Старооскольская глиняная игрушка

 Бумажная радуга ремёсел
3 местоНаградные документы
Работа заняла
3 место

Поделиться:

Автор(ы) Труш Даниил 1А класс
Возраст 5—7 лет
Учебное заведение МБОУ СОШ №21 г. Белгород
Материалы туалетная бумага, клей ПВА, акриловые краски, витражные краски
Преподаватель Безрук Светлана Владимировна

Даниил очень увлекается лепкой из пластилина, поэтому творческую работу он сразу связал со своим увлечением. А темой работы выбран народный промысел- Старооскольская глиняная игрушка, с которой Даниил познакомился в Музее-мастерской звуковой глиняной игрушка (подробнее о знакомстве расскажем ниже). Старооскольская глиняная игрушка --это один из древнейших народных промыслов Белгородской области, занесенный в каталог «Народные промыслы России».

Даниил очень увлекается лепкой из пластилина, поэтому  творческую работу он сразу связал со своим увлечением.  А  темой работы выбран народный промысел- Старооскольская глиняная игрушка, с которой  Даниил познакомился в Музее-мастерской звуковой глиняной игрушка (подробнее о знакомстве расскажем ниже).  Старооскольская глиняная игрушка --это  один из древнейших народных промыслов Белгородской области, занесенный  в каталог «Народные промыслы России». фото 1

Для того, чтобы узнать о глиняных игрушках, Даниил отправился в Музей-мастерскую звуковой глиняной игрушка к мастеру декоративно-прикладного творчества Маргарите Андреевне Алексеевой, которая в настоящее время работает мастером Дома народных ремесел ГЦНТ «Сокол» и руководит студией «Свистунья» на базе МБОУ СОШ46.

А вот и экспонаты Музея- мастерской - Старооскольские глиняные игрушки.

Что бы понять процесс изготовления игрушки, Даниил получил несколько уроков у мастера Маргариты Андреевны Алексеевой, при этом он в первый раз лепил из глины. Поскольку среди Старооскольских глиняных игрушек особое место занимают игрушки-свистульки, то Даниил в качестве опытного образца сразу выбрал петушка- "свистульку". Перед началом работы по изготовлению игрушки, Маргарита Андреевна немного рассказала Даниилу об истории Старосокольской глиняной игрушки, познакомила с ее особенностями и техникой росписи.

Так шаг за шагом с помощью опытных рук мастера Даниил создавал свою первую глиняную игрушку-свистульку.

Поскольку Даниил хотел, чтоб его игрушка обязательно засвистела, то Маргарита Андреевна познакомила его с тонкостями изготовления игрушка - как и где нужно делать проколы в игрушке, чтоб она засвистела.

И вот первая проба - и чудо - глиняная игрушка, не смотря на то, что она сырая и прилипает к губам, ожила в руках Даниила и запела. А Маргарита Андреевна показала Даниилу, что игрушка-свистулька может не только издавать один звук свиста, а может радостно переливаться разными звуками. Радости и удивления у Даниила не было предела.

Вот первая глиняная игрушка- свистулька Даниила рядом со Старооскольской глиняной игрушкой - петушком -свистулькой. После знакомства с Маргаритой Андреевной и удивительной Мастерской-музеем глиняной игрушки, Даниилу очень захотелось заниматься лепкой из глины.

Поскольку Даниил очень хотел иметь дома настоящую Старооскольскую глиняную игрушку-свистульку и обязательно показать ее друзьям, то Даниилу ее приобрели в Музее народной культуры. Именно она и является тем прообразом работы, которую представляет на конкурс Даниил.

Даниил очень хотел, чтоб его игрушка из бумаги очень была похожа на глиняную игрушку, поэтому он решил ее слепить из бумаги в технике папье-маше. Затем, когда игрушка высохла, Даниил покрасил ее белой краской.

После этого, Даниил приступил к разукрашиваю своей игрушки.

Когда краски на игрушке полностью высохли,, Даниил приступил к созданию самого главного в игрушке - свистульке -отверстий.

Даниил не удержался и попробовал посвистеть в свою бумажную игрушку- свистульку. Она, конечно, так не зазвучала, как глиняная, но ему было очень интересно поэспериментировать.

Вот виды орнаментов и их обозначение, используемые в росписи Старооскольской глиняной игрушки.

Немного из  истории Старооскольской глиняной игрушки:

      В Старом Осколе глиняную игрушку лепили практически все семьи гончаров. Староорооскольской глиняной игрушке 265 лет, появилась в конце 17 в начале 18 века.  В основном игрушки лепили женщины и дети в свободное время, что позволяло заработать дополнительные деньги. Лепили игрушки из той глины, которая оставалась – из отходов. Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей. Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники,  использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это  белую, красную, синюю, желтую и бежевую. Глиняные игрушки участвовали в магических обрядах, являлись оберегами-богами, то есть оберегали людей от злых духов. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам. О них сочиняли стихи, песни и сказки.

       Но с появлением фабрик и заводов, гончарное дело стало исчезать и вскоре уже никто не занимался изготовлением глиняных игрушек. В 1615 году было лишь 3 гончара.

      Возродили эту игрушку сестры Ольга и Наталья Михайловны Гончаровы в 1985году. Они научили других мастеров и сейчас их делают целые семьи: Пырьева, Шевченко, Шереметьева, Лобынцева. Каждый из этих мастеров использовали для изготовления игрушки свою глину. Сёстры Гончаровы  использовали беложгущуюся глину. Пырьева Валентина Павловна использовала много видов глины, но остановилась на бежевой глине.  Старооскольская игрушка не похожа на другие. Традиционная старооскольская игрушка — это фигурка не более 10 см в высоту, изображающая людей или животных. Старооскольскую игрушку легко отличить от других — она ни чем не тонируется, не глазуруется. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев рук мастера, поверхность игрушки лишний раз указывает на ее рукотворность. Старооскольская игрушка обладает простотой и лаконичностью форм. Обусловленные принадлежностью к промыслу, то есть необходимостью заработать, простые, отработанные временем, «скорые» приёмы лепки, передающиеся от поколения к поколению это то, что роднит с любой другой народной игрушкой. Эта, возможно вынужденная, а может намеренная простота компенсируется богатством, символического значения декора, в росписи старооскольской игрушки.

Использованы материалы сайтов:

http://svetlana-savinz.ucoz.ru/publ/radost_v_detskikh_rukakh_starooskolskaja_glinjanaja_igrushka/1-1-0-1

http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/starooskolskaya_folk_clay_toys

 http://igrushkashb.ru/?p=4733

Наталья Плиско

Чудесная игрушка получилась!!! Молодец, Даниил!!!

Энни

Спасибо! Даниил очень старался.

Белова Светлана

Как приятно было рассматривать и читать как рождалось "чудо"!!!!! Здорово!!! Даниилу и педагогам огромный респект!!!

Эл

Какой умничка, замечательные свистульки сделал и из глины и из бумаги МОЛОДЕЦ