Автор(ы) | Дейнекина Лиза,2-й класс;Иванова Юля и Шаланко Саша -4-й класс. |
Возраст | 8—9 лет |
Учебное заведение | Кружок "Тактильный коллаж",ГСКОУ №18,г.Кисловодск,Ставропольский край,Россия. |
Материалы | Бумага,салфетки бумажные. |
Педагог | Пустовит Елена Ивановна. |
Очень захотелось попробовать свои силы в ковроделии.Конечно,персидский ковёр нам не осилить-слишком уж сложные для нас его орнаменты.Наше внимание привлекли ковры,которые ткут в Карпатах – гуцульские лижники . Лижники в гуцульском доме - это и одеяло, и накидка, и украшение, и постель. До сегодняшних дней в Карпатах ткут лижники по старинной технологии. Здесь издавна люди занимались овцеводством. Они научились обрабатывать овечью шерсть и находили ей самое разное применение. Гуцулы – это украинцы, которые населяют горные районы. Они – обычные люди: каждое утро ходят на работу, пользуются мобильниками, смотрят телевизор. Но они особенные, потому что они – гуцулы. Вот и ковры у них тоже особенные. Узоров у ворсистых ковров немало - сливовый, российский, кривой, очкатый, вуставковый, "кавалерские очи". Все они, как правило, геометрические, строятся из крупных и мелких ромбов, полосок, крестов, четырехугольников. Лижники не многоцветны. Чаще других встречаются серый, белый, черный, бордовый, красный цвета. Для основы нашего лижника мы использовали брайлевскую бумагу бежевого цвета,для «пряжи» использовали бумажные салфетки,чёрная «пряжа»-креповая бумага.Вот что получилось.
В ином ракурсе.
Фрагмент.
Фрагмент в ином ракурсе.
Так выглядит наш лижник,если повесить его на стенку.
Заготовка «пряжи»-салфетки надо мелко нарезать,это будет «ворс».Лиза Дейнекина и Саша Шаланко.
Вот такие «ворсинки» делает Саша Шаланко из газеты-планировали применить ,но потом отказались.
Мастерицу,которая создаёт лижник,гуцулы называют лижникарка.Наша лижникарка Юля Иванова приступила к выполнению ворсовых узоров –«ворсинки» Юля приклеивает на двусторонний скотч.
Вот уже кое-что вырисовывается.
Готовая работа.
Вот в таких красивых местах живут гуцулы и ткут свои замечательные ковры.
Все начинается с подготовки овечьей шерсти для ткачества. Ее тщательно моют, чистят, расчесывают. А потом с помощью прялки и веретена из нее делают пряжу - толстые ворсистые нитки. Если необходимо - их красят. Когда шерсть готова, натягивают на варстат (деревянный ткацкий станок) нитяную основу будущего лижника и принимаются ткать.
Хорошая лижникарка за день может выткать ковер. Кстати, лижники, как правило, имеют стандартные габариты: ширина - полтора метра (зависит от размера варстата), длину можно сделать любую, обычно она немногим больше двух метров.
Вытканное полотно мастерица снимает со станка и несет к горной реке. Там под водопадом на дне укреплена деревянная бочка с отверстиями, сквозь которые проходит бурный водный поток. Хозяйка опускает лижник в бочку, и за дело принимается река - полощет, вымывает остатки ворса, очищает лижник от грубых остевых шерстинок.
Через два дня мастерица вынимает лижник из бочки и вешает сушиться. Когда ковер подсохнет, лижникарка берет в руки металлическую щетку и несколько часов, не пропуская ни одной нитки, чешет его. Лижник опушается, начинает искриться, его узоры расплываются, в окраске появляются полутона. А главное - ковер становится очень мягким.
В старину лижники ткали из некрашеной овечьей шерсти - белой, серой, черной. Их можно увидеть и сейчас в гуцульских домах. В Карпатах уверяют: если постель будет устлана лижником, да и укрываться им станешь, то никогда не узнаешь, что такое радикулит. Может быть, гуцулы и правы. Бесспорно одно - лижники необычайно нарядны. Интерес к ним не утрачен и в наши дни.
http://evk-skell.ucoz.ru/forum/29-93-1
История тканных ковров насчитывает более двух тысяч лет.
С древних времен люди украшали свое жилище коврами. Простые, сотканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только практическим целям, но и показывали достаток хозяев.
Точная дата возникновения ковроткачества скрывается в глубине веков. Еще в Ветхом Завете (Исх.26,8-38) говорится о палатке, устроенной из ткальных покрывал. Известно, что именно в Персии (ныне - государство Иран) зародилось искусство ковроткачества.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI—XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV, эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.
Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V в. до н. э. Он был найден археологами в 1949 году в знаменитом Пазарыкском кургане на Алтае, а в настоящий момент хранится в Эрмитаже. Этот ковер был изготовлен, по всей вероятности, в Ассирии. Ковер «Пазарык», по мнению ученых, является продуктом одной из мастерских центра коврового производства эпохи Ахеменидов. Пазарыкский ковер украшен лаконичным орнаментом с хорошо выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях). По предположениям ученых, этот ворсовый ковёр использовался при погребении знатного скифского воина, в захоронении которого и был обнаружен. Благодаря вечной мерзлоте гор Алтая и постоянной низкой температуре усыпальницы Скифского принца долины Пазирик, этот уникальный ковер сохранился практически в первозданном виде. Передовая текстильная техника, используемая в этом древнем ковре, указывает на долгую историю развития и богатый опыт в этом искусстве.
Самые ранние сельджукские ковры найдены в столице сельджуков, городе Конье. Они просты и грубы, с четким геометрическим орнаментом. На коврах изображены птица или зверь — отличительные племенные знаки, которые были у многих тюркских племен. Позже в орнаменте ковров появляются изображения живых существ и фантастических животных: дракона или птицы феникс. У каждого ковра свой символический цвет. Красный, например, означает богатство, зеленый — цвет рая, желтый защищает от неудач, голубой — цвет величия и благородства.
Многие ковровые сокровища сохранились лишь в письменах. Исторические отчеты показывают, что дворец Кира Великого (более 2500 лет назад) в Пасаргаде был украшен великолепными коврами. Александр Македонский, по свидетельству исторических источников, был ослеплен великолепием ковров, устилающих могилу Кира Великого.
В культурах народов-кочевников ковры получили особое признание. В походной жизни ковер особенно удобен, так как легко сворачивается для перевозки, а на месте стоянки сразу создает домашний уют. Ковры стали широко распространяться по местам обитания племен, живущих в шартах и юртах. Появление ковра у кочевых народов было обусловлено самим их образом жизни.
Ковроткачество является одним из самых древних и широко распространенных видов народно-прикладного искусства Ирана (знаменитые персидские ковры). Этот вид творчества бережно передавался из поколения в поколение. Проследить историю ковра — значит увидеть долгий путь развития одной из величайших цивилизаций в мире — Персии.
К 6-му столетию персидские ткачи достигли вершин мастерства, о чем свидетельствуют древние письменные источники. Легендарный «Весенний» (Bahârestân) ковер Хосрова I с изображением английского сада, был сплетен в этот период для главного зала роскошного дворца Сасанидов в Ктесифоне, в области Sasanian Khvârvarân (в настоящее время Ирак) в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова.
История сохранила для нас рассказ об этом шедевре персидских мастеров. Предания повествуют, что когда расстилали ковер, весенний воздух проносился по залу. Воображение любующегося ковром разыгрывалось, и слышался плеск воды, вышитой прозрачными драгоценными камнями, опьянял аромат цветов, манила свежесть плодов, шумел ветер, играющий с листвой деревьев, расшитых самоцветами. Ослепляло совершенство Земли, вышитой нитями из золота.
"Весенний ковер" был самым дорогим ковром в истории. Это в первую очередь имело политическое значение — такой ковер, поражающий гигантскими размерами (122 метра в длину, 30 метров в ширину), и весом в несколько тон, был символом власти и мощи, а его красота символизировала божественное происхождение царя.
В середине седьмого века на Персию напали арабы, и "Весенний ковер" не пережил нашествия завоевателей. Солдаты разрезали его, разделили между собой и увезли из захваченной столицы по частям, как трофеи. Ковер дошел до нас только в копиях и письменах.
Разметка «Весеннего ковра» на среднее поле с медальоном в центре, угловатыми секторами и бордюром в несколько полос, представляет подлинно «классическую» схему, на протяжении столетий являющейся основополагающим типом, повторяющимся на Востоке все в новых и новых, более простых и сложных вариантах с древности до наших дней.
С течением времени искусство ковроткачества совершенствовалось. Каждая эпоха вносила свои изменения в процесс создания ковров. Наиболее ранние из роскошных ковров-«антиков» вырабатывались еще в 15–17 вв. Этот период считается «золотым временем» в истории персидского ковра, когда совершенствуется техника, складываются характерные принципы орнаментации, по которым можно безошибочно определить город или мастерскую, создавшую тот или иной ковер.
В 16–17 вв. при династии Сефевидов императорские мануфактуры выпускали огромные напольные ковры. Несмотря на ошеломляющие даже современного человека размеры (до 60 кв. м.), качество продолжало оставаться высоким.
Мастера часто заимствовали выразительные средства из арсенала архитектуры, воспроизводили планировку мифических райских садов. Ковры «чахар - баг» делятся на четыре части четырьмя райскими реками, в центре изображается водоем, напоминающий о бассейнах для ритуального омовения в персидских мечетях эпохи Сефевидов. Ковры этого периода сохраняют классическую медальонную схему, но основным орнаментом становятся растения, поэтому ковры называют «цветочными». Растительные мотивы получили распространение в коврах табризской группы. Для декора орнамента характерно изображение трилистников и вьющихся растений со спиралеобразными усиками. Среди ковров этого времени выделяются ковры, сделанные в мастерских Исфахана. В них часто использовались золотые и серебряные нити. Такие ковры предназначались для подарков иностранным посольствам.
Особое место в ковроткачестве занимали шелковые ковры, изготовленные в Гиляне. Эта прикаспийская область Ирана особенно славилась своими шелками, с давних времен считавшимися самым ценным и почитаемым природным материалом. Как сообщает Марко Поло, сюда генуэзские купцы специально приезжали за шелком. Но родиной персидского шелководства считается Мерв.
В 1514, захватив иранский город Табриз, османские войска увели с собой пленных ковроделов и керамистов. Среди их трофеев были и великолепные ковры, сделанные персидскими мастерами. Турки, сами недавние кочевники, быстро оценили качество продукции персидских ковроделов, и впоследствии это ремесло распространилось по всей Малой Азии.
В период с конца XVI до начала XVIII века, в одноименном городе, создавались Ковры – Герат. Поверхность их покрыта регулярным и плотным узлом герати. Они находили себе место как в мечетях, так и в Европе, где их изображение присутствует в картинах некоторых живописцев, в том числе Рубенса и Ван Дейка.
В 18 в. появляются «вазонные» ковры, которые вырабатывались в городе Керман. Эти ковры характеризуются своеобразным, очень длинным и узким форматом. Главным мотивом служит ваза вместе с прочими мотивами цветков, пальметт и плетенкой из усиков.
В 19 веке, в период правления династии Каджаров (1779–1925), наблюдается взлет иранского ковроделия, связанный с экспортом ковров сначала в соседние страны, а затем и в Европу.
Самым распространенным изделием ковровых мастерских мусульманских стран был и остается ковер для намаза — джанамази (перс), саджат (араб.) и намазлык (турецк.). Это небольшой, длиной около метра ковер, на котором, как правило, изображена арка — михраб. Во время молитвы ковер стелится таким образом, чтобы центр арки совпадал с Каабой (дом Бога) — направлением на священную Мекку.
Вся группа ковров–антиков, сохранившихся по сей день, в численном отношении сильно ограниченна, и ее единичные экземпляры находятся в музеях. Доступные коллекционерам персидские ковры относятся к XVIII и XIX векам.
Коммерческая ссылка удалена.
Ой, ну какие ж вы молодцы! Не устаю восхищаться вашим мастерством и фантазией!
Отличные работы, интересный пост!
Очень тебе рада,Оленька,спасибо!!!Сейчас вот узнала,что сроки конкурса продлили до 30-го сентября :)))
Точно!!! Именно такими мы любуемся, бывая на Западн. Украине!!
Прекрасная работа! И...Столько интересного я прочла!....
Вот спасибо-мнение знатока приятно,Ташенька
Очень красиво получилось! Восторг! Молодцы! Очень интересная информация!
Кристиночка,очень тебе благодарна за поддержку!!!
Какая прелесть! Сразу даже и не поймёшь, что это не настоящий гуцульский ковёр - так красиво и аккуратно сделана работа1 Елена Ивановна, Вы большая умница и талантливый педагог, ребята под вашим руководством совершают настоящие чудеса! Браво вам всем!
Смущаете,Любаша...Спасибо Вам большое за внимание к нашим стараниям и поддержку!!!
Елена Ивановна, ваш ковер просто прекрасен, детишки умнички))), удачи вам!!!
Элечка,очень тебе рада!!!Спасибо за поддержку!!!
Какие же вы умнички!!! Очень интересно и красочно!!! Только наилучшие пожелания!!!!
Спасибо за поддержку,Танечка!!!Очень рада Вас видеть!!!
Какой красивый ковёр соткали ваши мастера. Молодцы!
Очень рада Вас видеть,Ольга!!!Спасибо за поддержку!!!
Молодчинки.
Галочка,очень Вам рада!!!Спасибо за поддержку!!!
Какой красивый коврик получился у ваших деток. Молодцы!!!!!!!!
Спасибо за поддержку,Тамарочка!!!Очень рада Вас видеть!!!
С интересом знакомилась с эти ремеслом. Очень понравилось. Только потом увидела, Елена Ивановна, что это Ваша страничка. Молодцы!!!! Столько узнаешь полезного!!!
Очень рада Вас видеть,Ниночка!!!Спасибо за визит и приятный отзыв!!!
все молодцы!!!!!!!!!!
Юлечка,очень Вам рада!!!Спасибо за поддержку!!!
Замечательная работа! Удачи в конкурсе!!
Спасибо за поддержку,Светик!!!Очень рада Вас видеть!!!
Молодцы!
Иришечка,очень тебе рада!!!Спасибо за поддержку!!!
Работа из бумаги, а эффект такой, что перед тобой нитки! Замечательная работа!!!
Спасибо за поддержку,Анечка!!!Очень рада тебя видеть!!!
Как интересно!!! Придумали же такое - на первый взгляд и не скажешь, что из бумаги сделано! Молодцы - удачи в конкурсе!
Спасибо за поддержку,Танечка!!!Очень рада Вас видеть!!!
Ой я хочу такой гуцульский лижник! пока буду на ваш любоваться и мечтать! на курсах была работа по болеславской керамике ( почему то ее здесь нет...) мечта да и только! Так Полина мне ее привезла из Польши буду ждать кто лижник привезет Ребята-молодцы!
Очень рада Вас видеть,Лилечка!!!Спасибо за юмор и поддержку!!!
Очень интересно!!!!
Спасибо за поддержку,Марусенька!!!Очень рада Вас видеть!!!
молодцы ребята,такую красоту сделали,восхищаюсь вашими работами,желаю победы!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо за поддержку,Танечка!!!Очень рада Вас видеть!!!
Какие молодцы!!! Настоящий лижник соткали, и тема очень интересная!!! Спасибо, Елена Ивановна!!!
Очень рада Вас видеть,Наташенька!!!Спасибо за поддержку!!!
Елена Ивановна, не перестаю восхищаться Вашим с детьми талантами! Очень красиво получилось! Прям как настоящее тканное одеяло и пост очень интересній и познавательній! Удачи Вам в конкурсе! Держу за Вас кулачки!
Очень Вам рада,Викочка !!!Спасибо за приятный отзыв!!!
Здорово!
Юленька,спасибо за поддержку!!!Очень вам рада !!!
Елена Ивановна, очень интересно! Лижник получился замечательный! Особенно хорошо смотрится на стене.
Очень рада тебя видеть,Катюша!!!Спасибо за поддержку!!!
Как здорово!Удачи!
Айсылу,спасибо за поддержку-рада тебя видеть!!!
Красивая, выразительная работа! Ребята в работе восхищают! Молодцы!
Очень рада Вас видеть,Верочка!!!Спасибо за приятные слова в адрес детворы!!!
Молодцы ребятки, очень красиво получилось, удачи Вам в конкурсе.
Людочка,очень Вам рада и признательна за поддержку!!!
Очень интересно, Елена Ивановна! Чудесная работа!
Очень Вам рада и признательна за внимание и приятный отзыв,Ольга Александровна!!!
Не боюсь повториться, вливаюсь в общий хор голосов: "Молодцы!"
Наташенька,очень рада Вас видеть-Вы для меня всегда-соло!!!Спасибо за поддержку!!!
Потрясающе!!! Приятно узнать новое!!! Рада за деток, что у них такой замечательный учитель!!!
Смущаешь,Тонечка...Очень рада тебя видеть,спасибо за поддержку!!!
Замечательная работа!И очень интересный рассказ!Сколько в мире ещё интересного рядом с нами и неизведанного!!!
Мариночка,спасибо!!!Очень Вам рада!!!
Какие молодцы! От таких ковриков так и веет теплом.
Приятно Ваше внимание,Леночка,спасибо за поддержку!!!
Чудесный ковер! Молодцы!
Наденька,очень рада Вашему комментарию-спасибо!!!
Елена Ивановна! Прямо порадовали! Вспомнила, как эти прекрасные творения рук человеческих грели нас. Вот только недавно совсем сносились. У нас были два таких гуцульских, настоящих пледа. Как на картинке, один в один, где бабушка раскинула белый с зелено-черно-красным орнаментом! Ребятки молодцы, сделали очень похожие на оригинал работы!
Вот спасибо,Оленька, за такой комментарий-это ж здорово-получить похвалу от владелицы такого чудесного изделия! А знаете,можно ведь из этих износившихся пледов сделать матрасик-ведь это же натуральная шерсть,матрасик ещё послужит!
Очень трудоёмкий процесс!!! Лиза, Саша и Юля молодцы, удачи им!!! Учителю спасибо за чудесные идеи и подбор информации! Елена Ивановна, как всегда полный восторг!!!
Юленька,очень признательна Вам за приятный отзыв и поддержку!!!
Замечательный коврик, очень похож на настоящий!!! Молодцы!!! Удачи!!!
Очень рада твоей поддержке, Яночка-спасибо!!!
Я прамо-таки погрузилась в историю, очень интересно ( не знала о таком промысле) Ваш коврик -чудесен, молодцы МАСТЕРЯТА. УДАЧИ в конкурсе.
Эл,очень признательна Вам за приятные слова и поддержку-спасибо!!!
Елена Ивановна! Я в восторге от такой красоты! Только победы!!!!!!!!!!!!
Приятен Ваш комментарий и поддержка,Оленька-очень Вам признательна!!!
И работа хороша и информация познавательная.Молодцы ваши лижникарки, Елена Ивановна! удачи им в конкурсе!
Валентина Александровна,спасибо!!!Очень приятна Ваша поддержка!!!
Здорово, очень похоже, я тоже задумывалась над этим промыслом, но как то руки не дошли, да и не придумалось как передать пушистость, а у вас такой пушистик вышел . Надо было ворс везде делать не только на узоре, а и на серой часть тоже, но и так ооооочень здорово!
Очень Вам признательна,Ольга, за внимание к нашим стараниям и поддержку!Мы для подражания взяли ковёр в серо-бежевой гамме-последнее фото,там ворс разной длины-и у нас такая вот имитация того разноворсового ковра получилась.Спасибо Вам!!!
Какую кропотливую работу пришлось проделать детям! Молодцы!
Спасибо,Танечка!!! Я очень люблю торцевание,но,увы,для нашей детворы эта техника оказалась очень сложной.Вот придумали альтернативу :))) Как оказалось на практике-справились!
Милая Леночка!!! Ребятки молодцы, как всегда!!! А я лично поумнела на целый блог от интереснейшей информации!! Спасибо большущее!!!
Ой,Наташенька,как хорошо ты сказала про "поумнение" :)))Я вот от твоих работ-вышивка по картону тоже "поумнела"-всё взяла в кладовочку,а вот времечка что-то стало совсем не хватать...Спасибо тебе за всё!