Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл


 34 из 59 
Тип работы
Событие

Фоторепортаж Экскурсия Египет Луксор- Долина мертвых НИл

В избранных: 8

Поделиться:

Нил
Когда листаешь Нил узором пальцев
и красного фламинго вдалеке
ты узнаешь по плавному полёту,
не верь глазам. Летит – моя любовь.
Светлана Скорик

Нил
Когда листаешь Нил узором пальцев
и красного фламинго вдалеке
ты узнаешь по плавному полёту,
не верь глазам. Летит – моя любовь.
Светлана Скорик (фото 1)

Началось наше путешествие в Долину Мертвых, западная сторона Нила. Нил великолепен! ВЕЛИЧАВ!!!!! Чудесен!!!!! Не надо антуража, он само великолепие!
Здесь, на западном берегу Нила, в Городе Мертвых так же воздвигались некоторые погребальные храмы: храм Рамессеума, храм Хатшепсут и храм Аменхотепа III. От храма Рамессеума на сегодняшний день остались только развалины. А храма Аменхотепа III и вовсе нет, в память о нём остались только известнейшие 18-ти метровые «поющие» колоссы Мемнона, которые когда-то располагались перед храмом. Хотя и колоссы сейчас уже не поют. После очередной реставрации в 199 году императором Септимием Севером, поющий северный колосс, издававший на рассвете звук, замолчал навсегда. Храм Царицы Хатшепсут – единственное сохранённое воспоминание о женщине-фараоне.
Долина Царей – впечатляющее место, окутанное тайной загадкой Древнего Египта. Там непременно стоит побывать хотя бы раз, ведь словами не передашь всю красоту и таинство древности.
В 1979 году Долина Царей была признана Всемирным наследием ЮНЕСКО.

Началось наше путешествие в Долину Мертвых, западная сторона Нила. Нил великолепен! ВЕЛИЧАВ!!!!! Чудесен!!!!! Не надо антуража, он само великолепие!
Здесь, на западном берегу Нила, в Городе Мертвых так же воздвигались некоторые погребальные храмы: храм Рамессеума, храм Хатшепсут и храм Аменхотепа III. От храма Рамессеума на сегодняшний день остались только развалины. А храма Аменхотепа III и вовсе нет, в память о нём остались только известнейшие 18-ти метровые «поющие» колоссы Мемнона, которые когда-то располагались перед храмом. Хотя и колоссы сейчас уже не поют. После очередной реставрации в 199 году императором Септимием Севером, поющий северный колосс, издававший на рассвете звук, замолчал навсегда. Храм Царицы Хатшепсут – единственное сохранённое воспоминание о женщине-фараоне.
Долина Царей – впечатляющее место, окутанное тайной загадкой Древнего Египта. Там непременно стоит побывать хотя бы раз, ведь словами не передашь всю красоту и таинство древности.
В 1979 году Долина Царей была признана Всемирным наследием ЮНЕСКО.
 (фото 2)

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III.
Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н. э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений.

Было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что «поющий камень» представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона — царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень.

Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о «голосе» колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере (193-221 гг. н. э.).

В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: «Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами, что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии».

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III.
Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н. э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений.

Было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что «поющий камень» представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона — царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень.

Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о «голосе» колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере (193-221 гг. н. э.).

В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: «Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами, что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии». (фото 3)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 4)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 5)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 6)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 7)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 8)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 9)

Макет Храма Царицы Хатшепсут так как он был задуман и построен.

Макет Храма Царицы Хатшепсут так как он был задуман и построен. (фото 10)

Раскопки у Храма

Раскопки у Храма (фото 11)

Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут - «священнейший из священных»

Поминальный храм царицы Хатшепсут - самый необычный памятник древнеегипетской архитектуры в Луксоре. Храм Хатшепсут был возведен в середине второго тысячелетия до нашей эры. Сама царица называла его «Джесер джесеру», что означает «священнейший из священных». Храм располагается у самого подножия скал Дейр эль-Бахри и образует своеобразный амфитеатр.

Храм царицы Хатшепсут был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Он значительно отличается от храмов других египетских владык. Архитектура храма так же необычна, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Величественное здание с колоннадами сооружено на трех огромных террасах, соединенных между собой пандусами - широкими наклонными дорогами, разбивающими весь комплекс на две части. В древности на террасах был высажен обширный сад, а дорогу к храму охраняли ряды сфинксов. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Стены храма покрыты древнеегипетскими письменами и рельефами.

Один из главных сюжетов - мифическая история рождения царицы. На камне высечены сцены, описывающие, как бог Амон явился в покои матери Хатшепсут, приняв облик фараона Тутмоса Первого. Очевидно, рассказывая о своем божественном происхождении, царица стремилась утвердиться на троне. С той же целью ее скульптурные изображения в храме наделены мужскими чертами. Хатшепсут предстает в мужском облачении и с царской подвесной бородой - непременным атрибутом статуй египетских фараонов.

Пятнадцать лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории восемнадцатой династии. От ее имени велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, а на девятом году царствования была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт. В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.

После смерти Хатшепсут многие ее творения были уничтожены. Фараон Тутмос Третий приказал стереть имя и изображения царицы, чтобы предать ее забвению. Многие рельефы и надписи на стенах храма были навсегда потеряны, однако сам «священнейший из священных» уцелел. В период раннего христианства в храме устроили коптскую церковь, а в средние века он почти превратился в развалины. Позднее реставраторам удалось во многом восстановить его первоначальный облик.

Знаменитый археолог Эдуард Навилль, исследовавший этот район в 1891 году, даже не мог предположить, что храм царицы Хатшепсут удастся когда-нибудь восстановить. Ведь многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление комплекса. Их работа продолжается до сих пор. Год за годом ученые по крупицам собирают и воссоздают рельефы, статуи и архитектурные элементы.
Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз на современных туристов смотрят пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила».

Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут - «священнейший из священных»

Поминальный храм царицы Хатшепсут - самый необычный памятник древнеегипетской архитектуры в Луксоре. Храм Хатшепсут был возведен в середине второго тысячелетия до нашей эры. Сама царица называла его «Джесер джесеру», что означает «священнейший из священных». Храм располагается у самого подножия скал Дейр эль-Бахри и образует своеобразный амфитеатр.

Храм царицы Хатшепсут был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Он значительно отличается от храмов других египетских владык. Архитектура храма так же необычна, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Величественное здание с колоннадами сооружено на трех огромных террасах, соединенных между собой пандусами - широкими наклонными дорогами, разбивающими весь комплекс на две части. В древности на террасах был высажен обширный сад, а дорогу к храму охраняли ряды сфинксов. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Стены храма покрыты древнеегипетскими письменами и рельефами.

Один из главных сюжетов - мифическая история рождения царицы. На камне высечены сцены, описывающие, как бог Амон явился в покои матери Хатшепсут, приняв облик фараона Тутмоса Первого. Очевидно, рассказывая о своем божественном происхождении, царица стремилась утвердиться на троне. С той же целью ее скульптурные изображения в храме наделены мужскими чертами. Хатшепсут предстает в мужском облачении и с царской подвесной бородой - непременным атрибутом статуй египетских фараонов.

Пятнадцать лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории восемнадцатой династии. От ее имени велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, а на девятом году царствования была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт. В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.

После смерти Хатшепсут многие ее творения были уничтожены. Фараон Тутмос Третий приказал стереть имя и изображения царицы, чтобы предать ее забвению. Многие рельефы и надписи на стенах храма были навсегда потеряны, однако сам «священнейший из священных» уцелел. В период раннего христианства в храме устроили коптскую церковь, а в средние века он почти превратился в развалины. Позднее реставраторам удалось во многом восстановить его первоначальный облик.

Знаменитый археолог Эдуард Навилль, исследовавший этот район в 1891 году, даже не мог предположить, что храм царицы Хатшепсут удастся когда-нибудь восстановить. Ведь многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление комплекса. Их работа продолжается до сих пор. Год за годом ученые по крупицам собирают и воссоздают рельефы, статуи и архитектурные элементы.
Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз на современных туристов смотрят пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила». (фото 12)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 13)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 14)

Эта часть храма в которой происходила мумификация и отпевание усопшей ЦАРИЦЫ!

Эта часть храма в которой происходила мумификация и отпевание усопшей ЦАРИЦЫ! (фото 15)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 16)

Хатшепсут была египетской царицей, правившей в Древнем Египте еще до нашей эры. Так как эта женщина жила довольно давно, то судить о ее характере можно лишь по ее поступкам и историческим событиям, произошедшим в период ее правления. Основываясь на косвенных свидетельствах и предположениях, попробуем выяснить, чем так знаменита Хатшепсут.

Царица после смерти мужа Тутмоса II приняла титул фараона, хотя была только регентшей при малолетнем брате Тутмосе III. Хатшепсут по рождению принадлежала к одному полу, выполняла обязанности другого и, как свидетельствует история, добилась успеха в трудной задаче руководства страной.

Хатшепсут знаменита тем, что она была первой женщиной-правителем, имя которой отмечено в анналах прошлого среди других знаменитых женщин: Клеопатра, Екатерина II, Елизавета Английская… Но отличает ее от них то, что она надела мужской костюм и корону царя.

На изображениях царица предстает перед нами в мужской короткой юбке, в царской короне и с накладной бородой, но иногда изображалась она и как женщина. На словах она могла отрицать свою женскую натуру, но эта суть определенно влияла на ее жизнь и правление. Как женщина она не могла не отдать свое сердце мужчине. Этим мужчиной был Сенмут, придворный вельможа. Он был одним из самых талантливых архитекторов древнего мира. Именно ему мы обязаны чудом храма царицы в Дейр-эль-Бахри, самого красивого храма в Египте.

На стенах его изображена экспедиция в Пунт, предпринятая Хатшепсут. Из Пунта были привезены деревья, дающие ладан (с корнями), и посажены в Египте. Это древнейшее в истории упоминание об акклиматизации растений.

Считается, что Хатшепсут преуспела в захвате трона благодаря хитрой придворной игре и мощной поддержке знати. Она продержалась на троне около 20 лет. Историки отмечают, что Хатшепсут непросто было преодолеть серьезные препятствия – особенности её настоящего пола и силу традиций – в своём стремлении к власти, но был еще один нешуточный фактор, делающий её успех поистине необъяснимым. Всё время, пока она правила, на заднем плане существовал еще один царь – ее брат Тутмос III.

Каким образом ей удавалось так долго отстранять его от власти, до сих пор остается загадкой. Видимо, он обладал большим терпением – ведь Хатшепсут 20 лет занимала его место. Но после ее смерти по его приказу были разрушены многие монументы, возведенные Хатшепсут. Имя и образ ее были стерты со стен ее храма, а мумия до сих пор не найдена. Это была месть за годы унижения и жизни в тени великой женщины.

Существует другая версия, объясняющая, почему были уничтожены изображения Хатшепсут – религиозно-политическая. Поскольку было неестественно, что женщина являлась фараоном, решено было уничтожить все напоминания об этом этапе в жизни страны для устранения прецедента, при котором и другие женщины могли претендовать на эту роль. Какая версия более точная, сказать трудно, скорее всего – и та, и другая.

Личность Хатшепсут навсегда оставила свой след в мировой культуре, поскольку немногим женщинам древнего общества удалось проявить себя на поприще государственной деятельности, ведь в этой сфере мужчины всегда практически полностью доминировали над женщинами. Время правления Хатшепсут историки характеризуют как эпоху мира и процветания, время расцвета архитектуры и искусства.

Хатшепсут была египетской царицей, правившей в Древнем Египте еще до нашей эры. Так как эта женщина жила довольно давно, то судить о ее характере можно лишь по ее поступкам и историческим событиям, произошедшим в период ее правления. Основываясь на косвенных свидетельствах и предположениях, попробуем выяснить, чем так знаменита Хатшепсут.

Царица после смерти мужа Тутмоса II приняла титул фараона, хотя была только регентшей при малолетнем брате Тутмосе III. Хатшепсут по рождению принадлежала к одному полу, выполняла обязанности другого и, как свидетельствует история, добилась успеха в трудной задаче руководства страной.

Хатшепсут знаменита тем, что она была первой женщиной-правителем, имя которой отмечено в анналах прошлого среди других знаменитых женщин: Клеопатра, Екатерина II, Елизавета Английская… Но отличает ее от них то, что она надела мужской костюм и корону царя.

На изображениях царица предстает перед нами в мужской короткой юбке, в царской короне и с накладной бородой, но иногда изображалась она и как женщина. На словах она могла отрицать свою женскую натуру, но эта суть определенно влияла на ее жизнь и правление. Как женщина она не могла не отдать свое сердце мужчине. Этим мужчиной был Сенмут, придворный вельможа. Он был одним из самых талантливых архитекторов древнего мира. Именно ему мы обязаны чудом храма царицы в Дейр-эль-Бахри, самого красивого храма в Египте.

На стенах его изображена экспедиция в Пунт, предпринятая Хатшепсут. Из Пунта были привезены деревья, дающие ладан (с корнями), и посажены в Египте. Это древнейшее в истории упоминание об акклиматизации растений.

Считается, что Хатшепсут преуспела в захвате трона благодаря хитрой придворной игре и мощной поддержке знати. Она продержалась на троне около 20 лет. Историки отмечают, что Хатшепсут непросто было преодолеть серьезные препятствия – особенности её настоящего пола и силу традиций – в своём стремлении к власти, но был еще один нешуточный фактор, делающий её успех поистине необъяснимым. Всё время, пока она правила, на заднем плане существовал еще один царь – ее брат Тутмос III.

Каким образом ей удавалось так долго отстранять его от власти, до сих пор остается загадкой. Видимо, он обладал большим терпением – ведь Хатшепсут 20 лет занимала его место. Но после ее смерти по его приказу были разрушены многие монументы, возведенные Хатшепсут. Имя и образ ее были стерты со стен ее храма, а мумия до сих пор не найдена. Это была месть за годы унижения и жизни в тени великой женщины.

Существует другая версия, объясняющая, почему были уничтожены изображения Хатшепсут – религиозно-политическая. Поскольку было неестественно, что женщина являлась фараоном, решено было уничтожить все напоминания об этом этапе в жизни страны для устранения прецедента, при котором и другие женщины могли претендовать на эту роль. Какая версия более точная, сказать трудно, скорее всего – и та, и другая.

Личность Хатшепсут навсегда оставила свой след в мировой культуре, поскольку немногим женщинам древнего общества удалось проявить себя на поприще государственной деятельности, ведь в этой сфере мужчины всегда практически полностью доминировали над женщинами. Время правления Хатшепсут историки характеризуют как эпоху мира и процветания, время расцвета архитектуры и искусства. (фото 17)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 18)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 19)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 20)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 21)
 
Египет: Луксор- Долина мертвых, НИл (фото 22)

Гробницы.
Надеюсь не утомила своими репортажами. Приятного просмотра.

Гробницы.
Надеюсь не утомила своими репортажами. Приятного просмотра. (фото 23)

Египет

Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды,
С телом рыб и с головками змей,
Как огромные, древние чуда
Из глубин пышноцветных морей.

Вот каким ты увидишь Египет
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдуя, дымится вода.

К отдаленным платанам цветущим
Ты приходишь, как шел до тебя
Здесь мудрец, говоря с Присносущим,
Птиц и звезды навек полюбя.

То вода ли шумит безмятежно
Между мельничных тяжких колес,
Или Апис мычит белоснежный,
Окровавленный цепью из роз?

Это взор благосклонный Изиды
Иль мерцанье встающей луны?
Но опомнись! Растут пирамиды
Пред тобою, черны и страшны.

На седые от мха их уступы
Ночевать прилетают орлы,
А в глубинах покоятся трупы,
Незнакомые с тленьем, средь мглы.

Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которых не ведаешь ты.

Но Египта властитель единый,
Уж колышется Нильский разлив
Над чертогами Елефантины,
Над садами Мемфиса и Фив.

Там, взглянув на пустынную реку,
Ты воскликнешь: «Ведь это же сон!
Не прикован я к нашему веку,
Если вижу сквозь бездну времен.

«Исполняя царевы веленья,
Не при мне ли нагие рабы
По пустыням таскали каменья,
Воздвигали вот эти столбы?

«И столетья затем не при мне ли
Хороводы танцующих жриц
Крокодилу хваления пели,
Перед Ибисом падали ниц?

«И, томясь по Антонии милом,
Поднимая большие глаза,
Клеопатра считала над Нилом
Пробегающие паруса».

Но довольно! Ужели ты хочешь
Вечно жить средь минувших отрад?
И не рад ты сегодняшней ночи
И сегодняшним травам не рад?

Не обломок старинного крипта,
Под твоей зазвеневший ногой,
Есть другая душа у Египта
И торжественный праздник другой.

Точно дивная фата-моргана,
Виден город у ночи в плену,
Над мечетью султана Гассана
Минарет протыкает луну.

На прохладных открытых террасах
Чешут женщины золото кос,
Угощают подруг темноглазых
Имбирем и вареньем из роз.

Шейхи молятся, строги и хмуры,
И лежит перед ними Коран,
Где персидские миниатюры —
Словно бабочки сказочных стран.

А поэты скандируют строфы,
Развалившись на мягкой софе,
Пред кальяном и огненным кофе,
Вечерами в прохладных кафе.

Здесь недаром страна сотворила
Поговорку, прошедшую мир:
— Кто испробовал воду из Нила,
Будет вечно стремиться в Каир. —

Пусть хозяева здесь — англичане,
Пьют вино и играют в футбол,
И Хедива в высоком Диване
Уж не властен святой произвол!

Пусть! Но истинный царь над страною
Не араб и не белый, а тот,
Кто с сохою или с бороною
Черных буйволов в поле ведет.

Хоть ютится он в доме из ила,
Умирает, как звери, в лесах,
Он любимец священного Нила
И его современник — феллах.

Для него ежегодно разливы
Этих рыжих всклокоченных вод
Затопляют богатые нивы,
Где тройную он жатву берет.

И его ограждают пороги
Полосой острогрудых камней
От нежданной полночной тревоги,
От коротких нубийских мечей.

А ведь знает и коршун бессонный:
Вся страна — это только река,
Окаймленная рамкой зеленой
И другой, золотой, из песка.

Если аист задумчивый близко
Поселится на поле твоем,
Напиши по-английски записку
И ему привяжи под крылом.

И весной на листе эвкалипта,
Если аист вернется назад,
Ты получишь привет из Египта
От веселых феллашских ребят.
Николай Гумилёв

Египет

Как картинка из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды,
С телом рыб и с головками змей,
Как огромные, древние чуда
Из глубин пышноцветных морей.

Вот каким ты увидишь Египет
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдуя, дымится вода.

К отдаленным платанам цветущим
Ты приходишь, как шел до тебя
Здесь мудрец, говоря с Присносущим,
Птиц и звезды навек полюбя.

То вода ли шумит безмятежно
Между мельничных тяжких колес,
Или Апис мычит белоснежный,
Окровавленный цепью из роз?

Это взор благосклонный Изиды
Иль мерцанье встающей луны?
Но опомнись! Растут пирамиды
Пред тобою, черны и страшны.

На седые от мха их уступы
Ночевать прилетают орлы,
А в глубинах покоятся трупы,
Незнакомые с тленьем, средь мглы.

Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни,
О которых не ведаешь ты.

Но Египта властитель единый,
Уж колышется Нильский разлив
Над чертогами Елефантины,
Над садами Мемфиса и Фив.

Там, взглянув на пустынную реку,
Ты воскликнешь: «Ведь это же сон!
Не прикован я к нашему веку,
Если вижу сквозь бездну времен.

«Исполняя царевы веленья,
Не при мне ли нагие рабы
По пустыням таскали каменья,
Воздвигали вот эти столбы?

«И столетья затем не при мне ли
Хороводы танцующих жриц
Крокодилу хваления пели,
Перед Ибисом падали ниц?

«И, томясь по Антонии милом,
Поднимая большие глаза,
Клеопатра считала над Нилом
Пробегающие паруса».

Но довольно! Ужели ты хочешь
Вечно жить средь минувших отрад?
И не рад ты сегодняшней ночи
И сегодняшним травам не рад?

Не обломок старинного крипта,
Под твоей зазвеневший ногой,
Есть другая душа у Египта
И торжественный праздник другой.

Точно дивная фата-моргана,
Виден город у ночи в плену,
Над мечетью султана Гассана
Минарет протыкает луну.

На прохладных открытых террасах
Чешут женщины золото кос,
Угощают подруг темноглазых
Имбирем и вареньем из роз.

Шейхи молятся, строги и хмуры,
И лежит перед ними Коран,
Где персидские миниатюры —
Словно бабочки сказочных стран.

А поэты скандируют строфы,
Развалившись на мягкой софе,
Пред кальяном и огненным кофе,
Вечерами в прохладных кафе.

Здесь недаром страна сотворила
Поговорку, прошедшую мир:
— Кто испробовал воду из Нила,
Будет вечно стремиться в Каир. —

Пусть хозяева здесь — англичане,
Пьют вино и играют в футбол,
И Хедива в высоком Диване
Уж не властен святой произвол!

Пусть! Но истинный царь над страною
Не араб и не белый, а тот,
Кто с сохою или с бороною
Черных буйволов в поле ведет.

Хоть ютится он в доме из ила,
Умирает, как звери, в лесах,
Он любимец священного Нила
И его современник — феллах.

Для него ежегодно разливы
Этих рыжих всклокоченных вод
Затопляют богатые нивы,
Где тройную он жатву берет.

И его ограждают пороги
Полосой острогрудых камней
От нежданной полночной тревоги,
От коротких нубийских мечей.

А ведь знает и коршун бессонный:
Вся страна — это только река,
Окаймленная рамкой зеленой
И другой, золотой, из песка.

Если аист задумчивый близко
Поселится на поле твоем,
Напиши по-английски записку
И ему привяжи под крылом.

И весной на листе эвкалипта,
Если аист вернется назад,
Ты получишь привет из Египта
От веселых феллашских ребят.
Николай Гумилёв (фото 24)

Долина Царей - некрополь гробниц египетских фараонов либо город мертвых. Находится долина на западе, где-то в восьми километрах от реки Нил напротив города Фивы (современный Луксор). Почему на западе? Да потому, что солнце садится на западе, и именно там оно скрывается за горизонт и наступает темнота, тишина, а значит покой. Вот поэтому египетские фараоны и решили строить свои погребенья на западном берегу Нила, который обрёл название – Город Мертвых! А восточный берег называют Городом Живых, где встаёт солнце и город начинает жить своей обыденной шумной жизнью от рынков до религиозных сооружений. В молитвенных храмах фараоны молились единому богу Амону, к которому Аменхотеп III призвал всех египтян. Главная достопримечательность «Города Живых» - это комплексы храмов Карнака и Луксора, на расстоянии трех километров друг от друга.

Ощущение единства двух городов — Города Живых и Города Мертвых гармонично дополняли друг друга, и были единым целым — Фивами.
Чтобы избежать ограбления гробниц, во времена Нового царства (ок. 1580 – ок. 1070 до н.э.), египетских фараонов начали хоронить в Долине Царей в горах. И начало этому захоронению положил фараон Тутмос I.
Весь некрополь делится на долину царей и долину цариц.
В Долине Царей найдено 64 гробницы. Самыми известными считаются гробницы: Тутмоса III(к тому же и самой красивой), Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Рамсеса III, Рамсеса VI, Рамсеса IX.
Все эти гробницы, к сожалению, были разграблены, кроме гробницы Тутанхамона. Знаменитый английский археолог и египтолог Говард Картер обнаружил покоящуюся, более чем три тысячи лет, гробницу юного правителя в 1922 году нетронутой. Все сокровища гробницы перевезены в Каирский музей, а каменный саркофаг и мумия всё так же находятся в гробнице в Долине Царей. Гробница Тутанхамона была последним великим открытием тайн Древнего Египта.

Долина Цариц открыла египтологам до семидесяти гробниц жён фараонов и их детей (XVIII, XIX и XX династии). Самой примечательной является гробница жены фараона Рамсеса II – Нефертари, с расписанными до потолка стенами.
В XII в. до н. э. грабители стали не только грабить гробниц, но и сжигать мумии. Поэтому все мумии были спрятаны в горном «сейфе». Нашел этот тайник Гастон Масперо с сорока мумиями фараонов XVII, XIX и XX династий с их семьями. На сегодняшний день мумии и их саркофаги составляют одну из крупнейших частей Египетского Каирского музея.

IZOLENA

Очень интересно!!! Спасибо.

Маруся78

Спасибо! Очень приятно!

genia 1105

Очень интересно, только я не поняла каким боком данный блог относится к технике вязание крючком?

Маруся78

Спасибо, что интересно. Бок у этого блога такой: многие мои друзья по сайту занимаются вязанием крючком и декупажем, для этого и бок.

Гyля

Очень интересно! Спасибо!

Маруся78

Благодарю за интерес и оценку!

Юлия и Михаэль Деспоташвили

И фото, и информация шикарные!

Маруся78

благодарю

Хозяйка гнома

Ой, Марусь, за всеми этими Болтушками, чуть твои красивущие фотки не пропустила! Зря не вставила ещё ту, что в лодке - там воду потрогать можно!

Маруся78

Оль, спасибо! Сама уже все что можно пропустила.....Вот еще воды.....поближе.....красота АбАлденная!!!!

ksenia51

Ты как энциклопедия у нас)))

Марусик, красотища необыкновенная, здорово, что ты все это повидала своими глазами, и нам показала)))

Маруся78

Кюня, спасибо!!!! Стараюсь для Вас, что было веселее, да интереснее!!!!цветы

lencha

Мариша, как же интересно с тобой прогуляться!!!!!!! Супер!!!!!!!супер!

Маруся78

Ленчик, спасибо огромное!

н а т а

Красота необыкновенная! Спасибо за экскурсию!!!фото

Маруся78

Благодарю!!!! Спасибо!

Оль Ха

Марусенька,Очень красиво и ООООчень интересно!Большое спасибо за экскурсию!!!жму рукублагодарю

Маруся78

Оль, на здоровье!!! Спасибо! и приходи еще!!!! Всегда рада!

Florena

Спасибо за экскурсию!

Маруся78

Спасибо и Вам!!!!!

Литтана

Мариш, оба твоих фоторепортажа смотрела раньше, а сказать, какая интересная получилась экскурсия, оказывается, забыла... Фотографии очень красивые!супер!

Маруся78

Наташ , спасибо...а чумичка, забыла ответить!!!!!

ЛЕСЕНОК

Маруся, как интересно и красиво!!! Я только сегодня наткнулась на твой этот блог.... Читала с большим интересом!!! Спасибо!

Маруся78

Приходи еще!!!!!Тебе рада всегда!!!!