| Автор(ы) | Дежнёва Татьяна Васильевна, учитель технологии и изобразительного искусства. |
| Возраст | старше 16 лет |
| Учебное заведение | Россия, республика Тыва, город Кызыл, МОУ СОШ №14 |
| Материалы | бутылка,кожа,холодный фарфор,кусочки натурального меха,перья птиц,декоративная тесьма,нитки,витражные краски,крышечка от молочной бутылки,спички,дерево,бусины. |
| Тема работы | 23 марта |
День народного искусства. Народное прикладное искусство любой страны — постоянный источник вдохновения для мастеров и художников. Организаторы конкурса в этот день посоветовали рассказать о народном творчестве своей страны или своей местности и показать изделия. Представляем вашему вниманию работу под названием "Тайны шамана"

Мы живем в республике Тыва. Республика Тыва - центр шаманизма. Это единственное место в России, где не потеряна линия преемственности между шаманами. В географическом центре Азии, в городе Кызыле, расположен Краеведческий музей имени Шестидесяти богатырей. В экспозиции музея особой популярностью пользуется шаманский раздел, в котором собраны бубны, одежда, каменные изваяния, вместилища духов и многие другие предметы шаманского культа.

Во дворе музея есть избушка, в которой принимает всех страждущих обладатель звания Живое сокровище шаманизма и пожизненный президент тувинских шаманов Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. В Кызыле также есть и религиозная организация тувинских шаманов "Дунгур", что в переводе означает "бубен". Большой деревянный дом религиозной организации находится в живописном месте. Сюда за очищением души, обретением здоровья и получением совета заходят все, кто приезжает в Тыву.

Гора Хайыракан (Медвежья гора)
Хайыракан расположен в двух часах езды от города Кызыла. Это главная святыня не только шаманистов, но и буддистов. Гора даёт силу и исцеление всем, кто приходит с открытым сердцем. Шаманы совершают у подножия этой горы свои обряды.

Аржаан Кара-Суг
Тыва славится своими святыми источниками - аржаанами. Кара-Суг - один из знаменитых аржаанов в Чаа-Хольском кожууне. Духи Кара-Суга лечат суставы и кости. В середине лета к аржаану съезжаются паломники, чтобы обмыться в целебной воде, выпить её и очистить душу. На подходе к Кара-Сугу всё увешано чалами - ленточками для духов местности, а рядом стоит изваяние Будды Шакьямуни. Сюда также для совершения обрядов приезжают и ламы, и шаманы.

Гора Бай Тайга
Об этой горе ходит много легенд. Бай Тайга считается уникальным местом на планете. Гора находится в Западной Туве на территории Барун Хемчукского района. На её вершине часто бывают крутящиеся в виде воронки снежные бури. Некоторые считают, что это ни что иное как чёрная дыра, которая выходит за пределы Земли. Ясная погода на горе бывает очень редко. В любое время года Бай Тайга скрывается в тумане и облаках. Старожилы утверждают, что никто до сих пор подняться на вершину этой горы так и не смог. Когда кто-либо приближался к горе, некая сила отрывала человека от земли, и он, испугавшись, убегал или бесследно исчезал. Поэтому подниматься на гору люди не решались и просто молились в честь священной горы.

Под отвесными скалами у подножия самой высокой вершины Бай Тайги находится озеро Ногаан Холь - Зелёное озеро. Оно считается таинственным местом Силы с особой энергетикой. Вода в озере течёт по горе не сверху вниз, а наоборот снизу вверх. Считается, что человек, поклонившийся горе, тут же получает благосклонность великого духа, исцеляется от всех болезней и очищается от негативной энергии. Ежегодно совершается обряд освящения Бай Тайги.

Сначала в местечке Калбак Доргун освящают огромную лиственницу, Дерево Богатства - Бай Дыт. Потом совершается обряд на берегу реки Алаш у Дерева Шаман - Хам Дыт, которому 400-500 лет, а его ствол могут обхватить три человека. Это дерево освящали великие шаманы Кужугет Кес Хам, Кужугет Шокар Хам, Ооржак Шокар Хам и многие другие. Затем в местности Кок Даш освящается аржаан. На перевале Хону Арт находится обаа - место для проведения обряда подношения пищи духам местности. Здесь обитает сатпак - самый сильный дух. Отсюда видна вершина Бай Тайги и очертания воронки, уходящей в небо. Во время обряда благословения священной Бай Тайги духам подносится белая пища, которую сжигают на огне.Обряд завершается праздником с танцами, песнями и национальными играми.

Обряд освящения Бай Тайги связан с пятью элементами, составляющими физическое тело человека. К ним относятся огонь, вода, воздух, земля, пространство. Так создаётся гармония во взаимодействии тела человека и природы, которая тоже состоит из этих же элементов. В местах Силы человек получает возможность самовосстановиться и очиститься от негативной энергии собственной разрушительной деятельности


Тыву и Хакасию называют музеями под открытым небом. На территории
республик находится более 50 тысяч памятников древности. Но это
настоящая "мекка" не только для археологов, но и для шаманов.
В своей работе я постаралась отразить дух Тывы, здесь и шаманская атрибутика (бубен, ритуальная ложка-девятиглазка "Тос-карак"). Сама бутылка как Медвежья гора "Хайыракан" - главная святыня Тывы. А у подножия горы как вы видите складками на коже я постаралась передать течение целебной воды, аржаанов. Так же форма работы "Тайны шамана" напоминает стелу "ЦЕНТР АЗИИ" - нашу главную достопримечательность.
И немного о деревянной ритуальной ложке-девятиглазке Тос-карак, которая так же присутствует в моей работе:
В культуре тюрко-монгольских народов отмечены так называемые бытовые
девятки. Возьмем тувинскую «девятиглазку – тос-карак». Ритуальная ложка
«девятиглазка» имеет девять углублений, которой разбрызгивают молоко
духу-хозяину юрты, духам – предкам рода. При совершении поклонений духам
и культам природы, обязательным является использование «тос – карак».
При этом можно заметить следующую особенность, на современном этапе
практически в каждом доме имеется «девятиглазка». Ставят ее на самом
почетном, святом месте, и после совершения обряда обратно туда.
Так почему же именно число девять столь многопланово и многоразово
представлено в тюрко-монгольской культуре, хотя имеются и другие
знаковые числа (2, 3, 4, 5, 7)? Число девять сакрализована у всех
народов Центральной Азии и выступает как символ завершенности и полноты.
Таким образом, истоки сакральности числе до сегодняшнего дня до
конца полностью не исследованы. Можно с уверенностью сказать, что числа в
тюрко-монгольской культуре имеет организующее начало, с помощью которых
осваивается природа и создается культура народов Центральной Азии.
Как провести обряд (ритуал) очищения (обычно его проводят перед Новым годом по лунному календарю и называется он Шагаа):
Главную, молитвенную часть нужно
проводить на возвышенности, совершать обряды на горе - это древнетюркский обычай.
Если вы хотите соблюсти древнетюркские обычаи до конца, то устройте костер на востоке,
самой почитаемой тюрками стороне -там восходит солнце, значит, оттуда приходит новая
жизнь. Совсем необязательно забираться высоко, найдите небольшую возвышенность.
На ней надо установить жертвенник - сан салыры. Сан - это тибетское слово - возжигание,
воскуривание, фимиама, для тувинцев - артыша (можжевельника). Дым с благовонием очистит вас от всех
бед, которые, "возможно, уже витают вокруг вас. Вы еще не забыли, что главный
СМЫСЛ обряда - очищение? Сан салыры делаем следующим образом: на сооруженной из снега
небольшой горке устанавливаем три больших плоских камня в виде круга и на нем возжигаем
костер.
Итак, главное ритуальное место
готово, надо его украсить. Возьмите два хвойных деревца, установите в горке снега,
на расстоянии друг от друга в несколько метров. Соедините деревья веревкой на высоте
30-40 сантиметров от земли и привяжите к ней чалама - ленточки белого цвета.
Богатые люди делали чалама из
бумаги, так как она привозилась из Китая и стоила безумно дорого. Эти ленточки -
своеобразная бессловесная молитва участников ритуала о благополучии - своем и близких.
Такие «воротца» надо было установить
не только около жертвенников, но и около дома. У японцев есть точно такая же традиция,
интересно, кто у кого заимствовал? Но, возможно, что никто ни у кого, так как у
нас общие предки - гунны. Так вот, японцы считают, что это украшение - «воротца»
- кодомацу - говорило о том, что дом готов к приему Божества Нового года. Если вы
хотите узнать об этом подробнее, почитайте книгу «Календарные обычаи и обряды народов
Восточной Азии» (Москва, 1989).
Вечером, перед Шагаа (Новый год по лунному календарю), наготовьте
много молочных, мучных и мясных блюд, приготовьте лучшую одежду себе и детям, украсьте,
кто еще не успел, хвойными ветками жилище и ждите утра.
Очень интересная работа, Татьяна! Завораживает! Клык из холодного фарфора лепили, я так понимаю?оригинальное решение лепить когти и клыки...и не надо настоящих!Вообще мне очень нравится шаманская тема....дома тоже есть тос-карак! А еще у меня тоже есть шаман - оберег в блоге, если будет интересно заходите в гости посмотреть. Он в коллекции камней. Ваша предыдущая бутылка с медведем тоже оригинальная! Вы в шаманизме просто профи! Ваш блог тоже понравился! интересные работы!
Меня привлекает не только шаманская тема.Скифы,например,которые жили на территории Тувы .Их удивительное искусство -тайна и неисчерпаемый источник вдохновения.Действительно,все аксессуары к своим работам я делаю так же своими руками из холодного фарфора (за неимением других материалов)Этот материал пластичен, легко красится,быстро высыхает.А сам процесс изготовления мелких штучек , увлекает едва ли не больше,чем изготовление самой бутылки.