Поделиться:
Креативотерапия
I.
Стрессы в нашей жизни
Люди в повседневной жизни всё чаще
сталкиваются со стрессами.
Объяснить увеличение числа стрессов
на душу населения очень просто. В современном обществе всё не стабильней семейные
узы, всё чаще дети воспитываются в отрыве от родителей и не чувствуют у себя за
спиной их поддержку. И беда не только в неготовности многих быть внимательными
родителями, но и в самой нашей системе общественных отношений, всё чаще
забирающей из дома отца и мать.
Но не только детям грозит подверженность
стрессам. В обществе, расположенном к кризисам, экономической нестабильности,
нравственной расшатанности и культурному хаосу, и достаточно уравновешенному и
стойкому человеку бывает нелегко преодолеть многочисленные виражи судьбы.
В испытаниях крепнут стойкие, но не
все готовы пройти через испытания. Стихийные бедствия засухи и наводнений 2010
года показали, насколько мы не готовы ко встрече с трудностями. Не готово правительство, не готовы работодатели,
не готовы органы здравоохранения и не готов каждый из членов социума. Наше
общество всё больше напоминает древний Рим периода упадка, когда обыватели
жаждут лишь "хлеба и зрелищ" и не задумываются о вопросах насущных, а
правительство увеличением числа "зрелищ" (потёмкинскими деревнями,
многочисленными бедствиями и интригами, какие можно ежедневно наблюдать на
экранах, пустыми, пошлыми и явно развратными представлениями) старается
утихомирить народ, усыпить его бдительность, подсадить на "иглу"
массовой культуры (термин говорит за себя).
В такой обстановке стрессы становятся
неотъемлемой частью существования: неврозы, аллергии, бессонница, сбои в
пищеварении, сердечные патологии – эти и многие другие порождения стрессов
наблюдаются у подавляющего большинства членов нашего общества.
Не пора ли задуматься о необходимости
развития в каждом из нас навыка стрессоустойчивости? И, может, пришло время,
когда дисциплину адаптации человека к стрессам необходимо ввести в школьную
программу.
II.
Креативотерапия, что это?
Существует много способов борьбы со
стрессом: все они сводятся к одному принципу – отвлечься. Запои, шопинг,
беспрерывный просмотр телевизора – самые ходовые, но не самые удачные из них.
Дело в том, что эти обывательские методы не снимают стресса, а временно его
заглушают, как таблетка, снимают боль только на время. Человек, ищущий помощь
вне себя, рискует её не найти. Более мудро искать в себе, в силах своей души, в
творческих способностях и умениях.
В связи с этим я предлагаю ввести в
оборот такой термин как креативотерапия, т. е. лечение через творчество. Прежде
всего, преодоление стресса через поэтическое, художественное, кулинарное и
любое другое творчество. В творчестве, во внутреннем богатстве творческой мысли
человек способен найти тот стержень, который не даст ему поколебаться под
ударами судьбы. Человек силен обрести любовь в себе самом, в своём творчестве
даже тогда, когда все любящие и дорогие ему люди его предадут. И суть в том,
что творческое начало всегда внутри нас, ни стихийные катаклизмы, ни
банкротство и даже тюрьма не способны лишить нас возможности творить, лишить
нас этого всесильного лекарства от стрессов.
И более того, в творчестве многие
деятели искусства нашли исцеление от своих психических и соматических недугов,
исцелились, обретая новую цель и желание жить.
III. Конкретные рекомендации в обучении
креативотерапии
Как же развить в себе навык креативного
мышления, как использовать креативотерапию в конкретных жизненных ситуациях?
Прежде всего, надо развивать в себе
креативное мышление. В моей педагогической практике наблюдала два эпизода,
иллюстрирующие роль родителей в развитии креативизма у детей.
Я показываю роспись акрилом: любой желающий
может подойти и расписать на выбор разные предметы. Подходит мама с мальчиком
лет десяти. "Ты хочешь расписать что-нибудь?" – Спрашивает.
- Да, - говорит мальчик.
Я предлагаю на выбор разные предметы.
Мальчик выбирает шкатулку.
- Зачем тебе шкатулка, давай лучше
чашку, - говорит мама.
- Чашку не буду, - упирается мальчик,
и мама соглашается на шкатулку.
Я показываю разные формы шкатулок,
чтоб мальчик выбрал понравившуюся… Но когда он выбрал, мама берёт другую и
убеждает взять её. Дальше мы должны выбрать узор, цвет… Выбор мальчика во всём
корректируется мамой, шкатулка полностью пропитана её идеей, и в конечном итоге
сама мама её и доделывает…
Другой пример: женщина приводит ко мне
двух девочек-подружек. Одна из них её дочь, обе усаживаются расписывать чашки.
Дочка решает делать собственный узор, хоть я предупреждаю, что не смогу ей
помочь, поскольку не знаю её задумки. Подруга выбирает мой узор под моим
руководством. Узор продуман, несложен и эффектно смотрится уже через пять минут
работы. Мама переживает, что у её дочери непонятно что, а у подруги получилась
красивая чашка. Я прошу дать девочке закончить работу… Молодец, мама,
сдержалась от критики, и дождалась, что девочка сама оформила чашку в ярких
перуанских тонах очень стильно и, главное, сама!
В этом позволении ребёнку самому
сделать, даже пусть испортив на первый раз, и кроется дар хорошего педагога,
кроется залог развития в ребёнке творческого начала.
Многие подавляют в ученике креативность
ради мастерства. Убивают интерес к рисованию, заставляя копировать и рисовать
нудные натюрморты из яблок и чашек… Знаю няню, которая прочитала ребёнку
стихотворение Пушкина, когда он сказал, что хочет быть поэтом и намекнула, что
ему до Пушкина как до луны… Ребёнок больше никогда не хотел быть поэтом. Да
хоть пример Экзюпери из "Маленького принца", когда ему в шесть лет
внушили, что рисовать ему не к чему…
Итак, не подавляйте в детях креативность,
не задавливайте его и в себе.
Часто подходят ко мне взрослые на
мастер-классы и на моё приглашение что-нибудь разрисовать говорят: "Да что
Вы, я рисовать не умею!" Многие так и уходят, не рискнув, а кто всё же
решается, заканчивает мастер-класс довольный: он преодолел барьер боязни рисовать,
он почувствовал, что может, а значит, стал на голову выше…
Значит, нам всем необходимо
возделывать в себе желание творить, придумывать и воплощать задуманное, а
мастерство придёт с опытом, со множеством ошибок и удач. И этот творческий
подход позволит любую жизненную проблему пройти творчески, обратить зло в
добро, солёное тесто, шишки, коробки… в материал для творчества, а себя самих в
живых и творческих людей.
Зачем переживать о множестве зла, что
твориться в мире, не больше ли будет пользы, если мы противопоставим этому злу
добро, стрессу вдохновение, потребительству творчество, креативность!
Подробнее смотрите на моем сайте www.tsmirna.ru
Спасибо Вам большое Татьяна Андреевна за такую поучительную статью...Я с Вами полностью согласна в детях нельзя подавлять стремление к творчеству как самостоятельная еденица! Пусть у них это корявые шаги в стежках или расплывчитые контуры росписи. Я преподаю оригами, сейчас в мою группу входят бабушки и дедушки - и пришедши на первое занятие они все испугались - сказав, что они такое никогда не зделают. Зделали да еще и как ! Мы, не только в детях но и в самих себя подавляем креатив - боязнью того что не получиться! Учиться и пробовать никогда не поздно и не беда что первые блины "иногда" бывают комом!!! Удачи Вам в творчестве!!!
Рада, что пришлось...
Удачи и Вам!
У меня есть мальчик знакомый, у которого тяга к моделированию, но... мама ему это позволяет лишь в каникулы и при наличие отличных оценок.... доводы учителя, психолога и просто родителей не были услышаны... жаль. У мальчишки талант!