Народная кукла

Тип работы
Материал

Кукла Моделирование конструирование Народная кукла Ткань

В избранных: 7
В избранных: 7
В избранных: 7

Поделиться:

У нас в области проходил фестиваль Славянские истоки. По приглашению организаторов фестиваля, Центра народного творчества, в нем участвовали я и моя дочь.
Я с народными куклами,дочь с вязаными крючком игрушками.
Покажу вам своих "деток", Сначала-куклы столбушки. Все они локтевого размера. Так просили организаторы, так они традиционно делались на Руси. В скрутке у некоторых обязательное березовое поленце.

Покажу вам своих "деток", Сначала-куклы столбушки. Все они локтевого размера. Так просили организаторы, так они традиционно делались на Руси. В скрутке у некоторых обязательное березовое поленце. фото 1

Птица-радость

Коляда.
Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное.
Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

Желанница. Тут все понятно-куколка исполнение желаний)))))

Материнство

Берегиня

Беременность.
Это образ беременной женщины. У нее неяркая одежда, чтобы не привлекать внимание, чтоб оберечь от сглаза порчи красная грудь, фартук - живот, в котором малышок-голышок . Пенал для него сделан из бересты. В основе столбика-березовое поленце.

Метлушки, на веничках.
Когда хозяйка дома решала, что дом "засорился" негативом (ссоры, сглазы, порчи, болезни, дурные поступки и мысли жильцов и гостей, то брала куклу-Метлушку и по часовой стрелке, двигаясь от краев к центру, сметала "мусор"-негатив в одну кучку (на тряпочку или бумажку). После чего тряпица или бумажка собиралась в комок и выбрасывалась или сжигалась.

Успешница. Волосы-шерсть.
Кукла Успешница – образ женщины, у которой во всем успех: работа в руках спорится: успевает обед приготовить, прибрать в доме, мужа приласкать, за детьми присмотреть, и себе время уделить, все и всегда к сроку готово. Успешница достигает желаемого и в работе, и в жизни.

Одолень -трава. Собственно говоря,это не традиционный вариант куклы,а скорее авторский. Организаторы выставки на фестиваль настоятельно просили сделать Одолень, доводы,что эта кукла-авторский вариант, не сработали. Одоленью куклу называют за вышивку "одолень трава". У меня она на фартушке. Кто-то делает подвеску на поясок с изображением знака "одолень"

Ведучка. Издавна такая хранительница делалась женщиной для того, чтобы быть мудрой, чуткой, внимательной матерью, которая понимала бы своего ребенка и была способна вывести его в жизнь.

Вот они все вместе, столбушки

Рябинка-одна из самых сильных женских кукол.
Символ женской мудрости, материнства и домашнего очага. К матери на Руси относились с почитанием, относились так и к дереву Рябине, зря не ломали, знали об ее обережных свойствах. Праздновались именины у Рябинки четыре раза в год, а делали Рябинку, когда созревали плоды - в четвертые именины, осенью. Рябинка - оберег семейного счастья в доме, охраняет истинную любовь от несчастий и неприятностей.

Очистительная куколка.

Еще одна очистительная куколка.

кубышки -травницы, одна с мятой,другая с душицей. были еще с лавандой-даже сфотографировать не успела, купили...)))

Мировое дерево (Роща). Символ и оберег семьи, единство соединившихся родов, где корни — это предки, а ветви — новая семья и её потомки. Кукла является оберегом новой семьи, ведь при разладе, если возникла мысль разойтись, понимаешь: отломишь от рогатины сучок — обратно не вернёшь, и целого уже никогда не будет.
Кукла делается на рогатине, значение которой также символично: это слияние воедино двух судеб, двух родов (ведь эта кукла — ещё и родовое древо), становящихся отныне единым целым, более крепким, чем две отдельные веточки.

Неразлучники.

Шестиручка.

Куколки-подорожницы,оберег в дорогу

Обережная вышивка Путник у подорожниц

Парочка благополучниц

День-ночь. Есть разные варианты изготовления куклы,я выбрала такой

А теперь зайцы дочери.

е

Фартушки у многих кукол вышитые. Рисунок подбирала в соответствии с назначением куклы. Беременной-засеянное поле-на благополучную беременность и легкие роды, Подорожницам-Путник, обережная вышивка тем,кто в пути и т.д.

Каждая куколка-как собственное дитя, рожденное в муках. Правда-правда, некоторые куклы дались мне едва ли не с трудом, не знаю уж почему, но состояние было какое-то двоякое..даже не опишешь.

Спасибо всем,кто заглянул на огонек))))

Вера Л.

Какая славная коллекция! И наряды очень понравились, скромно и в тоже время праздничнозаписываю. Лена, а фартучки сама вышиваешь или уже готовые такие ткани?

Жукова Елена Ивановна

Верочка, здравствуй. Очень рада,что ты заглянула)))) Фартушки у многих кукол вышитые, у других-из ткани с рисунком под вышивку.

Лена-Лена

Леночка, какая замечательная коллекция получилась! Здорово! А что за жёлтые подставочки у некоторых? Зайчики дочери такие умилительные! 

Жукова Елена Ивановна

Леночка, спасибо.дорогая! Я очень рада, что мои куколки понравились)))

А подставочки у кукол которые не могут стоять-очистительные куклы и Рябинка,они же на ножках,просто так стоять не хотят, вот я и делаю для таких подставки-диски проволока, обмотанная тканью. На проволоку одевается юбкой(сарафаном) кукла и стоит. Круг-это диск от бобины от ленты, косой бейки. Его обтягиваю фоамираном. Не совсем натурально, но...мужчины в семье нет, чтобы спилы дерева наделать...

Вера Андреевна Антипова

Лена, куколки и зайки восхитительны!Любовалась каждой по нескольку раз.браво

Жукова Елена Ивановна

Вера,спасибо!

Мандрагора

К Лена

 Даа, думаюсколько времени надо, это все сделать,да еще все разные.Здорово,Лена!! Замечательные работы,зайчиков так и хочется подержать в рукахсупер!

Елена Крошко

Лена, молодец, как душевно! А зайцы то как хороши!!!!