Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

День Пугала

 Календарь Страны Мастеров (октябрь — декабрь)
3 местоНаградные документы
Работа заняла
3 место
В избранных: 1

Поделиться:

Автор(ы) Пацовская Тамара Александровна
Возраст старше 16 лет
Учебное заведение Республика Беларусь, Брестская область, г.Пинск
Материалы ветки, ткань, бумага, искусственные листья, пакля, картон, ленты, проволока, вата, бусины
Тема работы2 ноября

Итак...начнем!!!!! Дракоша мне любезно предоставил три праздника и наиболее интересным для себя я посчитала "День Пугала" ....и сразу завертелись мысли как не только сделать, но и в какую среду поместить мое будущее "пуголочко".
Для начала обратимся к энциклопедическому обозначению этого дня, которое я откапала в Википедии. Оказывается материала по этому замечательному празднику крайне мало, кроме того что он является корельским национальным праздником. Пришлось хорошенько порыться на просторах интернета, чтобы собрать полную информацию. "Пу́гало — чучело, выставляемое в садах и огородах, служащее для отгона птиц (например, ворон, клюющих урожай). Пугало часто делается внешне похожим на человека: как правило, это расположенная на палке старая одежда, которой с помощью соломы придана форма. Иногда для большего эффекта к пугалам могут быть приделаны вертушки, шумовые приспособления. Однако пугала могут отпугивать и полезных птиц, уничтожающих вредных насекомых. На английском языке, пугало произносится как «Scarecrow», что в буквальном переводе означает «пугать ворон» (англ. «scare» — испуг, пугать, «crow» — ворона). Это показывает, что первые вредители, для которых они делались — вороны.
В литературе Пугало встречается в рассказе Николая Лескова (1885).
В кино в американским фильме ужасов 2002 года режиссёра Эммануэля Итьера; американская драма 1973 года режиссёра Джерри Шацберга; в одной из серий американского телесериала «Сверхъестественное»; американском фильме ужасов 1988 года режиссёра Уильяма Уэсли; и является суперзлодеем из комиксов о Бэтмене. Оказывается Пугало видят не таким уж и добрым и безобидным персонажем, в чем проявляется его первоначальная функция отпугивания ворон. Но я то его представляла совсем не страшным, а наоборот очень веселым и дружелюбным. Сразу вспоминалась сказка "Волшебник изумрудного города" где пугало представлено очень веселым и наивным существом.

Итак...начнем!!!!! Дракоша мне любезно предоставил три праздника и наиболее интересным для себя я посчитала "День Пугала" ....и сразу завертелись мысли как не только сделать, но и в какую среду поместить мое будущее "пуголочко". 
Для начала обратимся к энциклопедическому обозначению этого дня, которое я откапала в Википедии. Оказывается материала по этому замечательному празднику крайне мало, кроме того что он является корельским национальным праздником. Пришлось хорошенько порыться на просторах интернета, чтобы собрать полную информацию. "Пу́гало — чучело, выставляемое в садах и огородах, служащее для отгона птиц (например, ворон, клюющих урожай). Пугало часто делается внешне похожим на человека: как правило, это расположенная на палке старая одежда, которой с помощью соломы придана форма. Иногда для большего эффекта к пугалам могут быть приделаны вертушки, шумовые приспособления. Однако пугала могут отпугивать и полезных птиц, уничтожающих вредных насекомых. На английском языке, пугало произносится как «Scarecrow», что в буквальном переводе означает «пугать ворон» (англ. «scare» — испуг, пугать, «crow» — ворона). Это показывает, что первые вредители, для которых они делались — вороны. 
В литературе Пугало встречается в рассказе Николая Лескова (1885).
В кино в  американским фильме ужасов 2002 года режиссёра Эммануэля Итьера; американская драма 1973 года режиссёра Джерри Шацберга; в одной из серий американского телесериала «Сверхъестественное»; американском фильме ужасов 1988 года режиссёра Уильяма Уэсли; и является суперзлодеем из комиксов о Бэтмене. Оказывается Пугало видят не таким уж и добрым и безобидным персонажем, в чем проявляется его первоначальная функция отпугивания ворон. Но я то его представляла совсем не страшным, а наоборот очень веселым и дружелюбным. Сразу вспоминалась сказка "Волшебник изумрудного города" где пугало представлено очень веселым и наивным существом.

 (фото 1)

Сейчас стало популярным создавать музеи таких вещей как утюг, водка, пугало..... так, например угличский музей водки, мышкинский - мыши или переславский - утюгов. Но самый интересный и близкий моей теме музей создали ивановцы в райцентре Южа... огородных пугал. Инициатива принадлежала главе администрации Южского района. Однако, кроме самих ивановцев, к конкурсу присоединились и жители других населенных пунктов Южского района. В итоге в помещении южского Дома ремесел собралось восемь десятков пугал всех сортов и мастей. Образы огородных пугал и чучел, исполненные селянами и горожанами, стали как бы отображением сознания современного человека, его страхов и фобий. Образы для создания пугал были очень разнообразны, да номинации в этом конкурсе очень забавные, например "номинация самое эротичное пугало"....ну чем не номинация???)))) но мы таких пугал делать не будем....у меня оно будет веселое, доброе, и летнее, не смотря на то что за окном уже осень и теплые денечки постепенно сменяются дождливыми и пасмурными....а так не хочется чтобы лето нас покидало....вот и посадим наше пугало в зелень и цветы, а компанию ему сотавят бабочки и божьи коровки.

Сейчас стало популярным создавать музеи таких вещей как утюг, водка, пугало..... так, например угличский музей водки, мышкинский - мыши или переславский - утюгов. Но самый интересный и близкий моей теме музей создали ивановцы  в райцентре Южа... огородных пугал. Инициатива принадлежала главе администрации Южского района. Однако, кроме самих ивановцев, к  конкурсу присоединились и жители других населенных пунктов Южского района. В итоге в помещении южского Дома ремесел собралось восемь десятков пугал всех сортов и мастей. Образы огородных пугал и чучел, исполненные селянами и горожанами, стали как бы отображением сознания современного человека, его страхов и фобий. Образы для создания пугал были очень разнообразны, да  номинации в этом конкурсе очень забавные, например "номинация самое эротичное пугало"....ну чем не номинация???)))) но мы таких пугал делать не будем....у меня оно будет веселое, доброе, и летнее, не смотря на то что за окном уже осень и теплые денечки постепенно сменяются дождливыми и пасмурными....а так не хочется чтобы лето нас покидало....вот и посадим наше пугало в зелень и цветы, а  компанию  ему сотавят бабочки и божьи коровки. (фото 2)

Фестивали чучел проводятся в разных странах, так например одним из захватывающих фестивалей проходил в Великобритании, где представляли более ста в натуральную величину чучел, выполненных в традиционных способах местными жителями. Есть захватывающие фестивали чучела в США. Фестиваль чучел, а также подготовка к нему это интересные и приятные события для всей семьи.

Фестивали чучел проводятся в разных странах, так например одним из захватывающих фестивалей проходил в  Великобритании, где представляли более ста в натуральную величину чучел, выполненных в традиционных способах местными жителями.  Есть захватывающие фестивали чучела в США. Фестиваль чучел, а также подготовка к нему это интересные и приятные события для всей семьи. 
 (фото 3)

Время празднования «пугало-дня» совпадало с окончанием работ в поле и началом «хозяйственных» работ, конкретнее, обработки шерсти, льна и прядения. В это время урожай был уже собран, припасы на зиму заготовлены, но зима пока еще не наступила и снег не выпал. Приходила пора «безвременья», когда мужская работа в хозяйстве заканчивалась, и наступала пора женщин и женской работы. С этим и был связан праздничный обряд.
Молодые люди наряжались пугалом: вывороченные шубы, лапти, на голову решето, корзину или подойник. Брали в руки ухваты, дубины или кочерги, на лица, чтобы не узнали, надевали самодельные маски из картона и тряпок, украшали их усами и бородами из кудели. За плечи вешали большие корзины, чтобы запихивать туда непослушных и плохих детей. «Будешь плакать и баловаться, Кегр возьмет с собой». Матери даже пугали детишек: В таком виде отправлялись по деревне, заходили в дома и пугали детей. С напуганных мальчиков брали обещание, что те не будут баловаться и будут слушаться родителей, а с девочек, что те будут больше сидеть дома и усердно работать - вязать и шить.
Также к этому дню девочки готовили подношение — большой клубок пряжи. Его вручали первому ряженному, вошедшему в дом. Если девочка сама прясть не умела или была слишком мала, чтобы сделать все самой, ей помогали сестра или мать, а то и просто делали все за девочек. Кроме подарка для ряженых готовили блины и пироги.
В других деревнях праздничный обряд мог выглядеть немного по-другому, хотя суть от этого не менялась. Так, где-то Кегр, все тот же переодетые парни, гонялись за детьми, которые кричали «Здесь Кегр! Здесь Кегр!», а догнав, легонько били палкой. В другой деревне в вывороченную шубу и маску наряжалась женщина, она ходила по избам и собирала подношения: пироги, блины или хлеб. А где-то Кегр пугал не только детей, но и девушек и взрослых женщин: они старались к его приходу заготовить побольше пряжи, чтобы он не ругался.
Где бы ни проходил праздник, везде было что-то общее: люди, изображающие Кегра, всегда прятали лицо или под маской, или под редким, то есть крупного плетения платком, иногда просто замазывали. Чаще всего это был мужчина или молодой парень, женщинам эта роль отводилась редко. Иногда это группа людей, иногда поодиночке. Кроме масок и закрашенных лиц всегда присутствовали элементы устрашения: палки, ухваты, иногда Кегры сооружали на своих спинах горбы. И везде пугали детей, молодых девиц и женщин. Обязательными элементами были подношения: каша, хлеб, блины и, конечно, пряжа.
Кроме связи с окончанием полевых работ праздник был тесно связан с культом мертвых. Люди готовили толокняную кашу и поминали умерших.
Постепенно своеобразный карельский обычай из культового дня превратился просто в веселую забаву, утратил свое обрядовое значение. В тридцатые годы прошлого века, казалось, «Kegrin pavia» исчез совсем, но в наше время люди заинтересовались старым «днем Кегра», и праздник потихоньку возрождается в виде молодежных гуляний.

Время празднования «пугало-дня» совпадало с окончанием работ в поле и началом «хозяйственных» работ, конкретнее, обработки шерсти, льна и прядения. В это время урожай был уже собран, припасы на зиму заготовлены, но зима пока еще не наступила и снег не выпал. Приходила пора «безвременья», когда мужская работа в хозяйстве заканчивалась, и наступала пора женщин и женской работы. С этим и был связан праздничный обряд.
Молодые люди наряжались пугалом: вывороченные шубы, лапти, на голову решето, корзину или подойник. Брали в руки ухваты, дубины или кочерги, на лица, чтобы не узнали, надевали самодельные маски из картона и тряпок, украшали их усами и бородами из кудели. За плечи вешали большие корзины, чтобы запихивать туда непослушных и плохих детей. «Будешь плакать и баловаться, Кегр возьмет с собой». Матери даже пугали детишек: В таком виде отправлялись по деревне, заходили в дома и пугали детей. С напуганных мальчиков брали обещание, что те не будут баловаться и будут слушаться родителей, а с девочек, что те будут больше сидеть дома и усердно работать - вязать и шить.
Также к этому дню девочки готовили подношение — большой клубок пряжи. Его вручали первому ряженному, вошедшему в дом. Если девочка сама прясть не умела или была слишком мала, чтобы сделать все самой, ей помогали сестра или мать, а то и просто делали все за девочек. Кроме подарка для ряженых готовили блины и пироги.
В других деревнях праздничный обряд мог выглядеть немного по-другому, хотя суть от этого не менялась. Так, где-то Кегр, все тот же переодетые парни, гонялись за детьми, которые кричали «Здесь Кегр! Здесь Кегр!», а догнав, легонько били палкой. В другой деревне в вывороченную шубу и маску наряжалась женщина, она ходила по избам и собирала подношения: пироги, блины или хлеб. А где-то Кегр пугал не только детей, но и девушек и взрослых женщин: они старались к его приходу заготовить побольше пряжи, чтобы он не ругался.
Где бы ни проходил праздник, везде было что-то общее: люди, изображающие Кегра, всегда прятали лицо или под маской, или под редким, то есть крупного плетения платком, иногда просто замазывали. Чаще всего это был мужчина или молодой парень, женщинам эта роль отводилась редко. Иногда это группа людей, иногда поодиночке. Кроме масок и закрашенных лиц всегда присутствовали элементы устрашения: палки, ухваты, иногда Кегры сооружали на своих спинах горбы. И везде пугали детей, молодых девиц и женщин. Обязательными элементами были подношения: каша, хлеб, блины и, конечно, пряжа.
Кроме связи с окончанием полевых работ праздник был тесно связан с культом мертвых. Люди готовили толокняную кашу и поминали умерших.
Постепенно своеобразный карельский обычай из культового дня превратился просто в веселую забаву, утратил свое обрядовое значение. В тридцатые годы прошлого века, казалось, «Kegrin pavia» исчез совсем, но в наше время люди заинтересовались старым «днем Кегра», и праздник потихоньку возрождается в виде молодежных гуляний.

 (фото 4)

Е. Солод

В шляпе - дырка,
Руки - палки.
Их нашли мы
С папой в парке,
Чтобы пугало собрать
И опять ворон пугать.
Пригодилась и рубашка
С яркой кляксой от чернил.
Я еще у нашей мамы
Две перчатки попросил.
С виду славные, большие -
Шарик их погрыз слегка.
Будет пугалу отныне
Раз - рука, И два -рука!
Пугало у нас на славу -
Огород наш сторожит!
Вдруг мой младший братик Слава
Мне на ушко говорит:
"Холодно ему и грустно
В огороде одному!
Что он ест? Одну капусту!
Вдруг не нравится ему?
Отнесем ему конфетку!
Мне не жалко! На - возьми!
И еще нужна нам сетка -
От дождя его укрыть!"
Растерялся я немного:
Пугало мне тоже друг!
Все сомненья и тревоги
Папе высказал я вслух.
И теперь не в огороде
Друг наш - пугало живет:
Рядом с домом, у дороги,
Без забот и без хлопот!
А вороны? Что вороны?
Не садятся в огород!
Может, он договорился:
Не летайте больше здесь?
Рассказал им, что за речкой
Есть большой чудесный лес?
Я скажу вам по секрету,
Что однажды видел сам:
Он воронам слал приветы,
Шляпой вежливо махал!

А. Малаев

В огороде пугало
Мокнет под дождём,
Осенью от пугала
Урожая ждём!
Только живность пугала
Больше не боится,
Пугало ведь доброе
И не станет злиться.
Даже клюнуть пугало
Птицы могут в нос,
Да не понарошку,
А, вполне, всерьёз!
Вот, теперь, у пугала
Шляпа на боку...
Я смотреть на пугало
Больше не могу!

Ю. Парфенов Пугало

Очень важен, хоть и прост,
Круглосуточный мой пост.
Я по сотне раз на дню
С поля прочь ворон гоню.

Спасибо сайту http;//www.numama.ru

Е. Солод

В шляпе - дырка,
Руки - палки.
Их нашли мы
С папой в парке,
Чтобы пугало собрать 
И опять ворон пугать.
Пригодилась и рубашка
С яркой кляксой от чернил.
Я еще у нашей мамы
Две перчатки попросил.
С виду славные, большие -
Шарик их погрыз слегка.
Будет пугалу отныне
Раз - рука, И два -рука!
Пугало у нас на славу -
Огород наш сторожит!
Вдруг мой младший братик Слава
Мне на ушко говорит:
"Холодно ему и грустно
В огороде одному!
Что он ест? Одну капусту!
Вдруг не нравится ему?
Отнесем ему конфетку!
Мне не жалко! На - возьми!
И еще нужна нам сетка -
От дождя его укрыть!"
Растерялся я немного:
Пугало мне тоже друг!
Все сомненья и тревоги
Папе высказал я вслух.
И теперь не в огороде
Друг наш - пугало живет:
Рядом с домом, у дороги,
Без забот и без хлопот!
А вороны? Что вороны?
Не садятся в огород!
Может, он договорился:
Не летайте больше здесь?
Рассказал им, что за речкой
Есть большой чудесный лес?
Я скажу вам по секрету,
Что однажды видел сам:
Он воронам слал приветы,
Шляпой вежливо махал!


А. Малаев

В огороде пугало
Мокнет под дождём,
Осенью от пугала
Урожая ждём!
Только живность пугала
Больше не боится,
Пугало ведь доброе
И не станет злиться.
Даже клюнуть пугало
Птицы могут в нос,
Да не понарошку,
А, вполне, всерьёз!
Вот, теперь, у пугала
Шляпа на боку...
Я смотреть на пугало
Больше не могу!


Ю. Парфенов Пугало

Очень важен, хоть и прост,
Круглосуточный мой пост.
Я по сотне раз на дню
С поля прочь ворон гоню.

Спасибо сайту http;//www.numama.ru (фото 5)
 
День Пугала (фото 6)

Всем большое спасибо за терпение что дочитали и досмотрели до конца!!! Всем участникам творческих успехов и побед!!!!

Наталья Плиско

Интересная работа!!! Удачи Вам, Тамара!!!

Тамара Лиса

Спасибо большое Наталья!!!!

Юлия и Михаэль Деспоташвили

Браво!

Тамара Лиса

цветыСпасибо!