День буквы "Ё"

 Календарь Страны Мастеров (октябрь — декабрь)
5 местоНаградные документы
Работа заняла
5 место
В избранных: 1

Поделиться:

Автор(ы) Нурсафин Салават, Объединение "Скрап-фантазии"
Возраст 8—9 лет
Учебное заведение СП "Пируэт" ГБОУ гимназии №1 г. Похвистнево Самарской области
Материалы кубики, бумага цветная, клей, макароны, гуашь
Педагог каримова Рамиля Лукмановна
Тема работы29 ноября

День буквы "Ё" я выбрал потому, что ещё и в гимназии работаю над полектом про букву "Ё".

День буквы "Ё" я выбрал потому, что ещё и в гимназии работаю над полектом про букву "Ё". фото 1

Ёлку я сделал из макарон.Бутылку из-под новогоднего подарка обмазал пластилином , на который закреплял макаронины.Потом всё это покрасил гуашью.

Кубики сначала соединил между собой, потом обклеил бумагой.Почему она красного цвета? Она нуждается в нашей помощи!

Памятник букве Ё.

Введение.

Русский  алфавит  состоит  из  тридцати  трёх  букв.    Наше  исследование  посвящено  одной  из  букв,  которая  совершенно  незаслуженно  всё  более  и  более  выходит  из  употребления.  Это  буква  Ё.  Почему  такое  происходит?  Почему  в  некоторых  изданиях  игнорируется  эта  буква?  Почему  в  компьютерной  клавиатуре  она  не  находится  в  буквенном  блоке  клавиш,  а  вынесена  в  левый  верхний  угол?  Мы  решили  разобраться  в  этой  проблеме. 

Цель работы:

 На основе исследований выявить негативное влияние игнорирования буквы Ё

 Задачи исследования:

-  представить историю возникновения буквы  Ё;

-  проанализировать употребление буквы  Ё.

История буквы Ё

      В 2013 году букве «ё» исполнится 230 лет. (2013-1783=230)Однако, несмотря на солидный в общем возраст, «ё» - самая юная буква в алфавите. Предшественником этой буквы в роли передачи соответствующего звука было сочетание знаков io, введённое в середине XVIII века.

     29 ноября (18 ноября по старому стилю) 1783 года состоялось одно из первых заседаний Петербургской академии наук недавно созданной Российской академии. Обсуждался проект полного толкового славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии 6-томного «Словаря Академии Российской». Княгиня Екатерина Романовна Дашкова предложила в словах матіорый, іолка, іож и др. использовать букву ё, позаимствованную из французского алфавита. Уже 18 ноября 1784 года предложенная буква была признана официально, а в 1795 году впервые появилась в печати.  В печати  новая буква русского алфавита впервые была употреблена  в книге Ивана Дмитриева «И мои безделки». А первым словом, отпечатанным с буквой «ё», было «всё», затем — «огонёкъ», «пенёкъ».

     В  1796  году  Н.М.Карамзин  в  своей  первой  книге  «Аонид»  печатает  с  буквой  Ё  слова  «зарёю»,  «орёлъ»,  «мотылёкъ»,  «слёзы»  и   «потёкъ».

Однако отдельной буквой ё долгое время не считалась и в азбуку официально не входила.  Декрет за подписью советского Народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского, опубликованный 23 декабря 1917 года, и вводивший как обязательную реформированную орфографию, среди прочего, гласил: «Признать желательным,  по необязательным употребление буквы ё".

Формально буквы "Ё" и "Й" вошли в алфавит и получили порядковые номера только в советское время - после того, как 24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения РСФСР было введено обязательное употребление буквы "Ё" в школьной практике.

     Последующие лет десять художественная и научная литература выходила с непременным использованием буквы «ё», но затем издатели вернулись к прежней практике — употреблять её только в случае крайней необходимости.

Уже в 1956 году вышли в свет и до сих пор остаются в силе орфографические правила, утверждающие: Ё следует писать лишь в отдельных, указанных в этих самых правилах, случаях.   В энциклопедических изданиях «лишняя» Ё делит площадь со своей соперницей Е. На компьютерной клавиатуре она «сослана» в левый верхний угол.

       Долгое время использование буквы «ё» было факультативным,необязатель- ным, с заменой на «е». Лишь в энциклопедиях, авторских произведениях и учебниках для младших классов «буква с двумя точечками» была обязательна к употреблению. В наши дни в письменной речи "Ё" используется крайне редко, хотя у неё до сих пор остаются активные сторонники, требующие её обязательного употребления...

Необязательность употребления «ё» ведёт к ошибочным прочтениям и невозможности восстановить смысл слова без подробного контекста. Например, заём-заем; совершённый-совершенный; слёз-слез; нёбо-небо; мёл-мел; осёл-осел; вёсел-весел…Чувствуется разница? А как Вы прочитаете «Все поем»? Все поём? Всё поем???

Буква  «Ё»  в  словарях.      

   Каково  же  место  буквы  Ё  в  словарях?

    Проведя небольшое исследование, мы увидели, что  в «Толковом словаре  живого  великорусского языка»  Владимир  Иванович  Даль  слова  с  буквами  Ё и Е  поместил   в одну главу. В этой главе 12 слов, начинающихся на Ё. Также  имеются  слова,  в  которых  в  современном    написании  есть   буква  Ё,  а  у  Даля эти  слова  с  Е (еще,  ерзать).

      В  «Толковом  словаре  русского  языка»  С.И. Ожегова  и  Н.Ю.Шведовой  бука  Ё  имеет  свой  собственный  словник.  В  нём  содержится  всего   12  слов:  ёж,  ёжик,  ёжиться,  ёкать,  ёлка,  ёлочка,  ёмкий,  ёмкость,  ёрзать ёрник,  ёрничать,  ёрш.

      «Словарь  русского  языка»  Академии  Наук  СССР  (1985 год)  объединяет Е и Ё  в  единый  словник.  В  нём  кроме  12  слов,  присутствующих  в  «Толковом  словаре»  С.И.Ожегова,  с  буквой  Ё  есть  ещё  следующие:  ёжить,  ёканье,  ёкнуть,  ёлочный,  ёршик.

     Подсчитано,  что  буква  Ё  содержится  более  чем  в  двенадцати  тысячах  слов  и  почти  в  трёх  тысячах  фамилий  россиян.Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё заканчиваются.Частота встречаемости Ё – 1% от текста. То есть на каждую тысячу знаков текста приходится в среднем по десять ё.

   Есть в нашем языке слова с двумя и даже тремя буквами Ё: «трёхзвёздный», «четырёхведёрный», «Бёрёлёх» (река в Якутии), «Бёрёгёш» и «Кёгёлён» (мужские имена на Алтае).

В русских фамилиях Ё встречается примерно в двух случаях из ста. Более 300 фамилий различаются только наличием в них Е или Ё. Например, Лежнев – Лежнёв, Демина – Дёмина. В русском языке насчитывается 12 мужских и 5 женских имён, в полных формах которых присутствует Ё. Это Аксён, Артём, Нефёд, Пармён, Пётр, Рёрик, Савёл, Селивёрст, Семён, Фёдор, Ярём; Алёна, Клёна, Матрёна, Фёкла, Флёна.

Интернет-источники

1.     http://yomaker.ru/ - сайт «Буква Ё и её проблемы»

2.     http://yomaker.ru/ - статья в Википедии, посвящённая слову «ёфикатор».

3.     http://www.pravda.ru/article/static/57423.html - статья в газете «Правда» 19.11.2003  «Букве Ё – 220 лет».

4.     http://soft-best.ws/1158522457-sami-neobychnye-pamjatniki-mira.html - памятник букве Ё в Ульяновске (фото).

 Работа над проектом ещё не закончена. Я думаю, мне очень поможет материал нашего сайта.

Как провести этот день? Я считаю, что защищать  Ё нужно не только 29 ноября, а каждый день. И в первую очередь- писать букву Ё там, где она должна быть и не заменять её на букву Ё.

Наталья Уруновна

Интересно, познавательно! Очень хороший материал! супер!

радуга-дуга-дуга

Спасибо. Я ещё планирую провести исследование учебников и детской литературы на наличие буквы Ё.

Наталья Плиско

Прикольная буковка!!! Удачи в конкурсе!!!

радуга-дуга-дуга

Спасибо. Удача всем нам нужна.Ваш ёжик просто красавец!