Автор(ы) | Подножкина Наталья |
Возраст | старше 16 |
Учебное заведение | МБДОУ детский сад№6 г.Конаково |
Место жительства | г.Конаково. Тверская область |
Материалы | проволока, вата, клей ПВА,салфетка (нетканое полотно),горох, гуашь, лак (можно для волос) |
Габариты | 10 х 14 х 8 |
Тема работы | Экологическое мероприятие |
..Зелёная жаба. Зовут "Квакша". Появилась и посилилась у нас в группе детского сада в процессе проекта "Эти удивительные существа - лягушки и жабы"
Прототип нашей жабы - Зеленая жаба. Фото взято с сайта "Московский зоопарк"
Общие сведения о жабе.КРАСНАЯ КНИГА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ.ЧАСТЬ VI. Зеленая жаба – Bufo viridis Laurenti. Отряд Бесхвостые – Anura. Семейство Жабовые – Bufonidae.Один из 250 видов рода; в фауне России – один из трех видов. Представляет интерес для науки в плане изучения внутривидовой изменчивости. Населяет европейскую часть России и Южную Сибирь СтатусVU.
3 категория – редкий узкоареальный на территории Республики Алтай вид, численность которого может резко сократиться при изменении среды обитания.
Краткое описание внешнего вида. Тело массивное, широкое, его длина 50-80 мм. Кожа бугорчатая, сверху светло-серо-оливковая с крупными темно-зелеными пятнами, отороченными узкой черной каймой, часто с красными точками как внутри пятен, так и снаружи. Окраска очень изменчива.Распространение. Найдена в нижней части долины Карагема – правого притока реки Аргут , в среднем течении реки Чуи в окрестностях села Курай и в самом селе . В Чемальском районе отмечалась в долине реки Эдиган в 2-3 км ниже поселка Эдиган. Места обитания. Держится открытых мест. В долине Аргута отмечалась на остепненных участках с зарослями кустарников у реки и небольшими островка- ми леса . В Курайской степи найдена в развалинах чабанской избы, в селе Курай у общественной бани и в самой бане, где амфибии активны круглый год . В среднем течении Катуни встречается в приречных лугах с кустарниками и березовыми перелесками V-образных долин малых рек (р.Эдиган) и в среднегорных Класс Земноводные разнотравно-злаковых луговых степях с лиственничными перелесками на склонах южной экспозиции . Численность и тенденция к ее изменению. Регулярные учеты численности не проводились. В августе 1970 года на 5 км маршрута вдоль реки Аргут от устья было насчитано 30 особей, а в непосредственной близости от реки наблюдались скопления до 5 экземпляров на квадратный метр. Среди встреченных лишь одна особь была половозрелой; остальные имели длину тела 22-28 мм [2]. При учете канавками в среднегорных местообитаниях в Чемальском районе за период с 16 июля по 31 августа 1988 года был отловлен сеголеток (27.08.88), что соответствует показателю учета 0,4 особи на 100 цилиндросуток. В 1989 году в Онгудайском районе на участке от поселка Туэкта до поселка Иня в 23 местообитаниях (в том числе 5 в долине Катуни и ее притоков) были открыты канавки, которые работали с 16 июля по 31 августа. Ни визуально, ни по результатам отлова встреч зеленой жабы зарегистрировано не было .Лимитирующие факторы. Распространение вида в пределах республики ограничивается узостью экологической ниши.Особенности биологии. Зеленая жаба – наиболее устойчивый к сухим местам обитания вид земноводных. Вне периода размножения ведет наземный об- раз жизни. В горы проникает до высоты 4572 м (Гималаи). Охотно заселяет антропогенные ландшафты [7]. Ведет сумеречный и ночной образ жизни, в высокогорье активна днем. Кормится наземными беспозвоночными, среди которых нелетающие формы составляют около 50 %. Активна при температуре выше + 7...+ 80 ; при снижении температуры до + 3...+ 40 уходит на зимовку в норы грызунов, ямы, кучи камней, в рыхлую землю. Для размножения использует самые различные водоемы – от небольших луж с солоноватой водой до тихого мелководья рек. Сам- цы приходят в водоемы первыми и издают мелодичные трели. Кладка имеет вид шнура длиной до 7 м, в котором в два ряда располагается 3000–5000 яиц. Шнуры оплетают подводную растительность или лежат на дне. Личинки отличаются самой быстрой скоростью развития – 45-55 суток. Сеголетки после метаморфоза имеют размеры 10-16 мм. Половой зрелости достигают на четвертом году . Разведение. В разведении не используется.Принятые меры охраны. Специальные меры охраны не разработаны. Необходимые меры охраны. Не разработаны. Источники информации. 1. Банников и др.. 1977; 2. Н. Малков, Ю. Малков, 1976; 3. Малков, 1979; 4. С. Г. Ливанов, личное сообщение; 5. Яковлев, 1995: 6. 1999: 7. Пикулик, 1985. Составитель: В. А. Яковлев
.....Этапы работы:
Первый этап- из проволоки создаём основу...
Второй этап- постепенно делаем обмотку проволоки ватой используя клей ПВА.
...формируем тельце будущей "Жабы"...
... у настоящих жаб кожа покрыта бугорками , мы покрываем горохом
брюшко, часть головки - проклеиваем салфеткой на нетканой основе..
...форма готова
Третий этап : окрас жабы. Грунтовка белая гуашь
....наносим расскрас..
...После окраски жабы, даётся время на высыхание,затем нанести (распрыскать) лаком (для волос)...
...вот оно -брюшко "Жабы"..
...Жаба "Квакша" готова.
А теперь речь пойдёт о моей работе по экологическому воспитанию с детьми в детском саду.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е.А. Евтушенко
Пояснительная записка.
На протяжении нескольких лет я работаю с детьми по экологическому воспитанию на основе метода проектов. Проекты, разработаны и осуществлены с учетом реализуемой в детском саду программы "Из детства в отрочество" Т.Н.Дороновой. Свободный выбор образовательной программы позволяет проявлять творчество, смело использовать инновации, а детям иметь комфортную среду обитания. В основу проектов входят подпроекты, экологические акции, декады, марафоны и месячники и т.д.
Каждый проект заключает:
- в определении актуальности проблемы;
- в определении целей и результатов;
- в нахождении и использовании форм и методов;
- в обогащении жизненного опыта;
- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности.
Работа по экологическому направлению с ребятами проходит под названием «Юные натуралисты», она разделена на разделы, в которые входят проекты . Тематика и содержание моих проектов очень разнообразны: и времена года, и животные, и растения, и птицы, и др. Они краткосрочны и долгосрочны: их длительность определяется мной, в зависимости от решаемых задач. В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации.
Экологическое направление «Юные натуралисты».
1 раздел «Времена года»: «Осень золотая», «Волшебная зима», «Весна красна», « Ах, лето звонкое!»
2 раздел «Моя малая Родина». Знакомимся с природой родного города Конаково и её окрестностями. Включены мероприятия по охране природы, знакомимся с Красной книгой, учимся беречь и ценить красоту русской природы.
3 раздел «Лукоморье». Экологическое искусство. Знакомимся с картинами художников, картинками журналов, фотоснимками из личного архива, поэтами, писателями и музыкантами, их произведениями и т.д.
4 раздел «Лесная почта». Здесь ребята получают письма и телеграммы от «Зелёных друзей», а так же пишут им сами.
5 раздел. «Волшебное перо». В этот раздел входят составленные детьми авторские малышки-книжки, собраны в альбомы собственного сочинения забавные детские рассказы, стихи, проза, а также сюда относятся различные конкурсы, статьи в печатные издания.
6 раздел. «Очумелые ручки» - творческая мастерская. Создаются выставки детских работ, работ совместных с педагогами и родителями.
7 раздел. «Заметки путешественника». Экскурсии по родному краю .
8 раздел. «Экологическая акция». Комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. Проходят в течении года. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
9 раздел. «Наши добрые дела». Как сказал гном дедушка, гномику Васе из мультфильма «Самый маленький гном», «…если хочешь, чтобы тебя заметили, сделай что-нибудь хорошее». Делимся своими добрыми делами относительно природе.
10 раздел. «Смайлики» - отображение эмоции. «Радости и огорчения»
После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, наблюдения за природой, задаются вопросы с акцентом на эмоции ребенка: Что тебя больше всего порадовало? Что тебя больше всего огорчило?
Проект "Эти удивительные существа - лягушки и жабы"(для детей детского сада 4-5 лет)
Актуальность проекта
Проект создан с целью, показать важность существования жаб и лягушек в природе, их огромное значение в мире; сформировать бережное отношение у воспитанников к земноводным.
Гипотеза: земноводные лягушки и жабы полезные существа, не опасны для человека, а их роль в природе велика, нужно стараться их оберегать.
Вид проекта – краткосрочный (май, июнь), познавательный, фронтальный (коллективный).
Участники проекта – дети дошкольного возраста 4 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Место реализации проекта: МБДОУ детский сад №6 г.Конаково
Проблема: нет экологических знаний о земноводных, не сформировано бережное отношение к лягушкам и жабам.
Вхождение детей в проблему.
Ребята получают письмо от Старичка- Лесовичка , с интересом читают его, знакомятся с лягушкой
( ее внешним видом).
Узнают, как мало знают о земноводных, появляется желание больше узнать о жизни лягушки.
Что мы знаем о лягушках и жабах: они умеют прыгать, квакать, их можно встретить возле водоёмов и на даче.
Что мы хотим узнать? Где и как живут земноводные, почему их так называют? Как проводят зиму лягушка и жаба, чем питаются, кто их враги? Чем отличается жаба от лягушки? Какую роль в природе играют земноводные? Как можно защищать и охранять лягушек?
Цель проекта: создание условий для формирования предпосылок поисково – информационной деятельности; формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
- расширить и углубить представления о земноводных (о многообразии внешнего строения лягушки и жабы, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движение, рост, развитие, размножение);
- сходство и различие жабы и лягушки показать роль лягушки и жабы в природе; развивать познавательную активность;
- углубить знания взаимосвязи и взаимодействии растений и животных в сообществах;
- формировать доброжелательное отношение к нелюбимым животным, желание оберегать, а не вредить, не уничтожать.
- развивать самостоятельность, творческие способности.
- закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; развивать мелкую моторику рук.
- обогащать словарный запас.
Основные этапы проекта:
Подготовительный этап: предусматривает создание проекта экологического воспитания.
Основной этап: с 01.05.2016 по 30.06.2016. Предусматривает реализацию проекта экологического воспитания.
Заключительный этап: июнь 2016.Предусматривает анализ проделанной работы .
Планируемые результаты:
В ходе проектирования воспитанники должны узнать:
Знакомство с внешним видом земноводных, их приспособлением к условиям окружающей среды и образу жизни, некоторые особенности природы своего края., значение природы для человека. некоторые охраняемые виды земноводных, правила поведения в природе.
Воспитанники должны уметь:
Пользоваться (рассматривать) художественные книги, энциклопедиями, самостоятельно или с помощью педагога составлять описательные рассказы, вести наблюдения в природе под руководством педагога, проводить проектную деятельность под руководством педагога
Работа с родителями:
Для родителей в рубрике «Это интересно» подготовить подбор о памятниках лягушке, лягушка в мифологии, разнообразие лягушек, «Красная книга - виды лягушек»
Для детей совместно с родителями:
Консультация « Как знакомим детей с «Жабой и Лягушкой» ».
Сбор художественной и энциклопедической литературы, картинок по проекту.
Изготовление декораций к проекту: озеро с кувшинками
Составление презентация в слайдах «Лягушка», «Жаба», участие в выставке «Талисман
Тематическое планирование проекта:
Организовать рабочую среду таким образом, чтобы дети самостоятельно заинтересовывались темой «Наши зелёные друзья - лягушки и жабы» и отражали её в разнообразной деятельности (рисунке, поделки, рассказы, иллюстрации)
Май
Познавательно – коммуникативная деятельность:
- Центр «Юные натуралисты»: Изучение строения лягушки. Самостоятельная работа с книгами (энциклопедиями) - рассмотреть рисунки, картинки о лягушках «Какая лягушка?», «Где живешь, лягушка? »
НОД « Лягушки они такие разные» - ознакомление.
-слушание аудиозаписи "Звуки живой природы"- "На болоте"
- Чтение сказки Сергея Георгиева «Маленький зеленый лягушонок», В. Сутеева «Под грибом», В. Гаршина «Лягушка – путешественница».
- Знакомство с инсценировкой народной сказкой «Царевна – лягушка».
- «Лесная почта» «Старичок–лесовичок» приходит в гости с письмом (письмо от зелёного друга лягушки. Знакомство с лягушкой.)
- Экскурсия с детьми несколько прогулок к ближайшему водоему - понаблюдать, как лягушки прыгают в водоем, греются в теплой воде, послушать как «поют песни»
- Создание террариума «В гости к нам пришла лягушка», (заселяем лягушку, наблюдение в течении недели как лягушка плавает, как взбирается на камень, как питается, выпускаем в водоём, наблюдения заносим в альбом “Наши питомцы”. В нем можно указать название вида и дать имя лягушке. Имя нашей лягушке - Квакушка.)
- Делимся впечатлениями о новом друге - лягушке. Наблюдая за лягушкой в аквариуме, обсуждается с детьми какое настроение у лягушки: грустное, веселое, радостное, игривое и т.д.
- в журнале «Волшебное перо» записываются высказывания-рассказы детей о ней и её настроении. Практическая работа: дети ухаживают (с помощью педагога) за лягушкой; меняют воду в аквариуме, кормят лягушек.
- Создание страниц о лягушке альбома «Зелёные друзья», в нём: что нужно лягушкам для их жизни (вода, солнце, песок, ил, насекомые и т.д. , показать экологическую цепочку).
- «Волшебное перо» - составление детьми рассказов о наблюдение за лягушкой. Совместно с детьми сочинение сказки о лягушках
- Изготовления макета «Лягушка»
- С помощью родителей оформить полку "Умных книг" энциклопедиями о лягушках, иллюстрации, открытки.
Игровая деятельность: развивающие игры «Составь лягушку из частей» и « Кто, где живёт»; подвижные игры «Лягушка и комары», «Лягушки и цапля».
Театральная и музыкальная деятельность: инсценировка «Под грибом», аккомпанемент шумовыми инструментами песни «Лягушка квакушки», «На болоте». Слушанье «Голос природы. Кваканье лягушек», разучивание песни «Весёлые лягушки» Стихи - Ольга Богдан, музыка - Виктор Обожин
Продуктивная деятельность: рисование по теме «Лягушки», оригами «Лягушата»
Июнь
Познавательно – коммуникативная деятельность:
- Центр познавательной деятельности в группе « Юные натуралисты»: сравнить жабу и лягушку, чем они отличаются.
- НОД « Жабы»- ознакомление.
-Разучивание стихотворений (пальчиковые игры) : В. Мусатова «Как живешь, лягушка?», А. Барто «Лягушата», И. Плаксина «Жаба», народные приметы о лягушках и жабах..
Чтение сказки В. Пантелеева «Две лягушки». «В. Бианки «Голубые лягушки», К. Паустовский «Квакша»,
-Просмотр видеофильма « В мире дикой природы. Всё о лягушках».
- Ситуативная беседа с показом иллюстраций: «Что я скажу ребёнку, который захочет обидеть лягушку или жабу? »
- «Волшебное перо»- составление детьми рассказов о жабе. Совместно с детьми сочинение сказки о лягушках и жабах, составление книжки малышки(из детских рисунков ,рассказов и стихов) «Наши зелёные друзья»
НОД «Лягушка и жаба» - заключительное интегрированное занятие ( Цель: Расширять представление детей о необходимости охраны животных и растений. Воспитывать у учащихся доброту, сострадание к животным; бережное отношение к растениям. Рассказать о «Красной книге» и её предназначении. Создание макета жабы.
- «Лесная почта »Получаем письмо - просьбу от лягушки (Цель письма: прийти на помощь, засорили у домика лягушки –водоёма, мусором)
-Экскурсия на водоём, экологическая акция « Мы не ссорим »
- «Смайлики» - отображение эмоции. «Радости и огорчения»
После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, наблюдения за природой, задаются вопросы с акцентом на эмоции ребенка: Что тебя больше всего порадовало? Что тебя больше всего огорчило?
Игровая деятельность: дидактическая игра « Составь картинку правильно», развивающая игра - «Земноводные» , словесные - «Скажи ласково», «Доскажи словечко», пальчиковая гимнастика «Лягушка- квакушка», « подвижные игры: «На болоте», «Цапля и лягушки».
Театральная деятельность: инсценировка «Теремок».
- Дополнение альбома «Лягушки», страницами «Жабы-близкие родственники»
- Продуктивная деятельность: Рисование картины коллективная работа. «Красота природы» нетрадиционным методом – отпечаток листьев. Изготовления панно коллективная работа. «На болоте» - камыши, лягушки (лепка, кувшинки (аппликация) .
Самостоятельная деятельность: рассматривание картин, энциклопедий, игры по желанию, рисование , лепка- аппликация в творческой мастерской.
Используемые ресурсы в проекте"Эти удивительные существа - лягушки и жабы":
Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”
Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.
Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)
Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10
Для детей:
Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Т
Моя первая книга о природе: Словарь в картинках. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 70–73.стадии развития лягушек.
И.А. Лыкова художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
И.В. Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2007
Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58–63.
М.И. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Ярославль, Академия Развития, 1997.
Т.И. Тарабарина Оригами и развитие ребёнка. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
Подвижная игра " На болоте"
Просмотр видеофильма « В мире дикой природы. Всё о лягушках»
Экологическая акция « Мы не ссорим »(имитация). Здесь важно чтобы дети проявляли собственную инициативу ...
«.. День, проведенный ребенком среди рощ и полей ..
заменяет много недель на учебной скамье». К.Д. Ушинский
Не обижайте, люди, жабу,
Тогда не скиснет молоко,
Она – начало многих фабул,
Хотя живёт недалеко
В уснувшем погребе под нами,
В многоголосии двора.
Её, услышав вечерами,
Вы понимаете:
Пора!
И так спокойно и уютно
И вы один и не один
И до серебряных седин
Не тронет серый ветер ртутный…
Станислав Прохоренко
Наталья, какую кропотливую работу вы провели со своими малышами! И очень интересную и познавательную. Спасибо за то что поделились с нами!
Желаю успеха в конкурсе. И чтобы работа была принята совсем без замечаний,пожалуйста, замените ссылку на источник фото предложением "Фото взято с сайта "Московский зоопарк", тк на нашем сайте разрешены активные ссылки только на ресурсы родственной тематики( т.е. творческие). Надеюсь на Ваше понимание. И еще раз желаю победы в конкурсе!
...спасибо за отзыв...
Какая интересная работа! Жаба живая получилась.
сердечное спасибо
Замечательная работа у Вас получилась!!!
благодарю
Браво
...спасибо!
Великолепная жаба получилась!
....благодарю...
Какие Вы МОЛОДЦЫ!!! Такую проделали работу!!! А какая замечательная жаба получилась!!!!
...спасибо за отзыв !
Прелестная жабка! Чудесная работа и замечательный урок детям. Спасибо Вам, что разделяете мою любовь к этим созданиям и учите детишек не бояться лягушек, а охранять их.
...Взаимно....спасибо Вам за отзыв!
Наталья, браво! Чудесная работа и отличная разработка! Желаю победы в конкурсе!
Вроде бы лягушка-бррр, а вы такую работу сотворили, целый проект. И детям интересно-красота да и только! Браво!
Чудесная работа!!! Лягушка прям как живая)
Жабка- прелесть! А проект - вообще - выше всех похвал!Удачи!!!
И никакая это не зеленая жаба... Это Василиса Премудрая, просто ее еще не нашел Иван-царевич!
...ВСЕМ БОЛЬШОЕ СПАСИБО ...