| Автор(ы) | Захарова Ирина Николаевна |
| Возраст | старше 16 |
| Учебное заведение | Муниципальное автономное учреждение культуры "Центр культуры" муниципального округа Верхотурский структурное подразделение Дом народных художественных промыслов и ремесел |
| Место жительства | г. Верхотурье, Свердловская обл. |
| Материалы | Ткань, краски акриловые |
| Габариты | 1000 х 1000 см. |
| Тема работы | Связь времён |
Всем доброго дня! Участвую в конкурсе «Страны мастеров» и с радостью выбрала номинацию «Связь времён», чтобы рассказать о старинном, почти забытом промысле — верховой набойке по ткани, который сегодня возрождается. Пока составляла текст, ловила себя на мыслях о глубокой связи времён и городов — Перми и Верхотурья, которую сегодня мне помогает ощутить моя конкурсная работа.

Так о чем же я!? ...О исторической связи наших городов. Думаю, что традиции и ремесла у нас были тоже общими.
Верхотурье - уездный город Пермской губернии, в 404 верстах от Перми, на р. Туре. Верхотурье - бедный и немноголюдный город; 2712 жителей; промышленности почти нет, торговля ничтожна. Часть мещан занимается хлебопашеством; другие скупают дичь, кедровые орехи, звериные шкуры, сбывая их по ярмаркам; иные ищут себе занятие вне своего города. На утесистой круче стоят остатки бывшей крепости и старинный собор. В Николаевском мужском монастыре (построен в 1604 г.) находятся мощи св. Симеона Праведного, верхотурского чудотворца, к которым стекается множество богомольцев, даже из отдаленных мест России. Бывший прежде в Верхотурье женский монастырь Покровский давно закрыт. Город основан в 1598 г., когда Артемий Бабинов (см. Бабиновская дорога – Ред.) нашел новую дорогу из России на р. Туру, причем оказалось необходимым иметь на р. Туре надежно укрепленный пункт. Сначала был построен деревянный острог, гарнизон которого состоял из стрельцов и казаков, затем русский гостиный двор и татарский для инородцев, и учреждена таможня. Благодаря приказанию торговать с вогулами и остяками только в Верхотурье и ездить из России в Сибирь и обратно только через Верхотурье - сохранившее свою силу до времен Екатерины II, - город приобрел важное значение, богател и развивался, управляясь воеводою, иногда двумя, к числу которых принадлежали, между прочим, Циклер и Артамон Матвеев. В 1708 г. Верхотурье вошло в состав Сибирской губернии, а по разделении ее, в 1764 г. на Тобольскую и Иркутскую - в состав Тобольской. В 1781 г. по открытии Пермской губернии Верхотурье было отнесено к ней. В 1674 и 1738 гг. Верхотурье было опустошено сильными пожарами. До этого верхотурский архив был богат документами, часть которых была списана академиком Миллером, а впоследствии издана в «Актах исторических Императорской археологической комиссии».
Профессор Н. И. Кареева (словарь Ф. А. Брокгауза и Ефрона)
19 июня 2022 года состоялся автопробег по уникальной Бабиновской дороге, сыгравшей огромную роль в развитии России. По ней через Уральские горы везли царские указы, денежную казну, пушнину, мясо и рыбу. Проезжали посольские делегации, почтовые кареты и научные экспедиции. А теперь по ней решили проехать участники автопробега г. Верхотурья и Новая Ляля, посвятив его 425 – летию Бабиновской дороги.

В 1595 году царь Федор Иоаннович велел проведать более прямую дорогу в Сибирь «сухим путем». Вскоре ему сообщили, что найдена «способнейшая и ближайшая дорога». Идет она от Соли Камской прямо на восток. Сообщили также царю, что новый путь указал «вож новой сибирской дороги» — Ортюшка Софронов сын Бабинов, крестьянин Верхнего Усолья. Разведал он этот путь с помощью местных жителей манси, которые знали и пользовались на этом маршруте тропинками, проложенными еще их предками. Официально этот путь назывался Новая Сибирская Верхотурская дорога. В народе — Бабиновская.
Часть этой дороги преодолела и я со своей семьей. От Верхотурья до Павды, а дальше дорога пролегает через горы и в данный момент не доступна для путешественников...а как было бы здоров прибыть на очный финал конкурса по этой короткой дороге)

Ну продолжаю рассказывать про свою конкурсную работу и находить звенья одной цепи. Для работы я выбрала доски и штампы из коллекции нашей мастерской по своей задумке. Это была четверть которой было сложно работать одной и мне помогали мастера нашего дома ремесел, я выбрала 3 различных штампа с этнографическими орнаментами , подобрала мелкий цветок, который связывал композицию всего платочка. И самое интересное, что все штампы для моего платка были изготовлены в мастерской "Кайма", народными мастера Пермского края Анной Назаровой и Николаем Бурцовым. На фото я отрабатываю работу с четвертью.

И только березовый листик был не этнографическим, но так хотелось украсить им свой Троицкий платок...

По моей задумке я хотела кроме рисунков , внести в платок текст, у меня получилось вписать буквы между орнаментами и кайма платка получилась такой необычной

А слова были не простые, а являлись строчками уральских семицких песен... Это песня для обряда кумления на Троицу.
В день кумления участницы обряда девушки и молодые женщины тайно от всех приходили к березке, украшали ее своими лентами, платками, бусами и «завивали» концы ее ветвей в виде кругов. В некоторых местностях сплетали верхушки двух берез, отчего получались ворота. Затем девушки и молодки разбивались на пары: каждая выбирала себе подругу. Они вешали на деревце свои нательные крестики, крестились, трижды целовали друг друга через завитые ветви березы или через крест, целовали также сам крестик с двух сторон, затем обменивались крестами и объявляли себя кумами.
Я иду, иду, иду,
Я подруженьку веду,
Вот с сегодняшнего дня
Она кумушка моя.
Я тебе кумушка.
Я тебе голубушка.
Ой ты кумушка моя
Подруженька милая
Не оставь меня в беде
Приходи всегда ко мне
Ой вы кумушки
Кумитеся Любитеся
Я тебе кумушка
Я тебе голубушка

Последний этап изготовления моего платка...сушу на улице, так как после ночи пришло новое виденье в украсе каймы)
Центр и кайма платка дополнительно с помощью точек и краски других цветов выделен, украшен.

Платок годов, а планах еще несколько)

Первые археологические находки в России датируются X в., но расцвет художественной набойки на ткани как народного промысла пришелся на XVII в. Изначально на Руси существовала набойка «верховая». Масляные краски смешивались с пигментом, наносились на доску (манеру) или как сегодня мы называем «штамп», и отпечатывалась на ткань. Краска высыхала и держалась достаточно крепко. Ткань для набойки применяли как окрашенную так и не окрашенную. Когда рисунок набивали на не окрашенную поверхность, это называлось «белоземельная» набойка . Здесь цветные узоры оживали на белом фоне полотна. Также набойку наносили и на окрашенные ткани, но и в том и другом случае использовались масляные краски
Спасибо за внимание и интерес к моей работе.
Какая красота!!! Молодец, Ирина! Чудесный платок получился, а какая символика! Здорово!
Спасибо, Ирина!...я дописала, если что)))
Платок с текстом, впервые такое вижу! Очень интересно и красиво!


долго идею носила))) сделала быстрее
Как интересно, впервые слышу о такой технике. Отличная работа!!!
Техника очень интересная, спасибо вам за добрые слова
Ирочка, Браво!!! Результат потрясающий! Красота!!!
Спасибо, Ирина!
Ирочка, замечательный платок и столько информации! Любо!
Какой красивый платок! Очень понравился, и рассказ интересный! Спасибо!
Спасибо!!!!
Спасибо, Наталья Михайловна))
Ирина, Шедевральный платок!
Видела и даже набивала мелкие цветочки на платках, но впервые вижу с текстом- отличная идея для праздника Троицы и конкурса.
Удачи!
Спасибо, Вера!
Спасибо!
Ирочка, это больше, чем красиво! Это глубина и ширь!


Верочка, спасибо!!! ...хочу больше
Ирина Николаевна, вы супер - МАСТЕР! все Ваши работы такие волшебные!