Некомерческий фонд
«Детский епархиальный
образовательный центр»
Филиал
«Кинель-Черкасский»
Волшебная ниточка
Образовательная
программа
дополнительного
образования детей
УТВЕРЖДАЮ
Директор Некоммерческого фонда
«Детский епархиальный образовательный центр»
______________М.А.Матанцева
«______»_____________20__г.
Программа принята на основании
Решения Методического совета
Протокол №_______ от «_____» ____________20___г.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Волшебная ниточка»
Возраст детей: 8-12 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Педагог дополнительного
образования
Верилова Ольга Васильевна
Самара,2011 г.
Пояснительная записка
Направленность программы – художественно – эстетическая,
поскольку способствует формированию личности ребенка средствами
декоративно-прикладного искусства.
Актуальность и новизна программы
Новизна программы
заключается в том, что она позволяет
познакомить учащихся с церковными традициями, через декоративно прикладное
искусство, в данном случае через вышивку изонитью и вышивкой крестом. Актуальность данной программы продиктована острой
необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно
здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Педагогическая целесообразность
На внеклассных занятиях по вышивке у учащихся
появляется возможность изучить данный вид
творчества более подробно. Познакомиться с его историей, влиянием времени на
развитее данного вида искусства, его видами, посетить музеи и выставки, где
представлены работы, выполненные в изучаемой технике.
Вышивка – яркое и неповторимое
явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость
общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников,
их эстетическое воспитание на традиционных видах вышивки– наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной
культуре нашего народа.
Изучение вышивки как части
духовного и материального наследие своего народа будет способствовать
воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства
красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
На занятиях предлагается познакомить
учащихся со всеми видами вышивки, но наибольшее внимание заострить на вышивке
крестом и изонити, так как они являются более понятными для детей.
Особенностью программы «Волшебная ниточка»
Так как данная программа предназначена для Воскресной школы, на занятиях
по вышиванию, детей можно познакомить с церковной терминологией. Объяснить им
понятия, такие как, икона, покровцы, рушник или божник. Рассказать о святых,
ангеле- хранителе, Божьей Матери, о великомучениках. Приобщить к церковным
праздникам, создавая к ним вышитые работы. Но делать это рекомендуется
постепенно, чередуя работы на свободную тематику с работами на церковную тему,
для того чтобы дети не чувствовали назидания и не были теснены в своем творчестве.
Цель программы: приобщение учащихся к церковным традициям,
через декоративно-прикладное искусство, в нашем случае через вышивку крестом и
вышивку в технике изонить.
Задачи:
Образовательные:
освоить
различные техники вышивания;
Научить
владеть необходимыми инструментами и приспособлениями;
Познакомить
с правилами безопасного обращения с инструментами, материалами;
Способствовать осознанному отношению к
историческому прошлому, традициям и промыслам;
обеспечить
допрофессиональную подготовку.
Развивающие:
Развивать
творческое мышление, эстетический вкус, внимание,
интерес
к русскому народному творчеству;
приобщать к
общечеловеческим ценностям.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, трудолюбие,
самостоятельность, доброжелательность, взаимопонимание, уважение к труду других
людей;
приобщать к
здоровому образу жизни;
приобщать к
работе родителей, узнавая их семейные традиции и обычаи.
привить
интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству.
Программа предназначена
для детей младшего и среднего
школьного возраста и рассчитана на 2 года обучения.
Характерная потребность детей
этого возраста – получение новых знаний и умений, создание чего- то нового и не
обычного своими руками.
Форма занятий: групповая. 4 группы по 10 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа
Продолжительность занятий: продолжительность одного учебного часа- 40 минут.
Первый год обучения - 144 часа для одной подгруппы.
Второй год обучения – 144 часа
для одной подгруппы.
В программе обучения 30 часов
уделяется на познавательную деятельность: экскурсии в парк, церковь, швейный
цех, организация выстовок.
Обучение проводится в двух направлениях:
усвоение теоретических знаний;
формирование практических навыков.
Теоретическая
часть программы кружка вышивки предусматривает ознакомление с историей и
художественными традициями вышивального искусства, беседы о народных
художественных промыслах, анализ образцов народной вышивки и современных
произведений этого вида декоративно-прикладного искусства (рисунки,
репродукции, изделия). На занятиях по вышиванию, детей можно
познакомить с церковной терминологией. Объяснить им понятия, такие как, икона,
покровцы, рушник или божник. Рассказать о святых, ангеле- хранителе, Божьей
Матери, о великомучениках. Приобщить к церковным праздникам, создавая к ним
вышитые работы. Внеклассные занятия для этого подойдут как нельзя лучше.
Практическая
работа по вышивке включает знакомство с элементарными основами рисования по
подготовке узора для изделия, выполнение эскизов различных орнаментов.
Составление узоров из готовых элементов, самостоятельную работу над орнаментом,
перевод рисунка, ознакомление с различными приёмами вышивки, которое
осуществляется в процессе выполнения различных
заданий.
В
программе предлагаются задания, как для индивидуального, так и для
коллективного исполнения. Задания для индивидуального исполнения рассчитаны на
определённый возраст, они не особенно трудоёмки и объёмны. Коллективной работой
являются изделия чисто декоративного характера, предназначенные для украшения
жилого интерьера. Крупные изделия выполняются группой. Коллективный труд
значительно ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания,
учитывая возраст и особенности каждого.
Методы обучения:
Репродуктивный
(воспроизводящий);
Объяснительно-иллюстративный
(объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала);
Практический.
Формы
проведения занятий:
Учебное
занятие;
Практическое
занятие;
Коллективная
работа;
Экскурсия;
Выставка.
Предполагаемые результаты:
учащиеся должны знать:
Правила
техники безопасности при ручных работах;
Назначение
и правильное использование инструментов
и приспособлений;
Технологическую
последовательность работы;
Историю возникновения
вышивки;
Влияние
времени и церкви на данный вид декоративно-прикладного искусства;
Церковную
терминологию и традиции церкви.
Учащиеся должны уметь:
Применять
полученные знания на практике;
Соблюдать
технику безопасности;
Грамотно
выполнять работу;
Различать
виды вышивка;
Правильно
использовать церковные термины;
Соблюдать
церковные традиции;
Оформлять
свои изделия;
Анализировать
свою работу.
Формы контроля.
Подведение итогов работы является
необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное
образование не имеет четких критериев определения результатов практической
деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является
совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение,
выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать
не только чужие работы, но и свои.
Воспитательные
мероприятия.
Экскурсии:
-
в музейно-выставочный комплекс;
-
в церковь;
-
в парк;
-
различные мероприятия, семинары, праздники в СОШ;
-
день именинника в объединении;
-
творческие встречи с мамами и бабушками
воспитанников объединения увлекающихся вышивкой.
Материально-техническое обеспечение
программы
Занятие
объединения должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо
проветриваемом помещении. У каждого ребенка должно быть рабочее место и набор
необходимых материалов и инструментов. Целесообразно иметь большой рабочий стол
для разборки эскизов и, а также гладильную доску (стол).
Необходим шкаф для хранения незаконченных
изделий, оборудования и методической литературы, а также стенды для размещения
образцов изделий, магнитная доска.
Материалы:
Картон
Канва
Бумага
Швейные нитки
Мулине
Инструменты и приспособления :
Ножницы
Циркуль
Линейка
Ластик
Пяльцы
Швейные иглы
Карандаш
Шило
Наперсток
Клей
Обеспечение санитарно-гигиенических норм
и правил по технике безопасности
Тщательная
влажная уборка помещения;
Проветривание;
Соблюдение
режима обучения и перерывов;
Проведение
занятий по технике безопасности.
Учебно-тематический план
В коллектив можно набирать учащихся, начиная с 2-3
классов. Благодаря возможности варьировать степень сложности заданий и время на
их выполнение, данная программа вполне может быть применима для разновозрастной
группы учащихся.
Ι-й год обучения.
Программа Ι года обучения рассчитана на 144 часа,
занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Задачи Ι-го года обучения.
Обучающие
- Усвоить
технологию вышивки изонитью и вышивки крестом;
- научить оформлению готовых работ;
- дать понятие о видах вышивки;
Развивающие
- Познакомить детей с историей вышивки, с
декоративно- прикладным искусством ;
- формировать познавательные потребности,
собранность, дисциплинированность, умение быстро и творчески работать;
- развивать логическое мышление, эстетические
вкусы, рационально использовать время и материала, развивать коммуникативные
(навыки в виде устной речи).
Воспитательные
- Прививать любовь к декоративно-прикладному
искусству.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в
выполнении определенной работы;
- формировать бережное отношение к материальным и
духовным ценностям.
Учебно-тематический
план Ι года обучения
№
Тема
занятий
Количество
часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
2
Вводный
инструктаж изонить
2
2
3
Выполнение базовых
форм изонити
18
5
13
4
Вышивка картин в
технике изонить
6
6
5
Вышивка
поздравительных открыток
16
2
14
6
Вводный инструктаж
по вышивке крестом
14
7
7
7
Вышивка предметов
быта
18
2
16
8
Вышивка картин в
технике вышивка крестом
42
2
40
9
Оформление работ.
Подготовка к выставке.
8
10
Выставка
8
11
Воспитательная
работа
6
6
12
Коллективная работа
4
4
ИТОГО
144
26
118
В течение года обучающиеся должны получить
следующие умения и навыки:
- По выполнению основных базовых форм используемых
при вышивке изонитью;
-по изготовлению работ в техниках изонить и вышивка
крестом;
-выполнению счетных швов;
-работы с иглой, ножницами, тканью;
-коллективной работы.
ΙΙ-й год
обучения
Программа ΙΙ года обучения рассчитана на 144 часа, занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Обучающие
-Усовершенствовать навыки работы в техниках
«изонить» и «вышивка крестом»;
-научить выполнять работы используя несколько
техник декоративно- прикладного искусства ;
- познакомить с различными видами декоративно-прикладного
творчества
Развивающие
- Развить навыки работы обучающихся с различными
материалами и в различных техниках;
- формировать познавательные потребности,
собранность, дисциплинированность, умение быстро и творчески работать;
- развитие познавательных процессов: восприятия,
воображения, образного мышления, памяти.
Воспитательные
- прививать интерес к декоративно-прикладному
творчеству;
- воспитывать усидчивость, серьезное отношение к
выполнению определенной работы;
- формировать бережное отношение к материальным и
духовным ценностям.
Учебно-тематический
план 2 года обучения
№
Тема
занятий
Количество
часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
2
Вышивка
поздравительных открыток
12
1
11
3
Вышивка композиций
в технике «изонить»
38
4
34
4
Коллективная работа
10
1
9
5
Вышивка предметов
быта
32
5
27
6
Вышивка картин в
технике «счетный крест»
30
1
29
7
Воспитательное
мероприятие
8
8
8
Подготовка к
выставке. Оформление работ.
4
4
9
Выставка
8
8
ИТОГО
144
22
122
По окончанию второго года
обучения учащиеся должны научиться :
Выполнять работу используя сразу несколько техник;
Организовывать выставки своих работ;
Самостоятельно разрабатывать схемы для вышивки в технике «изонить» и
«вышивка крестом»;
Программный материал содержит разделы:
- изонить;
-
вышивка крестом.
Раздел «изонить»
Изонит-это графическое изображение,
особым образом выполненное нитками на картоне или другом твердом основании.
Достоинство изонити в том, что изображение
выполняется довольно быстро аккуратно с первого раза. Этот вид рукоделия
доступен и интересен детям любого возраста.
Занятия изонитью воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение,
развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, глазомер,
мелкую моторику и координацию движения рук.
В первый год обучения учащиеся
осваивают технологию вышивки изонитью, работают по шаблонам, учаться сочетать
цвета.
Во второй год обучения учащиеся
самостоятельно разрабатывают эскизы для вышивки изонитью, учаться сочетать
данный вид вышивки с другими видами декоративно-прикладного искусства.
Раздел «Вышивка крестом»
Вышивка крестом — вид вышивания. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине, используется
техника в полный крест или
полукрест.
Вышивка
крестом является одним из самых распространенных и доступных видов вышивки.
Вышивка способствует развитию таких
личностных качеств, как аккуратность, терпеливость, умению доводить начатое до
конца. Развивает глазомер, мелкую моторику, фантазию, сенсомоторику, чувство
цвета, формы. Учит создавать прекрасное.
В первый год обучения на занятиях кружковцы
знакомятся с основами общей и специальной композиции. Они должны усвоить
особенности структуры узора, особенности формы и цвета изобразительных мотивов
в орнаменте вышивки. Значение ритма и симметрии, виды узоров, способы
составления несложного орнамента.
Во второй год обучения учащиеся учатся сами
составлять не сложные схемы для вышивки крестом, выполнять вышивку используя
разные виды вышивки (полукрест, вышивка бисером, гладь).
№
п. п.
Тема занятия
Теория
Практика
Всего
Первый
год обучения
1.
Вводное
занятие
2
2
Изонить
2.
История
возникновения изонити. Инструменты и материалы. Техника безопасности.
2
2
3.
Базовая
форма угол
1
1
2
4.
Выполнение
изображений, содержащих в себе базовые формы угла.
2
2
5.
Базовая
форма круг, овал
1
1
2
6.
Выполнение
изображений, содержащих в себе базовые формы круга, овала
2
2
7-8.
Выполнение
изображения, содержащего в себе круги и углы.
4
4
9-10.
Коллективная
работа «Цветы в вазе».
4
4
11.
Базовая
форма волна, дуга.
1
1
2
12-13.
Вышивка
закладок для книг.
4
4
14-16.
Выполнение
картины, содержащей в себе все базовы формы (Летний луг)
6
6
17.
Выставка.
2
2
18-19.
Изготовление
открытки ко Дню Матери
1
3
4
20-21.
Изготовление
открытки «Яблочный спас»
1
3
4
22-25.
Изготовление
шкатулки
1
7
8
26-27.
Изготовление
открытки к новому году
4
4
28.
Экскурсия
в церковь
2
2
29-30.
Изготовление
Рождественской открытки
4
4
31.
Подготовка
к выставке
2
2
32
Выставка
2
2
Вышивка крестом.
33.
История
возникновения вышивки. Виды вышивки. Композиция, ритм, цвет.
2
2
34.
Материалы,
инструменты, приспособления. Техника безопасности.
2
2
35.
Правила
закрепления рабочей нити. Запялка ткани.
1
1
2
36-37.
Счетные
швы.
1
3
4
38.
Работа
с технологической картой.
1
1
2
39.
Подборка
схем. Подготовка к вышивке.
2
2
40-44.
Вышивка
игольницы.
1
9
10
45.
Экскурсия
в церковь.
2
2
46-54.
Вышивка
малой композиции на церковную тематику
1
17
18
55.
Оформление
работ. Подготовка к выставке.
2
2
56.
Выставка
2
2
57.
Экскурсия
в музей.
2
2
58-70.
Вышивка
большой композиции на свободную тематику
1
23
24
71.
Оформление
работ. Подготовка к вышивке.
2
2
72.
Выставка.
2
2
Итого:
26
118
144
Второй год обучения.
1.
Вводное
занятие. Инструктаж по технике безопасности.
2
2
Изонить
2-3.
Изготовление
картины «Фантазия»
1
3
4
4-5.
Коллективная
работа « На дне морском»
1
3
4
6-7.
Открытка
ко дню учителя.
1
3
4
8.
Экскурсия
в парк
2
2
9-11.
Изготовление
картины «осенний вальс»
6
6
12-13.
Поздравительная
открытка
4
4
14
Выставка
2
2
15-17.
Коллективная
работа «Лебедь белая»
6
6
18
Экскурсия
в церковь
2
2
19-22.
Композиция
«Сретенье»
1
7
8
23-25.
Композиция
«Вербное воскресение»
1
5
6
26-28.
Композиция
«Пасха»
1
5
6
29-30.
Новогодняя
открытка
4
4
31-34
Композиция
«Зимняя сказка»
8
8
35
Выставка
2
2
Вышивка крестом
36.
Экскурсия
в швейный цех
2
2
37.
Выбор
схем. Подготовка к вышивке. Техника безопасности.
2
2
38-42.
Вышивка
кухонных салфеток.
1
9
10
43-47.
Вышивка
кухонных прихваток
1
9
10
48-52.
Вышивка
картинки на кухонную тематику.
1
9
10
53.
Оформление
работ. Подготовка к выставке.
2
2
54.
Выставка
2
2
55.
Экскурсия
в церковь
2
2
56-70.
Вышивка
большой композиции на церковную тематику.
1
29
30
71.
Оформление
работ. Подготовка к выставке.
2
2
72.
Выставка
2
2
Итого:
22
122
144
Методическое обеспечение программы
В
организации занятий выделяются следующие
этапы работы:
1. Организационная часть.
2. Повторение пройденного материала.
3.
Изложение нового материала.
4.
Подготовка к практической работе.
5.
Практическое выполнение задания.
6.
Заключительная беседа. Подведение итогов.
7.
Уборка рабочих мест.
Прогнозируемая результативность
В зависимости
от степени обученности учащихся, планируется получить следующие результаты:
- низкий –
приобретены удовлетворительные умения и навыки, может самостоятельно выполнять
не трудные задания, творческие способности выражены не ярко;
- средний
– может выполнять работу самостоятельно при использовании демонстрационного
материала, работы аккуратны, виден художественный замысел, развито мышление;
- высокий
– развито творческое мышление, раскрываются творческие способности, богатая
фантазия. Выполняет работу по своему замыслу. Принимает участие в выставках,
проявляет большой интерес к работе. Является консультантом у других учащихся.
Литература для детей:
Белашова А.В. Юрченко Н.В.
Веселая паутинка. Пособие для детей. Просвещение; 2010.
И.Н. Наниашвили, А.Г. Соцкова. Вышиваем иконы, рушники, покровцы,
картины. Харьков. Клуб семейного досуга.
2011.
Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Вышивка первые шаги. –
М.: 2001.
Симоненко В.Д. Технология 5-11
классы. Вентана-Граф., «2000-2005.
Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. – М.: Эксмо, 2007.
Торгашова В. Рисуем нитью.
Скрипторий-2003; 2009.
Журналы из серии « Вышивка».
Журналы из серии «Веселые петельки».
Литература
для педагога:
Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.
Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие –
2-е. издание, исправленное. Детство-Пресс., 2008.
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.
Королёва Н.С. Народная
вышивка. М.,1999.
Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Вышивка первые шаги. –
М.: 2001.
Мерсалова М.Н. Золотая
книга женского рукоделия. – М.: Вече, 2002
И.Н. Наниашвили, А.Г. Соцкова. Вышиваем иконы, рушники, покровцы,
картины. Харьков. Клуб семейного досуга.
2011.
Панфилова Т.Ф. Рукоделие: поделки из ткани, ниток, тесьмы. Школьная
Пресса., 2007.
Популярное пособие для родителей
и педагогов.
10.
НагибинаМ.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Ярославль «Академия
развития» 1997.
11.Работнова И.П. Художественная вышивка. М., 2000
12.Симоненко В.Д. Технология 5-11 классы. Вентана-Граф.,
2000-2008.
13.
Журналы из серии «Вышивка»
14.
Журналы из серии «Веселые петельки»