Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Верхнеуфтюжская береста

 Бумажная радуга ремёсел
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 18
В избранных: 18

Поделиться:

Автор(ы) Милова Ольга Васильевна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение ГБОУ лицей №1564, г. Москва
Материалы Картон, бумага акварельная, клей

Русь моя, берёзовая!

Зори – ярко-алые.

Трели соловьиные позднею весной.

Нивы, реки плёсовые,

С паводками шалыми.

Руки очарованы чудной берестой.

Мастер улыбается,

Гладит шёлк с волнением.

Быть тебе с причудливой, тонкою резьбой.

Много дней в стараниях,

Ночи часто в бдениях,

Мчатся над склонённою, в деле, головой.

Лёгкие, играющие,

Русские фантазии,

Вязью рукотворною сложены в года.

Миги исчезающие.

Жить с собой в согласии.

Рощи, мысли светлые, талая вода...

Авт. Любовь Михайлова

Русь моя, берёзовая! 

Зори – ярко-алые. 

Трели соловьиные позднею весной. 

Нивы, реки плёсовые, 

С паводками шалыми. 

Руки очарованы чудной берестой. 

Мастер улыбается, 

Гладит шёлк с волнением. 

Быть тебе с причудливой, тонкою резьбой. 

Много дней в стараниях, 

Ночи часто в бдениях, 

Мчатся над склонённою, в деле, головой. 

Лёгкие, играющие, 

Русские фантазии, 

Вязью рукотворною сложены в года. 

Миги исчезающие. 

Жить с собой в согласии.  

Рощи, мысли светлые, талая вода... 

Авт. Любовь Михайлова (фото 1)

Берёста, или береста — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого. (Википедия)

Берёста, или береста — верхний слой (наружная часть) коры берёзы. Внешняя сторона берёсты обычно белого цвета с сероватым оттенком, реже — розовато-коричневого. Внутренние слои, обращённые к лубу, бывают различных оттенков — от жёлтого до коричневого.  (Википедия)
 (фото 2)

Начало работы...

Начало работы... (фото 3)

Обработка

Обработка (фото 4)

Заготовки. Осталось собрать панно...

Заготовки. Осталось собрать панно... (фото 5)

Туес. Для формы взяла термос.

Туес. Для формы взяла термос.  (фото 6)

Скоблила края ножницами (для гладкости и чтобы подчеркнуть натуральность изделия)

Скоблила края ножницами (для гладкости и чтобы подчеркнуть натуральность изделия) (фото 7)

Крышка. Для того, чтобы придать форму ручке, использовала 3 слоя картона, пластиковую бутылку и малярный скотч.
После полного высыхания клея, ручка держит форму...

Крышка. Для того, чтобы придать форму ручке, использовала 3 слоя картона, пластиковую бутылку и малярный скотч. 
После полного высыхания клея, ручка держит форму... (фото 8)

Роспись берестяных изделий.
Композиция росписи такова, что большая часть поверхности бересты остается не закрытой орнаментом и сохраняет красоту своего материала. Если фон подкрашивается тонким слоем краски, цвет его подбирается таким образом, чтобы сохранялось впечатление легкости, мягкости, теплоты бересты. Наиболее любимый и широко распространенный цвет фона расписного туеска - светлый солнечный оранжево-розовый или красноватый, получающийся в результате окраски бересты тонким прозрачным слоем красного свинцового сурика. Некоторые мастера пишут на светло-коричневом или темно-красном фоне.
Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и скупая немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с ранними традициями древнерусской декоративной живописи, предшествующими значительно более многоцветному и композиционно более сложному искусству росписи по дереву XVII-XVIII вв.
Занимались на Уфтюге, кроме росписи берестяных туесов, еще и тиснением. В Российском этнографическом музее хранится 8 туесов мастера Трапезникова В. В. с прекрасным тиснением. Доставлены в музей они были в 1940 г, экспедицией музейных сотрудников. В музее народного искусства (г. Москва), в В. Устюге, Сольвычегодске тоже есть уфтюжские туеса с тиснением.

Роспись берестяных изделий.
Композиция росписи такова, что большая часть поверхности бересты остается не закрытой орнаментом и сохраняет красоту своего материала. Если фон подкрашивается тонким слоем краски, цвет его подбирается таким образом, чтобы сохранялось впечатление легкости, мягкости, теплоты бересты. Наиболее любимый и широко распространенный цвет фона расписного туеска - светлый солнечный оранжево-розовый или красноватый, получающийся в результате окраски бересты тонким прозрачным слоем красного свинцового сурика. Некоторые мастера пишут на светло-коричневом или темно-красном фоне.
Тонкая нежная гамма уфтюжской росписи, лаконичная трактовка мотивов и скупая немногословность орнамента позволяют видеть в ней сходство с ранними традициями древнерусской декоративной живописи, предшествующими значительно более многоцветному и композиционно более сложному искусству росписи по дереву XVII-XVIII вв.
Занимались на Уфтюге, кроме росписи берестяных туесов, еще и тиснением. В Российском этнографическом музее хранится 8 туесов мастера Трапезникова В. В. с прекрасным тиснением. Доставлены в музей они были в 1940 г, экспедицией музейных сотрудников. В музее народного искусства (г. Москва), в В. Устюге, Сольвычегодске тоже есть уфтюжские туеса с тиснением.


 (фото 9)

Тиснение на бересте.
Тиснение на бересте осуществляют вручную специальным штампиком.
Он изготовляется из твердых пород дерева, кости или металла в виде прямоугольных или круглых брусков длиной 7-13 см. На торцевой стороне брусков вырезан или выгравирован определенный орнамент (квадрат, ромб, розетка, полукруг, узорная полоска).
Глубина и равномерность тиснения зависят от силы удара молотка по штампику и правильной его установки.

Тиснение на бересте.
Тиснение на бересте осуществляют вручную специальным штампиком. 
Он изготовляется из твердых пород дерева, кости или металла в виде прямоугольных или круглых брусков длиной 7-13 см. На торцевой стороне брусков вырезан или выгравирован определенный орнамент (квадрат, ромб, розетка, полукруг, узорная полоска). 
Глубина и равномерность тиснения зависят от силы удара молотка по штампику и правильной его установки.

 (фото 10)

Туеса из бересты.
Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.
Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого. Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью. Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты.
Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Каждый год в леспромхозах ведется плановая рубка, и работники леса разрешат снять бересту с поваленных деревьев. Лучше всего снимать бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола. Найдите на вырубке прямой ствол с гладкой корой, распилите его на отдельные кряжи, удалив участки с сучками. С длинного кряжа можно поочередно снять несколько сколотней, с коротких — один или два.

Туеса из бересты.
Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.
Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого. Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.
Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.
Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью. Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты.
Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Каждый год в леспромхозах ведется плановая рубка, и работники леса разрешат снять бересту с поваленных деревьев. Лучше всего снимать бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола. Найдите на вырубке прямой ствол с гладкой корой, распилите его на отдельные кряжи, удалив участки с сучками. С длинного кряжа можно поочередно снять несколько сколотней, с коротких — один или два.
 (фото 11)
 
Верхнеуфтюжская береста (фото 12)

 Изделия из бересты. Все фото с Яндекс картинки.

Панно

 

Шкатулка

Туес

Рис. Резьба по бересте: а - инструменты (штампик, косяк, пробойник);

б - образцы прорезной резьбы.

 

 

 

 

 


 ПРЕДЫСТОРИЯ берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами - "берегинями". С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения. Он верил, что его судьба таинственным образом,  связана с деревом, которое он выбрал в качестве своего "тотема", причем тотем - это не божество, а родственник, друг, брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого можно магически воздействовать. У каждого народа были свои почитаемые деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов. Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому, тем, что это первое, наиболее раннее дерево, одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и ветки - от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к различным обрядам, связанным с березкой.

1. Берегини, бергыни - в восточнославянской мифологии женские персонажи. Этимологически название "Б" сближается с именем Перуна и со старославянским "прыгиня" (холм, поросший лесом), но, вероятно, смешение со словом берег (с чем связано и употребление названия "Б" по отношению и изображению русалок в русской домовой резьбе). Культ берегинь объединяется с культом Макоши и упырей в христианских поучениях против язычества. 

2. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве ототем, буквально - его род), в первобытных верованиях - природный объект (животное, растение, неодушевленный предмет), находящийся в родстве с определенной группой людей.

Но не только ассоциация с сильным деревом, а и другие свойства березы ставят ее в ряд исключительных. В первую очередь красивый внешний вид. Береза привлекала своей ослепительно белой корой - берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей. Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты безупречно красива уже сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом.

Тем не менее, существует много способов декорирования берестяных изделий, которые делают берестяную посуду настоящим произведением искусства. Как правило, их раскрашивают, гравируют, тиснят узорами.

Известные мастера по бересте:

А. Д. Кувакин

В. В. Трапезников

Ф. И. Бестужев

Д. М. Новинский

 Сказка о первой бересте.

Люди давно научились обмениваться, в каждом доме было своё ремесло. Много знали люди и ещё больше не знали. Росло кудрявое деревце, зимой оно листья сбрасывало, весной распускались клейкие зелёные листочки. Не знали люди, как использовать древнюю силу дерева, было искусство, но забылось честным народом. Жила была травница, много знала трав женщина Кузнечиха. Но дерево, которое стояло у неё возле её избушки, было неведомо. Посадил его прадед. Нравилось женщине это дерево, то утром её ласковым словом одарит. Коснётся ствола, легче станет. Обнимет дерево – сила прибавляется. Заметила эти дивные свойства женщина, полюбила это дерево. Настанет весна – занесёт веточку домой, пахнет на весь дом свежестью. Но настала чёрная година, налетали кочевники. Богатыри ушли оборонять рубежи Роси. Потом приходили не все здоровые, калеки. Брань была жестокая, много народу легло в степях, от ворога. Ночной порой постучался кто – то. Выглянула женщина, там молодец, весь в крови. Принёс он весть тревожную – появился зверь невиданный, всех на сечи крошит. Никто одолеть не может. Травница начала лечить его. Самой нет покоя, что делать, как помочь добру молодцу? Вышла к деревцу, обняла его, заплакала горькими слезами. Вдруг деревце начало с ней беседовать человеческим голосом: - не печалься, травница. Помогу тебе, дам тебе из своей одежды кусочек. Утром, приди ко мне, когда солнце встанет. Так и сделала женщина, только проснулась, побежала к дереву. Стоит щит, почти в рост с человека. На лицевой стороне ярко светило солнышко, внизу вырезана веточка. Принесла этот щит молодцу, обрадовался юноша, смотря на щит – защитник. Стукнул он по щиту, проверил на прочность – устоял щит. Стукнул кувалдой здоровой – не дрогнул щит. - Из чего щит такой крепкий? – спросил у женщины. - Из белой одежды этого дерева. – ответила женщина. Так ходила к дереву много раз, получала дары разные от дерева. Ушёл молодец, взял щит, да лапти из бересты на всех, в туеске крохотном, куда вместились обутки – быстроходы, щиты для победы, на всех воинов. Одел скороходы, вмиг оказался возле своей дружины. Получила дружина эти ценные подарки, победили зверя невиданного. Вернулись домой воины, к своему очагу, к дому родному, в лаптях скороходах. Начали мастерить такие же лапти на всю семью. Щит с солнцем, в своих туесках оставили, вдруг враг у ворот появится. Возьмут щиты, сдержать натиск тёмной силы, невиданных чудовищ. Женщина осталась жить возле дерева, много добрых дел сделало для женщины дерево. - Как же благодарить тебя, милое? Как звать, величать? – спросила женщина. - - Берёзой меня величать. Берёзонькой, зовут близкие. Кора у меня целебная. В моей бересте сила могучая, будет людям служить. Стала раскрывать дерево свои секреты целебные. По сей день, люди пользуются этой волшебной силой. (Милена Кузнецова)

Ссылки на источники:

(http://www.kefa.ru/article/oloze/painting_birch_bark_articles)  

(http://www.sibuz.ru/O-bereste/Beresta.html

(http://www.proza.ru/2013/01/31/813)  

(http://www.severberesta.ru/articles/273-2009-11-25-23-40-50)

Данила - Мастер

Красотааа!!! Супер!

Ольга Милова

Спасибо!!!

 

ученик мастера

Слов нет! Один восторг от вашей работы и невероятная схожесть! БРАВО! Удачи в конкурсе!

Ольга Милова

Светочка! Благодарю!благодарю

 

НАНУШКА

супер!Очень красиво!!!

Ольга Милова

Ниночка, спасибо!!!

 

Елена Крошко

Красота! Удачи!

Ольга Милова

Спасибо, Леночка! Мне хочется пожелать удачи всем конкурсантам!

 

zlatoiskra

Красивенные работы!

Ольга Милова

Спасибо, Кристиночка!

 

Елена Молдованова

Красиво, примите моё восхищение мастеру цветы Это очень трудоёмкий, но красивейщий вид искусства.  Браво бравобраво

Ольга Милова

Леночка! Благодарю от всей души!!!

 

lubasik

Класс! Я сначала подумала, что это настоящая береста. Очень красиво! Чудесное оформление поста!супер!браво

Ольга Милова

Любочка! Спасибо за душевный отзыв!!! Значит все получилось!

 

snadezda

Красота! Восхищена.

Ольга Милова

Надюша! Спасибо!!!

 

Танюлька

Удивительно красивая, и очень реалистичная работа! Удачи  в конкурсе!

Ольга Милова

Благодарю!!!!!

 

ЛеночкаТ

Вот это  работа! Не  знала  бы, что  бумага,  в  жизни  не  догадалась  бы,пока  не  пощупала!!!!Великолепное  исполнение!

Ольга Милова

Леночка! Спасибо за душевные слова... Приятно, что работа понравилась!

 

Lyudmila Zhuchkova

Как красиво! Как похоже на настоящую бересту! Браво!

Ольга Милова

Спасибо, Людочка!

 

Сергеева Нина

Только вчера смотрела МК, как туесок из бересты сделать. А тут для урока готовенький материал есть. Спасибо огромное. Беру в копилочку.

Ольга Милова

Ниночка! Буду очень рада, если материал пригодится!

 

Светлана Новицкая

По настоящему мастерская работа!!!!!!!!!!!!!!!!бравобравобраво

Ольга Милова

Спасибо, Светочка!

 

Марина Курбатова

Оленька, до чего красиво получилось!!!! Сказочной красоты работы!!! Желаю победы в конкурсе!!!!

Ольга Милова

Спасибо, Мариночка! Жду твои работы с нетерпением!!!

 

NataGrig

Олечка, только победы и удачи!!! Спасибо за красоту и информацию, познавательно!

Ольга Милова

Наташенька! Спасибо за поддержку! Мне очень приятно, что ты заглянула и оценила!

 

Апрель4ик

Оля, снова одно сплошное ВАУ!!!!!! так получилось, но вторую работу увидела первой смеюсь. Еще раз пожелаю тебе только победы!!!!!

Ольга Милова

Аллочка! Спасибо! Надеюсь, в ближайшее время увижу твои конкурсные работы?

 

Апрель4ик

Оля, скорее всего нет. У меня творческий ступор (если можно так сказать), да и с бумагой я не очень дружу. 

Ольга Милова

Ну ничего, Аллочка! Может к следующему этапу конкурса придет вдохновение, и мы увидим твои прекрасные работы!жму руку

 

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Радует и глаз, и душу!

Ольга Милова

Спасибо, мои дорогие!!!

 

 

яна вячеславовна

Разве так бывает?Это из серии-Восьмое чудо света!удивляюсьцветыцветы

Ольга Милова

Спасибо за восторженный отзыв!

 

Флоримель-Свиридова Наталья

ПОТРЯСАЮЩЕ!!!

Ольга Милова

Спасибо!!!!!!!!!!

 

Ларисочка

Какая красота!!! Браво!!! браво

Ольга Милова

Благодарю, Лариса!

 

Ольга Зимова

Оля! 1000 раз браво. Работа достойная победы. Удачи тебе. Я в шоке от такого сходства!ура!

Ольга Милова

Олюшка, спасибо! Этим работам пришлось проехать 1 000 км, так как сделаны они в Ростовской области. 

 

Гайдаенко Елена

Восхищена! О-о-очень красивая работа!цветы

Ольга Милова

Спасибо, Леночка!!!

 

Luiddd

бравоОчень красиво и интересно, спасибо!цветы

Ольга Милова

Благодарю!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Белова Светлана

Ох......... Ну и ну.....  От души любуюсь и восхищаюсь!!!!! Такие "живые" работы!!!!!

Ольга Милова

Светочка! Спасибо! Жду с трепетом твои работы! 

 

Вера Плетцер

Как здорово, Оля, Вы умничка!!! Удачи в конкурсе!!!

Ольга Милова

Верочка, спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Ольга Александровна

Великолепное исполнение, интересная и полезная информация! Браво!бравобравобраво Успехов в конкурсе, Оля!

Ольга Милова

Спасибо, Ольга Александровна! С нетерпением жду ваши конкурсные работы!

 

Александра Жур

Просто потрясающе! Столько нового, такая красота! Удачи в конкурсе!

Ольга Милова

Сашенька! Спасибо за добрые пожелания!!!!!!!!!!!!

 

Эл

Замечательные работы, всегда восхищалась изделиями из бересты. Правда всегда жалко деревья.... А вот замечательное повторение в картоне. КЛАСС.

Ольга Милова

Спасибо!!!!!!!!!!!!

 

Елена Ю

Волшебно! 

Ольга Милова

Леночка! Спасибо!!!!!!

 

GALINA Sidzhakh

Браво! Мастерски!

Ольга Милова

Спасибо!!!!!!

 

Маруся Волчесуйте

Потрясающе!!!супер!бравоцветы

Ольга Милова

Спасибо, Маруся!!!!!!

 

Efroska_Елена

Бесподобные работы! Великолепное исполнение! Ольга, удачи в конкурсе!

Ольга Милова

Спасибо, Леночка!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Гуменюк Мария

Чудесная работа! Удачи в конкурсе!

Ольга Милова

Благодарю!!!!!!!!!!!!

 

travka

Чудо чудное, диво дивное !!! Восхищена!!! Удачи!!!цветы

Ольга Милова

Спасибо, Наташенька! 

 

tatvik

Очень, очень красиво и профессионально!!! А сколько труда! браво

Ольга Милова

Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

Buka1308

Ольга Васильевна, какая красота! БРАВО!!!цветы

Ольга Милова

Виктория Сергеевна! Очень рада видеть Вас в гостях! Спасибо за поддержку!!!

 

ЛиЛеКа

Здорово! Заставить бумагу "притвориться" берестой под силу только настоящему мастеру!  супер!

Ольга Милова

Лидия Леонидовна! Очень признательна Вам за такой прекрасный отзыв! Умеете Вы подобрать слова, от которых хочется петь.... Благодарю от всей души!!!

 

Пустовит Елена Ивановна

НЕТ СЛОВ-прекрасная имитация!!!супер!УДАЧИ!!!приветствуюжму руку

Ольга Милова

Спасибо, Елена Ивановна!!!

 

Minenko.Galina

Очень красиво и похоже на настоящее берестяное изделие.

Ольга Милова

Галочка! Спасибо!!!

 

Женька-Женька

Невероятно! удивляюсьЯ прямо таки в шоке!!!браво Слов не найти! Оличка! Супер!

Ольга Милова

Женечка! Ох, люблю я твои восторженные комментарии! С возвращением тебя, дорогая!

 

Женька-Женька

благодарю спасибо!!! Вернулась я не на долго, скоро вновь потеряюсь, меняем место жительства, на другой город, на тот что по-меньше и возможно по-спокойнее!!!

Ольга Милова

Ой, Женечка! Удачи!!!!!!!!!!!!!!!жму руку

Флорис

Отличная работа! Очень интересная информация!

Ольга Милова

Спасибо, Наденька!!!

 

pupujussi

Потрясающе!!!!!!!!

Ольга Милова

Спасибо, Танюша!благодарю

 

Аня-Аня

Потрясающая работа!!Совершенно фантастическое оформление поста!!Очень много интересной информации..Глядя на ваше панно и туес, создается полное ощущение, что это действительно береста..Удачи в конкурсе!

Ольга Милова

Анечка! Мне очень приятно, что тебе понравилась работа! Благодарю от всей души!!!!!!!!!!!благодарюжму руку

 

Юрий и Света

Ольга, вновь и вновь я возвращаюсь посмотреть на Ваши произведения, просто не могу их назвать обычным словом "работа" бравобравобраво

Ольга Милова

Светочка! Твой отзыв - бальзам для души... Спасибо! Мне так приятно!...жму рукублагодарю

 

MSvetlana55

бравобравобраво

Ольга Милова

Светочка! Благодарю!!!!!!!!!!!!!!!!!!благодарю

 

О. Ираида

Здорово!!! Из картона сотворить такие дивные изделия - браво!!!

Ольга Милова

Ирочка! Спасибо за комплименты! Мне так приятно, что ты заглянула и оставила такой вдохновляющий отзыв!

 

Фано

Шедеврально! браво

Ольга Милова

Благодарю!!!!!!!!!!!

 

Наталья Плиско

Оля, это сказка!!! Ты просто гений, такую красоту сделать из бумаги!!! У меня нет слов!!! Только бурные овации!!! БРАВО!!!

Ольга Милова

Наташенька! Спасибо за волшебные слова! Приятно...благодарю

 

Наталья Плиско

Оля, от души поздравляю!!! Все твои работы - самые-самые!!! Удачи на "Бумпроме"!!!

Головизнина Эля

Красота-то какая!  Олечка, спасибо за прекрасные творения, душа радуется благодарю

Ольга Милова

Элечка! Спасибо за добрые слова, мне так приятно, что работа понравилась!

 

Баболя

Вот это ДА!!! Фантастика!бравобравобраво

Ольга Милова

Спасибо!!!!!!!!!!

 

АРАМАТ-55

Ваш туесок меня заворожил. Какая прелесть. Добралась и я до Ваших работ.бравобравобраво

Ольга Милова

Спасибо, дорогая Тамара Федоровна! 

 

Голубка

Любовалась Вашей работой!

Ольга Милова

Ирочка! Спасибо! Я очень люблю ваши работы, всегда просматриваю конкурсы, которые Вы организовываете. Жаль, вязать не умею, с огромным удовольствием участвовала бы...благодарю

 

Пустовит Елена Ивановна

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!