Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

храм Успения Пресвятой Богородицы. 1763 г. Чебоксары


Тип работы

Макет модель Моделирование конструирование храм Успения Пресвятой Богородицы 1763 г Чебоксары Бисер

Поделиться:

История Успенской церкви г. Чебоксары берет свое начало в далеком XVII столетии. Между посадской частью города и Свято-Троицким монастырем стояла маленькая деревянная церковь в честь святых князей Бориса и Глеба. Кто и когда её построил – на сегодняшний день неизвестно, поскольку пожары уничтожили все письменные свидетельства. В то время все постройки в основном были деревянными и подвержены пожарам, которые явились настоящим бичом для Чебоксар.

История Успенской церкви г. Чебоксары берет свое начало в далеком XVII столетии. Между посадской частью города и Свято-Троицким монастырем стояла маленькая деревянная церковь в честь святых князей Бориса и Глеба. Кто и когда её построил – на сегодняшний день неизвестно, поскольку пожары уничтожили все письменные свидетельства. В то время все постройки в основном были деревянными и подвержены пожарам, которые явились настоящим бичом для Чебоксар.  (фото 2)

С потерей оборонных функций город становится торгово-промышленным, и это сказывается на храмовом строительстве – богатые купцы стали возводить каменные здания церквей вместо деревянных. В 1763 году на месте старой Борисоглебской церкви был построен большой каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

С потерей оборонных функций город становится торгово-промышленным, и это сказывается на храмовом строительстве – богатые купцы стали возводить каменные здания церквей вместо деревянных. В 1763 году на месте старой Борисоглебской церкви был построен большой каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. (фото 3)

Церковь была двухэтажной. На первом были два престола – в честь блгвв. кнн. Бориса и Глеба и мц. Гликерии, а второй – в честь Успения Божией Матери. Первый этаж был теплым и пригодным для службы зимой. Второй – летним, и богослужения здесь велись только в теплое время года.

Церковь была двухэтажной. На первом были два престола – в честь блгвв. кнн. Бориса и Глеба и мц. Гликерии, а второй – в честь Успения Божией Матери. Первый этаж был теплым и пригодным для службы зимой. Второй – летним, и богослужения здесь велись только в теплое время года. (фото 4)

По архитектурному стилю церковь повторяла собой уже встречавшийся тип храма с широким «восьмериком» на «четверике», но в отличие от других, построенных в первой половине XVIII века, её окна четверика, трапезной, примыкавшей с запада, и апсиды – с востока, украшались наличниками западноевропейского типа. Оригинальная колоколообразная крыша с единственным куполом, переходящим в маленькую главу, наводит на мысль, что при строительстве была попытка скопировать внешний вид с Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Однако вся храмовая часть и трапезная выполнены в характерном стиле барокко XVIII века. Летняя часть поражала вошедшего своими размерами, объемом, игрой света и уникальной акустикой. Главная часть отделена тройной аркой, а в оконных проемах были устроены витражи, которые придавали внутреннему убранству особый колорит. В западной части храма построили колокольню, которую в первой половине XIX века разобрали за ветхостью сооружения, а новую, трех-ярусную, соорудили не позднее 1867 года. Три яруса, последовательно убывающие к верху, увенчивались шпилем и миниатюрной главкой с крестом. Во 2-м и 3-м ярусах находилась звонница.
В 1896-1897 году были проведены работы по реконструкции. Вследствие этого с южной стороны храм приобрел каменный пристрой с наружной лестницей, а в 1897 году – каменную часовню. Внутри живопись храма была обновлена в традициях Петербургской Академической художественной школы. Таким образом, три контрастных архитектурных стиля гармонично вписались и прекрасно слились в красоте и монументальности здания. По некоторым данным этот храм назывался «воротами в город», поскольку поражал приплывавших в Чебоксары по Волге купцов и торговцев своей красотой и величием.

По архитектурному стилю церковь повторяла собой уже встречавшийся тип храма с широким «восьмериком» на «четверике», но в отличие от других, построенных в первой половине XVIII века, её окна четверика, трапезной, примыкавшей с запада, и апсиды – с востока, украшались наличниками западноевропейского типа. Оригинальная колоколообразная крыша с единственным куполом, переходящим в маленькую главу, наводит на мысль, что при строительстве была попытка скопировать внешний вид с Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Однако вся храмовая часть и трапезная выполнены в характерном стиле барокко XVIII века. Летняя часть поражала вошедшего своими размерами, объемом, игрой света и уникальной акустикой. Главная часть отделена тройной аркой, а в оконных проемах были устроены витражи, которые придавали внутреннему убранству особый колорит. В западной части храма построили колокольню, которую в первой половине XIX века разобрали за ветхостью сооружения, а новую, трех-ярусную, соорудили не позднее 1867 года. Три яруса, последовательно убывающие к верху, увенчивались шпилем и миниатюрной главкой с крестом. Во 2-м и 3-м ярусах находилась звонница.
В 1896-1897 году были проведены работы по реконструкции. Вследствие этого с южной стороны храм приобрел каменный пристрой с наружной лестницей, а в 1897 году – каменную часовню. Внутри живопись храма была обновлена в традициях Петербургской Академической художественной школы. Таким образом, три контрастных архитектурных стиля гармонично вписались и прекрасно слились в красоте и монументальности здания. По некоторым данным этот храм назывался «воротами в город», поскольку поражал приплывавших в Чебоксары по Волге купцов и торговцев своей красотой и величием.
 (фото 5)

История церкви XX века очень трагична. В 1929 году храм был закрыт и богослужения в нем прекратились. В 1930-е годы были разрушены колокольня (служившая некоторое время вышкой пожарного поста), часовня, обходные галереи, ворота с ажурной решеткой и другие сооружения, выполненные по проекту известного казанского архитектора Ф. Малиновского.

История церкви XX века очень трагична. В 1929 году храм был закрыт и богослужения в нем прекратились. В 1930-е годы были разрушены колокольня (служившая некоторое время вышкой пожарного поста), часовня, обходные галереи, ворота с ажурной решеткой и другие сооружения, выполненные по проекту известного казанского архитектора Ф. Малиновского.  (фото 6)

С 1937 по 1979 годы здесь размещался Краеведческий музей Чувашской АССР. В конце 70-х годов, когда началось строительство Чебоксарской ГЭС, многие храмы города, находившиеся в этой части (ныне Залив), попали в зону затопления и были разрушены. Успенский храм был частично сохранен, но пришлось засыпать песком первый этаж и сделать вокруг здания бетонный остов. Теперь он находится как бы «на островке».

С 1937 по 1979 годы здесь размещался Краеведческий музей Чувашской АССР. В конце 70-х годов, когда началось строительство Чебоксарской ГЭС, многие храмы города, находившиеся в этой части (ныне Залив), попали в зону затопления и были разрушены. Успенский храм был частично сохранен, но пришлось засыпать песком первый этаж и сделать вокруг здания бетонный остов. Теперь он находится как бы «на островке».  (фото 7)

Планировалось сделать в здании реставрацию и переделать его в органный зал, но данной идее не суждено было исполниться.

Планировалось сделать в здании реставрацию и переделать его в органный зал, но данной идее не суждено было исполниться. (фото 8)

С 1993 года храм возобновил свою богослужебную деятельность. 28 августа 2018 года храм отметил свое 255-летие.

С 1993 года храм возобновил свою богослужебную деятельность. 28 августа 2018 года храм отметил свое 255-летие. (фото 9)

Хочется надеяться, что Успенская церковь когда-нибудь восстанет в своей былой красе и славе.

Хочется надеяться, что Успенская церковь когда-нибудь восстанет в своей былой красе и славе. (фото 10)
Шевляков Юрий

Благодарю! 

ГРЕМА

Примите мои восхищения, высококлассная работа, интересный экскурс! Браво!

Шевляков Юрий

Благодарю Вас! 

Пустовит Елена Ивановна

приветствуюЮрий, спасибо Вам - и за прекрасный макет и за информацию - БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ НА ВОЗРОЖДЕНИЕ!ангелжму руку

Шевляков Юрий

Благодарю Вас! 

viacheslav

Прекрасный макет, браво мастеру!

Шевляков Юрий

Благодарю Вас! 

Корниенко Татьяна Ивановна

Юрий, большое спасибо за очередную интереснейшую архитектурную историю и за прекрасный макет, которым можно любоваться со всех сторон!супер!бравосупер!

Шевляков Юрий

Благодарю Вас! 

Buzova

замечательная работа браво

Шевляков Юрий

Благодарю Вас! 

Улитка Ю.

улыбаюсьсупер! Очень интересно!

Шевляков Юрий

Благодарю Вас! 

Раиса Филатова

Шевляков Юрий

Благодарю Вас! 

lubasik

Потрясающая работа! Очень красиво!!!браво

Шевляков Юрий

Благодарю Вас! 

Герменчук Светлана Александровна

Юрий!!!жму рукубравосупер!  Это произведение искусства!!! Браво!!!цветы

Надежда Разводовская

Потрясающие храмы в миниатюре вы создаёте, Юрий. С такой любовью они сделаны. И с такой сильной верой. Поэтому они у вас так здорово получаются. Вызывает огромное уважение ваше исследование и изучение таких храмов, их история, их архитектура.