Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Узбекская абровая ткань.

 Бумажная радуга ремёсел
3 местоНаградные документы
Работа заняла
3 место
В избранных: 7
В избранных: 7
В избранных: 7

Поделиться:

Автор(ы) Амбарцумова Екатерина, 4 класс.
Возраст 8—9 лет
Учебное заведение СОШ № 1, город Пушкино, Московская область, Российская Федерация.
Материалы Цветная бумага, клей, гелевая ручка.
Педагог Гречущева Марина Владимировна (мама.)
 
Узбекская абровая ткань. (фото 1)

Из квадрата цветной бумаги в технике оригами сложила верх платья. Неглубокий V-образный вырез , обязательно с рукавом (узбекские женщины и девушки не носят сильно открытых вещей.) Платье на широкой кокетке, нижняя часть начинается не с талии, а чуть повыше, поэтому у полученный фигуры немного подогнула край. Из другого квадрата сложила нижнюю часть платья.

Из квадрата цветной бумаги в технике оригами сложила верх платья. Неглубокий  V-образный вырез , обязательно с рукавом (узбекские женщины и девушки не носят сильно открытых вещей.) Платье на широкой кокетке, нижняя часть начинается не с талии, а чуть повыше,  поэтому у полученный фигуры немного подогнула край.  Из другого квадрата сложила нижнюю часть платья.  (фото 2)

Из цветной бумаги вырезала орнамент и приклеила его по платью.
Гелевой ручкой добавила штрихов, чтобы орнамент получился более размытым, с расплывчатым контуром.

Платье такого фасона есть у каждой узбекской девушки и женщины. Многие только такие платья носят, особенно женщины после 40 лет. Платья шьют не только из хан атласа или адраса - эти ткани очень дорогие. На базарах продаётся много тканей орнаментом под абровые - штапель, крепдешин, шифон. Они более широкие 1-1,5 м в ширину (так как ткутся на промышленных фабриках). Мы с мамой этим летом покупали штапель, орнаментом под хан атлас, шириной 1,5 м, цена за 1 метр около 4 $. На платье в зависимости от фигуры понадобится от 1м 20 см до 2м 50 см. А абровые ткани очень узкие 30-40 см в ширину (это зависит от размеров ткацкого станка, у каждого мастера он разный), на платье надо покупать много метров, метров 5, наверное, не меньше. И один метр сотканной вручную ткани стоит около 6,5 $. Поэтому платья из хан атласа или адраса - это праздничные платья. Ещё платья такого фасона шьют из бархатных тканей, особенно платья с длинным рукавом.

Из цветной бумаги вырезала орнамент и приклеила его по платью.
 Гелевой ручкой добавила штрихов, чтобы орнамент получился более размытым, с расплывчатым контуром.

Платье такого фасона есть у каждой узбекской девушки и женщины. Многие только  такие платья носят, особенно женщины после 40 лет. Платья шьют не только из хан атласа или адраса - эти ткани очень дорогие.  На базарах продаётся много тканей орнаментом под абровые - штапель, крепдешин, шифон. Они более широкие 1-1,5 м в ширину (так как ткутся на промышленных фабриках). Мы с мамой этим летом покупали штапель, орнаментом под хан атлас, шириной 1,5 м, цена за 1 метр около 4 $. На платье в зависимости от фигуры понадобится от 1м 20 см до 2м 50 см. А абровые ткани очень узкие 30-40 см в ширину (это зависит от размеров ткацкого станка, у каждого мастера он разный), на платье надо покупать много метров, метров 5, наверное, не меньше. И один метр сотканной вручную ткани стоит около 6,5 $. Поэтому платья из хан атласа или адраса - это праздничные платья.  Ещё платья такого фасона шьют из бархатных тканей, особенно платья с длинным рукавом. (фото 3)
 
Узбекская абровая ткань. (фото 4)

Традиция изготовления тканей возникла в Узбекистане в древние времена. Люди умели ткать и окрашивать ткань уже в Северной Бактрии (II-III века до н.э.)

В исторических документах упоминания об абровых тканях появляются XIX веке н.э.
В XIX веке во многих городах и селениях: Маргилане, Намангане, Фергане, Бухаре, Андижане, Самарканде, Китабе, Гиждуване, Ургуте, Бешарыке - вырабатывались разнообразные гладкие и узорные хлопчатобумажные, шёлковые, полушёлковые ткани простых и сложных переплетений: бахмали, муаровые репсы-адрасы, бекасабы, банорасы, атласы, якруя, ханатласы, дуруя, алача, подшохи. Их использовали для одежды, для украшения жилья. Орнаментом этих тканей были полосы и узоры с нечёткими, расплывчатыми контурами. Этот приём в Средней Азии называется абрбанди, а сами ткани абровыми. «Абр» в переводе значит «облако».

Традиция изготовления тканей возникла в Узбекистане в древние времена. Люди умели ткать и окрашивать ткань уже в Северной Бактрии (II-III века до н.э.) 

В исторических документах упоминания об  абровых тканях появляются  XIX веке н.э. 
В XIX веке во многих городах и селениях: Маргилане, Намангане, Фергане, Бухаре, Андижане, Самарканде, Китабе, Гиждуване, Ургуте, Бешарыке - вырабатывались разнообразные гладкие и узорные хлопчатобумажные, шёлковые, полушёлковые ткани простых и сложных переплетений: бахмали, муаровые репсы-адрасы, бекасабы,  банорасы,  атласы, якруя, ханатласы,  дуруя, алача, подшохи. Их использовали для одежды, для украшения жилья.  Орнаментом этих тканей были полосы и  узоры с нечёткими, расплывчатыми контурами. Этот приём в Средней Азии называется абрбанди, а сами ткани абровыми. «Абр» в переводе значит «облако».
 (фото 5)

Старинная легенда о хан-атласе гласит: «В незапамятные времена один из правителей Маргилана решил жениться в пятый раз. Его выбор пал на юную дочь одного бедного ткача. Расстроившись, отец девушки бросился в ноги старому хану, моля его отступиться от девушки. Хан ответил, что исполнит просьбу бедняка, если он к следующему утру создаст нечто такое необыкновенное, что заставит хана забыть о красоте девушки. Опечаленный ткач сидел на берегу арыка, не зная, что ему дальше делать. И вдруг - увидел в воде отражение облаков, окрашенных, после прошедшего дождя, во все цвета радуги. «О, небо, благодарю тебя за идею!», - воскликнул он и побежал домой, чтобы немедленно приняться за работу.
Наутро он соткал необычайную ткань по образу увиденного – лёгкую и воздушную словно облако, прохладную, как чистый горный воздух, и переливающуюся всеми цветами радуги. Когда мастер принес эту необыкновенную ткань хану, тот был потрясён её волшебной красотой «Как ты это сделал?» – спросил он у ткача. На что ткач ответил: «Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой дочки и все смешал». Необыкновенную ткань назвали «хан-атлас» («ханский шёлк»), а дочку ткача хан отдал в жёны своему любимому сыну.
На западе технологию изготовления этих тканей и сами ткани называют «икат». Это название происходит от индонезийского глагола «менгикат», что означает «связывать, соединять, обвить всё вокруг».

Старинная легенда о хан-атласе гласит: «В незапамятные времена один из правителей Маргилана решил жениться в пятый раз. Его выбор пал на юную дочь одного бедного ткача. Расстроившись, отец девушки бросился в ноги старому хану, моля его отступиться от девушки. Хан ответил, что исполнит просьбу бедняка, если он к следующему утру создаст нечто такое необыкновенное, что заставит хана забыть о красоте девушки. Опечаленный ткач сидел на берегу арыка, не зная, что ему дальше делать. И вдруг - увидел в воде отражение облаков, окрашенных, после прошедшего дождя, во все цвета радуги. «О, небо, благодарю тебя за идею!», - воскликнул он и побежал домой, чтобы немедленно приняться за работу.
Наутро он соткал необычайную ткань по образу увиденного – лёгкую и воздушную словно облако, прохладную, как чистый горный воздух, и переливающуюся всеми цветами радуги. Когда мастер принес эту необыкновенную ткань хану, тот был потрясён её волшебной красотой «Как ты это сделал?» – спросил он у ткача. На что ткач ответил: «Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой дочки и все смешал». Необыкновенную ткань назвали «хан-атлас» («ханский шёлк»), а дочку ткача хан отдал в жёны своему любимому сыну.
На западе технологию изготовления этих тканей и сами ткани называют «икат». Это название происходит от индонезийского глагола «менгикат», что означает «связывать, соединять, обвить всё вокруг».
 (фото 6)

Орнамент на абровой ткани выполнялся сложной техникой перевязки основы. Основа растягивалась на раму, и мастер-абрбанд, отсчитывая число нитей, отмечал точками места, которые надо было окрасить в определённый цвет. Всё остальное заматывалось толстой хлопчатобумажной ниткой. Перевязанная основа погружалась в красящий раствор. Раствор, не проникая через негигроскопическую нить, лишь слегка затекал по концам перевязки, поэтому контуры узоров, нанесённых таким способом, имели мягкую расплывчатость.
Цвета и узоры наносились на нити заранее, до того, как материя выткана, и только когда изделие готово, перед глазами выпукло возникал рисунок.

Орнамент на абровой ткани выполнялся сложной техникой перевязки основы. Основа растягивалась на раму, и мастер-абрбанд, отсчитывая число нитей, отмечал точками места, которые надо было окрасить в определённый цвет. Всё остальное заматывалось толстой хлопчатобумажной ниткой. Перевязанная основа погружалась в красящий раствор. Раствор, не проникая через негигроскопическую нить, лишь слегка затекал по концам перевязки, поэтому контуры узоров, нанесённых таким способом,  имели мягкую расплывчатость.
Цвета и узоры наносились на нити заранее, до того, как материя выткана, и только когда изделие готово, перед глазами выпукло возникал рисунок.

 (фото 7)

Каждая нить пряжи окрашивалась и просушивалась до трёх раз. Основные цвета красителей – жёлтый, красный и синий. Перед каждой стадией процесса окраски мастер обвязывал каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать данный краситель. Поэтому участок, который будет синим, обвязывался перед окраской в жёлтый и красный цвет; участок, который будет зелёным, впитывал жёлтый краситель, затем его обвязывали для красного, а потом развязывали для синего, чтобы жёлтый и синий цвета вместе дали зелёный.

Для окраски применяли только растительные красители — индиго (синий), марена (красный), испарак (жёлтый), которые давали очень прочные и приятные тона.

Каждая нить пряжи  окрашивалась и просушивалась до трёх раз. Основные цвета красителей – жёлтый, красный и синий. Перед каждой стадией процесса окраски мастер обвязывал каждую прядь, чтобы защитить участки, которым не положено впитывать данный краситель. Поэтому участок, который будет синим, обвязывался перед окраской в жёлтый и красный цвет; участок, который будет зелёным, впитывал жёлтый краситель, затем его  обвязывали для красного, а потом развязывали для синего, чтобы жёлтый и синий цвета вместе дали зелёный.

Для окраски применяли только растительные красители — индиго (синий), марена (красный), испарак (жёлтый), которые давали очень прочные и приятные тона. (фото 8)

Разнообразные виды тканей изготовлялись на деревянном станке с ремизами, опускаемыми нажиманием педалей, и бердом - камышевая рама, в которую вставлялись тоненькие палочки из расщепленных струганых камышинок.
Подножки станка были опущены в яму, на края которой пристраивали дощечку. Эта дощечка была сидением для ткача. Роговой челнок пробрасывался рукой. Все ткани получались двусторонними.

Разнообразные виды тканей изготовлялись на деревянном станке с ремизами, опускаемыми нажиманием педалей, и бердом - камышевая рама, в которую вставлялись тоненькие палочки из расщепленных струганых камышинок. 
Подножки станка были опущены в яму, на края которой пристраивали дощечку. Эта дощечка была сидением для ткача. Роговой челнок пробрасывался рукой. Все  ткани получались двусторонними.
 (фото 9)

Каждая школа шелкоткачества была знаменита своим художественным орнаментом абровых тканей. Каждый узор называли по форме, которую он напоминал. Самыми распространенными были: туморча (амулет), тарок (гребень), гаджак (украшение), урок (серп), бодом (миндаль), дарахт (дерево), анор (гранат), ой (луна), шох (рог), ногора (литавры), чакирим (эхо), капалак (бабочка), илон изи (змеиный след), чаён (скорпион) и другие.

 Каждая школа шелкоткачества была знаменита своим художественным орнаментом абровых тканей. Каждый узор называли по форме, которую он напоминал. Самыми распространенными были: туморча (амулет), тарок (гребень), гаджак (украшение), урок (серп), бодом (миндаль), дарахт (дерево), анор (гранат), ой (луна), шох (рог), ногора (литавры), чакирим (эхо), капалак (бабочка), илон изи (змеиный след), чаён (скорпион) и другие. (фото 10)

Абровые узоры часто представляют собой традиционные узбекские украшения, например каплевидные серьги и треугольные подвески (тумор). Когда узбекская девушка выходила замуж, она должна была надеть лучшие украшения, которые указывали на богатство её семьи. Говорили, что если девушка не могла идти под тяжестью украшений, значит, она была из очень богатой семьи. Однако украшения были очень дорогими, а без них свадебная церемония считалась позорной, поэтому для решения этой проблемы люди стали покупать абровые ткани с изображениями украшений.

Абровые узоры  часто представляют собой традиционные узбекские украшения, например каплевидные серьги и треугольные подвески (тумор). Когда узбекская девушка выходила замуж, она должна была надеть лучшие украшения, которые указывали на богатство её семьи. Говорили, что если девушка не могла идти под тяжестью украшений, значит, она была из очень богатой семьи. Однако украшения были очень дорогими, а без них свадебная церемония считалась позорной, поэтому для решения этой проблемы люди стали покупать абровые ткани с изображениями украшений. (фото 11)

На абровой ткани, которую ткут вручную, обязательно есть белая полоса – скат - по которой ткач ровняет узор. Эта белая полоса – подтверждение, что ткань соткана вручную.

На абровой ткани, которую ткут вручную, обязательно есть белая полоса – скат -  по которой ткач ровняет  узор. Эта белая полоса – подтверждение, что ткань соткана вручную.  (фото 12)

В настоящее время в Узбекистане немало талантливых мастеров-ткачей. Тургунбай и Расул Мирзаахмедовы - одни из самых известных, представители целой династии ткачей. Тургунбай Мирзаахмедов - первый народный ремесленник Узбекистана, который имеет сертификат ЮНЕСКО за вклад в сохранение и развитие традиционных ремесел. Расул Мирзаахмедов (сын усто Тургунбая) в конце 90-х начал работу по восстановлению ткачества традиционных уникальных типов ткани под названием «ало-бахмаль», что переводится как «самая лучшая» «непревзойденная». Ее производство очень трудоемко, на ощупь она напоминает шкуру жеребенка, теплая, ворсистая, матовая – шелковый бархат. Из нее шили верхнюю одежду, и позволить ее себе могли только весьма обеспеченные люди. Ее дарили, как драгоценность, оставляли в наследство, ей расплачивались. Расул Мирзаахмедов по сути, спас от забвения знаменитую традицию, 20 лет назад начал работу по восстановлению производства этой удивительной ткани, которую перестали производить больше века назад.

В настоящее время в Узбекистане немало талантливых мастеров-ткачей. Тургунбай и Расул Мирзаахмедовы - одни из самых известных, представители целой династии ткачей. Тургунбай Мирзаахмедов - первый народный ремесленник Узбекистана, который имеет сертификат ЮНЕСКО за вклад в сохранение и развитие традиционных ремесел. Расул Мирзаахмедов (сын усто Тургунбая) в конце 90-х начал работу по восстановлению ткачества традиционных уникальных типов ткани под названием  «ало-бахмаль», что переводится как «самая лучшая» «непревзойденная». Ее производство очень трудоемко,  на  ощупь она напоминает  шкуру  жеребенка, теплая, ворсистая, матовая – шелковый бархат. Из нее шили верхнюю одежду,  и позволить ее себе могли только весьма обеспеченные люди. Ее  дарили, как драгоценность, оставляли в наследство, ей расплачивались. Расул Мирзаахмедов по сути, спас от забвения знаменитую традицию,  20 лет назад  начал работу по восстановлению  производства  этой удивительной ткани, которую перестали производить больше века назад. (фото 13)

А я сама познакомилась с удивительным мастером - ткачом из Намангана Абдулатифом Ахмаджановым. 18 августа этого года в Ташкенте в Выставочном зале Академии художеств Узбекистана прошла первая в этом сезоне выставка ярмарка «Handmade in Uzbekistan», организованная сайтом ladoshki.uz
7, 8, 9 фотографии на этой конкурсной странице - это хан атлас, сотканный вручную Абдулатифом Ахмаджановым. А 10 фотография - общий вид стенда с абровыми тканями на этой выставке. Очень приятно общаться с мастером, слушать его рассказ о ткани. И непередаваемое чувство держать эти ткани в руках, они такие приятные, шёлковые! Абдулатиф-ака столько времени нам уделил, хотя мы ничего и не купили: 1 метр не станут отрезать, вдруг потом не хватит покупателю, который возьмёт много ткани на платья. А мне много метров - очень дорого, платье вряд ли шить станем, мне 1-1,5 метра для коллекции (фото 5 и 6 это хан атлас и адрас из моей небольшой пока коллекции абровых тканей) и для поделок.

А я сама познакомилась с удивительным мастером - ткачом из Намангана Абдулатифом Ахмаджановым. 18 августа этого года в Ташкенте в Выставочном зале Академии художеств Узбекистана прошла первая в этом сезоне выставка ярмарка  «Handmade in Uzbekistan», организованная сайтом ladoshki.uz
 7, 8, 9 фотографии на этой конкурсной странице - это хан атлас, сотканный вручную Абдулатифом Ахмаджановым. А 10 фотография - общий вид стенда с абровыми тканями на этой выставке. Очень приятно общаться с мастером, слушать его рассказ о ткани. И непередаваемое чувство держать эти ткани в руках, они такие приятные, шёлковые! Абдулатиф-ака столько времени нам уделил, хотя мы ничего и не купили: 1 метр не станут отрезать, вдруг потом не хватит покупателю, который возьмёт много ткани на платья.  А мне много метров - очень дорого, платье вряд ли шить станем, мне 1-1,5 метра для коллекции (фото 5 и 6 это хан атлас и адрас из моей небольшой пока коллекции абровых тканей) и для поделок.   (фото 14)

Узбекские абровые ткани покорили своей красотой людей со всего мира. Из них шьют наряды для своих коллекций известные дизайнеры: коллекция осень 2008 Oscar de la Renta, Gucci. Фотографии из LiveJournal пользователя shopwithstyle

 

 Это очень хорошо, что абровые ткани продолжают ткать и сегодня. Современные ткачи помнят традиции и добавляют что-то новое. Появляются новые узоры. Очень хорошо, что современные люди шьют и носят одежду из абровых тканей. И не только потому, что так одевались их предки. А потому,что им нравится эта одежда, люди хорошо себя чувствуют в этих тканях, потому что это очень качественные и НАТУРАЛЬНЫЕ ткани. И хлопок, и коконы тутового шелкопряда выращиваются тоже у нас в Узбекистане. Всё своё, родное.Своими узорами, скрытыми символами, пожеланиями абровая ткань повышает настроение и вдохновляет! 

Все фотографии, кроме двух последних, мои собственные, сделаны в Ташкенте на базаре Чорсу, в Государственном музее прикладного искусства Узбекистана, на выставке  «Handmade in Uzbekistan»

 

Источники:

Бахрушин С.В. История народов Узбекистана

advantour.com

orexca.com

Юлия и Михаэль Деспоташвили

ВАУ!

eka

Спасибо большое!

Бердичева Галина

Катя, привет. улыбаюсь Как всегда, с удовольствием посмотрела пост. Так как мои предки жили в Узбекистане (г.Фергана) всегда читаю и узнаю что-то новое. Сама пыталась приобрести ткань, но из Азова не смогла. думаюЭто редкое удовольствие увидеть их "в живую". 

eka

Галина, спасибо большое за внимание к моим работам! Наманган и Маргилан - самые центры производства абровых тканей в Узбекистане, оба эти города находятся именно в Ферганской долине. Благодаря конкурсу, познакомилась с мастерами. Очень хочу на следующее лето поехать в Ферганскую долину, в Маргилан к знаменитым ткачам Мирзаахмедовым. У них можно погостить, всё увидеть своими глазами. В этом году просто не успели. Про конкурс информация появилась в августе, пока решали какое ремесло возьмём - уже середина августа (а у нас на 27 августа билеты на самолёт, с середины августа каждый день был расписан практически по минутам). А как стали ходить по музеям, выставкам, знакомиться с мастерами - столько всего интересного узнали, столько получили приглашений приходить в гости и на мастер-классы. Теперь грандиозные планы на следующее лето. 

Бердичева Галина

Да, Катя. Здорово узнавать новое. А ты узбекский язык знаешь? Когда я была там в последний раз в 1993г., то чувствовала себя неловко из-за того что я русская.грустно В Фегране еще нормально, а в Самарканде как-то не очень.

eka

По узбекски понимаю немного, говорить стесняюсь (я в Россию взяла учебник узбекского языка улыбаюсь). В Ташкенте все говорят и понимают по русски. В Ташкенте вообще много европейцев. У нас собственный дом в узбекской махалле (частный сектор), со всеми соседями нормальные отношения, никаких неудобств не испытываем, что мы не узбеки. Когда мои мама с папой решили переехать жить в Россию, многие соседи узбеки говорили: "Куда вы уезжаете? Зачем? Почаще приезжайте, будем скучать". Мы прилетаем на всё лето, нас так радушно встречают, каждый кто увидит нас в махалле обязательно скажет : С приездом!, поинтересуются как у нас дела, как у меня в школе и всё такое.

В августе этого года был праздник Руза байрам. У мусульман принято угощать всех близких, родственников, друзей и, конечно,  соседей в этот день. Все соседи нам принесли праздничный плов (плов обязательно все готовят на этот праздник), выпечку, сладости. Пустую посуду отдавать считается неприлично. Мы всем наполнили их косушки мёдом (у моего дедушки своя пасека) и отдарили соседей. Так и ходим друг к другу каждый праздник.смеюсь Моих дедушку и папу постоянно приглашают на утренний плов - на многие праздники, семейные мероприятия делают рано утром, часов в шесть, плов на огромное количество человек и приглашаются только мужчины.

В Фергане я никогда не была. А вот в Самарканде была. Там все, с кем мы общались, отлично говорят по русски, особенно, кто работает с туристами: таксисты, официанты, экскурсоводы. Все люди были доброжелательны к нам. На Сиябском базаре тоже все продавцы по русски с нами говорили. Это же знаменитый на весь мир город. Там туристы со всего света приезжают. В сувенирных лавках на площади Регистан я сама слышала как обычные пожилые женщины узбечки спокойно разговаривали не только по русски, но и по английски и по французски.

Вам надо вместе с нами путешествовать по Узбекистану!подмигиваю

Бердичева Галина

Катя, я и путешествую вместе с Вами!!!! жму руку Уже несколько лет я активный читатель твоей странички.благодарю Мне нравятся и твои работы и твои рассказы.супер! Еще удивляюсь как такая девочка (ровесница моего старшего сына) способна так грамотно излагать свои мысли. Сравниваю со своим ребенком и всегда восхищаюсь тобой. С уважением Галина.

eka

смущаюсь

Лариса Головина

Работа просто замечательная. Обязательно возьму в копилку для своих учеников. Удачи в конкурсе!

eka

Лариса, спасибо большое за внимание и за пожелания, очень приятно!

 

Эл

ОЧень интересный рассказ, всегда было интересно, почему у узбеков, таджиков такие странные расцветки. Спасибо и работа так же очень хорошая, может продолжить варианты  одежды?(расцветки)

eka

Спасибо! Скорее всего продолжу.

ЛиЛеКа

Замечательная работа! Очень интересный рассказ! Спасибо, Катя! А ты не хочешь добавить в работу образцы других расцветок или изделий? Я имею ввиду имитацию ткани. Время ещё есть, а это повысит твои шансы на победу в конкурсе. Удачи!

eka

Лидия Леонидовна, спасибо большое! Вы так помогли советом, когда я думала как бы всё это изобразить! У меня много было задумок, эскизов по орнаменту. Даже готовые платья  ещё штуки три. Но всё осталось в Ташкенте. Постараюсь успеть сделать их снова уже здесь в Пушкино.

ЛиЛеКа

Вот и отлично!

Пустовит Елена Ивановна

Прекрасная тема,Катюша!!!Замечательный материал ты представила,молодец!Согласна с Лидией Леонидовной-хорошо бы ещё придумать что-то,у тебя это хорошо получается-УДАЧИ!!!

eka

Елена Ивановна, спасибо большое! Буду придумывать новые платья из хан атласа.

tatvik

Катя, какая замечательная придумка!!! Рассказ очень интересный, читала с удовольствием!!! Удачи!!!

eka

Татьяна, спасибо большое!

Белова Светлана

Какой замечательный рассказ -- так приятно узнавать что-то новенькое!!! И платье здорово сделано!!!

eka

Светлана, спасибо большое!

Приветик

Необыкновенно! Интересно! Здорово! браво Большое спасибо!благодарю

eka

Лиля, спасибо большое!

Танечка-2002

Интересно!!!!!!!супер!

eka

Таня, спасибо за внимание к моей работе!

Елена Пенза

Молодец, Катя! Как интересно представила узбекскую ткань! Я была в Ташкенте один раз, и очень нравились яркие платья на местных девушках. Погуляла по твоей страничке- очень понравились фоторепортажи 

eka

Елена, спасибо большое! Платья из хан атласа действительно очень красивые. 

ЛиЛеКа

Замечательные дополнения! Прекрасна передана красота ткани! Молодец!

eka

Лидия Леонидовна, спасибо! Ещё постараюсь фотографии посветлее сделать, всё время пасмурно. 

Наталья Плиско

Ух ты, как здорово!!! Удачи!!!

eka

Наталья, спасибо большое!

Лиля.

Катюша,здорово!!! Очень красиво и интересно! Удачи!!!

eka

Лиля, спасибо большое!

Панченко Ольга

УРААААА!!! ПОЗДРАВЛЯЮЮЮЮЮЮ!!!!цветы  Катюша и Марина Владимировна!!! С удовольствием увидела Вашу работу среди победителей. фотоПринимайте мои слова восхищенияжму руку Следя за конкурсными работами была рада, что участники рассказывают не только о широко освещаемых  промыслах, но и о менее известных для меня ---Ваша работа из этой категории улыбаюсь МОЛОДЦЫ

eka

Ольга, спасибо большое!

Пустовит Елена Ивановна

ПОЗДРАВЛЯЮ С БРОНЗОЙ,КАТЮША!!!

eka

Елена Ивановна, спасибо большое!