| Автор(ы) | Золина Татьяна Викторовна |
| Возраст | старше 16 лет |
| Учебное заведение | МБДОУ ЦРР дет. сад №173 г.о. Самара |
| Материалы | Бумага офисная цветная, салфетки |
В тиши родного края
Под сенью сосен древних
Живет одна простая
Российская деревня.
Проснется спозаранку
В любую непогоду
И стелет самобранку
Для праздника природы.
Черный фон сияет лаком
А на ней цветов краса.
Алых, желтых, с красным маком -
Это просто чудеса!

Или может так.


Начало работы. Сделала из газеты шаблон подноса. Затем вырезала его из плотной бумаги и покрасила чёрной краской.

Накрутила жгутиков из салфеток.

Первая примерка.

Решила усложнить кайму. Следующая примерка.



Окончательный вариант.

Старинная деревня Жостово находится в восемнадцати километрах от подмосковного города Мытищи в живописной местности близ Клязьминского водохранилища. По сторонам длинной улицы расположилось стопятьдесят домов с садами и огородами, и в каждом доме живут люди, причастные к искусству, которое развивается здесь уже более полутора веков.
Искусство жостовской росписи принадлежит к семье «русских лаков». Одна ветвь этой семьи связана с Палехом, Мстёрой и Холуем, где лаковая миниатюра возникла в 1920 - 1930-е годы и унаследовала традиции древнерусской иконописи. К другой ветви, зародившейся еще в конце XVIII века, принадлежат Федоскино и Жостово. Их близость определяется не только географическим соседством этих центров, но также родством происхождения, сходством стилевых истоков.
Село Данилково близ Федоскина, деревни Осташково и Жостово были в XIX веке известными центрами русской лаковой миниатюры. Мастерские династий Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, коробочек, кошельков, марочниц, портсигаров, чайниц и других небольших предметов из папье-маше, украшенных живописными миниатюрами, являвшими собою вольные переложения станковых картин и гравюр. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями, а позднее и орнаментальными цветочными композициями. Начавшись в русле лаковой миниатюры, производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел и развилось в ряде деревень бывшей Троицкой волости Московского уезда (Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицкое, Сорокино, Новосильцево, Чивирево). Ведущая роль принадлежала Жостову, название которого дало имя всему промыслу.
Жостовские мастера полностью перенесли на подносы технологию обработки лаковых коробочек из папье-маше. Они применяли те же грунты собственного приготовления, те же копаловые лаки, секреты варки которых передавались из поколения в поколение наиболее опытными мастерами, те же масляные краски. Из лаковой миниатюры перешли на подносы и специфически «федоскинские» приемы послойной живописи, письма лессировками по металлизированным фонам (золотому, серебряному) и перламутровым инкрустациям. Эти технические приемы не были выдумкой и луку-тинских мастеров. Те восприняли их из подобных изделий брауншвейгских и английских фабрик, оказавших определенное влияние на начало лакового производства в Подмосковье.
С лаковой миниатюрой связан и один из видов живописи Жостова - сюжетно - изобразительный. Как на коробочках из папье-маше, так и на железных подносах изображали зимние сельские пейзажи, виды Москвы; но самыми популярными были «тройки», «чаепития» и жанровые сценки из сельской жизни. Именно они принесли известность русским лакам.
Среди форм подносов, бытовавших в Жостове, многие восприняты из нижнетагильских изделий: «гитарные», круглые, восьмигранные, прямоугольные. Последние так и назывались -«сибирские». Но эти формы жостовцы усовершенствовали. Среди прочих кустарных промыслов в Троицкой волости Московского уезда было развито кузнечное дело, мастера которого приняли участие в производстве подносов. Оно начиналось с работы коваля, выбивавшего из тонкого листа железа вручную на желобильне (чугунной доске с углублением) необходимую форму. По краю подноса приклепывалась проволока, придававшая ему рельефное завершение, так называемый «гуртик». Благодаря мастерству кузнецов жостовские подносы обрели цельность и пластичность формы, мягкость переходов от плоскости к борту, фигурный рисунок прорезных ручек.
Не без воздействия опыта уральских мастеров жостовские живописцы обратились к орнаментальным росписям и цветочным композициям, которые стали со временем ведущей темой в украшении подносов. Крестьянским художникам Жостова был близок народный характер росписей Урала, нравились цветы и плоды, изображенные на ярком цветном фоне.
В искусстве Жостова нет и не может быть повторений, каждый поднос - самостоятельный вариант цветочной темы, ее композиционного, образного, живописного решения.
Во всех своих проявлениях живопись Жостова - искусство народное. Цветы сами по себе - символ красоты природы, ее жизненных сил. Своими букетами мастера отдают дань любви народа к природе. Эта тема вечная и неисчерпаемая.
Полтора века для развития промысла - срок сравнительно небольшой. Но за это время Жосто-во из центра кустарного ремесла стало уникальным очагом русского народного искусства, а жостовский поднос из предмета обихода - объектом любования. Сегодня роль декоративного букета изменилась и переросла рамки оформления бытовой вещи. Жостовские декоративные композиции обрели силу самостоятельного искусства, волнующего, обращенного непосредственно к духовному миру людей. Подносы-панно выражают чувства радости жизни, настроения праздничности, торжественности, гармонии, поэтической созерцательности. И люди отвечают их создателям благодарной любовью н всенародным признанием.
На этом сайте http://leontievi.ru/istoriya_razvitiya_zhostovskogo_promycla очень подробно и интересно написано про манеру исполнения многих жостовских мастеров. Подробно описана история возникновения этого интересного промысла.
А вот эти подносы послужили вдохновением.



Ещё источник информации: http://www.ya-zemlyak.ru/np_jp.asp
Светлана, спасибо большое!
Очень симпатично получилось!
Елена, рада Вашему вниманию! Благодаря такому конкурсу появилось столько интересных работ и замечательных идей для творчества!!!
Шикарный поднос!!! Браво!!!
Наташа, спасибо!!! Рада, что понравилось. Приятна Ваша поддержка!
Благодарю!!!!
Прекрасный поднос. Обязательно покажу детям в 5 классе на ИЗО когда будем проходить Жестовою. У нас по традиции -коллективная работа. Я на пол листа ватмана делаю поднос, а они в течение урока рисуют и украшают поднос. За годы скопилось их не мало. Дети каждый раз сравнивают свою работу с предыдущими.(что то я отвлеклась)

Оля, спасибо за добрые слова!!! Очень интересно общаться с человеком, увлечённым своим делом!
Какая красота!
Кристина, спасибо большое за внимание!!!
Чудесная работа! Очень здорово!
Маруся, спасибо!!!
Красивый какой!!!
Лена, рада, что понравилось!!!
Танечка,я тоже в восторге от Вашего подносика-очень эффектная работа-БРАВО!!! УДАЧИ!!!


Елена Ивановна, спасибо большое!
Какой аппетитный подос у Вас получился.БРАВО МАСТЕРУ.
Спасибо большое, очень приятна Ваша поддержка!!! Приятно, как Вы поддерживаете участников!!!
Танюша! Такую красоту сотворила! Очень впечатляет! Желаю победы и только победы!!!!!!!!
Оля, СПАСИБО!!! Столько здесь интересных идей и вдохновения для дальнейшего творчества, что невозможно остаться в стороне!!!!
Это ж надо такую красоту сотворить!!! Прелесть!!!
Тамара Фёдоровна, спасибо! Очень приятно!!!
Чудесный поднос, браво -МАСТЕРУ!
Нелля, спасибо Вам большое за внимание к моей работе!!!
Очень приятно и неожиданно. До мастера мне ещё расти и расти!
Невероятно красивый, красочный, нежный поднос. А какая задумка!!! - ммм!!! Вы большая умничка, Татьяна!!!
Ирина, СПАСИБО!!!
Татьяна, какая красота!!! На жостовском подносе ожили и расцвели цветы, очень интересно придумали! Удачи в конкурсе!
Благодарю! Рада, что понравилось!!!
Очень красивый поднос. Спасибо за красоту!!!
Спасибо за добрые слова!!!!