| Автор(ы) | Подситкова Алина |
| Возраст | 15 |
| Учебное заведение | МБОУ г.Мценска "Средняя школа №3" |
| Место жительства | г.Мценск Орловской области |
| Материалы | Ткань, синтепон, нитки |
| Габариты | 7х7х15 |
| Педагог | Кузнецова Светлана Евгеньевна |
| Тема работы | Язык народной культуры |
Образ матери в народных куклах представлен очень разнообразно.
Таких кукол делали старшие девочки для младших сестер, чтобы те могли играть в дочки-матери.

Ее на первый взгляд грубоватые и непропорциональные формы подчеркивают достоверность образа, направлены на воспитание в девочке будущей матери.
Обращает внимание отсутствие у куклы рук. В роли, которая отводилась кукле, руки были малозначимым элементом, опускаемым за ненадобностью.

Вот так началась работа над созданием куклы.



Вот она уже готова. И младенец рядом лежит.
В книге Котовых "Русские обряды и традиции. Народная кукла" написано, что у Орловской куклы нет рук за ненадобностью – они, мол, малозначимый элемент. Но ведь ноги – ещё более малозначимый элемент, и в большинстве кукол их вовсе не делают, а просто подразумевают под одеждой. Зачем же именно этой кукле шили ноги, да ещё так подробно – и лапти, и оборы показаны? Кстати, лапти с оборами (завязками) надевали в дорогу, а для дома и двора плели другие – повыше обычного и без обор.

Вот уже образ весь закончен.

Но мы сообща решили, что немножко надо переделать. Показалось нам, что верхний платок очень сливается с самой куклой. Поэтому решили выбрать другое цветовое решение.

Вот такой клетчатый платок мы решили сделать.
Думается, что эти тонкие ножки, выступающие из-под подола или виднеющиеся в разрезе понёвы, придают беззащитность и печаль этому образу. Не на досуге вышла из дома женщина с ребёнком, не во дворе на свежем воздухе посидеть – долгую дорогу прошли эти ножки, трудные заботы одолевали молодую мать.

Именно такой видится Безручка из русской народной сказки. И – кто знает – если дети шили кукол, чтобы воплотить в игре повседневную жизнь, то почему бы не сшить куклу, чтобы разыграть сказку, поразившую их воображение? Ничего нет невероятного в такой мысли.

А если даже предположить, что руки просто подразумеваются под шалью, то всё же эта подробность – завязанная на груди шаль – странно противоречит обычной достоверности народных образов. Вся простота устройства кукол, все обобщения и упрощения в них никогда и нигде не искажают действительность. Даже нелепые на первый взгляд куклы с куклятами, пришитыми к подолу, не нарушают этого правила – дети в них просто знак материнства, и это сразу видно и понятно, образ не воспринимается буквально и скорее вызывает в памяти известное выражение держаться за материну юбку. Орловская кукла – не знаковая, а обычная игровая (для знаковой в ней многовато подробностей), и потому трудно представить её с руками – попробуйте-ка взять на руки младенца, а потом обвязать себя вместе с ним шалью. А если это сделал кто-то другой, то всё же не ясно, зачем. А если предположить, что это Безручка, тогда всё встаёт на свои места – и отсутствие рук, и привязанный шалью младенец, и необходимость ног, обутых для дороги.

Вот ещё раз во всей красе.

Очень печальный и трогательный образ. Перед началом работы мы перечитывали сказку "Безручка", чтобы ещё больше прочувствовать образ, отношение матери к ребенку, всю заботу к нему, и всю безысходность своего положения.
Замечательно

Спасибо, Иван!
Очень мудрый выбор образа, удачи!
Елена, спасибо! Очень было интересно у вас поучиться!
Здорово! Очень интересно было почитать про Безручку, спасибо! Удачи вам!
Татьяна, спасибо!
Вам тоже удачи в конкурсе.