Поделиться:
К выдающимся мастерам старшего поколения принадлежит Надежда Аврамовна Белоконь (1893 - 1981), Мастер народного творчества (1936), член Союза художников СССР (1962).
Технике петриковской росписи она научилась у матери, а вдохновляла ее волшебная украинская природа, которую маленькая Надийка очень любила. С 12 лет она стала помогать матери украшать дом малевками, а с 14, как и Татьяна Пата, уже зарабатывала на жизнь рисованием. Художница вспоминала: "Рисование давало мне, во-первых, бесконечное удолентворение (втіху) и удовольствие, а во-вторых, это было материальное обеспечение моей семьи".
Когда Н.Белоконь вышла замуж, она научила рисовать цветы своего мужа, его мать, своих подруг -Арину Пилипенко иНадежду Тимошенко, и все вместе они изготавливали малевки на продажу. Эти рисунки на бумаге имели большой спрос и с успехом продавались на базарах Екатеринославщины и Полтавщины.
Свои композиции Н.Белоконь создавала очень быстро, наследуя местные традиции стенописи, вытынания, вышивки. Ее творческое наследие состоит из 2-х частей: во-первых, это традициооные цветочные композиции и ,во-вторых, сюжетно-жанровые фигуративные картины:"Весілля", "Українські дівчата", "Роман і Оксана", "Пряха" и другие.Художница изобрела свой собственный жанр - "свадебный поезд". На Украине поездом называли невесту, жениха и всех гостей, которые отправились на свадьбу. Одну из таких работ смотрите ниже.
Второе поколение петриковских мастеров - это в основном ученики Татьяны Паты, выпускники Петриковской школы декоративного рисования, которая за несколько лет, предшествующих войне, успела сделать два выпуска мастеров росписи. И среди них своим талантом выделялся Федор Саввич Панко (1924 - 2008). На фото : мастер проводит занятие с юными художниками детской художественной школы.
Федора Панко с детства окружали предметы декоративно-прикладного искусства - его мать и старшая сестра были известными в селе вишивальщицами.
Рисунок мастера на бумаге : "Калина", 1975.
Будучи еще пятиклассником, Федор поступил в школу декоративного рисования, где под руководством Татьяны Паты изучал композиционные признаки орнаментики. В своем творчестве он не был копировальщиком произведений других мастеров. Изучая природные формы растений, цветов, птиц, животных, он создавал свои образы и мотивы . Ф.Панко первым стилизовал колоски разных степных злаков, цветы подсолнечника, гороха, хмеля,пушистые головки одуванчика. Гармонично объединяя отдельные элементы различных птиц, он создавал сказочный образ жар-птицы.
Ниже - Ф.Панко. Лебеди. 1976.
В 1958 году его приняли в Союз художников, и в этом же году он стал руководителем цеха подлаковой росписи. Мастера заинтересовала проблема возрождения расписной деревянной посуды. Он создает новые современные формы: сахарницу, салфетницу, пудреницу, солонку. Расписывает деревянные сувенирные пысанки -"малеванки", которые пользуются большим спросом.
Федор Панко долгое время работал над циклом панно на сюжеты старых и современных народных песен. Ниже мы видим одну из таких работ. Она называется "Хата моя, рідна хата".
Без творчества таких мастеров, как Надежда Белоконь и Федор Панко, петриковсая роспись не была бы столь яркой и самобытной. Без сомнения, эти мастера хранили традиции и в то же время способствовали развитию их в современном мире.
Спасибо за урок!!!!!!!!!! Очень интересно и поучительно!!!!!!!!!!!!!
Рада, что Вам понравилось.
Понравилось - не то слово. Я все утащила в хомячью нору, и теперь меня занимает одно: куда впихнуть занятие петриковской росписью в моем и без того плотном графике? Но - "ЖЕЛАНИЕ - это тысяча возможностей, а НЕЖЕЛАНИЕ - это тысяча причин". Я Вам в личную почту сейчас напишу.
Спасибо за оценку.