Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Гончарное ремесло

 Бумажная радуга ремёсел
3 местоНаградные документы
Работа заняла
3 место
В избранных: 2

Поделиться:

Автор(ы) Бондарев Антон, Жабин Евгений, 4 класс
Возраст 10—11 лет
Учебное заведение МБОУ ДОД ЦДТТ№1, г.Ульяновск, Россия
Материалы Бумага, гуашь
Педагог Дмитриева Людмила Александровна

Антон и Евгений представляют на конкурс гончарное ремесло. Они решили сделать совместную коллективную работу.

Антон и Евгений представляют на конкурс гончарное ремесло. Они решили сделать совместную коллективную работу. (фото 1)

Антон делал тарелочку.

Антон делал тарелочку. (фото 2)

Женя делал чашечку.

Женя делал чашечку. (фото 3)

Вот как дружно кипит работа у мальчиков.

Вот как дружно кипит работа у мальчиков.  (фото 4)

Обклеивается блюдце кусочками бумаги.

Обклеивается блюдце кусочками бумаги. (фото 5)

Женя склеивает половинки заготовок в одно целое.

Женя склеивает половинки заготовок в одно целое. (фото 6)

Женя приделывает ручку к всоей чашечке.

Женя приделывает ручку к всоей чашечке. (фото 7)

Антон утолщает края тарелочки.

Антон утолщает края тарелочки. (фото 8)

Женя разукрашивает свое изделие.

Женя разукрашивает свое изделие.  (фото 9)
 
Гончарное ремесло (фото 10)

С давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека. Из глины издавна и по сей день делают посуду, глиняными обожженными плитками – черепицей – покрывают крыши домов, на пол кладут керамическую плитку. Из доступной и распространенной повсеместно глины древние мастера изготавливали различные произведения искусства. Только благодаря нетленной керамике до нас дошли амфоры и вазы времен египетских фараонов, европейской античности – Эллады и Рима, и еще более древнего Вавилона. Глина была также первым материалом, использовавшимся для записей: до наших дней сохранились небольшие глиняные дощечки с записями IV-III тысячелетий до н.э. Многое из того, что нам известно о нашей истории, пришло к нам только благодаря глине.

Глина по внешнему виду напоминает землистую массу. Если ее смешать с водой, то она превращается в пластичный тестообразный материал. Из этого материала можно изготовить любые изделия, которые после высыхания сохраняют свою форму, а если их еще и обжечь, становятся твердыми, как камень. Эти особенности глины позволили использовать ее для изготовления строительных материалов и гончарных изделий с древних времен и до наших дней.

Глина – удивительный природный материал, нежный и податливый, который в умелых руках может превратиться во что угодно – от примитивного блюдца до изящного букета каменных цветов.

Глина – один из древнейших художественно освоенных людьми материалов. Емкий термин «керамика» включает все многообразие обожженных изделий из глины с различными добавками – от простых гончарных сосудов и глиняной игрушки до тонкостенного звонкого фарфора с изысканной живописью. Керамикой называют искусство изготовления различных изделий из глины, а также сами эти изделия. Слово «керамика» произошло от греческого «keramos», что, означает «глина». С незапамятных времен служила человеку керамическая посуда. Каждый народ создавал свою, особую, посуду, по которой мы можем судить о его образе жизни, обычаях, познаниях.

Народная керамика – часто очень несложные, немного грубоватые посуда и фигурки, а нередко – строгие, поражающие совершенством пропорций и выразительной сочной пластикой изделия. Изделия многочисленных центров производства народной керамики имеют свои характерные неповторимые черты, которые позволяют всегда узнавать их и выделять среди других.

В 19 веке гончарство было развито более чем в 190 уездах России. В наши дни, когда широкое развитие получила фарфоро-фаянсовая промышленность, сохранившиеся традиционные центры искусства народной керамики не так многочисленны.

Гончарство – это производство изделий из обожженной глины. Слово гончар происходит от русского «горн» и раньше произносилось как «горнчар». Горн – это специальная печь для обжига изделий из глины. Глина не очень прочный материал, легко крошится, размокает в воде. Но, обожженная при высокой температуре, обретает крепость камня (от удара она все равно расколется).

Наиболее ранними способами изготовления сосудов были обмазка глиной плетеных корзин (выгоравших при обжиге) или «выскребание» сосудов из цельных комьев глины. Постепенно технологии гончарного дела становились более совершенными. Ремесленники – гончары научились лепить изделия из пластин, колец, жгутов. Настоящая революция в технологии гончарства произошла с изобретением гончарного круга. Гончарный круг – это станок для формовки керамических изделий, в котором глину закрепляют на вращающейся дощечке. Он не только позволяет получить более ровную форму изделия, но и ускоряет процесс его изготовления. Раньше всего изобрели ручной гончарный круг. Одной рукой мастер вращал круг, а другой придавал изделию нужную форму. Позднее придумали приводить круг в движение с помощью ног, и обе руки мастера стали свободными. В современном гончарном производстве применяется гончарный круг с электрическим приводом. 

Природная красная глина.

В природе эта глина имеет зеленова­то-коричневую окраску, которую придает ей оксид железа (Ре2О3), составляющий 5-8% от общей массы. При обжиге в зависимости от тем­пературы или типа печи глина при­обретает красную или белесую окраску. Она легко разминается и выдерживает нагрев не более 1050-1100 °С. Большая эластичность этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными пластинами или для моделирования небольших скульптур.

Белая глина.

Ее месторождения встречаются во всем мире. Во влажном состоянии она светло-серая, а после обжига приобретает белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна эластичность и просвечиваемость из-за отсутствия в ее составе оксида железа.

Глина используется для изготовления посуды, кафеля и предметов сантехники или для поделок из глиняных пластин. Температура обжига: 1050-1150 °С. Перед глазурованием рекомендуется выдерживать работу в печи при температуре 900-1000 °С. (Обжиг неглазурованного фарфора называется бисквитным.).

Пористая керамическая масса. 

Глина для керамики представляет собой белую массу с умеренным содержанием кальция и повышенной пористостью. Ее натуральный цвет — от чисто-белого до зеленовато-коричневого. Обжигается при низких температурах. Рекомендуется необожженная глина, так как для некоторых глазурей однократного обжига недостаточно.

Грубокерамические материалы. Шамот. 

В практике художественной керамики шамотом часто называют пластичную массу на основе глин разного состава с добавлением 30-40 % собственно шамотной крошки крупностью 0,2—2,5 мм, а также готовые обожжённые изделия из этой массы: шамотные вазы. Шамот предназначен для производства огнеупорных изделий, бетонов, масс и мертелей в цехах комбината. Он представляет собой грубую керамическую массу, в состав которой входят главным образом неочищенная от примесей огнеупорная глина и перемолотый черепок битых капселей. Изделия из шамота грубозернисты, пористы, с шершавой поверхностью. В современной керамике часто используется для создания крупных монументальных декоративных произведений - садовых ваз, панелей и т.п. Крупнопористые крупнозернистые керамические материалы применяются для изготовления крупногабаритных изделий в строительстве, архитектуре малых форм и т. п. Эти сорта выдерживают высокие температуры и термические колебания. Их пластичность зависит от содержания в породе кварца и алюминия (кремнезема и глинозема. — Ред.). В общей структуре много глинозема с высоким содержанием шамота.

Температура плавления колеблется от 1440 до 1600 °С. Материал хорошо спекается и дает незначительную усадку, поэтому используется для создания больших объектов и крупноформатных настенных панно. При изготовлении художественных объектов не следует превышать темпеапуру в 1300°С.

Майолика. 

Майолика — это вид сырья из легкоплавких пород глины с повышенным содержанием белого глинозема, обжигается при низкой температуре и покрывается глазурью с содержанием олова.

Название «майолика» происходит от острова Майорка, где ее впервые использовал скульптор Флорентино Лука де ла Роббиа (1400-1481). Позднее эта техника имела широкое распространение в Италии. Керамические изделия из майолики называли также фаянсовыми, так как их изготовление началось в цехах по производству фаянсовой посуды.

Глина для фарфора.

Глина для фарфоровых изделий состоит из каолина, кварца и полевого шпата. Она не содержит оксида железа. Во влажном состоянии имеет светло-серый цвет, после обжига — белый. Рекомендуемая температура обжига: 1300-1400 С. Этот вид сырья обладает эластичностью. Работа с ним на гончарном круге требует больших технических затрат, поэтому лучше использовать готовые формы. Это твердая, непористая глина (с низким водопоглощением. — Ред.). После обжига фарфор становится прозрачным. Обжиг глазури проходит при температуре 900-1000 °С.

Фаянс.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у него черепок толще, не глазированный, он пропускает влагу. Изделия из фарфора и фаянса — это прежде всего посуда, а также декоративные изделия — вазы, блюда, различные композиции и т. д.

 

На карте Ульяновской области это село отмечено малюсенькой точечкой и двумя словами – Сухой Карсун. История Сухокарсунского гончарного промысла насчитывает не одно столетие. Посуда из знаменитой глины была в ходу как у жителей Карсунского района, так и далеко за его пределами. Из века в век, от старых к малым, вместе с мозолями и потом передавалось красивое ремесло. Село никогда не было в крепостной зависимости от помещика. Люди занимались гончарным промыслом, разъезжали по селам и ближним городам для продажи горшков, крынок, чайной посуды: блюдца и чашки, чайники, рукомойники - все выделывали горшечники. До раскулачивания горшечники создали свою артель. Коллективизация в этих краях означала одно: в колхозе ты весь день напролет за абстрактные трудодни. А гончарный круг, который сулил семьям местных мужиков кусок хлеба,– это время поздней ночи и первых петухов. После войны снова затеплилось гончарное дело. Вернувшиеся мужики, кто калеки, кто контуженые, брались за гончарный круг...  А ведь гончарное дело - тяжелое. Глины накопать, да знать - какую, и привезти на себе, на тележке, втащить ее в дом, чтобы оттаяла зимой, а летом, чтобы не пересохла. Вымешать ее, отмять ногами и руками, а она холодная, тяжелая. Но вот кусок глины мокрыми руками гончар бросает на круг. А ногой вращает второй - нижний, больший круг. Руками как бы вытягивает из куска глины любую форму: то ли горшка, то ли плашки для цветов.

Горшки обычно делали в той же избе, где жила семья. Хорошо, если было две комнаты у хозяина, тогда одна шла под мастерскую - до потолка настилались доски - полки в несколько рядов, куда ставили на просушку готовую посуду. Через некоторое время посуду надо было переворачивать, чтобы равномерно сохла, а не то потрескается. Потом посуду украшали, разрисовывали. Раньше специально плавили для этого свинец, постепенно его помешивая и получая порошок светло-коричневого или салатного цвета. Применяли и медный купорос. Теперь, конечно, украшают не свинцом и купоросом, а глазурью. Подходит день, когда вся посуда подготовлена к обжигу... Когда горн (специально вырытая большая яма с печью на дне) растопят, в него укладывают посуду. Так что, где жарче - там посуда крупнее. Наутро горн остывает. Еще теплую посуду вынимают, складывают в воз, перекладывают соломой, чтобы не побилась, и отправляются на базар.

Теперь древнее ремесло забывается. А жаль! В селе осталось немного умельцев. Это село горшечников - единственное в районе. Да и в нем мастера стареют и умирают, а с ними отмирают и наши корни... 

В музее «Выставочный зал на Покровской» работает экспозиция «Керамика со всех точек зрения».  Здесь представлены авторские работы  единственной в Ульяновске гончарной мастерской «Керамос». Директор мастерской «Керамос» Сергей Русских, который возглавляет предприятие с момента его рождения в 1995 году. В мастерской придерживаются старинных традиций гончарного производства. «Керамос» на данный момент - единственная гончарная мастерская в регионе. 
А как же знаменитые гончары из Сухого Карсуна? Увы, сейчас этот промысел в Карсуне практически прекратил своё существование. Несколько лет назад там ещё были мастера, Сергей даже ездил туда, изучал их методы работы. Но в сельской местности выживать ещё сложнее, чем в городе….

Использованные источники:

  1. Журнал «Мономах» №4(31) 2002;
  2. Народные художественные промыслы/ ПоповаО.С., Королева Н.С., Чирков Д.а. и др. Под общ. ред. О.С.Поповой.-М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984,-192с.,ил.;
  3. Конышева Н.М. Технология: Секреты мастеров: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ Н.М.Конышева.-7-е изд., перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация ХХI век,2009.-160с.:ил.;
  4. Глаголев О.Б. Лепим из глины. – М.: Профиздат, 2009.-96с.

http://silverhorseshoe.narod.ru/gonchar.htm

http://glicom.ru/zanyatiya_na_goncharnom_kruge.php

http://www.art.ioso.ru/wiki/index.php/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0

Ольга Милова

Замечательная работа!!!!!!!!!! Желаю только победы!!!!!!!!!!браво

 

Людмила Дмитриева

Спасибо большое! От Ваших работ я просто в восторге!!!!!

 

Наталья Плиско

Молодцы, ребята!!! На славу потрудились!!! Удачи вам в конкурсе!!!

Людмила Дмитриева

Да, мальчики молодцы у меня. Спасибо за теплые слова.

lubasik

Мальчишки очень хорошо постарались - на славу! Молодцы!!! Чудесная работа! И, правда, как глиняные выглядят блюдечко с чашечкой.супер!браво Пост красивый и интересный!

Людмила Дмитриева

Спасибо вам за похвалу. Хочется горы свернуть с такими увлеченными детьми.

Сергеева Нина

Какие мальчишки МОЛОДЦЫ!!! У меня тоже четвероклассники. Вот бы и мне таких старательных. 

Людмила Дмитриева

Спасибо за приятные отзывы о моих воспитанниках. В моем объединении есть и детишки помладше (1 и 2 классы) и они тоже многое уже умеют.

Эл

Молодцы, столько всего про глину узнала, спасибо.

Людмила Дмитриева

Благодарю Вас за комментарий. Практически всю информацию мы искали в литературе и только самую малость в интернете.

Прохорова Ольга

Молодцы ребята, хорошую работу сделали!

Людмила Дмитриева

Благодарю Вас, Ольга, за похвалу. Мальчики очень старались.

Белова Светлана

Какие симпатичные юные гончары......! Молодцы!!!!

Приветик

С такими то гончарами точно не пропадешь! Молодцы мальчишкибраво