| Автор(ы) | Фирсова Ирина Анатольевна |
| Возраст | старше 16 лет |
| Учебное заведение | ГБОУ СПО г. Москвы Государственное училище (колледж) духового искусства |
| Материалы | Гуашь, фломастеры, картон, скрапбумага, клей |






Выражаю огромную благодарность за курсы "Вокруг света" - Татьяна Николаевна сердечное спасибо!!!
Мезенский домик (бамага, красный и чёрный фломастеры).

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором.
Аппликация "Мезенское полотенце".





Историческая часть: Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен.Мезенская роспись появилась в Архангельской области. Известность ей дало село Палащелье, поэтому ее еще иногда называют палащельской. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.
Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Некоторые считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о ней: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов“. Кстати, такой стиль древнегреческой вазописи носил название "ковровый". А также высказывается предположение, что образцом для мезенской росписи послужила орнаментальная роспись греческого стиля Дипилон 8 века до н.э.
Другие исследователи сравнивают мезенскую роспись с росписью Коми Республики. Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Академик Рыбаков находил отголоски индоевропейской культуры, скифских культов (культ оленя). С.К.Жегалова отмечала поразительное сходство с открытыми в середине XX века наскальными рисунками Заонежья. Любопытно, что, несмотря на ярко выраженную абстрактность изображения животных в этой росписи, дети, даже пятилетние, воспринимают ее очень легко и всегда охотно повторяют. Может быть, и верна теория “наскальности”?
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный.
Мезень писалась сажей и красной глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, что указывает на очень древние традиции, а также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
Заключение: Очень важно не только детей, но подчас и нас самих приобщать к своим истокам!!! Любой промысел важен для понимания своего я, своего места в семье, в природе, в мире. Поэтому чем больше мы уделяем внимание промыслам, тем крепче наша страна встанет на ноги!!!
Список литературы:
1. http://www.ilya.gorod.tomsk.ru/index-1284626619.php
2. Проект "Русские росписи в современном дизайне". Кому интересно - смотрите здесь: http://rubranding.com/проекты/
3. Книга "Мезенская роспись". Изд - во "Мозаика - синтез. Рабочая тетрадь для детей от 5 до 9 лет.
4. Журнал "Куклы в народных костюмах". Выпуск 5: Зимний костюм архангельской губернии.
5. Учебник "Декоративно - прикладное искусство в жизни человека, 5 класс". Н.А.Горяева, О.В.Островская. Раскраска "Мезенская роспись".
Здорово!
Спасибо большое - как приятно)))

Чудесная открытка!!! Очень понравилась Ваша идея совместить пасхальные символы с мезенской росписью)))))
Наташа, спасибо большущее
!!!Мне очень приятно!!!

Очень интересно!!! Замечательная открытка!!!
Маруся, спасибо большое!!!


ЗАМЕЧАТЕЛЬНО-БРАВО!!!УДАЧИ!!!


Елена Ивановна - огромное спасибо!!!!!!!!!!!

