Автор(ы) | Ажгихина Наталья, Ажгихина Мирослава |
Возраст | старше 16, 11 лет |
Учебное заведение | МАОУ СОШ № 122 |
Место жительства | Пермский край г. Пермь |
Материалы | Гофрокартон, краски |
Габариты | 13 х 14 х 2 см |
Тема работы | Промыслы вдохновляют |
Во всем мире известны палехская и федоскинская миниатюры, гжельская и жостовская роспись, оренбургские пуховые платки, вологодские и елецкие кружева, хохлома, малахит, филигрань, ростовская финифть и многие другие виды промыслов. Образцы народного творчества жителей севера Прикамья свидетельствуют, что в середине XIX века на реке Обве зародилось искусство росписи по дереву. Кроме предметов бытовых (прялок, досок и т.д), расписывали и игрушки. Сегодня у нас с Мирой роспись игрушки не деревянной, в из гофрокартона, точнее, коробки.
Немного хотелось бы рассказать, чем обвинская роспись отличается от других народный росписей. Главный узор называется обвинская роза, он располагается в центре и представляет цветок из восьми лепестков - символ солнца и жизни, союз верхнего и нижнего миров (духовного и материального), это добрый знак, символизирующий возрождение. Цвет листьев обвинской розы чередовался на противопоставлении контрастов, например, красный и белый, синий и белый, что тоже символично. В Древней Руси вкладывалось следующее значение цветов в узорах: Красный цвет был символом красоты, огня, здоровья. Белый означал чистоту и невинность помыслов, святость. Синий цвет в сакральном значении означал небесную защиту, символизировал духовную и физическую чистоту и силу. Зеленый цвет говорил о возрождении, здоровье, весеннем расцвете. Желтый означал открытость и радость, благополучие и удачу. Черный мог символизировать силу матушки-земли, плодородие, материнство. Это обычное смысловое содержание цвета. Вполне возможно, что на Обве вкладывались в роспись и иные значения. Розу отделяли от другого рисунка рядами точек, черточек, кружков, чтобы заострить на ней внимание.
Немного расскажу с чего начиналась эта лошадка. На кальку перевела рисунок лошадки-качалки.
Вырезала детали: 5 основных, 4 ноги, и 2 полоза.
Все детали склеила клеем Момент.
Дала просохнуть и в несколько слоев загрунтовала белым акрилом.
А для росписи позвала Миру. Проба "пера", точнее кисточек и краски, с учетом того, что гуаши у меня не нашлось, по предложению Миры использовали белый грунт и акварельные краски, смешивая их, тем самым получили нужные цвета.
Игрушка ждет когда ее начнут расписывать.
С этой росписью Мира знакомилась впервые, попробовала сначала нарисовать узор на обычной картонке.
Такой центральный 8-ми лепестковый цветок нарисовала Мира.
В мотивах росписи обычно присутствовал цветок-роза с закрученной в середине спиралью, от которой как бы отлетали лепестки. Главная роза располагалась в центре росписи. В орнаментах прялок на Обве можно увидеть следующие цвета: синий и зеленый; темно-зеленый, почти черный; красный и оранжевый; яркие голубые вкрапления; белый. Фон росписи делался более холодных тонов, а растительные мотивы нарисованы в теплых тонах, но могло быть и наоборот. К концу XIX века появляется мотив или образ «кудрявой веточки», рисунки становятся более колоритными, яркими, появляются геометрические узоры.Мы с Мирой решили оставить нашу игрушку белой.
Еще прием:В обвинской росписи краски смешиваются непосредственно на рисунке. К еще непросохшим на поверхности росписям добавляются фоновые тона, оттенки, что создает мягкие пастельные переходы цветов. Пробелы или доработка росписи белилами придают объемность цветам и листьям, усиливают глубину и насыщенность. С течением времени менялась не только жизнь и быт крестьян. Развивался их художественный вкус, преображающий деревянные изделия. В настоящее время удалось установить, что первые мастера появились в Сретенской и Кривицкой волостях Пермского уезда, а затем мастерство было перенято в других районах. К счастью, традиционная роспись возрождается, на ее основе появляются новые технологические приемы. Для того чтобы расписать деревянное изделие в обвинском стиле, вещь сначала грунтуют столярным клеем, расписывают гуашью, которая дает приглушенные, глубокие цвета и закрепляют лаком.
Теперь Обвинская роспись мне интересна как Урало-Сибирская, с которой я знакома лет 30.
Наташа, какие вы с Мирославой молодцы!
И игрушка классная получилась, и роспись (для меня в новинку )
С удовольствием знакомилась!
Вера, спасибо. .
Молодцы Наташа и Мира! Лошадка прелесть!Роспись для меня новая, спасибо за расширение кругозора. Удачи!
Вера, спасибо. И для меня-новинка. Обычно больше информации об Урало-Сибирской. Вот где есть "разгуляться". Хоть кисточками, хоть пальчиками рисуй.
Чудный коник!
Спасибо за познавательную информацию!
Удачи в конкурсе!
Спасибо, Ирина.
Какая милая лошадка!!! Узнала столько интересного!!! Мирослава умничка, чудесная роспись!!! Так выросла она, повзрослела
Спасибо, Женя.
Прекрасная работа! Замечательная роспись! Интересный экскурс! Здорово!
Спасибо.
Наташа, какая интересная роспись! Спасибо, что познакомили и молодцы, что создали свой вариант игрушки с росписью!
Спасибо большое, Татьяна Николаевна.
Наташа! Замечательная лошадка у вас с Мирославой получилась! Я тоже в своей работе использую эту роспись, но когда уже всё соберу не знаю. Времени категорически не хватает.
Оля, спасибо. Интересно посмотреть на твою работу.
Какя у вас красивая лошадка получилась! Интересно было узнать про обвинскую роспись. 🌷
Спасибо.
Наташа и мира, лошадка чудо!
Ирина, спасибо.