Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Мценская Безручка

 МАМА на всех языках
4 местоНаградные документы
Работа заняла
4 место
В избранных: 1

Поделиться:

Автор(ы) Подситкова Алина
Возраст 15
Учебное заведение МБОУ г.Мценска "Средняя школа №3"
Место жительства г.Мценск Орловской области
Материалы Ткань, синтепон, нитки
Габариты 7х7х15
Педагог Кузнецова Светлана Евгеньевна
Тема работыЯзык народной культуры

Образ матери в народных куклах представлен очень разнообразно.
Таких кукол делали старшие девочки для младших сестер, чтобы те могли играть в дочки-матери.

      Образ матери в народных куклах представлен очень разнообразно. 
      Таких кукол делали старшие девочки для младших сестер, чтобы те могли играть в дочки-матери. (фото 1)

Ее на первый взгляд грубоватые и непропорциональные формы подчеркивают достоверность образа, направлены на воспитание в девочке будущей матери.
Обращает внимание отсутствие у куклы рук. В роли, которая отводилась кукле, руки были малозначимым элементом, опускаемым за ненадобностью.

       Ее на первый взгляд грубоватые и непропорциональные формы подчеркивают достоверность образа, направлены на воспитание в девочке будущей матери.
       Обращает внимание отсутствие у куклы рук. В роли, которая отводилась кукле, руки были малозначимым элементом, опускаемым за ненадобностью. (фото 2)

Вот так началась работа над созданием куклы.

Вот так началась работа над созданием куклы. (фото 3)
 
Мценская Безручка (фото 4)
 
Мценская Безручка (фото 5)

Вот она уже готова. И младенец рядом лежит.
В книге Котовых "Русские обряды и традиции. Народная кукла" написано, что у Орловской куклы нет рук за ненадобностью – они, мол, малозначимый элемент. Но ведь ноги – ещё более малозначимый элемент, и в большинстве кукол их вовсе не делают, а просто подразумевают под одеждой. Зачем же именно этой кукле шили ноги, да ещё так подробно – и лапти, и оборы показаны? Кстати, лапти с оборами (завязками) надевали в дорогу, а для дома и двора плели другие – повыше обычного и без обор.

Вот она уже готова. И младенец рядом лежит.
В книге Котовых "Русские обряды и традиции. Народная кукла" написано, что у Орловской куклы нет рук за ненадобностью – они, мол, малозначимый элемент. Но ведь ноги – ещё более малозначимый элемент, и в большинстве кукол их вовсе не делают, а просто подразумевают под одеждой. Зачем же именно этой кукле шили ноги, да ещё так подробно – и лапти, и оборы показаны? Кстати, лапти с оборами (завязками) надевали в дорогу, а для дома и двора плели другие – повыше обычного и без обор.  (фото 6)

Вот уже образ весь закончен.

Вот уже образ весь закончен. (фото 7)

Но мы сообща решили, что немножко надо переделать. Показалось нам, что верхний платок очень сливается с самой куклой. Поэтому решили выбрать другое цветовое решение.

Но мы сообща решили, что немножко надо переделать. Показалось нам, что верхний платок очень сливается с самой куклой. Поэтому решили выбрать другое цветовое решение. (фото 8)

Вот такой клетчатый платок мы решили сделать.
Думается, что эти тонкие ножки, выступающие из-под подола или виднеющиеся в разрезе понёвы, придают беззащитность и печаль этому образу. Не на досуге вышла из дома женщина с ребёнком, не во дворе на свежем воздухе посидеть – долгую дорогу прошли эти ножки, трудные заботы одолевали молодую мать.

Вот такой клетчатый платок мы решили сделать.
     Думается, что эти тонкие ножки, выступающие из-под подола или виднеющиеся в разрезе понёвы, придают беззащитность и печаль этому образу. Не на досуге вышла из дома женщина с ребёнком, не во дворе на свежем воздухе посидеть – долгую дорогу прошли эти ножки, трудные заботы одолевали молодую мать.  (фото 9)

Именно такой видится Безручка из русской народной сказки. И – кто знает – если дети шили кукол, чтобы воплотить в игре повседневную жизнь, то почему бы не сшить куклу, чтобы разыграть сказку, поразившую их воображение? Ничего нет невероятного в такой мысли.

       Именно такой видится Безручка из русской народной сказки. И – кто знает – если дети шили кукол, чтобы воплотить в игре повседневную жизнь, то почему бы не сшить куклу, чтобы разыграть сказку, поразившую их воображение? Ничего нет невероятного в такой мысли. (фото 10)

А если даже предположить, что руки просто подразумеваются под шалью, то всё же эта подробность – завязанная на груди шаль – странно противоречит обычной достоверности народных образов. Вся простота устройства кукол, все обобщения и упрощения в них никогда и нигде не искажают действительность. Даже нелепые на первый взгляд куклы с куклятами, пришитыми к подолу, не нарушают этого правила – дети в них просто знак материнства, и это сразу видно и понятно, образ не воспринимается буквально и скорее вызывает в памяти известное выражение держаться за материну юбку. Орловская кукла – не знаковая, а обычная игровая (для знаковой в ней многовато подробностей), и потому трудно представить её с руками – попробуйте-ка взять на руки младенца, а потом обвязать себя вместе с ним шалью. А если это сделал кто-то другой, то всё же не ясно, зачем. А если предположить, что это Безручка, тогда всё встаёт на свои места – и отсутствие рук, и привязанный шалью младенец, и необходимость ног, обутых для дороги.

       А если даже предположить, что руки просто подразумеваются под шалью, то всё же эта подробность – завязанная на груди шаль – странно противоречит обычной достоверности народных образов. Вся простота устройства кукол, все обобщения и упрощения в них никогда и нигде не искажают действительность. Даже нелепые на первый взгляд куклы с куклятами, пришитыми к подолу, не нарушают этого правила – дети в них просто знак материнства, и это сразу видно и понятно, образ не воспринимается буквально и скорее вызывает в памяти известное выражение держаться за материну юбку. Орловская кукла – не знаковая, а обычная игровая (для знаковой в ней многовато подробностей), и потому трудно представить её с руками – попробуйте-ка взять на руки младенца, а потом обвязать себя вместе с ним шалью. А если это сделал кто-то другой, то всё же не ясно, зачем. А если предположить, что это Безручка, тогда всё встаёт на свои места – и отсутствие рук, и привязанный шалью младенец, и необходимость ног, обутых для дороги. (фото 11)

Вот ещё раз во всей красе.

Вот ещё раз во всей красе. (фото 12)

Очень печальный и трогательный образ. Перед началом работы мы перечитывали сказку "Безручка", чтобы ещё больше прочувствовать образ, отношение матери к ребенку, всю заботу к нему, и всю безысходность своего положения.

Довженок Иван

Замечательно цветысупер!

Светуся

Спасибо, Иван!

Елена Крошко

Очень мудрый выбор образа, удачи!

Светуся

Елена, спасибо! Очень было интересно у вас поучиться!

Татьяна Прудникова

Здорово! Очень интересно было почитать про Безручку, спасибо! Удачи вам!

Светуся

Татьяна, спасибо! благодарюВам тоже удачи в конкурсе.