Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Гжель.

 Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 8

Поделиться:

Автор(ы) Темнова Александра, 10 "А"
Возраст 12—15 лет
Учебное заведение МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа, пгт Глазуновка, Орловская обл., Россия.
Материалы Бумага офисная, белая и голубая.
Педагог Темнова Елена Сергеевна

Мне всегда очень нравилась гжель. Она не такая яркая, как другие виды народных промыслов, но не менее красивая. Всегда хотелось сделать что-то небесно-голубое. И вот какая куколка у меня получилась.

Мне всегда очень нравилась гжель. Она не такая яркая, как другие виды народных промыслов, но не менее красивая. Всегда хотелось сделать что-то небесно-голубое. И вот какая куколка у меня получилась. (фото 1)

Личико. Кокошник.

Личико. Кокошник. (фото 2)

Вид со спины. Волосы в причёске собраны при помощи дырокольных цветочков.

Вид со спины. Волосы в причёске собраны при помощи дырокольных цветочков. (фото 3)

Модули для юбочки - 1/8 от А4 белого, голубого и бледно-голубого цветов.

Модули для юбочки - 1/8 от А4 белого, голубого и бледно-голубого цветов. (фото 4)

Самой трудной задачей было найти голову. Кукла получилась большая, шарики для пинг-понга оказались малы, так что был подобран ёлочный шарик. Чтобы он стал таким белым пришлось дважды его загрунтовать.

Самой трудной задачей было найти голову. Кукла получилась большая, шарики для пинг-понга оказались малы, так что был подобран ёлочный шарик. Чтобы он стал таким белым пришлось дважды его загрунтовать. (фото 5)

Гжель

 

На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.

Гжель  - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.

 

Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. 

Гжель  впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила Гжель по наследству в роду великих московских князей и царей, принося им немалый доход.

Ещё в XVI веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую слободу московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работать. Выезжали они и на московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.

На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения Гжели.

К 70 - 80 годам XVIII века Гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий, а возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.

 

Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.

 

Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.

Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской  области составляло 506 человек.

Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.

В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.

 

Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

Данный материал взят с этого сайта: http://www.narpromysel.ru/page/page8.html .

 

Эл

Красавица, будем с детьми делать похожую. Удачи в конкурсе.

Леночка

Саша, очень хорошо получилось! А какой кокошник! А какой воротник! Умница!!!

Танечка-2002

Красавица!!!!!

ЛиЛеКа

Очень гармоничный образ! Молодец, Сашенька!

Елена Крошко

Ого это же какого размера ваша красавица?

Наталья Плиско

Восхитительная работа!!! Барышня получилась просто загляденье!!! Удачи Вам, девочки!!!

Светлана Ямолкина

браво

Анна Базулина

Великолепная работа!

Ирина Орешкина .АРИША.

Вот так барышня! Красавица! Сашенька, ты умничка!!!

Ирина Егоровна

Настоящая куколка! Молодцы!

Вера Л.

Молодец, Саша! Красавица! Чудесная кукла!

Бубнова Раиса

Прекрасная работа, Александра - ты профессионал.