Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Два панно. Два материала. Одна роспись

 Мудрость народного творчества
4 местоНаградные документы
Работа заняла
4 место

Поделиться:

Автор(ы) Ажгихина Наталья, Ажгихина Мирослава
Возраст старше 16, 11 лет
Учебное заведение МАОУ СОШ № 122
Место жительства Пермский край г. Пермь
Материалы Гофрокартон, краски, заготовка из ДВП, пластилин
Габариты 20х16
Тема работыПромыслы вдохновляют

Оба панно выполнены с помощью техники, характерной для Урало-Сибирской росписи. Урало -Сибирская роспись – один из наиболее ярких примеров народного промысла. Её элементы и сейчас ещё можно увидеть на старинной посуде, предметах быта, кухонной утвари где-нибудь в крестьянских домах отдалённых небольших деревень. Обычно в таких местах и сохраняется самобытное национальное мышление, а в семьях по наследству передают и бережно хранят вещи, изготовленные ещё пра-прадедами. Вот и урало-сибирская роспись – явление, зародившееся в культуре русского народа давно, примерно в 17-18 веках. Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт.

Оба панно выполнены с помощью техники, характерной для Урало-Сибирской росписи. Урало -Сибирская роспись – один из наиболее ярких примеров народного промысла. Её элементы и сейчас ещё можно увидеть на старинной посуде, предметах быта, кухонной утвари где-нибудь в крестьянских домах отдалённых небольших деревень. Обычно в таких  местах и сохраняется самобытное национальное мышление, а в семьях по наследству передают и бережно хранят вещи, изготовленные ещё пра-прадедами. Вот и урало-сибирская роспись – явление, зародившееся в культуре русского народа давно, примерно в 17-18 веках. Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт. (фото 1)

Мирослава расписала свое панно красками, гуашью, на основе из ДВП покрытого акриловым грунтом. Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска.

Мирослава расписала свое панно красками, гуашью, на основе из ДВП покрытого акриловым грунтом. Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска. (фото 2)

Второе панно сделано с помощью пластилина на гофрокартоне и плотном цветном картоне.

Второе панно сделано с помощью пластилина на гофрокартоне и плотном цветном картоне. (фото 3)

Несколько фото моментов работы Мирославы.
Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:
один цвет для всей зелени;
один цвет для группы цветов;
один цвет для ягод;
цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
черный цвет используется для приписок.

Несколько фото моментов работы Мирославы. 
Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:
один цвет для всей зелени;
один цвет для группы цветов;
один цвет для ягод;
цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
черный цвет используется для приписок.
 (фото 4)

Пробы.
Символико-поэтическая система росписи связана с языческими представлениями о мироздании. Круг – центровая фигура, знак солнца и жизни. Мотивы потолка в доме с росписью связаны были с небесным светилом. Круги-венки помещались на потолке в доме, становились его оберегом.

Пробы. 
 Символико-поэтическая система росписи связана с языческими представлениями о мироздании. Круг – центровая фигура, знак солнца и жизни. Мотивы потолка в доме с росписью связаны были с небесным светилом. Круги-венки помещались на потолке в доме, становились его оберегом. (фото 5)

Для того, что бы освоить и понять технику Урало-Сибирской росписи нужно освоить технику Двойной мазок:

наберите на кисть два цвета краски (например, красный и оранжевый), на одну сторону – краску светлую, на другую – темную;
всегда пробуйте, «набивайте руку» на акварельной бумаге – мазок проводится непрерывным движением, поворачивая кисть в нужном направлении;
в результате непрерывного движения получится объемный элемент – листок или лепесток;
в центре элемента будет светлее, чем по его краям (можно наоборот), но это не послойное рисование, а тот самый знаменитый двойной мазок. Кисточку лучше держать вертикально и прокручивать ее "плашмя ворсом".

Для того, что бы освоить и понять технику Урало-Сибирской росписи нужно освоить технику Двойной мазок:

наберите на кисть два цвета краски (например, красный и оранжевый), на одну сторону – краску светлую, на другую – темную;
всегда пробуйте, «набивайте руку» на акварельной бумаге – мазок проводится непрерывным движением, поворачивая кисть в нужном направлении;
в результате непрерывного движения получится объемный элемент – листок или лепесток;
в центре элемента будет светлее, чем по его краям (можно наоборот), но это не послойное рисование, а тот самый знаменитый двойной мазок.  Кисточку лучше держать вертикально и прокручивать ее "плашмя ворсом".
 (фото 6)

Основа цветка.
Изобразительные мотивы уральской росписи преимущественно цветочные, но изображения птиц и зверей в этом промысле тоже не редкость.

Основа цветка.
Изобразительные мотивы уральской росписи преимущественно цветочные, но изображения птиц и зверей в этом промысле тоже не редкость. (фото 7)
 
Два панно. Два материала. Одна роспись (фото 8)
 
Два панно. Два материала. Одна роспись (фото 9)
 
Два панно. Два материала. Одна роспись (фото 10)

Такие элементы удобно рисовать пальцами (не раз опробовано и детям нравится). Работа двумя пальцами: на одном основная краска(красная, синяя, зеленая, на втором-белая. Нарисовали цветной кружок, добавили белой краски (разбел), интересный элемент получился.

Такие элементы удобно рисовать пальцами (не раз опробовано и детям нравится). Работа двумя пальцами: на одном основная краска(красная, синяя, зеленая, на втором-белая. Нарисовали цветной кружок, добавили белой краски (разбел), интересный элемент получился. (фото 11)

Элементы урало-сибирской росписи знакомы всем: основа композиции – дерево, куст, ветка, букет, от которых расходятся в разные стороны яркие пышные цветы. Среди всего этого порхают и поют райские птички, павлины, жар-птицы, совы, филины, гуси и тетерева, петухи, попугаи и даже фламинго.
Сегодня на панно Миры цветы, листья и ягоды.

Элементы урало-сибирской росписи знакомы всем: основа композиции – дерево, куст, ветка, букет, от которых расходятся в разные стороны яркие пышные цветы. Среди всего этого порхают и поют райские птички, павлины, жар-птицы, совы, филины, гуси и тетерева, петухи, попугаи и даже фламинго.
 Сегодня на панно Миры цветы, листья и ягоды. (фото 12)

Уральско-сибирская роспись тем полюбилась людям, что простота ее изящна, изображения и мотивы понятны каждому, от работ веет нежностью и трепетом по отношению к делу.

Уральско-сибирская роспись тем полюбилась людям, что простота ее изящна, изображения и мотивы понятны каждому, от работ веет нежностью и трепетом по отношению к делу. (фото 13)

для этого панно использован пластилин. Удобно использовать кусочек основного цвета и кусочек белого (для разбела). Цветной "заворачиваем" в белый.

для этого панно использован пластилин. Удобно использовать кусочек основного цвета и кусочек белого (для разбела). Цветной "заворачиваем" в белый. (фото 14)

Получившуюся трубочку нарезаем или отщипываем нужные нам кусочки.

Получившуюся трубочку нарезаем или отщипываем нужные нам кусочки. (фото 15)

Появление урало-сибирской росписи связано, безусловно, с процессом заселения Прикамья. Первый мощный поток переселенцев с севера и Поморья двинулся в сторону Урала в XVII –XVIII. Жители Архангельского края принесли с собой в Сибирь двухцветный мазок, так называемый разбел. Вторая волна пришла с Украины и Поволжья. Она добавила набор новых образов – помимо растительной тематики (цветов и древа жизни) теперь в изображениях появляются византийские львы, птицы, цветовая гамма становится богаче. Расписывали как предметы быта, так и интерьеры. Домовая роспись стала популярной в начале XIX века. Декорировали стены, потолки, двери, простенки, полати, шкафы, прялки, посуду, коромысла. Определенная местность специализировалась на конкретных изделиях, например, Кунгур – на коромыслах, Оханск – на телегах. Урало-сибирская роспись производилась масляными красками на предварительно подготовленной деревянной основе. Основная техника – разбел. На кисть брались два цвета – основной на одну сторону кисти и белый на другую. Таким образом мазки получались более «живыми», как бы с игрой света, а переход между цветами получался более плавный, нежели при нанесении белого цвета поверх основного рисунка. Цветовая гамма ограничена несколькими цветами - красным, синим, желтым, зеленым и их оттенками. Реже присутствовал темно-коричневый. Но всегда – белый и черный. Как будто бы объемные ягоды, яркие цветы, удивительные львы, явно никогда не встречавшиеся художникам, – Урало-Сибирская роспись украшает прялки, сундуки, шкафы, полати и потолки. Контрастный рисунок выглядит празднично, украшает дом и расписанные предметы, свидетельствует о достатке и статусе их владельца.

Вера Андреевна Антипова

Наташа, молодцы вы с Мирославой, замечательная работа!Удачи!

Наташа А.

Вера, спасибо.

Евгения Виленская

Как же душевно смотрится роспись, такая яркая, колоритная!!! Молодцы!!!

Наташа А.

Спасибо,  Женя.

Лисковская Ирина

Замечательные панно!

Наташа А.

Ирина, спасибо.