Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Кукла Девка-Баба в костюмных комплексах Смоленской губернии

 Дочки-матери
1 местоНаградные документы
Работа заняла
1 место
В избранных: 2

Поделиться:

Автор(ы) Бочкова Оксана Анатольевна
Возраст 43
Место жительства Сафоновский район, Смоленская область
Материалы Ткань, тесьма, нитки, бисер, бусины, синтепон, проволока
Габариты Высота 27 см.
Тема работы...Получился человечек!

На конкурс сделала куклу по мотивам русской народной куклы в виде игрушки Девка-Баба. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игры в куклы поощрялись взрослыми. Данная кукла содержит в себе два образа, два состояния женщины. Эта кукла относилась к игровым куклам и готовила девочек к взрослой жизни. Давала понятия отличия одежды девушки от одежды женщины. Образ незамужней девушки и образ зрелой женщины в русском народном традиционном костюме Смоленской губернии. Эта поделка представляет собой два комплекта Смоленского женского костюма.

На конкурс сделала куклу по мотивам русской народной куклы в виде игрушки Девка-Баба. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игры в куклы поощрялись взрослыми. Данная кукла содержит в себе два образа, два состояния женщины. Эта кукла относилась к игровым куклам и готовила девочек к взрослой жизни. Давала понятия отличия одежды девушки от одежды женщины. Образ незамужней девушки и образ зрелой женщины в русском народном традиционном костюме Смоленской губернии. Эта поделка представляет собой два комплекта Смоленского женского костюма. (фото 1)

Костюм Девки с косоклинным сарафаном бытовал в северо-восточной части губернии. Был синего цвета с обшивкой из цветных тканей.Такой сарафан имел названия ,,добрый'' , ,,богатый'' , ,,свадебный, ,,постный, ,,хожий'' и т.д.

Костюм Девки с косоклинным сарафаном бытовал в северо-восточной части губернии. Был синего цвета с обшивкой из цветных тканей.Такой сарафан имел названия ,,добрый'' , ,,богатый'' , ,,свадебный,  ,,постный,  ,,хожий'' и т.д. (фото 2)

Кукла Баба представляет собой комплекс женского крестьянского костюма с понёвой юго-восточного уезда, ведущего костюма Смоленской губернии. Понёвы не носили маленькие незрелые девочки. Обычно совершеннолетняя девушка в скорости выходила замуж, поэтому понёва ассоциируется со свадебной одеждой. Носить до брака её запрещалось. Так же нельзя было носить вековухам - незамужним девушкам.

Кукла Баба представляет собой комплекс женского крестьянского костюма с понёвой юго-восточного уезда, ведущего костюма Смоленской губернии. Понёвы не носили маленькие незрелые девочки. Обычно совершеннолетняя девушка в скорости выходила замуж, поэтому понёва ассоциируется со свадебной одеждой. Носить до брака её запрещалось. Так же нельзя было носить вековухам - незамужним девушкам. (фото 3)

Куклу Девка-Баба называли ,,перевертыш'' или ,,вертушка''.
Заготовка куклы двусторонняя.

Куклу Девка-Баба называли ,,перевертыш'' или ,,вертушка''. 
Заготовка куклы двусторонняя. (фото 4)

Рубаха для девушки, собранная у горловины, с украшенными тесьмой рукавами. Обычно это была вышивка.

Рубаха для девушки, собранная у горловины, с украшенными тесьмой рукавами. Обычно это была вышивка. (фото 5)

Косоклинный сарафан синего цвета. Лиф и спинка переходящий в лямки. Праздничные такие сарафаны богато украшали лентами, тесьмой, кружевом, цветными тканями... Подол украшали несколькими горизонтальными рядами. Так же украшались верх и середина сарафана.

Косоклинный сарафан синего цвета. Лиф и спинка переходящий в лямки. Праздничные такие сарафаны богато украшали лентами, тесьмой, кружевом, цветными тканями... Подол украшали несколькими горизонтальными рядами. Так же украшались верх и середина сарафана. (фото 6)

Сарафан подвязывался поясом - покромкой.

Сарафан подвязывался поясом - покромкой. (фото 7)

Молодые девушки не закрывали волосы. Заплетали косу, могли украсить надлобной полоской - тесьмой. Я украсила дополнительной косой.

Молодые девушки не закрывали волосы. Заплетали косу, могли украсить надлобной полоской - тесьмой. Я украсила дополнительной косой. (фото 8)
 
Кукла Девка-Баба в костюмных комплексах Смоленской губернии (фото 9)
 
Кукла Девка-Баба в костюмных комплексах Смоленской губернии (фото 10)

Детали рубашки для комплекса с понёвой. Пришлось расширить снизу, так как косоклинный сарафан будет сшиваться с рубахой комплекса с понёвой.

Детали рубашки для комплекса с понёвой. Пришлось расширить снизу, так как косоклинный сарафан будет сшиваться с рубахой комплекса с понёвой. (фото 11)
 
Кукла Девка-Баба в костюмных комплексах Смоленской губернии (фото 12)
 
Кукла Девка-Баба в костюмных комплексах Смоленской губернии (фото 13)
 
Кукла Девка-Баба в костюмных комплексах Смоленской губернии (фото 14)

Рубашка и сарафан сшиваются в районе подола. Таким образом получится общая юбка.

Рубашка и сарафан сшиваются в районе подола. Таким образом получится общая юбка. (фото 15)

Юбка-понёва шилась из плотной клетчатой шерстяной ткани. Клетка была разных цветов. Пересечение вертикальных и горизонтальных полос образуют квадраты и ромбы - это древнейший символ земледелия и плодородия, знак засеянного поля.

Юбка-понёва шилась из плотной клетчатой шерстяной ткани. Клетка была разных цветов. Пересечение вертикальных и горизонтальных полос образуют квадраты и ромбы - это древнейший символ земледелия и плодородия, знак засеянного поля. (фото 16)

Понёва украшалась тесьмой по подолу.

Понёва украшалась тесьмой по подолу.  (фото 17)

Вверху понёва собиралась на гашник и держалась на верёвочке или тесьме. Моделей понёв было множество. На Смоленщине носили распашные с разрезами по бокам.

Вверху понёва собиралась на гашник и держалась на верёвочке или тесьме. Моделей понёв было множество. На Смоленщине носили распашные с разрезами по бокам.  (фото 18)

Понёву надевали на рубаху, богато расшитую на плечах, рукавах, подоле. Заправленная рубаха в юбку образовывала складки - ,,пазухи''. Женщина в таком наряде была объёмная, домовитая.

Понёву надевали на рубаху, богато расшитую на плечах, рукавах, подоле. Заправленная рубаха в юбку образовывала складки - ,,пазухи''. Женщина в таком наряде была объёмная, домовитая. (фото 19)

Замужние женщины аккуратно заплетали и прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой считалось грехом.
Головной убор - косыня или ,,сорока'' , украшенная бисером.

Замужние женщины аккуратно заплетали и прятали волосы под головной убор. Ходить с непокрытой головой считалось грехом.
Головной убор - косыня или ,,сорока'' , украшенная бисером. (фото 20)

Объёмный низ уравновешивался головным убором.

Объёмный низ уравновешивался головным убором. (фото 21)

Одним из самых популярных материалов для украшений на Смоленщине являлся бисер.

Одним из самых популярных материалов для украшений на Смоленщине являлся бисер. (фото 22)

В Смоленской губернии бисерное украшение называлось чепка. Чепка одевалась на шею в виде двух полосок из разноцветного бисера с геометрическим орнаментом. На конце был крестик.

В Смоленской губернии бисерное украшение называлось чепка. Чепка  одевалась на шею в виде двух полосок из разноцветного бисера с геометрическим орнаментом. На конце был крестик. (фото 23)
 
Кукла Девка-Баба в костюмных комплексах Смоленской губернии (фото 24)

Поделка выполнена по мотивам русской народной куклы в виде игрушки ,,перевертыша'' или ,,вертушки''Девка-Баба. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа и готовила девочек к взрослой жизни.  Давала понятия отличия одежды девушки от одежды женщины. Данная кукла содержит два образа. Образ незамужней девушки и образ зрелой женщины в русском народном костюме Смоленской губернии.

Вера Андреевна Антипова

Оксана Анатольевна, шикарная у вас куколка! бравоУдачи!

Оксана Бочкова

Спасибо, Вера Андреевнада

Н.И.тка

Хорошенькая куколка, нарядная! супер!

Оксана Бочкова

Спасибо большое привет

Татьяна Горелова

Прекрасные работы. Достойные! Браво.

Оксана Бочкова

Спасибо за отзывда

Ольга Милова

Необыкновенная красота! Браво!

Оксана Бочкова

приветствуюспасибо

Пустовит Елена Ивановна

приветствуюОксаночка, какая ПРЕКРАСНАЯ конкурсная работа Вами сделана - БРАВО!супер!УДАЧИ!жму руку

Оксана Бочкова

Благодарюподмигиваю

Светлана Фиалкина

Замечательные работы! браво

Оксана Бочкова

Спасибода

meri66

супер!браво

Оксана Бочкова

да

MarinaNV

Замечательная кукла -перевертыш получилась! Наряд очень красивый , столько деталей мелких. Здорово!цветы

Оксана Бочкова

Благодарю за отзыв! Мне очень приятноидея

Наталья Кабанова

Какие они получились нарядные и самобытные. Как все у вас продумано и изготовлено до мелочей. Спасибо за сохранение историицветы

Оксана Бочкова

Спасибо! Буду использовать как наглядное пособие. Детям на уроках показывать и рассказыватьсупер!