Поделиться:
«Кошки и котята».
Главными действующими персонажами этой встречи стали коты, кошки и котята. Сначала книжные, разумеется. И только потом ребята принялись воплощать свои представления и мечты о четвероногих друзьях в пластике.
Как известно, Господь придумал кошку, чтобы человек мог погладить тигра. Придумали и слепили своих собственных котов и наши юные волшебники. Получились они разными и непохожими друг на друга: белыми и черными, худощавыми и упитанными, в шляпах и штанишках…
А в целом, конечно, - сказочными и волшебными.
И хотя темой обсуждения в начале занятия были коты из сказок Владимира Сутеева, знакомые ребятам с детства, разговор и творческие работы детей вырвались за пределы обозначенного формата. Завидная детская фантазия и естественная свобода выражения дали прекрасный результат – интересные, яркие и индивидуальные идеи и работы.
«Собака бывает...»
В «Школе маленьких волшебников» вспоминали других четвероногих друзей человека – собачек. Назвав самых знаменитых литературных щенят и собак, ребята с интересом наблюдали за событиями, которые происходили в знаменитом стихотворении Самуила Маршака «Дом, который построил Джек», представленными на фланелеграфе. Рассмотрели они и другие иллюстрации к произведениям этого автора, персонажами которых являются любимые питомцы детей и взрослых: «Эскимосская собака», «Вакса-Клякса», «Багаж», «Пудель». Каждый остановил свой выбор на понравившейся именно ему породе. В результате в коллекции детских работ оказались два белых пуделя, голубой щенок, черная такса-медалист и несколько милых дворняжек. Ни одна из собачек признаков плохого настроения и «кусачести» не обнаружила, поскольку все детские работы были выполнены с большим старанием и любовью.
«Ежики в осеннем лесу»
Как осенью не вспомнить про ежика?! И яблочко ему на колючки упадет, и грибок он подберет, и опавший дубовый листик украсит строгий его костюм. Все в хозяйстве пригодится этому неприступному обитателю наших лесов и всеобщему любимцу. Но когда столько колючек, как же их лепить? Этому и учились в «Школе маленьких волшебников» наши юные скульпторы, вспомнив приключения ежика, придуманного детским писателем Сергеем Козловым («Ежик в тумане»), а также рассмотрев других книжных и журнальных ежей.
А как понравилась ребятам вот эта колючая, но веселая скороговорка Генриха Варденга:
Ёж под ёлкой спать улёгся,
Ёж под ёлкой спать зарёкся:
«До чего же колки
Ёлкины иголки!»
И вот уже новоиспеченные ежики показывают себя и собранные ими трофеи друг другу и нам! А рамочкой для коллективной детской работы послужили природные материалы - скорлупа лесных орехов, осенние веточки и листья. Вот они – наши ежики!
«Родилась та девочка в чашечке цветка…»
Стоит только сказать эти слова, как тут же со всех сторон летит дружная детская отгадка: «Дюймовочка! Дюймовочка!»
Два занятия в «Школе маленьких волшебников» были посвящены творчеству великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена и его знаменитой истории про маленькую девочку размером с дюйм. Оказывается, чтобы противостоять ударам судьбы, совсем не обязательно быть великаном!.. Можно родиться маленьким и хрупким созданием, как Дюймовочка, и преодолеть самые страшные, самые невероятные испытания в жизни. Ни противная старая жаба, ни высокомерные майские жуки, ни самодовольный слепой крот не смогли убить в маленькой девочке любовь, благородство и доброе сердце. Так вот значит, что делает человека красивым и сильным! А еще – свободным и счастливым.
Прилетела на ласточке к своему счастью и Дюймовочка. Она заслужила это, как заслужила и то, чтобы родиться еще и еще раз в прекрасных работах наших детей! Родиться уже силою их фантазии и любви.
« А Ларчик просто открывался…»
Все должно быть просто и понятно, как его Ларчик, - считал великий баснописец Иван Андреевич Крылов. Разве не ясно, что в лени, лицемерии, трусости, тщеславии, – этих слабостях и пороках человеческих, - нет нечего хорошего? И сколько пользы и добра приносят труд, честность, справедливость и бескорыстие! Странно: почему Обезьяна не узнала себя в Зеркале и смеется над собственными ужимками? Ну, надо же! мелкая и визгливая Моська лает на Слона, желая прослыть отважной и храброй! И совсем уж непонятно, почему Мартышка разгневалась на очки… «Звери мои за меня говорят», - утверждал Крылов. Вот и мы в нашей «Школе» вспомнили знаменитых персонажей его басен, посмеялись над забавными историями, в которые они попали, и послушали, о чем же говорят «пернатые» и «мохнатые». А потом появились и детские лепные иллюстрации. Вот ловкая Обезъянка работы Ани Яниной демонстрирует нам не только надоевшие ей очки, но и гораздо более понятный ей банан. Свинка Юли Летинской не кажется такой уж самодовольной и невежественной: вполне мирно и дружелюбно нежится под кроной красивого молодого дубка. А грациозная Лисица Вани Рахманова с восторгом любуется хоть и одной, но такой большой и сочной гроздью спелого винограда!
«Слон верен от хобота и до хвоста»
Доктор Сьюз – самый известный писатель в США. Трудно найти в Америке ребенка, который бы не знал его сказку «Кот в шляпе» или сказочные истории про слона Хортона. Это все равно, что не знать, кто такой Корней Чуковский. (Кстати, оба писателя были современниками ХХ века и друг друга).
«Пусть личность не больше, чем глаз муравья!
Но личность есть личность! Так думаю я!»
Так думал и говорил слон Хортон, а вместе с ним и сам автор, написавший для детей свои веселые и умные сказки. Ведь в стихах этого замечательного Доктора есть все, что полезно и необходимо растущему организму: простота, легкость, яркость, звучность, озорство. И разве можно не влюбиться в доброго, великодушного и бесстрашного слона Хортона, который всегда приходит на выручку маленьким и слабым! Несколько месяцев подряд он высиживал яйцо - невероятно, но факт! - вместо легкомысленной мамаши – птички Мейзи, терпеливо дожидаясь появления птенца. И тогда. … Тогда лучше всего взять и узнать об этом, прочитав эту замечательную сказку, как это сделали мы на одном из наших занятий. А потом простое соленое тесто превратилось вот в такие замечательные работы! Я думаю, Доктор Сьюз, который не только писал, но еще и рисовал свои сказки, остался бы очень доволен, увидев наших Хортонов!
«В гостях у дедушки Корнея»
В гости к Корнею Чуковскому начинают ходить в раннем детстве. Еще не умея читать и писать, маленькие дети, слушая голос мамы или бабушки, попадают под магическое влияние его завораживающих сказок. Будь то «Мойдодыр», «Тараканище» или «Муха – Цокотуха» - любой малыш эмоционально переживает все происходящее и легко запоминает слова нестареющих историй великого знатока и любителя детской души – нашего русского короля сказок. Невозможно не согласиться с другим детским поэтом Валентином Берестовым, который в день рождения Корнея Ивановича Чуковского посвятил ему такие шутливые строки:
«Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Мойдодыра» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?!»
Вы думаете, что реки Лимпопо, куда торопился доктор Айболит, не существует в природе? Еще как существует! Это очень большая река в Африке, и переводится Лимпопо как Крокодиловая река. А вот на горе Фернандо-По достопочтимый Гипо-По гулять никак не мог, так как такой горы никогда не было на черном континенте. Зато был остров у западного побережья Африки, который когда-то так назывался. Как же было интересно узнать ребятам, что у Айболита был реальный прототип – добрый доктор Цемах Шабад, о котором Чуковский сказал: «Это был самый добрый человек, которого я только знал в жизни»! В городе Вильно, где жил доктор Шабад, теперь стоит ему памятник. А есть еще памятники Мухе-Цокотухе в Сочи, Мойдодыру в Новгороде, Крокодилу в Санкт-Петербурге!.. Ну, как после всего увиденного и услышанного было не вдохновиться на ваяние собственных крокодилов и Айболитов?.. И в умелых детских ручках ожили и «Краденое солнце», и «Телефон», «Доктор Айболит»!
«Ура!.. Цирк приехал!»
Где хищные звери становятся послушными друзьями человека и происходят таинственные превращения и исчезновения? Где оживают красавицы в блестящих одеждах, а богатыри на конях являют чудеса ловкости? «В сказках», - скажете вы и будете совершенно правы. А кто-то ответит: « В цирке!», и тоже будет прав, потому что самую настоящую и красочную сказку наяву дарит нам неутомимый и нестареющий волшебник Цирк! Он всегда возвращает нас в страну детства. Вот почему так заразительно смеются над проделками цирковых медвежат бабушка и внук, а мама и дочка вскрикивают от ужаса, когда из-под купола «срывается» и летит в манеж гимнастка, удерживаемая невидимыми штрабатами. А еще цирк – это обязательно…. Впрочем, об этом спел один веселый клоун:
«Я - клоун!
Я - затейник!
Я выбегаю на манеж не ради денег,
А только
Ради смеха:
Вот это клоун! Вот потеха! Вот чудной!
Быть может,
Когда я - вот он,
Одной печалью станет меньше у кого-то,
Выходит,
Ровным счетом
На свете больше станет радостью одной!»
Именно таким увидели цирк в жизни и в наших книжках ребята из «Школы маленьких волшебников». Легкими, яркими и трогательными получились Лошарики, придуманные Генрихом Сапгиром, и выполненные Фисюк Эллиной и Пинчук Машей. Много смеха и веселья обещает нам клоун Егора Бебеса из стихотворения Самуила Маршака «Цирк». А клоун Вани Рахманова решил переброситься парой-тройкой разноцветных шаров с обезьянкой, слепленной Катей Пукитой. В команде цирковых артистов оказалась и знаменитая девочка на шаре Анечки Яниной из одноименного рассказа Виктора Драгунского, и грациозная цирковая лошадка Насти Марининой!
Итак, представление начинается!
«Здравствуй, праздник!.. Мамин день!..»
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
«Мама дорогая!»
Мама!.. Это первый человек, которого мы любим с колыбели и первое слово, которое произносим в младенчестве своем. И ее, мамину любовь, - самую естественную и бескорыстную, – мы проносим через всю свою жизнь. Мама – это основа всей жизни, начало понимания любви и первые уроки красоты и гармонии. Поэтому так много светлых воспоминаний и чистых радостей детства связано у нас с этим именем. Яркие и теплые сердечки любви и благодарности ко дню 8 Марта приготовила для своих мам и наша «Школа». Материал хорошо знакомый и любимый – соленое тесто и краски.
Принимайте, мамочки, от детей подарочки!)))
«Кто в море живет?»
Морские рыбы… Морские животные… Моллюски и раки… Морские чудеса…
Человек всегда стремился открыть для себя тайны моря, познакомиться с привычками и характерами морских обитателей. Чтобы дышать под водой, люди изобрели специальные приборы – акваланги, с которыми можно нырять на большую глубину. Ну, а нам не надо погружаться в море для того, чтобы исследовать подводный мир. Он перед нами – достаточно только перевернуть страницы книг... Святослав Сахарнов в своей книжке «В мире дельфина и осьминога» раскрывает множество тайн обитателей бескрайнего океана. А веселые стихи Елены Петуховой и лепные работы Марианны Обоевой из книжки «Кто в море живет?» послужили той отправной точкой, из которой родились красочные и образные детские работы, выполненные в технике «рисование пластилином». Приглашаем и вас заглянуть в этот загадочный подводный мир!
«Возьмите книгу в круг семьи»
Под таким названием накануне летних каникул прошел праздник семейного чтения в «Школе маленьких волшебников».
CD, DVD, аудиокассеты… Какая незаменимая помощь бесконечно занятым родителям! Поставил ребенку на ночь аудиосказку, а сам … И вот уже наши дети видят и слышат не лицо и голос мамы или папы, а голос совсем чужого дяди или тети.. И засыпают, в конце концов, под радио-сказку. Конечно же, под добрую и умную! А ведь так важно, чтобы именно мама, папа или бабушка на сон грядущий почитали тебе и ПОГОВОРИЛИ О ГЛАВНОМ…
Но к счастью, есть и другой взгляд на эту проблему, на книгу и на детей в целом. Иначе наш праздник просто не состоялся бы. Поэтому родители так дружно пришли со своими детьми в этот день в Библиотеку и явили чудеса понимания, сотрудничества и единодушия!... А ведь им пришлось вместе со своими чадами и строить Дом мечты, начиненный не только компьютерами и прочими техническими благами, но также заботой, любовью, домашними питомцами и КНИГАМИ, и играть в книжное лото, и петь песенки из мультиков, и идти в гости к Мухе-Цокотухе, и танцевать танец маленьких утят!.. А еще - послушать такую маленькую, но такую важную историю - книжку Дж. Роу “Обнимите меня, пожалуйста”… И когда ее читал Егор Бебес, я увидела, как родители, действительно, смущенно и трогательно стали прижиматься к своим детям.
Самым сладким и очень приятным аккордом в конце праздника оказались разные вкусности и главный сюрприз – сказочный торт-книга, сделанный добрыми руками мамы Кати Пукиты. Спасибо вам, мои дорогие!
«Наше лето!»
- А вы будете спрашивать нас, где мы отдыхали?
- И куда мы ездили?
- И что видели?
Едва ли не наперебой стали спрашивать меня дети, собравшиеся на первое после летних каникул занятие в нашей «Школе маленьких волшебников». Было совершенно очевидно, что они были рады видеть друг друга, вновь разместившись за нашим круглым столом-бубликом в уютной Комнате сказок. И, главное, каждому хотелось рассказать о своем лете. Кто-то первый раз летал на самолете, кто-то ездил с родителями к морю, а кому-то подарили такого долгожданного и желанного котенка.… Поэтому так естественно и легко все яркие летние впечатления детей вылились, а точнее сказать – вылепились, в радостные и образные картинки.
Под ярким солнышком «с добрейшей улыбкой японца» согрелись и веселый щенок Кати Пукиты, и грациозный кот Васька Юли Летинской, только что покинувший свой необычный дом в очках, и купальщица, плывущая по мягким волнам голубого озера на водном матрасе.… В летней коллекции появилась еще одна яркая экзотическая рыба Вани Рахманова. Кролик Жени Юрчуковой, хоть и не белый, оказался очень похожим на своего собрата из сказки Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы, так как явно направляется в дыру под большим живописным деревом. А Валерия Сорока с дерзостью и смелостью зодчего камушек за камушком построила настоящий Божий храм. Летом Лера побывала в Почаевской Лавре.
Таким в воспоминаниях и художественных образах запечатлелось быстро пробежавшее круглолицее детское лето!
«Не грусти, Петсон!»
Какая там грусть! С тех пор, как соседка принесла ему коробку, на которой большими буквами было написано:”Финдус. Зеленый горошек”, старик Петсон навсегда забыл о своем одиночестве и грусти. И все потому, что внутри был вовсе не зеленый горошек, а крошечный котенок. Почему же Финдуса назвали Финдусом? Откуда у него такие смешные полосатые штаны? Как спастись от страшного чудовища? Что можно найти на чердаке? Об этом и о многом другом рассказывают книги шведского писателя и иллюстратора собственных книг Свена Нурдквиста, признанные уже во всем мире современной классикой детской литературы. “Петсон идет в поход”, “Чужак в огороде”, “Именинный пирог”, “Проделки Финдуса” – вот некоторые из книг, с которыми с удовольствием познакомились ребята из “Школы маленьких волшебников”.
Книги серии при влекают смешными и добрыми историями и очаровательными картинками, которые можно рассматривать до бесконечности. А сколько там можно найти ответов на волнующие детскую душу вопросы!.. Ведь жизнь Петсона и Финдуса просто пестрит ситуациями, в которые едва ли не каждый день попадают родители и дети.
Вполне естественно, что мы тоже решили порадовать старика Петсона, а заодно и самих себя своими Финдусами! Как видите, работа идет полным ходом!
Дорогие друзья! Хочу поделиться с вами своим опытом, который открылся мне благодаря этому уникальному сайту - Стране Мастеров. Замысел организовать Школу маленьких волшебников при Брестской областной библиотеке вряд ли родился бы, не попади я однажды в эту замечательную Страну талантливых и замечательных людей. Вот небольшой отчет о моей работе с детьми, чье творчество всегда радует нас своей смелостью, яркостью и особым очарованием.
Вера вы такая молодец.....это такая нужная работа.....я бы обязательно участвовала и помогала вам...но живем далеко...такие детки молодчинки...столько сделали хороших и красивых работ...обязательно продолжайте....отчет у вас получился замечательный...подробный...с удовольствием читала и смотрела....еще раз спасибо вам за ваш труд....
Спасибо большое за Ваш отзыв! Работать среди красочных детских книг и не воспользоваться ими для создания детских творческих работ было бы непростительно )) так возникла идея соединить книгу с лепкой. Кажется, получилось
Очень миленькие работы, посмотрев их я вспомнила как я в пять лет нарисовала пластилином первую свою картинку .Даже поймала себя на мысле, что я улыбаюсь .
Рада, что понравились работы! А дети в нашей Школе разного возраста - от 5 до 10 лет. Главное, кто как понимает, видит и ощущает книжку, которую затем иллюстрирует своей лепкой ) Спасибо за улыбку!