Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Хохломская роспись

 Бумажная радуга ремёсел
4 местоНаградные документы
Работа заняла
4 место

Поделиться:

Автор(ы) Тукулова Мириям, 6 "В" класс, кружок "Умелые ручки"
Возраст 10—11 лет
Учебное заведение МБОУ г.Астрахани "СОШ№23"
Материалы бумага двусторонняя для принтера, бумага для квиллинга, клей ПВА
Педагог Саттарова Елена Ильинична

Жар-птица, выполненная в технике квиллинга, по мотивам хохломской росписи

Жар-птица, выполненная в технике квиллинга, по мотивам хохломской росписи  (фото 1)

Сначала мы выполнили эскиз птицы на черном картоне мелками пастели, сделали заготовки-спиральки

Сначала мы выполнили эскиз птицы на черном картоне мелками пастели, сделали заготовки-спиральки  (фото 2)

Далее готовые заготовки крепим на основе по контуру линий

Далее готовые заготовки крепим на основе по контуру линий (фото 3)
 
Хохломская роспись (фото 4)

Хохломская роспись (Хохлома) - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды.

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды", попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.

Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы, ложки. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий для компота, ухи, салата, ягод, блинов и меда, наборы для кухни -поставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища - декоративные блюда, панно. В отделке хохломских изделий народные мастера используют несколько вариантов. Все они отличаются температурными режимами, продолжительностью сушки и закалки, тонкостями выполнения приемов. На примере одной из разновидностей отделки видны операции, через которые проходит каждая вещь.

Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы.

Полуфабрикат сушат при температуре 22 - 28 градусов в течение 3-20 дней, в зависимости от размера изделия. Когда влажность древесины достигнет 6-8 процентов, сушка закончится. Если влажность окажется больше, изделие может получиться недоброкачественным: с пузырьками - разрывами лаковой поверхности.

Просушенные изделия шпаклюют. Делают это либо по старинке вапом, либо специальными шпатлевками. Вап - мелкозернистая отмученная глина, разводимая до густоты очень мутной воды. В раствор добавляют 25-50 процентов мела. Проще применять шпатлевку из жидкого мучного клейстера. В приготовленный раствор макают кусок шерстяной ткани и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют еще раз. Окончательная сушка длится шесть - восемь часов.

Грунтуют изделие льняным маслом, которое наносят полотняной тканью. После этого ему дают вылежаться 40-50 минут и только потом обтирают лоскутом, снимая излишки масла. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40-50 градусов.

Следующий ответственный процесс - покрытие изделия олифой. Для этого берут натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла олифу. Ее равномерно размазывают на руках и слегка потирают ими изделие так, как будто моют его. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22- 25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

 К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски - охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень. Разбавляют их очищенным скипидаром.

 Для нанесения простого орнамента применяют штампики, которые вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов "ягодка", "цветок" часто используют круглые тычки из свернутой капроновой ткани.

Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях.

Хохломской росписи свойственны два типа письма и тесно связанные с ними класса орнамента - "верховой" и "фоновый". "Верховая" роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. Классическим примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне.

Другая разновидность верхового письма - "под листок". В ней широко применяются более крупные растительные формы - округлые листики, ягодки, располагаемые симметрично у стебля. Для "фоновой" росписи характерно применение фона - черного или цветного, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку". Более сложным типом фонового письма является "кудрина", названная так за изобилие круглых завитков, которые создают сказочные формы растений, цветов и птиц. После росписи изделие поступает в окончательную отделку, во время которой его натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 градусов.

Живописцы великолепно владеют всеми видами хохломской росписи, они знают и любят золотые узоры кудрины, древнее травное письмо с раскидистыми черными и алыми стеблями, нанесенными каллиграфически точными мазками. Однако в своей работе мастера отдают предпочтение росписи с чернолаковым фоном и чаще пишут знакомые и столь близкие сельскому жителю изображения садовых и луговых цветов, плодов и листьев. Художницы соединяют в одном произведении красоту весеннего цветения природы и ее осенней щедрости, в поэтических образах воплощая мечту земледельца о богатом урожае, благодаря чему расписываемые ими предметы становятся своеобразными символами пожелания благополучия. Столь любимый мастерицами черный фон помогает им достигать большей звучности цветовой гаммы росписи, и растительный узор четче выделяется на нем.

http://traditio-ru.org/

ЛеночкаТ

Пожалуйста  оформите  запись как  того требует  условие конкурса. Необходимо   добавить  фотографии, которые  стали  основой  для  вашей  конкурсной  работы.

Алена-Сат

Уже несколько раз пыталась загрузить фото из интернета не получается!!!!!

ЛеночкаТ

Что  именно  не  получается?

Алена-Сат

почему-то в тексте выходят какие-то "шифровки", а фото не копируются в раздел историческая справка

ЛеночкаТ

Шифровки  удалим.А  фото  из  интернета  необходимо  загружать   вторым  способом. Сможите?

Алена-Сат

Не получается вторым способом, к сожалению

ЛеночкаТ

Алёна, я перезагрузила  ваше  фото.

Алена-Сат

Огромное спасибо, ну никак не получалось вторым способом

ЛеночкаТ

жму рукуУдачи вам!

Ольга Зимова

Елена! Замечательная работа у вас получилась. молодцысупер!. А мы всё по местным промыслам приударили..улыбаюсь

Алена-Сат

вы большие молодцы, у нас просто со временем, ну очень плохо, а идеи были, но просто видимо не успеем, уже видела вашу "кошму" класс!!!

Пустовит Елена Ивановна

УДАЧИ ВАШЕЙ ХОХЛОМЕ,ЛЕНОЧКА!!!супер!приветствуюжму руку

Алена-Сат

Большое спасибо, Елена Ивановна

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Просто заглядение!

Алена-Сат

Миша и Юленька, огромное спасибо

Приветик

Очень нарядно и празднично!браво

Алена-Сат

Спасибки

Эл

Отличная, радостная жар-птица, мне понравилась. 

Алена-Сат

Спасибо, Эл

Наталья Плиско

Сказочно красиво!!! Браво, Мириям!!!

Алена-Сат

Спасибо, Наталья, от Мириям