Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

День бисероплетения

 Календарь Страны Мастеров (апрель – июнь)
4 местоНаградные документы
Работа заняла
4 место

Поделиться:

Автор(ы) Холтобинская Антонина
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение Украина, Днепродзержинск
Материалы бисер, нитки
Тема работы19 июня

Ожерелье "Листики". Черное с золотым

Ожерелье "Листики". Черное с золотым (фото 1)

колье и серьги с дочкиными инициалами. Белое с розовым

колье и серьги с дочкиными инициалами. Белое с розовым (фото 2)

Широкий неразъемный браслет-жгут

Широкий неразъемный браслет-жгут (фото 3)

Широкое ожерелье. Черное с перламутром

Широкое ожерелье. Черное с перламутром (фото 4)

дочкин Чебурашка демострирует на себе украшения.

дочкин Чебурашка демострирует на себе украшения. (фото 5)

И все-таки, Чебурашка - девочка

И все-таки, Чебурашка - девочка (фото 6)

Само слово «бисер» арабского происхождения, оно образовано от слова «бусра» - непрозрачное стекло.

В русских толковых словарях XV – XVII веков, находится доказательство того, что слово «бисер» использовали в те времена для обозначения жемчуга. И лишь, во второй половине XVII века слово «бисер» обрело свое значение, которое мы используем по сей день.

Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе. Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые формы, цвета, новые отделки и т.д.

 Одно из главных достоинств бисероплетения состоит в том, что для него не нужны специальные инструменты. Имея под рукой иголку, нитку, ножницы и сам бисер, вы можете создавать удивительные творения!

 

Отпраздновать день бисероплетения можно увлекательно и с пользой.

конечно, главным событием этого мероприятия будет небольшой (или большой) урок прикладного творчества, где посетители, т.е. празднующие могут освоить неколько новых приемов плететия или усовершенствовать прежние знания под руководством опытного педагога.

но перво-наперво, следует прочитать и теоритическую часть, где можно сообщить слушателям, что:

 - круглый бисер выпускается разных размеров, чаще всего встречаются размеры 6/0, 8/0, 11/0 и 15/0 (чем больше число, тем мельче бисер). Начало этой системе было положено во времена, когда самый мелкий размер бисера обозначался как 0. Вышедший вслед за ним еще более мелкий бисер получил размер 00, следующий - 000 и т.д Чаще всего можно встретить бисер размера 11/0.   Однако, несмотря на общепринятую систему обозначения размеров, бисер с одной маркировкой от одного производителя может отличаться от бисера с той же маркировкой от другого производителя. Если в изделии использовать бисер разного размера, оно может получиться неровным, и если вы хотите получить гладкую поверхность, старайтесь использовать бисер одного производителя.

-Круглый бисер изготавливается из стекла и бывает разных цветов, текстур и размеров. В бисере вы можете воплощать свои самые смелые фантазии.

 - Бисер различают:

 прозрачный - из бесцветного стекла, хорошо пропускающего цвет

полупрозрачный - из слегка молочного стекла, свет пропускает частично

непрозрачный - изготовлен из стекла, не пропускающего свет

с серебряной линией - в центре имеет отверстие с зеркальным покрытием, отчего сверкает. Чаще покрытие бывает серебряным или посеребренным, реже - медным, бронзовым и даже золотым.

бисер с линией - отверстие в центре имеет покрытие из другого цвета стекла или краски, нанесенное на внутреннюю поверхность. Белая линия подчеркивает цвет полупрозрачного цветного бисера.

шелковый бисер - стекло покрыто бороздками, что делает его похожим на минерал "тигровый глаз" или на шелковую ткань.

 -Существуют разные виды покрытия бисера, которые придают бисеру уникальный внешний вид, особенности, которые можно использовать в творчестве.

 АВ - Aurora Borealis, или "северное сияние". Радужное покрытие поверхности бисерины.

Ирис - "бензиновое" покрытие на непрозрачном бисере, придающее ему металлизированный вид.

Блеск - блестящее покрытие. Оно может быть прозрачным, цветным и металлизированным. Непрозрачный бисер с блеском называют "жемчужным", а полупрозрачный с блеском носит название "Цейлон".

Матовое - стекло "истерто", поверхность как бы заиндевелая.

Металлизированное/гальванизированное - бисерины покрыты слоем металла. Некоторые из таких покрытий держатся хорошо, однако, большинство - непрочно.

Краска - бисер покрывают краской, чтобы добиться цветов, которые сложно получить в стекле. Например, ярко-розовых или пурпурных. Несмотря на внешнюю привлекательность такого бисера, краска может истираться при нОске или тускнеть от солнечного цвета.

 

 

А из исторических сведений слушателям интресно будет узнать, что:

 

Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, передаваясь из поколения в поколение.

 Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии, Американского континента и островов Тихого океана (Океания), Европы и Азии. Это эфиопские чале, индийские мала и хар, кубинские кояр и гаргантыя, ангольские миссанга, болгарские, румынские и молдавские гарданы и згарды, украинские герданы и сылянки, словацкие нагрделиики, русские гайтаны, цепочки и оже-релки, белорусские пляцёнки и гор-лячки, таджикские гулубанд и фарал, узбекские зебигардан, литовские каролинес и многие другие украшения. Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.

На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI—V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры — древние славяне. Во времена Киевской Руси IX—XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета. Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными   камнями   и   русским   жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. Из русского и привозного жемчуга низались женские украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, а начиная с XVIII в. бисер, ввозимый из Венеции и Богемии (Северная Чехия), стали применять в домашних рукоделиях и украшении народного костюма.

Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX — начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины.

Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позаты-ленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей — тысяч неизвестных самобытных мастериц.

Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные растительные или зооморфные орнаменты.

Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканых, плетеных и вышитых изделий.

 

Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из высокоогнеупорной глины — тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось  на   стадии   «вязкого  теста».

Бусы   изготовляли,   вытягивая   нити из стекломассы с помощью металлического прутика,  введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания   и   густоты   стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на   тонкий   медный   стержень,   толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой   при  помощи   простейших   инструментов.   Был   и  другой  способ:   вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки   вручную.   Для   разноцветных бус   нить   изготовляли   из   нескольких «спаянных» между собой прутиков разного цвета.

Со временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н. э. появилось полупрозрачное стекло, а в I в. до н. э. люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.

С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков,   которые   мастер-стеклодув  выдувал  из  капли  расплавленного  стекла  с  помощью  трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами   гильотинного  типа  на  мелкие  кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения  отверстий  смесью  бисер   высушивали, смешивали с небольшим  количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных  барабанах.   При этом размягченные стеклянные колечки  округлялись,  сглаживались  неровности, вращение не давало им сплющиться,   а   порошковая   смесь      заплыть отверстиям.  После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью  полировального  порошка  воз вращали   ему   блеск,   утраченный   при нагревании.

Таким способом изготовляли и стеклярус,   Который   в  отличие  от   бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки  длиной   3   мм   и более 

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

В своем стихотворении «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносов писал:

Так в бисере Стекло,  подобяся жемчугу,

Любимо  по  всему  земному  ходит  кругу.

Им  красится  народ в  полунощных  степях,

Им  красится Арап  на   южных  берегах...

В 1752 г. М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру

В 1754 г. Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушённые цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. В 1765 г., после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

 

 

Тинсанна

Антонина! Интересные работы. Много, даже, очень много информации о бисере, совет о проведении праздника-все есть.
Но строчки из стихотворения лучше выглядят и легче читаются, когда напечатаны столбиком. Как это сделать читайте в Инструкции по работе с сайтом, раздел  Про написание стихов.
Укажите правильно  тему работы - дату праздника. И главное фото не очень удачно: видно не все изделие и фон неподходящий для конкурсной работы. 
Время еще есть, можно подредактировать. Удачи в конкурсе! 

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Просто ШИКАРНО!

Анастасия Воронкова

а как делаеться № 4???

Кошка красивая

Плетется поперек, ромбиками