Поделиться:
К нам в порт зашло интересное судно. Наверняка Вы сразу узнали его.
Правильно это – древняя китайская джонка.
Джонка исполнялась в нескольких вариантах — от легкого судна для рыбной ловли до большого четырехмачтового корабля, предназначенного для дальнего плавания и для перевозок (несколько сотен тонн груза и более ста пассажиров). Типичная китайская джонка имела очень полный корпус и высоко поднятые, с характерными тупыми окончаниями нос и корму. Суда передвигались преимущественно с помощью парусов, сделанных из бамбуковых циновок, укрепленных между бамбуковыми шестами. Весла играли вспомогательную роль. Для управления с незапамятных времен использовался расположенный в корме стационарный руль. Судя по внешнему виду и парусам, джонки, хотя и уступали современным им западным судам в управляемости, были, в общем, лучше оборудованы и приспособлены к длительным плаваниям. Кроме того, иногда в корпусе старинных джонок устраивались водонепроницаемые отсеки, что повышало непотопляемость судна.
Древние корабельные мастера так постарались, что на реках и морях Восточной Азии такую джонку можно увидеть и в наше время. Устройство, оборудование и использование джонки с тех пор почти не изменились.
Поднять паруса ! Полный вперед ! Наш курс проложен в страны северной Европы.
Пионерами дальних плаваний в Европе были северяне.
Историю мореплавания народов, населяющих приморские области Северной и Западной Европы, открывают норманские мореплаватели — викинги.
Норманские судостроители создали два основных вида судов — торговое и военное, которые по существу были однотипны и отличались только размерами и оснащением.
Корпус обшивался дубовыми досками по набору, состоявшему из киля и шпангоутов, и его форма была превосходно приспособлена к плаванию в бурных водах северных морей. Характерны низкие борта и широкая палуба, переходящая в острые, изящно поднятые над водой носовую и кормовую оконечности, на которых, особенно у военных судов, были укреплены резные изображения головы дракона или змеи (отсюда происходят названия викингских судов — драккар и снескар).
На борта, над отверстиями для весел (обычно их было до 25 пар), вешались щиты воинов. Обычно судно двигалось под парусом. Викингам нравились цветные паруса, особенно полосато-синие. Суда викингов обычно имели длину 20 – 30 метров, ширину 4 – 6 метров и высоту в средней части корпуса до 2,5 метров. Несмотря на небольшие размеры суда могли перевозить груз до 35 тонн.
Норманнский кнорр.
Кроме боевых судов, мореходы Скандинавии и Северной Европы применяли грузовые суда - кнорры. Это было вызвано необходимостью перевозки большого количества снаряжения и лошадей. Не буду утверждать (я где то прочитал), но в свои колонии на Исландии и Гренландии, со своей родины викинги доставили даже коров. Бедные буренки. Интересно, как они переносили морскую болезнь.
На этой карте указаны направления морских походов викингов. Исландия, Гренландия да и Америка были местами поселений Викингов, что было доказано учеными.
Эрик Рыжий и его сын Лайф вполне могут поспорить со знаменитым Колумбом в первенстве первооткрывателей. Побывали викинги и в наших краях (а у нас их звали варягами), неоднократно преодолевая «Великий путь из варяг в греки». На пути своих путешествий викинги-варяги основывали свои колонии, которые однако быстро приходили в упадок, а обитатели их смешивались с местным населением. Так, что можно сказать, что и в наших жилах течет кровь великих норманнов.
Следующая остановка в Англии, будущей владычице морей. Она еще в колыбельке, но зубки уже прорезаются. Английское купеческое судно. В носу и корме судна мы видим площадки, где располагались вооруженные воины. На верху мачты появилась «марсовая площадка», где находился впередсмотрящий. Да и якорь уже во многом усовершенствован.
А это корабль английского короля Ричарда III.
По оконечностям корабля установлены касли (замки). Эти площадки-платформы закрывались высоким фальшбортом, по традиции выполненным в виде ряда щитов. Для наблюдателей и лучников на мачте крепилась через центр бочкообразная марсовая площадка. Паруса украшены гербовыми рисунками.
Французский торговый корабль.
Суда этого типа называли нефы, бузы, килсы, хулки. Отличительным внешним признаком нефов являются округленные в носовой части и прямые в корме высоко поднятые, штевни. Речь идет о судах с одной мачтой. Применение навесного руля позволило уверенно использовать боковые ветры. На судах появились бушприт, якорь, по форме приближающийся к адмиралтейскому.
Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 т.
На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.
Ганзейский когг.
Когги - основной тип судна Ганзейского союза. Это высокобортное, палубное, одномачтовое судно с мощным набором корпуса. Характерная особенность коггов - навесной руль и прямые штевни, сильно скошенные к линии киля. Наибольшая длина судна - 30 м, длина по ватерлинии -20 м, ширина - 7,3 м, осадка -3 м, грузоподъемность - до 200 т.
Мачта, составлялась из нескольких собранных и подогнанных в единый ствол бревен. Кормовая площадка занимала около половины длины судна. Под ней располагались помещение, имеющее вход с палубы, и каюты, в бортовых стенках которых иногда прорубались окна.
Форштевень заканчивался наклонной мачтой -бушпритом, служившим для растяжки паруса спереди. Когги Ганзы оказали большое влияние на развитие парусных судов Северной Европы.
Торговое судно северной Европы
Для него характерно удивительно развитое парусное вооружение.
Фок- и грот-мачты несут прямые паруса, бизань - косой латинский, что позволяло судну лавировать при боковых ветрах. Особенно ново и необычно применение марселей (дополнительные верхние паруса). Корпус бостонского корабля характерен для всех судов того периода. Обшивка выполнена вгладь.
Оконечности судна украшены развитыми надстройками - каслями. Новинкой является наличие якорного клюза и шпиля для подъема якоря. На главном парусе обычно был изображен герб города-владельца, а на фальшбортах каслей - стилизованный орнамент.
К сожалению у меня произошла первая поломка – сломался фотоаппарат. Кстати, фотоаппараты во время длительных морских путешествий часто ломаются. Им очень вреден соленый влажный морской воздух. Ржавеют.
Первый практический урок переносится и нам без остановки придется отправиться в наше следующее морское путешествие по Океану Времени и Пространства.
Поднять паруса ! Полный вперед !
ВСЕМ ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Передаю сообщение:
Нам выделена на сайте отдельная страничка. Свои работы Вы можете выкладывать через: "Мой блог" - создать материал - запись в блоге - тип работы - Уроки старого капитана.
До встречи !
Так много новой информации...
Нужно переварить... Боюсь меньше, чем за неделю не управлюсь... А ещё смастерить что-нибудь охота...
Переваривайте ...
Но если честно, красивые кораблики?
Добавьте к этим рисункам знания , полученные на курсах Татьяны Николаевны (гофротрубочки, объемное рисование и другое ....)
А можно даже попробывать и квилинг ... И у Вас получится шедевр настольно-настенного народного морского творчества.
По времени Вас никто не ограничевает. Морские плавания длятся неделями и месяцами ... Один раз я шел на небольшом пароходике из Мурманска до центральной Африки со скоростью 3 - 4 узла (это скорость пешехода). Представляете сколько времени ? А когда шли обратно домой (через год), то каждый день длился месяц.
Мастерите! Семь футов под килем!
Не думала, не гадала, а по техническим причинам выпала из виртуальной жизни больше, чем на полмесяца... Интернет заработал только сегодня...
А за это время коллекция Старого капитана пополнилась невероятным количеством потрясающих корабликов!!! Голова кругом идет от такого разнообразия моделей и идей... А мне на данный момент удалось осилить полтора вроде-кораблика...
Придется простить Ваше вынужденное техническое отсутствие ...
Предположим, что Вы совершали далекое автономное подводное плавание.
Рады снова видеть Вас в Стране и ждем ... ждем .... ждем.... творений.
Спасибо! Сейчас сохраню и распечатаю, у меня мальчишка есть интересующийся, думаю он будет доволен, а может чего нибудь и смастерит. Я вот пробовала морские узлы научиться вязать, но что-то не удалось, Узел Хантера, показался красивым и хотелось его применить бы для открыток, может научите?
Опять Вы не спите ... Совсем себя не бережете ... ночь на дворе
А узлы вязать Вы должны научиться сами. Берете веревочку в карман или еще куда то ( в сумочку )
и вяжете, .... вяжете, ... вяжете .... начиная с простого ....
Здесь нужна практика.
Так я не понимаю... ладно, где наша не пропадала, веревка в кармане А Вы тоже гляжу страдаете бессонницей
как интересно!!!!!
Спасибо за интересный материал. Обязательно сделаю презентацию для ребят! Они будут довольны!
Красивые корабли!!! Спасибо
Интересная информация! Нужно заняться кораблями на кружке с мальчишками. Море я очень люблю, думаю и дети полюбят. Спасибо !
Спасибо, Старый капитан, за такой огромный труд! Пришлось выделить целое сердечко в избранном - так много всего!