Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Традиционный башкирский орнамент в обереге - амулете

 Бумажная радуга ремёсел
4 местоНаградные документы
Работа заняла
4 место
В избранных: 3
В избранных: 3

Поделиться:

Автор(ы) Молоканова Варя, дошкольник
Возраст 5—7 лет
Учебное заведение Центр внешкольной работы, г. Белорецк, Респ. Башкортостан
Место жительства г. Белорецк, Респ. Башкортостан
Материалы Цветной картон, атласная тесьма, клей ПВА
Педагог Бармина Татьяна Авенировна

Наше изделие

Наше изделие (фото 1)

Тема. Традиционный башкирский орнамент в обереге – амулете.
Практическая работа.
1. Заготовить необходимые детали по шаблонам.

Тема. Традиционный башкирский орнамент в обереге – амулете.
Практическая работа.
1.	Заготовить необходимые детали по шаблонам.
 (фото 2)

1. Порядок сборки. Наложить шаблон зеленого ромба на красный, тем самым обозначить границы нанесения клея.

1.	Порядок сборки. Наложить шаблон  зеленого ромба на  красный,  тем самым обозначить границы нанесения клея. (фото 3)
 
Традиционный башкирский орнамент в обереге - амулете (фото 4)

2. На зеленый ромб нанести по шаблону клей и наложить сверху красный ромб.

2.	На зеленый ромб нанести по шаблону клей и наложить сверху красный ромб. (фото 5)

3. На красный ромб наложить сверху желтый ромб.

3.	На красный ромб наложить сверху желтый ромб. (фото 6)
 
Традиционный башкирский орнамент в обереге - амулете (фото 7)

4. Перевернуть изделие и приклеить тесьму

4.	Перевернуть изделие и приклеить тесьму (фото 8)
 
Традиционный башкирский орнамент в обереге - амулете (фото 9)
 
Традиционный башкирский орнамент в обереге - амулете (фото 10)

Приложения
Приложение 1.

Приложения
Приложение 1. (фото 11)

Приложение 2.

Приложение 2. (фото 12)

Приложение 3.

Приложение 3. (фото 13)

Приложение 4.

Приложение 4. (фото 14)

Приложение 5.

Приложение 5. (фото 15)

Приложение 6.

Приложение 6. (фото 16)

Приложение 7.

Приложение 7. (фото 17)

Приложение 8.

Приложение 8. (фото 18)

     Историческая часть:

 Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека. Он является продуктом долгого исторического развития. Яркое , красочное,  эмоциональное   декоративно -прикладное искусство башкир свидетельствует о неиссякаемом таланте народа и творческом потенциале , природной способности башкир к импровизации, повествует о том, что , несмотря на тяжелый кочевой быт, народные умельцы благодаря опыту и смекалке познали законы гармонии и ритма, симметрии и пропорции, света и тени, и передали из поколения в поколение свое мастерство и опыт.

Для башкирского орнамента  характерны, как геометрические, так и растительные мотивы. Геометрические узоры обогащаются стилизованными изображениями животных, птиц и людей, а растительные композиции - криволинейными элементами в виде завитков, спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур. ( Приложение 1).

На особенности орнаментального творчества башкирского народа в середине прошлого века обратили внимание ведущие башкирские этнографы Кузеев Р.Г. И Бикбулатов Н.В.   В башкирском декоративно-прикладном искусстве они выделили 6 основных орнаментальных комплексов, каждый из которых представляет совокупность родственных по происхождению однотипных орнаментальных мотивов и связан с определенными приемами исполнения, с тем или иным кругом бытовых предметов.

«В состав I-го орнаментального комплекса были включены простейшие геометрические фигуры в виде треугольников, квадратов и четырехугольников, зигзагов, крестов, ромбов, кругов, вихревых розеток и т. п. Они входят в состав более сложных полихромных узоров, построенных в форме бордюра или розетки.( Приложение  2)

Во II-ой орнаментальный комплекс    включены криволинейные узоры из различных спиралей, рогообразных и сердцевидных фигур, бегущих волн, пальметок, а также треугольники — амулеты. (Приложение 3).

В III-й орнаментальный комплекс входят реалистические и стилизованные узоры растительного происхождения. В основном он применялся в виде многоцветного орнамента тамбурной вышивки, которая украшала женскую и вышивки, которая украшала женскую и мужскую одежду, предметы декоративного убранства дома.  (Приложение 4).

IV-орнаментальный комплекс состоит из сложных многоугольников, восьмиконечных звезд, ступенчатых ромбов, многоугольников с отростками, парными роговидными завитками, объединенными в розетки или сплошные сетки. ( Приложение 5).

V-й орнаментальный комплекс составляют геральдические композиции из птиц, животных и деревьев, восьмиконечные звезды, бордюрные узоры из вилообразных, ногтевидных и V-образных фигур. (Приложение 6).

VI-й орнаментальный комплекс включает геометрические узоры браного ткачества, счетной и строчевой вышивки. Среди них наиболее распространены квадраты, ромбы (уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, рогообразными завитками на вершинах), стилизованные изображения человека, восьмиконечной розетки, X-образной фигуры. (Приложение 7).

Вся окружающая природа представлялась одушевленной. Знаки, символы, обрядовых  предметах  и изделиях домашнего обихода, служили оберегом. Вышитое на  одежде украшение ведется по разрезам, вырезу, подолу, воротникам  и рукавам. Для «усиления» швов  и самой ткани в частях одежды, особо важных для человека (грудь, бедра), размещается отделка  оберег-амулет. Подвески, нагрудники сохраняются в женской одежде, он был очень тяжелым из-за большого количества нашивок:  монет, кораллов, граненного стекла, медальонов, цепочек и т.д. Они располагались горизонтальными рядами, кругами или столбцами. Часто можно увидеть на нагруднике сетку из кораллов или бисера, коралловую бахраму,  которые прикрывают разрез платья. Все  они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов. (Приложение 8).

Значение цвета в орнаменте:

Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу».

Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.

Желтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.

Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчелами.

В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами.

Таким  образом, народный орнамент представляет собой неразрывное целое традиционного и заимствованного,  древнего и старого.

Заключение.

Народ  веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любви  к природе, свое понимание красоты. Важную роль в приобщении ребят к дикоративно - прикладному искусству играют занятия в объединении «Начальное  техническое моделирование». Именно в   условиях работы объединения  возможно целенаправленное  и планомерное  развитие творческой инициативы и самостоятельности. Занятия позволяют больше узнать о своей республике, родном городе, детей активизируется и обогащается словарный запас, очень здорово что есть возможность прикоснутся к неиссякаемому таланту башкирского народа, познать его красоту и тайны. Изделия  украшенные орнаментом раскрывают перед детьми богатство  культуры народа, помогают усвоить обычаи, учат понимать  и любить прекрасное, приобщают к труду по законам  красоты. Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна для восприятия и отражения в творческой деятельности.

 

Список литературы:

 

Давлетшина З.М. Женское рукоделие у башкир (прошлое и настоящее). - Уфа, 2011.

Иванов С.В. Орнамент народов Сибири, как исторический источник. – М., Л., 1963.

История и культура Башкортостана.- Уфа, 2001.

Казбулатова Г. Язык костюма. //Евразийское обозрение,  2003, №9. – С.12-16.

Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). - Уфа, 2006.

Кузеев Р.Г., Бикбулатов И.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979.

Культура народов Башкортостана: история и современность: Мат-лы регионал. науч. конф., посвящённая памяти Д.Ж. Валеева / отв. ред. З.Я Рахматуллина,- Уфа, 2003.

Никонорова Е.Е. Орнамент счетной вышивки башкир. - Уфа, 2002.

Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч.2. Быт башкир.// Зап. Русск. Географического общества по отд. Этнографии. Т.43. Вып.2, 1925; Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – М., Л., 1955.

Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т.3. – М., 1979. – С.160-182.

Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. - Уфа,  2006.

Кондрацкий М.В.,  Миловзорова М.В. Традиционные цвета башкирского орнамента как отражение национального духа башкирского народа.

 Ирина Васильева

Прекрасная работа в исполнении Вари!!! Творческих успехов Татьяна!

Эл

Умничка Варюша. Очень аккуратно сделан орнамент-талисман.

Наталья Плиско

Чудесный талисман!!! Молодец, Варечка!!!

гость

Молоканова!!! Варя! Как ты смогла  вырезать первый "лохматый" элемент?! Даже мне трудно(((

А тебе 5-7 оет (((