Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Гжель

 Бумажная радуга ремёсел
2 местоНаградные документы
Работа заняла
2 место
В избранных: 14
В избранных: 14
В избранных: 14

Поделиться:

Автор(ы) Войтегина Екатерина (6класс)
Возраст 10—11 лет
Учебное заведение МБОУ Кормовская СОШ творческое объединение "Задоринка"
Материалы Офисная бумага, салфетки, контуры.
Педагог Тихая Елена Васильевна

Мы живем в такое время, что такие бренды, как : кантри, прованс, голландский стиль - гораздо ближе по восприятию на слух и представлению, чем те, что близки нашему народу из покон веков. Ведь русскому народу всегда были ближе всего простота и доступность.

Мы  живем  в такое  время, что   такие  бренды, как : кантри, прованс, голландский стиль - гораздо   ближе  по  восприятию на  слух   и  представлению, чем  те, что  близки  нашему  народу  из  покон  веков.  Ведь  русскому  народу  всегда  были  ближе  всего  простота  и доступность. (фото 1)

И у нас есть свои незыблемые традиции, которые хранятся многие десятилетия и передаются от поколения к поколению. Вот об одной из них, я и хочу сегодня рассказать. А расскажу я о гжели.

И  у нас есть свои незыблемые традиции, которые хранятся многие десятилетия и передаются от поколения к поколению. Вот    об  одной  из  них,  я  и  хочу  сегодня  рассказать. А  расскажу  я о гжели. (фото 2)

Первые упомеинания о Гжели появилось еще вXIV веке.
Первое упоминание Гжели в исторических документах ( "Духовная грамота" Ивана Калиты ).
В XVI веке.
В завещании царя Ивана IV "Грозного" Гжель значится среди "государевых дворцовых волостей".
В XVII веке.
В 1663 году царь Алексей Михайлович издает указ "во гжельских волостях для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины".
В XVIII веке.
В 1710 году Гжельская волость целиком приписывается к аптекарскому приказу "для дела алхимической посуды" и к концу века состоит из 16 деревень, где находится 681 двор и живет 4542 человека.
В началне XIX века.
Продукция Гжели именуется "палевой и цветной посудой", "лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд", а сама Гжельская волость "весьма славной".

Первые  упомеинания  о Гжели появилось еще вXIV веке.
 Первое упоминание Гжели в исторических документах ( "Духовная грамота" Ивана Калиты ).
 В XVI веке.
 В завещании царя Ивана IV "Грозного" Гжель значится среди "государевых дворцовых волостей".
 В XVII веке.
 В 1663 году царь Алексей Михайлович издает указ "во гжельских волостях для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины".
 В  XVIII веке.
 В 1710 году Гжельская волость целиком приписывается к аптекарскому приказу "для дела алхимической посуды" и к концу века состоит из 16 деревень, где находится 681 двор и живет 4542 человека.
 В началне XIX века.
 Продукция Гжели именуется "палевой и цветной посудой", "лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд", а сама Гжельская волость "весьма славной". (фото 3)

Гжель - это один из таких традиционных российских центров по производству фарфора и керамики высочайшего качества. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу.

Гжель - это один из таких традиционных российских центров по производству  фарфора и керамики высочайшего качества. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу. (фото 4)

Гжель… Это слово вызывает ассоциацию с чем-то русско-народным, светлым и сказочным. И не зря – эта узнаваемая роспись синей краской по белому фарфору появилась некогда именно в России.

Гжель… Это слово вызывает ассоциацию с чем-то русско-народным, светлым и сказочным. И не зря – эта узнаваемая роспись синей краской по белому фарфору появилась некогда именно в России. (фото 5)

 

Уже в эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали себя знать лишь в середине XVIII в.
Честь создания русского художественного фаянса принадлежит московскому купцу Афанасию Гребенщикову, который на своем заводе впервые в России в 1747 году освоил выпуск тонкой майолики или ценины, как ее тогда называли. Майоликовые изделия имели толстый цветной черепок, покрытый белой эмалью; большая часть их оставалась без росписи. Славу же гребенщиковской посуды составили именно те изделия, которые несли на своей чуть голубоватой поверхности прекрасные синие рисунки. Формы их были выдержаны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуды, а роспись ориентировалась на образцы модного дельфтского фаянса из Голландии, который становился эстетическим идеалом своего времени. Преобладали орнаментальные мотивы, исполненные синей краской, каждый из которых был не копией, а вариантом "противу заморского образца".

 

Они составлялись из элементов, характерных для росписей эпохи: рокайльных завитков, стилизованных корзин с цветами, мотивов раковины, каемок с диагональными пересечениями. Орнаменты покрывали крупные суповые чаши(терины), блюда, лотки, на каждом предмете имея оригинальную трактовку, в основе которой лежал принцип крупного декоративного пятна на светлом фоне.
Другой характерный принцип декорирования гребенщиковской посуды - белый кружевной узор на голубоватом фоне с геометрическими элементами и элементами корзиночного плетения.
Не все изделия завода Гребенщикова имеют равноценное художественное значение: одни из них - высокие образцы майолики, созданные подлинными мастерами, другие выдают руку начинающего мастера. Первые делались на заказ, использовались при императорском дворе, в казенных учреждениях или в домах аристократии ( например, суповая миска с гербом известного писателя и театрального деятеля П. А. Сумарокова ), вторые шли в продажу.

 

 

 

Завод Гребенщикова оказал влияние на все дальнейшее развитие русской художественной керамики. В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России - Гжели.
В истории русской керамики Гжель занимает особое место не только потому, что именно она стала центром народного керамического искусства, но и в силу того, что снабжала многие заводы глиной, поставляла превосходные кадры гончаров; они, в свою очередь, несли глубокие традиции гончарного искусства в другие места: гжельские крестьяне повсеместно основывали керамические предприятия. С гжельской майолики XVIII в. и начинается история развития народной художественной керамики в России. Вслед майолике в XIX веке началось изготовление полуфаянса, фарфора и фаянса. Всего за 50 лет Гжель освоила все основные виды художественных изделий из глины.
Наиболее яркие страницы этой истории приходятся на вторую половину XVIII в., когда в Гжели, расположенной в 50 верстах от Москвы, почти все население 30 деревень стало изготовлять майолику.

 

 По своеобразию и мастерству исполнения наиболее интересны кумганы и квасники, для которых характерна специфическая, многократно варьируемая форма. Дисковидное набухшее тулово с хоботообразным носиком устанавливалось на львиные лапы и увенчивалось двучастной шейкой с крышкой. У квасников в середине тулова-диска - отверстие. Неповторимую прелесть придают гжельским кумганам и квасникам скульптурные фигурки, размещавшиеся то на "плече" дисковидных сосудов, то на самой поверхности их: изображения мужчин с музыкальными инструментами, женщин, читающих книги, мамок с детьми; иногда из фигурок составлялись жанровые сценки охоты, войны и т. п.

 

 

Такого рода сосуды служили украшением праздничного стола, наполнялись брагой, пивом и фруктовыми квасами.
Большой интерес представляет и роспись на гжельских майоликовых изделиях, не претендующая на изысканность, выполненная в манере, близкой лубку. Она отличается мастерством композиции и цветовой гармонией. Каждая картинка - плод творчества гончара, человека зачастую неграмотного, но с чутьем художника, позволяющем объединить в своем творчестве наблюдения над природой, городской и деревенской жизнью, впечатления от других видов искусства и плоды собственной фантазии. Уверенной рукой на необожженную эмаль наносился коричневый контур, который внутри заполнялся зеленой, синей, коричневой и желтой краской. Архитектурные мотивы, животный и растительный мир нашли, главным образом, отражение в гжельских рисунках, иногда человеческие фигуры, но более всего - птицы, столь любимые народным искусством. Они изображались в разных позах: стоящими, сидящими, порхающими, клюющими, устроившимися на ветвях, оглядывающимися назад.

 

 

Еще одну черту, присущую народному искусству, унаследовала гжельская майолика - сопровождать изображение надписями о времени изготовления сосуда, именах мастера или владельца. Благодаря гжельским сосудам мы знаем таких мастеров Гжели XVIII в., как Никифор Семенович Гусятников, Иван Никифорович Срослай, Иван Иванович Кокун.
Особую область гжельской майолики составляет скульптура. Она столь же своеобразна, как и посуда, необычайно жизненна, мастерски, с остроумно найденными решениями выполнена. Образы, взятые из реального быта своего времени, привлекают не только художественным мастерством исполнения, но и высокой степенью обобщения.
Гжельская майоликовая мелкая пластика способствовала в дальнейшем пробуждению интереса к этой области декоративно-прикладного искусства и появлению множества фарфоровых фигурок и композиций не только на гжельских, но и других русских фарфоровых заводах.

 

 

 

В XIX в. получили распространение еще два вида художественной керамики - полуфаянс ( его создавали только в Гжели ) и тонкий фаянс.
Искусство полуфаянса явилось прямым продолжением гжельской майолики. Остался почти без изменений ассортимент изделий ( кувшины, кумганы, квасники, рукомои, чернильницы, солоницы ), сохранялась прежняя архитектура форм, столь же бережное отношение к декору и его связи с формой. Но полуфаянс отличался от майолики технологически, родился в другое время, и потому его художественный образ стал иным.
Изделия из полуфаянса имели белый черепок, однако он все еще оставался толстым, его расписывали после обжига синей краской и поливали прозрачной глазурью. Сочетание белого черепка с синей росписью, которая носила почти исключительно орнаментальный характер с преобладанием растительных форм, составляет специфику полуфаянса.
  Благородное сочетание синей краски и белого фона знали и использовали с давних пор: в китайском фарфоре, дельфтском фаянсе, английском тонком фаянсе. Однако по образному содержанию, композиционному строю, характеру мазка, месту, е в керамике.которое занимали на сосуде, гжельские синие росписи на белом фоне полуфаянсового черепка совершенно самостоятельное явление.

 

 

 

 XIX век принес бурное развитие фаянсовой промышленности, развивавшейся параллельно с производством полуфаянса в Гжели. Изменилась технология фаянсового производства, иным стал художественный образ нового керамического материала. В отличие от майолики и полуфаянса, фаянс имел тонкий, белый, легкий черепок, покрытый прозрачной глазурью. Он шел на изготовление, главным образом, столовой посуды. Чрезвычайно разнообразны способы его декорирования: цветные поливы по гладкой или рельефной поверхности, подкрашивание массы, кистевая роспись красками и люстром. Однако самое широкое распространение получил способ переводной печати, изобретенный в Англии специально для этого вида керамики. Он оказался наиболее экономичным, что было чрезвычайно важно для художественной промышленности.
  В советское время основное место стало принадлежать тонкому фаянсу. Полуфаянс нашел продолжение в другом керамическом материале - он вдохновил советских художников на создание гжельского фарфора, сохранившего традиции полуфаянса и, в определенной мере, его художественный образ. Майолика же в первоначальном смысле слова ( с цветным толстым черепком и росписью по необожженной эмали ) уступила место майолике современной ( с белым черепком, политым цветными глазурями ).

 

Источники:

http://www.gtsp.ru/history.html

http://futuresib.ru/352-sinim-po-belomu-gzhel-na-vashej-kuhne-univerdom....

http://www.liveinternet.ru/users/nina-1963pr/post231932120/

Oksana Gordey

Красиво! Вы молодцы!

ЛеночкаТ

Спасибо  Оксаночка!!!благодарю

Варвара Солнце

Интересно, а главное полезноцветы

ЛеночкаТ

Очень  приятно   принести пользу  человечеству!подмигиваюСпасибо  огромное!

Lyudmila Zhuchkova

Ах, как красиво!

ЛеночкаТ

Спасибо  огромное!

Сергеева Нина

Лена, какая ты молодец! Очень понравилась работа :)))

ЛеночкаТ

Спасибо  Ниночка! Но  я  тут  как  руководитель, наставник и помошьник, а Катюша  исполнитель-ученик и  большая  умница!цветы

Эл

А вот и моя любимая Гжель. Очень красивая работа, мне очень понравилось МОЛОДЕЦ! УДАЧИ!

ЛеночкаТ

Спасибо!Очень  приятно!цветы

Ирина 007

приветКрасотища - то какая!... улыбаюсьОчень понравилось! бравоЖелаю удачи!

ЛеночкаТ

Иришка!Спасибо   большущее!благодарю

snadezda

Замечательная работа! Какие вы молодцы!

ЛеночкаТ

Спасибо  Надюшка!Всегда  радуюсь  твоим  визитам!цветы

Елена Ю

Ой, здорово! Синяя птица счастья к нам прилетела! супер!

ЛеночкаТ

Спасибо   Леночка!благодарю

Юлия и Михаэль Деспоташвили

СКАЗКА!!!

ЛеночкаТ

Спасибо  огромное!

Лариса Головина

Очень красиво!

ЛеночкаТ

Спасибо  Ларисонька!цветы

Жукова Елена Ивановна

Леночек,шикарная работа,молодчины!Удачи в конкурсе!!!

ЛеночкаТ

Спасибо  Леночка!!! Спасибо  за  поддержку!!!цветы

Татьяна Степанцова

Вот это   я понимаю, КРАСОТА!!!бравоура!

ЛеночкаТ

Спасибо Татьяна Васильевна! Приятно  до  невозможности!Не  перехвалите!подмигиваю А  работку   то  я  вашу  с Аленкой  жду!Ой,как  жду!жму руку

Александра Жур

Леночка, какие же вы молодцы! Такая работа славная им материал очень интересный! И как только Катюша справилась?! Здорово!

ЛеночкаТ

Ой,Сашенька!Катюшка и  правда  молодец!Бралась  за  все и  с огромным  удовольствием! Видишь,даже   впервые  в жизни  вытынанку   "попробывала"!А  на  эту   технику   у  меня  только  пару  человек  из детворы соглашаются,у  остальных  терпения  не  хватаетулыбаюсь

Пустовит Елена Ивановна

Изумительная работа!!!супер!Очень интересная   информация!УДАЧИ!!!приветствуюжму руку

ЛеночкаТ

Спасибо Еленочка Ивановна!ангел

Приветик

Как же Гжель хороша! От нее поет душа!браво Отличная работа!!! МО-ЛО-ДЦЫ!!!браво

ЛеночкаТ

Лиличка,дружочек!!!!!Спасибо  тебе   за  поддержку  и дружбу!!! Я  тебя благодарю!!!!!

elena leonova

Роскошная бело-голубая красота!супер!супер!супер!

ЛеночкаТ

Спасибо Леночка!!!Нам  с Катюшкой   ооооочень  приятно!!!!цветы

Елена Премудра

какое очарование, ваша птица бесподобна. И очень интересно! Удачи вам в конкурсе!

ЛеночкаТ

Спасибо  большое!цветы

Людмила Чайко

Удачи в конкурсе! Прекрасная работа! Великолепный рассказ!

ЛеночкаТ

Спасибо Людмилка!ангел

Вера Плетцер

Здорово!!! Вы молодцы! прекрасная работа и материал интересный! Удачи в конкурсе!

ЛеночкаТ

Верочка!Спасибо  тебе  огромное!!!!Очень  рада  тебя  видеть!

КостюченкоВера

Замечательная работа!

ЛеночкаТ

Спасибо  Верочка! А наряды   на  вашей  аватарке полностью  соответствуют  нашей  теме!подмигиваю 

КостюченкоВера

Лена, по-моему и Вы в цвете угадали!жму рукуподмигиваю

ЛеночкаТ

Так  мы  то  преднамерено!подмигиваю

Юстас

Очень, очень красиво!супер!

ЛеночкаТ

Спасибо огромное!Очень приятно!!!!благодарю

Белова Светлана

Просто обожаю гжель и её колористику....!!! Чудная работа получилась! Спасибо за интересную информацию и красивую подборку фотографий!!!

ЛеночкаТ

Спасибо  Светлана!Очень приятно ваше  внимание!!!!цветы

tasha-chumak

Гжель? Давно не обращала на нее внимание! А зря! Вон какую красоту тут можно найти, да и описано все доступно и подробненько! Спасибки! Вернусь-ка перечитаю...........подмигиваюзаписываю

ЛеночкаТ

Спасибо  Ташенька!Нам  очень  нравится эта  роспись.Вроде      цветов   то  там, а  благодаря  еще  и  оттенкам сказка  получается!!!!

Наталья Плиско

Какая красивая работа!!! Глаз не оторвать!!! Браво, Катюша!!!

ЛеночкаТ

Спасибо Наташенька!Все     похвалы  передам лично "в руки"!

Наталья Плиско

Лена, передавай ещё Катюше мои поздравления, вы молодцы!!!

ЛеночкаТ

Спасибо Наташенька!Обязательно передам!

Елена Мар

Красота! браво

ЛеночкаТ

Спасибо!Нам  очень приятно!!!!

Юлечка Владимировна

Так вот она какая - еще одна чудесная Птица синяя на гжельском деревце!)))супер! Красота! Небесная работа!

А нам вот вырезание никак не дается...думаю

ЛеночкаТ

Ну  кому  что!А  у  нас  квилингом  заниматься!!!Хотя  очень нравится!!!!благодарю

ritaolia

Какая красота!!! Изящество, грациозность, элегантность!!!

ЛеночкаТ

ура!Спасибо,моя хорошая!!!!!цветы

Баболя

Очень интересная работа!браво

ЛеночкаТ

ура!Спасибочки!ура!

Пустовит Елена Ивановна

ПОЗДРАВЛЯЮ!!!

ЛеночкаТ

Спасибо большое!

MSvetlana55

Какая красотаааааа!!!!супер!бравожму руку