорят, что еще была и колокольня.

У церкви похоронен уездный предводитель (1910) и представители рода Мясоедовых — майор Пимен Александрович (1771), Ефграф Пименович (1848), полковник Пётр Пименович (1883). И там где-то недалеко должны стоять памятные камни тех самым времен.

Кирпичная церковь в стиле классицизма, с трапезной и колокольней, выстроена в 1836 усердием Евграфа Пименовича Мясоедова. Четверик храма завершается ротондой с небольшой главкой. В трапезной помещались два придела: Николая Чудотворца и мчч. Мины, Гермогена и Евграфа.

Ну, вот и подошла к концу моя экскурсия. Обязательно еще вернусь в эти места, так как еще много интересного нужно посетить. В восьми км отсюда находилась деревня Львово, откуда родом бабушкины предки )))

Кксана

спасибо за  экскурсию! с удовольствием посмотрела , жаль только что такая красота находится в таком запустении....

Маршалкина Вера

Большое спасибо за отзыв)улыбаюсь К сожалению соединение с интернетом срывается и не могу до конца выложить репортаж. Попозже обязательно дополню его еще двумя церквушками подмигиваю

Lilia-Leya

Стоят Церквушки на Руси... И сколько их таких?! Стоят монолитно, твердо... Кажется, вросли в землю, укоренились. Немым укором смотрят на людей. Вроде бы я и не виновата...а становится больно, стыдно... Голова невольно вниз опускается грустно. В груди щемит... Зайдешь в подобную Церковь... Под ногами - писать не удобно! А воздух все равно другой, не как за ее пределами. Плотный, чем-то пропитанный и...как бы осуждающий. 

СПАСИБО!!!!     цветы

p_olya71

Очень интересно!!! Конечно,ужасно,что всё в таком запустении,но даже такие руины притягивают своей красотой и загадочностью!...  Спасибо! 

Сомневающаяся

Заброшенный храм

Сколько на Руси таких церквушек:
Брошенных, дряхлеющих, пустых...
Сор-трава дорогу к храмам глушит,
Если позабыли мы о них.

Сколько силы, сколько веры свЯтой
Гибнет в нас, когда стихает звон
Колокольни. Кто же виноватый,
Что спасенье изгоняем вон?

Пусть черны намоленные стены,
Но светлеет через терни лик,
Луч горит любви благословенной
И прощает нас, слепых, глухих.

Тропка пробивается к порогу,
Бузина краснеет за окном...
Гонит сердце смутную тревогу
За Россию на юру крутом.

Гульсара Туктарова

Сомневающаяся

Заброшенный храм

Там, где травы вешние не скошены,
Где цветы неброские растут,
Старый храм один стоит заброшенный,
И гуляет вольный ветер тут.

Заросла к нему тропинка давняя,
В старой кровле птицы вьют гнездо,
Только песня слышится печальная,
Это Ангел плачет здесь давно.

Одинокий путник в придорожии
Поглядит с поникшей головой:
Как случается, что церкви брошены,
Словно сироты с изломанной судьбой?

Не спешит туда народ на праздники,
И не слышен колокольный звон,
Не поют протяжных песен калики –
Русь застыла, словно видит сон.

Ты встряхнись, проснись, моя родимая,
Золотых березок дивный край!
Знаю я, что будешь ты счастливая,
Только веру в Бога не теряй!

Теплится лампада в дни осенние,
Сердце повторяет вновь и вновь:
Господи, даруй ты нам спасение,
Веру, всепрощенье и любовь!