Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Кубики Зайцева. Как мы их делали



Мастер-класс Раннее развитие Кубики Зайцева Как мы их делали Бумага Скотч Фанера

В избранных: 133
В избранных: 133
В избранных: 133

Поделиться:

Добрый день! Наверное, многие слышали о методике Зайцева и его кубиках, по которым можно быстро научить ребенка читать. Захотелось и мне их приобрести. Окозалось, что стОят они достаточно дорого, поэтому решено было делать их самостоятельно. Спасибо моему мужу за помощь, я бы одна не справилась! Процесс был сфотографирован. Делюсь с вами своим опытом, может кому-то пригодится.

Добрый день! Наверное, многие слышали о методике Зайцева и его кубиках, по которым можно быстро научить ребенка читать. Захотелось и мне их приобрести. Окозалось, что стОят они достаточно дорого, поэтому решено было делать их самостоятельно. Спасибо моему мужу за помощь, я бы одна не справилась! Процесс был сфотографирован. Делюсь с вами своим опытом, может кому-то пригодится. (фото 1)

Решили делать кубики из фанеры, чтоб долговечней они были. Боюсь, что картонные придут в негодность до того, как ребенок научится читать. Итак...
Нам понадобится:
фанера толщиной 6 мм;
"лимонадные" крышечки;
маленькие деревяшечки;
шурупы;
Жестяная банка;
бумага;
Скотч;
много терпения.

Решили делать кубики из фанеры, чтоб долговечней они были. Боюсь, что картонные придут в негодность до того, как ребенок научится читать. Итак...
Нам понадобится:
фанера толщиной 6 мм;
"лимонадные" крышечки;
маленькие деревяшечки;
шурупы;
Жестяная банка;
бумага;
Скотч;
много терпения. (фото 2)

Фанеру необходимо распилить на квадраты и прямоугольники:
54 * 48 - 88 штук;
60 * 60 - 50 штук;
44 * 38 - 80 штук;
50 * 50 - 44 штуки;
54 * 108 - 12 штук;
44 * 88 - 8 штук.
Все размеры указаны в миллиметрах для фанеры толщиной 6 мм.
Начинаем сборку кубиков: сначала скручиваем шурупами 4 прямоугольника 44 * 38 вот таким образом, как показано на фото.

Фанеру необходимо распилить на квадраты и прямоугольники:
54 * 48 - 88 штук;
60 * 60 - 50 штук;
44 * 38 - 80 штук;
50 * 50 - 44 штуки;
54 * 108 - 12 штук;
44 * 88 - 8 штук.
Все размеры указаны в миллиметрах для фанеры толщиной 6 мм.
Начинаем сборку кубиков: сначала скручиваем шурупами 4 прямоугольника 44 * 38 вот таким образом, как показано на фото. (фото 3)

Теперь с двух сторон закрываем кубик квадратами 50 * 50

Теперь с двух сторон закрываем кубик квадратами 50 * 50 (фото 4)

Не забываем положить "начинку" в кубик. Подробнее о ней в конце блога.

Не забываем положить "начинку" в кубик. Подробнее о ней в конце блога. (фото 5)

Аналогично собираем остальные кубики. Всего 47 штук.

Аналогично собираем остальные кубики. Всего 47 штук. (фото 6)

Теперь на кубиках нужно разместить склады. Можно для этого использовать арокал. Но я просто скачала их из Интернета, набрав в поисковике "Раскладка кубиков Зайцева, скачать". Точной ссылки, к сожалению, не сохранилось

Теперь на кубиках нужно разместить склады. Можно для этого использовать арокал. Но я просто скачала их из Интернета, набрав в поисковике "Раскладка кубиков Зайцева, скачать". Точной ссылки, к сожалению, не сохранилось (фото 7)

Приклеиваем склады к кубику на обычный клей-карандаш

Приклеиваем склады к кубику на обычный клей-карандаш (фото 8)

Сверху обклеиваем скотчем

Сверху обклеиваем скотчем (фото 9)

Вот что получилось

Вот что получилось (фото 10)

Кубики в готовом виде.

Кубики в готовом виде. (фото 11)

Немного пояснений:

Для того, чтоб обучить ребенка чтению, нужно играть с ним в эти кубики. Конечно, не башни из них строить. В методичке Зайцева (ее можно найти в интернете) есть много игр, которые помогут вам в достижении цели.

Кубики распознаются: (1) по цвету: "золотой" - желтый, "железный" - серый, "деревянный" светло-коричневый, белый. По сочетаниям цветов: "железно-золотой", "деревянно-золотой", "железно-деревянный". По одно-дву-буквенным складам с буквами трёх цветов: Голубого - Г -для Гласных, Синего - С - для Согласных, Зеленого - 3 - для твёрдого и мягкого Знаков. В целом, но двенадцати цветовым признакам. (2) По объёму: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные по четырём признакам. (3) По звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков: 
"золотые", "железные", "деревянные", "железно-деревянные", отсутствие звука - по пяти признакам. (4) По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик но четырем признакам. (5) По весу - десять различий, (6) По сочетаниям признаков - 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:

1) "Большой золотой" А-0-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили "золотые" звуки.

2) "Маленький золотой" Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на жёлтом фоне. Заполняется как и предыдущий, но меньшим количеством наполнителя.

3) "Большие железно-золотые" Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (два кубика), В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два), Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ, 3-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ, Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два), Н-НА-НО-НУ-НЫ-НЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Однобуквенные склады располагаются на гранях серого "железного" цвета, двубуквенные на "железнозолотых" гранях. Каждый кубик заполняется шестью крышечками от бутылок из-под лимонада, издающими при встряхивании "железные" звуки.

4) "Большой двойной железно-золотой" Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ- ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух кубиков таким образом. что на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаются по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ж и ЖЬ, ЖЕ и ЖО. Каждый из кубиков заполняете'' так же, как и кубики предыдущего сорта.

5) "Маленькие железно-золотые" БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БН, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ ДЮ-ДИ-ДЕ (два кубика), ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, НЬ-НЯ-НЁ-НК) НЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Склады с мягкими знаками размещаются на серых, "железных" гранях, остальные - на "железнозолотых". Каждый кубик заполняется четырьмя "лимонадными" крышечками.

6) "Маленький весь железный" Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутренне, по звучанию и весу.

7) "Большие деревянно-золотые" П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-П.Э (два кубика). Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ КЭ (два), Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, Х-ХА-ХО-ХУ-ХЫХЭ. Однобуквенные склады располагаются на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых". В кубик закладывается деревяшка диаметром 2,5 см и сантиметра полтора толщиной. "Что там внутри?" - спрашиваю трёхлеток, встряхивающих кубики. "Деревяшки!" отвечают хором. Можно положить и семь колобашечек сантиметра по два, приготовленных из очищенных от коры прутиков диаметром около сантиметра.

8) "Большие двойные деревянно-золотые" Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ ШИ-ШЕ и Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ, склеенные из двух кубиков (по деревяшке или семь колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ш-ШЬ, ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫ оказываются в одной плоскости па больших гранях.

9) "Маленькие деревянно-золотые" ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика), СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ. В каждый кубик вкладывается деревяшка диаметром примерно 2 см и чуть больше сантиметра толщиной или пять колобашечек. Склады с мягкими знаками - на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых".

10) "Маленькие двойные деревянно-золотые" Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ и Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ, склеенные из двух кубиков (по маленькой деревяшке или пять колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ЩЁ-ЩО оказываются в одной плоскости.

11) "Большой железно-деревянный" БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (четырьмя колобашечками) внутри. 

12) "Маленький беленький" со знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками, дефисом и знаком ударения. Плотно набейте кубик нарезанной бумагой.

Clair

как интересно...надо почитать о методике...Вы молодцы с мужем, столько терпения и старания!Уверена, Ваше чадо вскоре порадует Вас успехами и достижениями)))))))))))))))

Олеся Кириченко

Спасибо за комментарий! Методика, действительно, интересная!

Марина ФедоровнаЖ

Вот это Вы постарались! Успехов!!!

Олеся Кириченко

Спасибо! Старались долго, было дело даже забросили, но потом все-таки доделали...

ЮЛЯиВАДИМ

Мама дорогая, какую ж Вы работу проделали, нужную, наверное. Старший учился читать по букварю Жуковой. Знаю, что у сестры средний сын в детском саду научился читать по этой методике, ходил в кружок.

Олеся Кириченко

Надеюсь, и я смогу научить дочку читать с помощью этих кубиков.

alana

Олеся, какие. Вы молодцы с мужем! Проделана такая громадная работа! МОЛОДЦЫ! Успехов вам в освоении чтения)))) 

Олеся Кириченко

Большое спасибо!

Лилия Маслова

Работа проделана огромная! И кубики получились классные! :) Но позвольте поделиться личным опытом. Данная методика всё же не для индивидуального обучения, а для обучения в коллективе, группе. Я купила по случаю эти кубики, но работать с ними ребёнок не очень хотел, что то не задавалось. Когда же я стала глубже вникать , то поняла. что это всё для группы. А  по букварю Жуковой ребёнок быстро и с удовольствием стал читать. Успехов!

Олеся Кириченко

Лилия, спасибо, что поделились опытом! Я работаю воспитателем в детском саду, так что, если не получится дочку научить по ним читать, то применю их в работе. Усилия не пропадут даром)))

Марина ФедоровнаЖ

Олеся, так мы коллеги!!!

Олеся Кириченко

О, прятно встретить коллегу!улыбаюсь

Лилия Маслова

Успеха Вам!! :) И вашей дочке! ;)

Олеся Кириченко

Спасибо!

капуольга

Меня мама тоже по такой методике учила читать (только кубики покупные были)!!!

Олеся Кириченко

улыбаюсьподмигиваю

janina_nalimova

супер!

Олеся Кириченко

благодарю

Нанатик

Вот это РАБОТА!!! Вы с мужем просто молодцы! Сколько ж терпения нужно и времени!!! Желаю вам, чтобы ваша дочурка научилась по ним читать, ведь столько заботы вложено  в эти кубики!!!

Олеся Кириченко

Спасибо за теплые слова!

Швабра

Работа ОТЛИЧНАЯ!!! А еще лучше--мама и папа,столь внимательные к ребенку!!! Только вот что хотелось бы добавить...мой сын без всякого напряга выучился читать в 3 годика...ну,его способности и по сей день только прогрессируют.А дочка--обычный ребенок.Пошла в школу,с трудом осилив полбукваря.И я очень жалела,что терзала ее два года до школы--никакого значения для нее это не имело.Сейчас она закончила институт,сдает в магистратуру...Что я этим хочу сказать... если ребенок яркий,способный--он и по букварю прекрасно научится.А если просто ребенок--может,не надо терзать?Не повторяйте ошибок многих мам.....В любом случае-- УДАЧИ малышу!!!

Олеся Кириченко

Спасибо за советы, обязательно прислушаюсь!

Лена_Николаевна

Олеся Кириченко

Пользуйтесь)))

Светлана Вадивасова

Очень полезная вещь!Спасибо за МК!!!

Олеся Кириченко

Буду рада, если МК пригодится!

Ирина Орешкина .АРИША.

Олесенька! У вас ОБЯЗАТЕЛЬНО всё получится! А сколько лет вашей дочурке. По этой методике желательно начинать заниматься ... с рождения. Там не только кубики, а таблицы, попевки, игры ... Я работала по этой методике, она очень интересная и продуктивная. Удачи вам!

P. S. Если нужно, могу  направить почитать на ознакомление с методикой поближе.

Олеся Кириченко

Моей дочке сейчас 1,5 года, но я хотела начинать заниматься с 2-2,5 лет. Буду благодарна за дополнительный материал!

Ирина Орешкина .АРИША.

Олеся это самый хороший возраст, я начинала обучение деток именно с этого возраста, раньше нам просто не приводят... К трём годам многие начали читать. Никаких проблем у ребят в школе не было, наоборот, многим помогло. Ссылку отправляю через личные сообщения. 

Олеся Кириченко

Ариша, спасибо за ссылку!  Материал, действительно, интересны! И большое спасибо за теплые слова!!!благодарю 

Дарья Кунина

Здравствуйте! Если вас не затруднит, можно мне ссылочку тоже?! благодарю

Лариса Абросимова

Методика, действительно, интересная.Маленьким детям легче научиться по ней читать.Трудности возникают у многих потом, т.к. дети не различают состав слова.Букварь Жуковой,на мой взгляд, отличное пособие для обучения чтению.Но это моё личное мнение.Вызывают чувство восхищения родители, которые столько времени уделяют своим деткамбраво.Поверьте, это сейчас не так часто встретишь, как хотелось бы.

Олеся Кириченко

Про возникающие трудности я уже читала. И были мысли совместить обучение чтению по кубикам с чтением по букварю. Я думаю потом, по ходу дела, будет понятно что и как лучше сделать. Спасибо, что заглянули и высказали свое мнение!

Саледаба

Просто титанический труд! Я работаю в детском центре и не могу сказать,что только для индивидуальной или только для групповой работы. Когда мы начинали изучать буквы,то соревновательный элемент придавал динамику занятию,а когда уже научлись кое чему, то некоторым детям стало интереснее заниматься индивидуально. У Натальи Пятибратовой есть материал по кубикам Зайцева. Тоже очень познавательный. 

Олеся Кириченко

Спасибо, что поделились опытом!

ЛюбовьВАЛЕРОВНА

В свое время (7 лет назад). мне тоже приглянулись эти кубики и вся программа Зайцева. помню как мы с мужем лепили эти кубики из картона, сын увлеченно насыпал разную мелочь(приговаривая -Скоро и я буду сам читать!)Но..........на этом все- сыну система не приглянулась в отличии от кубиков (башни из них были высокие , а падая издавали грохот в квадрате)