





Поделиться:

Серия «Полимерная флористика – Тонкости лепки» представляет из себя совокупность небольших статей, объединенных одной общей задачей – рассказать начинающим и опытным мастерам о тонкостях лепки, которые помогут улучшить конечный результат или избежать распространенных ошибок.
Все выводы, которые я делаю в своих статьях, опираются исключительно на мой личный опыт. Конечно, мастера нередко делятся друг с другом идеями и тонкостями процесса, и поэтому идеи из серии «что если бы», подчас, витают в воздухе. Но редко кто пускается в эксперименты или желает делиться их результатами. Я предпочитаю делать и то, и другое. Ведь именно распространение информации помогает другим талантливым людям находить новые решения и рождать новые идеи, которые могут потом помочь и мне. Кроме того, я люблю, когда красивых вещей много, а некрасивых — мало. Поэтому для меня будет большим счастьем, если начинающие мастера смогут найти в моих статьях свои ошибки и избавиться от них, сделав, тем самым, свои работы лучше. В моих статьях вы найдете информацию о том, что было не только проверено мною, но и выведено в некоторые закономерности. Очень сильно мне помогают очные мастер-классы, где на примере ошибок учениц, я могу строить решения.
Итак… Первая статья. Приятного прочтения!
То, что крем необходим нам в процессе лепки, знает практически каждый мастер. А вот в каких именно случаях его стоит использовать и какой лучше выбрать – единицы. Что же, сегодня мы с вами исправим это положение. История использования крема весьма скудная. Все начиналось с того, что были тексты, в которых фигурировало убеждение, что крем просто необходимо замешивать в глину для предания той эластичности. Была даже такая тайская марка «Ponds», которая, по мнению мастеров считалась самой лучшей для полимерной глины. К сожалению, и первый факт, и второй оказался мифом, который давным-давно пора развеять. Мастера, которые, как и я, дошли до этого самостоятельно, не спешат делиться знаниями. И не потому, что считают, что это великий секрет. Нет. Просто они полагают, что это такие мелочи, о которых писать не стоит. Тем не менее, неверное использование крема в полимерной флористике ведет к следующим неприятным последствиям:
Казалось бы? Велика беда – добавили крема и что тут? А вот видите сколько неприятностей несет за собой такой безвредный на первый взгляд элемент.
Что же не так? И как правильно делать?
Основная и распространенная ошибка – замешивание крема в глину для восстановления и увеличение эластичности той. Давайте немного подумаем над процессами, которые происходят с нашей глиной. Когда та начинает высыхать, из нее в первую очередь испаряется влага. Именно по этой причине я настоятельно советую всегда хорошенько вымешивать глину как целиком из цветного замеса, так и непосредственно каждый кусочек перед его использованием. Вы банально возвращаете в глину влагу из ваших рук. Крем, в принципе, работает по той же схеме – дает глине влагу. И (о эта ошибка, на которой многие из нас долго жили) создает тактильную иллюзию повышения эластичности. Чтобы понять, о чем именно я говорю, возьмите два кусочка крашеной глины и добавьте в один немного воды, а в другой крема. Вы увидите, что разницы на самом деле никакой нет. Но почему же возник этот миф? Да потому что после воды руки прилипают к глине, что естественно, и мы не можем адекватно прочувствовать насколько мягкой и податливой та стала. Достаточно почистить и хорошенько просушить руки и глина не будет липнуть. Да, представьте, что без крема в данном случае можно вообще обойтись. И даже желательно. При желании, можно лишь едва смазать руки кремом, если глина прилипает к пальцам и лишь для того, чтобы создать некую смазку для пальцев, но никак не для улучшения свойств глины. Давайте пойдем дальше. Представьте, что вы добавили в глину масляные краски. Что они из себя представляют? Пигмент и льняное масло. То есть в глину, с которой вы работаете, уже и без того влилась немалая доза масла. А теперь вы пытаетесь добавить в нее еще, когда материал лишь испаряет влагу. Грубо говоря, вместо того, чтобы поить глину так недостающей ей водой, мы пичкаем ее непонятным составом, в котором воды-то почти и нет. Стоит ей испариться, как вашей глине резко начнет «плохеть» – она становится ужасно рыхлой и крошится. При этом прекрасно ведет себя в скомканном состоянии. И тут мастер начинает метаться и паниковать. Он просто не понимает, почему в скомканном, шарообразном состоянии его глина выглядит идеально, на ощупь прекрасно мягкая, но стоит ее разломить или начать катать, придавая форму, она становится похожей на творог. Масло – много масла из масляных красок и крема. И если от первого уйти очень сложно, то второе нам вообще не нужно.
Хорошо. Допустим, с первым моментом мы разобрались. Допустим, что вас устраивает то, как ведет себя глина, и вы считаете, что с кремом вам работать проще, чем с водой. Давайте пойдем дальше. Крем – это по сути дела жир. Жир, который придает блеск. Иногда это полезно и, порой, крем можно даже использоваться, как некую «фишку», чтобы создать столь необходимый жирный блеск у цветка. А что делать, если у вас бархатистая красная роза, которая ни в коем случае не должна быть выглядеть, как залитая растительным маслом? Сократите использование жиров в вашей работе. Масляные краски не на столько сильно делают глину глянцевой, а крем – буквально с миллиграмма уже превращает ее в сливочное масло. Конечно, вы понимаете, что я немного утрирую для привлечения внимания к данной проблеме.
Недавно я провела эксперимент. Я добавила в крашенную красным глину крем типа софт (Nivea Soft), обычный жирный крем (Garnier body) и масло (Jonson’s baby). Глина, восстановленная на воде не поменяла своей текстуры. Софт и жирный крем дали одинаковый легкий, глянцевый эффект, а масло создало ощущение, что заготовку в нем измазали. Стереть пленку проще всего удалось у масла, однако высохшая заготовка на сломе тут же сломалась рыхлым краем. Замес на креме не позволил избавиться от глянцевого блеска, но слом был не столь явный. Не трудно догадаться, что отличником стала глина без крема.
Итак. Я столько написала всего о том, что крем нам попросту не нужен. Так когда он нам все же нужен. Случай, когда я пока не могу обойтись без крема – это использование паста-машины и снятие отпечатка с молда.

Рассмотрим случай с паста-машиной. Стоит отметить, что при раскатке крем впитывается в глину, поэтому большое его количество приводит к тому, что раскатанная глина становится рыхлой и непригодной для лепки. Это очень распространенное явление, как и тот факт, что ваша пленка будет банально «пробуксовывать» во время прокрутки, создавая неровную раскатку глины. Если брать крем типа софт, то он довольно быстро впитывается и пока вы пытаетесь его нанести на пленку, он практически полностью впитывается в ваши пальчики. В итоге глина прилипнет к плохо смазанной пленке. Для пленки (и только для нее) я считаю идеальным использовать масло. Почему? Дело в том, что масло очень сложно вмешать в глину. Это прямо целое таинство, когда я пыталась это сделать. Именно поэтому, когда вы раскатываете глину, масло создает пленку, благодаря которой глина очень легко (вы не поверите как легко) снимается. Кроме того, масло склеивает пленку таким образом, что воздух не проникает к глине, что тоже хорошо. Но при всех плюсах есть небольшой минус – глянцевая пленка на вашей глине. Здесь все не так уж и страшно. Если в случае с кремом эта пленка постоянная и удалению практически не подлежит, то масло можно быстро убрать пальцами или сухой салфеткой.

Ну а что у нас с молдами? С ними у нас, пожалуй, самая печальная ситуация. С одной стороны – обойтись без крема мы не можем, так как глина будет прилипать к поверхности. Нанесенный крем, при оттиске, может впитаться в глину, сделав ее тем самым более мягкой, рыхлой и рвущейся. При этом снять лепесток с молда становится еще сложнее. Масло позволяет снимать текстуру просто идеально, но по всей поверхности остается очень сильный жирный слой. Пока вы будете его стирать, ваша глина успеет высохнуть и вы можете пропустить тот момент, когда ей нужно было придать форму. Кроме того, как показала практика, попытки снять остатки масла дают, в итоге, тот же самый эффект, когда вы очень осторожно и сдержанно пользуетесь кремом. В итоге, лично я считаю, что лучше научиться наносить минимум крема, аккуратно снимать лепестки и красиво им придавать форму, чем сидеть потом и несколько минут с каждого лепестка стирать масло.
Какой способ выбирать вам – это уже ваше личное решение. Возможно, что вы найдете еще какой-то гениальный способ, решающий данную проблему.
Подводя итоги, хочу сказать, что совершенно неважна марка крема. Важны лишь его качества. Использовать крем нужно с умом и лишь для того, чтобы смазать поверхность молда или пленку для паста-машины. В очень редких случаях совсем чуть-чуть для рук, чтобы размокшая от воды глина, во время вымешивания, не прилипала к пальцам и… на этом все! Вы можете заменить крем маслом (косметическим, конечно же), но не забывайте о последствиях. Если для пленки масло лучший выбор, то в остальных случаях он среди отстающих по всем параметрам. Ну и, чем меньше лишних ингредиентов вы будете добавлять в глину, тем красивее и натуральнее будут получаться ваши цветы.
Успехов вам!

Автор: Антонина Мельниченко
Спасибо большое!!! Очень интересная статья!!!
Надеюсь пригодится :)
Спасибо, Антонина!!! Очень нужная информация!
Надеюсь поможет людям. Хотя, конечно, это исключительно мои личные выводы и мнение :) с которыми кто-то может и не согласиться. Особенно если привык и менять ничего не хочется :)
Я бы сказала, что Ваши выводы совпадают с моими наблюдениями. Я кремами не пользуюсь практически совсем - только пленку для хранения глинки замешанной смазываю иногда и руки. А по Вашим рекомендациям восстановила аж три пачки Модены (ну вот не уберегла), так счастью моему не было предела!!! Спасибо!!!
Я рада, что смогла помочь вам :) Я тоже кремом уже практически не пользуюсь. Для пленки я использую масло. Оно, действительно, лучше подходит, так как не успевает впитываться в глину, но можно и без него кремом. А крем использую для силиконовых заливных молдов. Белый такой силикон заливной. Молды очень хорошие, но к ним ну все очень жутко липнет ))) Просто из-за того, что часто преподаю, вижу, что люди используют наш старый опыт, основанный на первых самых знаниях, когда в статьях писали и кого-то учили крем замешивать в глину. А люди спрашивают "Почему у меня такая же вот глина, но все рыхлое?" и т.д. Поэтому задумалась о том, что надо бы эти ситуацию исправлять.
Здравствуйте Антонина,вот этот мастер класс Анны Оськиной я увидела,на ХФ не пробовала,this HTML class. Value is https://youtu.be/pLVk. Может подойдет и для ХФ
Лариса, ваша ссылочка не работает :) Аня лепит из запекаемой пластики, но, так как лепка - это лепка, то что-то, конечно же, взять из ее уроков вы несомненно сможете. Тем более, что она очень хорошо объясняет.
Я подумала,что Аэрозольный силикон для смазывания прессформ и т. д,если срабатывает на пластики,может и сработает с ХФ
Спасибо за идею. Надо будет проверить ее. У нас немного разная пластика, но экспериментировать стоит! А я сейчас использую крем на основе как раз силикона. И мне пока результаты очень нравятся. Попробую купить и проверит. Тут вся проблема в том, что если запекаемую пластику можно очистить после запекания, то застываемую так уже не почистишь.