Автор(ы) | Кучер Наталья |
Возраст | 12—15 лет |
Учебное заведение | город Боровичи, Новгородской области |
Материалы | Веточки, салфетки, лыко, пряжа, горячий клей, ленточки |
Тема работы | 2 ноября |
Пугало
Очень важен, хоть и прост,
Круглосуточный мой пост.
Я по сотне раз на дню
С поля прочь ворон гоню.
Ю. Парфенов
2 ноября карелы отмечали праздник Kegrin paiva, от «paiva» — «день», и «kegri» — «пугало», хотя расшифровку этого слова смогли дать только в деревне Комоедиха Новокарельского района. Там же в тридцатых годах во время экспедиции Московского областного музея и Калининского педагогического института была сделана запись с описанием обряда празднования «Дня Кегр».
Время празднования «пугало-дня» совпадало с окончанием работ в поле и началом «хозяйственных» работ, конкретнее, обработки шерсти, льна и прядения. В это время урожай был уже собран, припасы на зиму заготовлены, но зима пока еще не наступила и снег не выпал. Приходила пора «безвременья», когда мужская работа в хозяйстве заканчивалась, и наступала пора женщин и женской работы. С этим и был связан праздничный обряд.
Молодые люди наряжались пугалом: вывороченные шубы, лапти, на голову решето, корзину или подойник. Брали в руки ухваты, дубины или кочерги, на лица, чтобы не узнали, надевали самодельные маски из картона и тряпок, украшали их усами и бородами из кудели. За плечи вешали большие корзины, чтобы запихивать туда непослушных и плохих детей. «Будешь плакать и баловаться, Кегр возьмет с собой». Матери даже пугали детишек: В таком виде отправлялись по деревне, заходили в дома и пугали детей. С напуганных мальчиков брали обещание, что те не будут баловаться и будут слушаться родителей, а с девочек, что те будут больше сидеть дома и усердно работать - вязать и шить.
Также к этому дню девочки готовили подношение — большой клубок пряжи. Его вручали первому ряженному, вошедшему в дом. Если девочка сама прясть не умела или была слишком мала, чтобы сделать все самой, ей помогали сестра или мать, а то и просто делали все за девочек. Кроме подарка для ряженых готовили блины и пироги.
В других деревнях праздничный обряд мог выглядеть немного по-другому, хотя суть от этого не менялась. Так, где-то Кегр, все тот же переодетые парни, гонялись за детьми, которые кричали «Здесь Кегр! Здесь Кегр!», а догнав, легонько били палкой. В другой деревне в вывороченную шубу и маску наряжалась женщина, она ходила по избам и собирала подношения: пироги, блины или хлеб. А где-то Кегр пугал не только детей, но и девушек и взрослых женщин: они старались к его приходу заготовить побольше пряжи, чтобы он не ругался.
Постепенно своеобразный карельский обычай из культового дня превратился просто в веселую забаву, утратил свое обрядовое значение. В тридцатые годы прошлого века, казалось, «Kegrin pavia» исчез совсем, но в наше время люди заинтересовались старым «днем Кегра», и праздник потихоньку возрождается в виде молодежных гуляний.
Я предлагаю в этот день объявить конкурс самое весёлое "Пугало".
Молодец, Наташа!!! Очень хорошая работа, удачи тебе!!!
спасибо вам.за комментарии, и что заходите в гости
Ай, какой симпатяшка!!! Победы в конкурсе!!!
спасибо
Такой веселый получился!!!
люблю всё весёлое
Какое симпатичное пугало!
спсибо
Пугало получисло очень обаятельным и веселым!
спсибо,что зашла в гости. победы тебе в конкурсе
Очень хорошенькое вышло! Ни одна ворона не улетит, все рядом сядут - знакомится! Удачи в конкурсе, Наташа!
спасибо
Очень симпатичное и доброе пугало получилось! Молодчина!
я старалась
Какая очаровательная версия огородного обитателя,Натусик,у тебя получилась-!БРАВО!!!УДАЧИ ТВОЕМУ "KEGRI" В КОНКУРСЕ!!!
спасибо