Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Ювелирное дело в России

 Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 9
В избранных: 9

Поделиться:

Автор(ы) Демьянов Никита, 5 класс
Возраст 10—11 лет
Учебное заведение Лицей №5, г. Воронеж, Россия
Материалы Бумага, картон, салфетки, краски
Педагог Мищенко Наталья Юрьевна

Я попытался сделать старинную книгу в золотом окладе, украшенную драгоценными камнями, жемчугом и золотыми кисточками. В своей работе использовал тиснёный картон, имитирующий чеканку по золоту. Драгоценные камни сделаны из офисной бумаги, покрашенной краской, оправа - полоски для квиллинга, жемчужины - объёмный контур. Кисточки - из бумаги для акварели, нарезанной бахромой. Верёвочки - это скрученная салфетка.

Я попытался сделать старинную книгу в золотом окладе, украшенную драгоценными камнями, жемчугом и золотыми кисточками. В своей работе использовал тиснёный картон, имитирующий чеканку по золоту. Драгоценные камни сделаны из офисной бумаги, покрашенной краской, оправа - полоски для квиллинга, жемчужины - объёмный контур. Кисточки - из бумаги для акварели, нарезанной бахромой. Верёвочки - это скрученная салфетка. (фото 1)

Основа книги - это старая книга, оклеенная бумажными салфетками, покрашенными тремя слоями акриловой краски разных цветов. Хотелось добиться эффекта состаренной кожи.

Основа книги - это старая книга, оклеенная бумажными салфетками, покрашенными тремя слоями акриловой краски разных цветов. Хотелось добиться эффекта состаренной кожи. (фото 2)

Процесс работы: после оклеивания салфетками книга должна хорошо просохнуть, потом уже можно будет красить.

Процесс работы: после оклеивания  салфетками книга должна хорошо просохнуть, потом уже можно будет красить. (фото 3)

"Драгоценные камни" готовы к покраске.

"Драгоценные камни" готовы к покраске. (фото 4)

Готовая работа.

Готовая работа. (фото 5)

Внутри книги вырезал прямоугольники в середине, всё хорошо промазал клеем. Получились ниши, которые я заполнил картинками предметов, сделанных в разных ювелирных техниках: скань, филигрань, чернь, чеканка, эмаль, зернь, отливка.

Внутри книги вырезал прямоугольники в середине, всё хорошо промазал клеем. Получились ниши, которые я заполнил картинками предметов, сделанных в разных  ювелирных техниках: скань, филигрань, чернь, чеканка, эмаль, зернь, отливка.  (фото 6)

А это фотографии знаменитых ювелиров России, которые внесли огромный вклад в развитие ювелирного дела. Они возглавляли ювелирные заводы и фабрики в Москве и Петербурге: Павел Овчинников, Карл Фаберже, Иван Хлебников.

А это фотографии знаменитых ювелиров России, которые внесли огромный вклад в развитие ювелирного дела. Они возглавляли ювелирные заводы и фабрики в Москве и Петербурге: Павел Овчинников, Карл Фаберже, Иван Хлебников. (фото 7)

Кованая решётка открывается и здесь у меня представлено оружие, колт из рязанского клада, чаша-потир, шлем, ордена...В правом нижнем углу вы видите "серебряную" коробочку, а в другой нише - фотографию оригинала. Это работа Овчинникова, который славился своим умением имитировать ткань. Когда на Венской выставке император Александр второй посетил русский павильон, ему поднесли хлеб-соль на серебряном блюде с шитым полотенцем из серебра. На той же выставке король Италии купил изготовленную предприятием Овчинникова серебряную корзинку с салфеткой, "исполненной, так изящно, что салфетка кажется не из металла, а из полотна".

Кованая решётка открывается и здесь у меня представлено оружие, колт из рязанского клада, чаша-потир, шлем, ордена...В правом нижнем углу вы видите "серебряную" коробочку, а в другой нише - фотографию оригинала. Это работа  Овчинникова, который славился своим умением имитировать ткань. Когда на Венской выставке император Александр второй посетил русский павильон, ему поднесли хлеб-соль на серебряном блюде с шитым полотенцем из серебра. На той же выставке король Италии купил изготовленную предприятием Овчинникова серебряную корзинку с салфеткой, "исполненной, так изящно, что салфетка кажется не из металла, а из полотна". (фото 8)

Коробочка поближе, только у меня не стрекозы, а бабочки. "Золотой" щит с центральной частью из "кожи", меч с рукояткой, украшенной драг. металлом.

Коробочка поближе, только у меня не стрекозы, а бабочки. "Золотой" щит с центральной частью из "кожи", меч с рукояткой, украшенной драг. металлом. (фото 9)

А это у меня золотое ювелирное украшение, покрытое эмалью и жемчугом.

А это у меня золотое ювелирное украшение, покрытое эмалью и жемчугом. (фото 10)

Вот такой артбук у меня получился.

Вот такой артбук у меня получился. (фото 11)

Прототипом моей книги стало Евангелие Ивана Грозного, изготовленное в Мастерских Московского Кремля в 1571 году. Обложка была сделана из золота, драгоценных камней и жемчуга. В работе использовались такие ювелирные техники, как чеканка, эмаль, скань, зернь и чернь.

Отсчет этапов развития ювелирного дела на территории России следует начинать с зарождения Киевской Руси (IХ-ХП вв.) и Владимиро-Суздальского княжества (X-XII вв.). Центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные русские города Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва и многие другие. Расцвет ювелирного искусства в Великом Устюге приходится на XVIII в. В то время широкое распространение получили эмалевые изделия, стилизованные орнаментом и серебряными накладными украшениями, эмалевая посуда, а также великолепные образцы сканного искусства: коробочки, табакерки, ларцы, небольшие кубки с ажурным орнаментом на гладком золоченом фоне. Изготовлялись и личные украшения, среди которых выделялись «женские нашейные золотые и серебряные цепочки», но более всего Великий Устюг знаменит своим черневым мастерством. 

В искусстве вологодских мастеров серебряного дела значительное место занимала чеканка. Ее орнаментальные мотивы оригинальны и разнообразны. Чеканка использовалась при изготовлении окладов икон и иной церковной утвари. В середине XIX в. вологодские ювелиры изготавливали также первоклассные образцы сканных изделий и тонкие черневые гравюры на серебряном фоне. Это искусство современниками оценивалось очень высоко.

В XVI в. в Костроме было немного серебряных дел мастеров, но их изделия были известны далеко за пределами города. В XVII в. в работах костромских ювелиров прослеживается влияние новгородских и псковских мастеров. Во второй половине XIX в. центром производства ювелирных изделий становится село Красное, где в то время работало около 2000 кустарей. Красносельские изделия - небольшие штампованные образки, кресты-нательники, дешевые броши, медальоны, серьги, браслеты, цепи, мелкие серебряные солонки, стаканчики, подстаканники и т.п. - широко разошлись по всей России. В XVI-XVII вв. Нижний Новгород был известен своими чеканщиками. Большинство из них работало в мастерских при монастырях. В основном они производили церковную утварь, среди которой особо выделялись тяжеловесные чаши (потиры). Были среди нижегородских серебряников и искусные резчики.Новгород на протяжении многих веков занимал видное место в ювелирном искусстве древней Руси. Стиль новгородских мастеров считался лаконичным, сильным и выразительным. Его характеризовали точность и четкость рисунка, ясность форм и композиционных построений. Ювелирное дело было настолько широко поставлено, что там больше, чем в других городах была развита узкая специализация среди мастеров-ювелиров. В XVI-XVII вв. новгородские мастера владели всеми приемами ручной обработки драгоценных металлов и с большим мастерством украшали свои изделия ручным тиснением (басмой), чеканными и резными узорами и изображениями, литыми деталями, сканью, эмалью и чернью. Новгород стал родиной новой формы драгоценной посуды - золотого и серебряного ковша.

Следует отметить, что русское ювелирное искусство на ранних этапах развивалось своим путем, не испытывая заметного влияния творчества мастеров-ювелиров других стран. Только начиная с эпохи Петра I, в развитии русского ювелирного дела стали использовать достижения европейских мастеров.

Начало было положено в Петербурге, когда в северную столицу перевели золотых и серебряных дел мастеров из Москвы и других городов Российского государства, а также пригласили ювелиров из стран Западной Европы. Иностранцы имели свои мастерские, многочисленных русских учеников и подмастерьев. Поначалу и здесь основное внимание уделялось созданию церковной утвари, предметов культа, посуды и убранства стола. Именно в тот период были изготовлены уникальные сервизы, включавшие сотни предметов, каждый из которых отличался высоким художественным исполнением. Первым заказчиком на такие сервизы был сам Петр I. Создавались и отдельные предметы: от богато инкрустированных братин (сосудов для хранения и подачи питья) из золота, серебра или камня до простой ложки или ситечка для чая. Почти одновременно стали изготавливать предметы убранства комнат, письменного и туалетного стола, различные дорожные приспособления и приборы. В начале XIX в. петербургские ювелиры создали множество уникальных украшений. Им принадлежит заслуга в развитии русского «Ампира», в соответствии с канонами которого драгоценные и полудрагоценные камни вставлялись в крупные оправы, а потому изделия имели тяжеловесный вид. Особенно этим отличались изделия с алмазами и бриллиантами.

В первой половине XIX в. завершился период русского классицизма, в котором нашли отражение идеалы красоты и образы античной классики. Вычурные, часто неправильной формы утварь и украшения XVIII в. сменились строгими и четкими формами, приближающимися к правильным геометрическим фигурам: прямоугольнику, кругу, овалу, шару или цилиндру. Чрезмерно насыщенная и причудливая орнаментация уступает место обычному блеску ровной, гладкой полированной поверхности с отдельными украшениями, выполненными механической штамповкой и, в редких случаях, чеканкой.

Ювелирные мастера Петербурга с успехом применяли такие технологии, как чернь, зернь, эмаль, скань (или филигрань), чеканка, резьба и позолота. Широко использовались бриллианты, сапфиры, рубины и изумруды. Высоко ценились желтые и розовые топазы, шпинели, аквамарины, кораллы. К любимым камням относились карнеол и сердолик. Оригинальное использование в качестве исходного материала нефрита, родонита, лазурита, змеевика, малахита, яшмы, агата при создании ваз, шкатулок, столешниц снискали всемирную славу русским мастерам, многие достижения которых остаются непревзойденными и по сей день. Успехи камнерезного дела способствовали быстрому развитию такого направления, как скульптура малых форм, когда стали создаваться фигурки людей, животных, птиц и цветов, а также объемные жанровые сценки.

В целом, расцвет русского ювелирного искусства дореволюционного периода приходится на XIX в., когда в России и, прежде всего, в Петербурге собрались всемирно признанные мастера и основатели своих направлений в ювелирном деле, когда стали создаваться необычные для своего времени ювелирные мастерские и фабрики.

В работе использовал следующие материалы: http://td-versal.ru/index.php/poleznye-materialy/61-info/istoriya/364-is... .

Ларисочка

Бесподобная работа, Никита!!! Ты просто МОЛОДЕЦ!!! Очень красивая книга и интересный материал!!! бравоПедагогу - Браво!!!браво

Демьянов Никита

Спасибо большое!ура!

Nushell

Ничего себе, что у нас тут пятиклассники вытворяют!!! Нервно отдыхаю в сторонке.....Браво, БИС!

Демьянов Никита

Спасибо!!!!!

Эл

"Я попытался сделать старинную книгу в золотом окладе, украшенную драгоценными камнями, жемчугом и золотыми кисточками"- Никита- это ШЕДЕВР, КРАСОТА.БРАВО МАСТЕРУ.Надеюсь рассмотреть твою книгу на выставке. ПОБЕДЫ В КОНКУРСЕ.

Демьянов Никита

Спасибо!!!благодарю

busichka

ОГО!!! Я обалдела!!! удивляюсь браво Работа не просто впечатлила, а ошеломила!!! Шикарно! Победы в конкурсе!!! супер!

Демьянов Никита

Спасибо огромное!!!!!!

Наталья Плиско

Потрясающая работа!!! Аплодирую стоя юным талантам!!! Молодец, Никита!!!

Демьянов Никита

Спасибо!!! У Вас тоже потрясающие работы!!!!! Желаю победы в конкурсе!!!

eka

Никита, очень понравилась твоя книга!

Демьянов Никита

Спасибо!!! Мне твои работы тоже очень понравились! Желаю победы!

Галина Простосердова

Никита, ты - умничка! Хорошая идея и красивая кропотливая реализация. Творческих успехов тебе и твоему педагогу! С уважением Галина Простосердова, г. Тамбов