Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Методы психодиагностики творческих способностей человека. Тест Торренса



Педагогический опыт Методы психодиагностики творческих способностей человека Тест Торренса

В избранных: 146
В избранных: 146
В избранных: 146

Поделиться:

Насколько вы креативный, творческий человек? Нет, не то что о вас думают окружающие вас люди или вы сами, а то что есть на самом деле.Хотя я не сомневаюсь ни на секунду, что в «Стране мастеров» живут только самые хорошие, талантливые и творческие люди, но все же предлагаю каждому проверить себя или кого-то из своего окружения.

В настоящее время существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Но лично мне после всех занятий по психологии творчества больше всего «запал в душу» тест Торренса — тест большой, точнее расшифровка у него большая, но оно того стоит.

Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.

Лично мне больше всего нравится — Фигурный тест Е. Торренса. Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

Примечание: общая инструкция для детей может выглядеть так «Сейчас вы немного порисуете. Рисовать — приятное занятие и постарайтесь делать это так чтобы ваш рисунок был интересным, необычным, особенным.» Объясняя как выполнять задания, нельзя приводить примеры возможных ответов, показывать рисунки выполненные кем-то другим. Перед выполнением каждого субтеста психологу или педагогу следует проговаривать содержание задания, уточнять что именно следует сделать.

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку». Испытуемому предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет овала испытуемых выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.

Субтест 2. «Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимульных фигур — см. картинку ниже. А так же придумать название к каждому рисунку.

Рисунок для печати

Субтест 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий — картинку не привожу, так как это нарисовать сможет каждый. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.

Не читайте дальше если решили пройти тест сами подмигиваю читать можно только после окончания работы.

----------

После выполнения всех занятий проводится обработка результатов. Обработка теста всего предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность», «сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».

«Беглость»- характеризует творческую продуктивность человека. Оценивается только во 2 x 3 субтесте в соответствии со следующими правилами:

1. Для оценки необходимо подсчитать общее количество ответов (рисунков), данных тестируемым.

2. При подсчете показателя учитываются только адекватные ответы.

Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по «беглости», то он исключается из всех дальнейших подсчетов.

Неадекватными признаются следующие рисунки:

  • рисунки, при создание которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения.
  • рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции, имеющие бессмысленное название.
  • осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ.

3. Если две (или более) незаконченных фигур в субтесте 2 использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ.

4. Если две (или более) пары параллельных линий в субтесте 3 использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.

«Оригинальность»- самый значимый показатель креативности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, нешаблонности, особенности творческого мышления испытуемого и его выраженной непохожести. Показатель «оригинальности» подсчитывается по всем трем субтестам в соответствии с правилами:

1. Оценка за «оригинальность» основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные в 1 балл.

2. Оценивается рисунок, а не название!

3. Общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.

Список ответов на 0 баллов за «оригинальность»:

Примечание: если в списке неоригинальных ответов приводится ответ «лицо человека» и соответствующая фигура превращена в лицо, то данный рисунок получает 0 баллов, но если эта же незаконченная фигура превращена в усы или губы, которые затем становятся частью лица, то ответ оценивается в 1 балл.

Субтест 1 — оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.

Субтест 2. — обратите внимание, все незаконченные фигуры имеют свою нумерацию, слева-направо и сверху-вниз:

1. 2.

3. 4.

и т.п.

1. — цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко

2. — буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры)

3. — цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды

4. — буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры)

5. — цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда

6. — ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры).

7. — цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш)

8. — цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок.

9. — цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных.

10. — цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного

Субтест 3: книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.

«Абстрактность названия» — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения. Этот показатель подсчитывается в субтестах 1 х 2. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.

0 баллов: Очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т.п.

1 балл: Простые описательные названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, которые выражают лишь то, что мы видим на рисунке, либо описывают то, что человек, животное или предмет делают на рисунке, или из которых легко выводятся наименования класса, к которому относится объект — «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Саяны» (горы), «Мальчик болеет» и т.п.

2 балла: Образные описательные названия «Загадочная русалка», «SOS», названия описывающие чувства, мысли «Давай поиграем»…

3 балла: абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл «Мой отзвук», «Зачем выходить от туда, куда ты вернешься вечером».

«Сопротивление замыканию» - отображает «способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею». Подсчитывается только в субтесте 2. Оценка от 0 до 2 баллов.

0 баллов: фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, буквы и цифры так же = 0 баллов

1 балл: Решение превосходит простое замыкание фигуры. Тестируемый быстро и просто замыкает фигуру, но после дополняет ее деталями снаружи. Если детали добавляются только внутри замкнутой фигуры, то ответ = 0 баллов.

2 балла: стимульная фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка или фигура замыкается с помощью сложной конфигурации. Два балла так же присваивается в случае, если стимульная фигура остается открытой частью закрытой фигуры. Буквы и цифры = 0 баллов.

«Разработанность» — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех субтестах. Правила оценки:

1. Один балл начисляется за каждую существенную деталь рисунка дополняющую исходную стимульную фигуру, при этом детали, относящиеся к одному и тому же классу, оцениваются только один раз, например, у цветка много лепестков — все лепестки считаем как одну деталь. Например: цветок имеет сердцевину (1 балл), 5 лепестков (+1 балл), стебель (+1), два листочка (+1), лепестки, сердцевина и листья заштрихованы (+1 балл) итого: 5 баллов за рисунок.

2. Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов, то оценивается разработанность одного из них + еще один балл за идею нарисовать другие такие же предметы. Например: в саду может быть несколько одинаковых деревьев, в небе — одинаковые облака и т.п. По одному дополнительному баллу дается за каждую существенную деталь из цветков, деревьев, птиц и один балл за идею нарисовать таких же птиц, облака и т.п.

3. Если предметы повторяются, но каждый из них имеет отличительную деталь, то необходимо дать по одному баллу за каждую отличительную деталь. Например: цветов много, но у каждого свой цвет — по одному новому баллу за каждый цвет.

4. очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» оцениваются в 0 баллов.

Итак, теперь мы все проанализировали, все подсчитали смеюсь, вы думаете это все? Нет, пришла пора математики. Вспомнить значение понятия «средне-арифметическое значение»

Для получения окончательного результата надо: просуммировать все баллы полученные при оценке всех пяти факторов («беглость», «оригинальность», «абстрактность названия», «разработанность» и «замыкание») и поделить эту сумму на пять. А вот полученный результат имеет действительно значение:

<30 — очень плохо

30—34 — ниже нормы

35—39 — несколько ниже нормы

40—60 — норма

61—65 — несколько выше нормы

66—70 — выше нормы

>70 — превосходно!!!

Сергеева Нина

Я не знаю, как вас благодарить. Этот метод теста искала почти год В интернете нашла, а ключей к нему нет. В нашем управлении образования у  его нет. В институте повышения квалификации "замяли". Отказали, вообщем. На семинаре по арттехнологиям думала что -то добуду. А там даже психолога ни одного не было. Одним словом  - ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!!

ЛиЛеКа

Огромное спасибо! У нас вводят профильное обучение, тест поможет детям определиться...

OLGA15

Спасибо Вам огромное, давно хотела поискать в интернете, а тут Ваша публикация!!!!!!! Еще раз спасибо!!!!!цветы

Лена Витальевна

Не за что, пользуйтесь на здоровье! улыбаюсь Надеюсь я доступно перевела с русского на русский - просто в методичке сохранившейся с институтской поры, все это описание занимает несколько страниц и написано на профессиональном языке – так что пришлось немного сократить и от "профессинализмов" избавиться.

Если есть необходимость могу продолжить тему и дать описание других тестов на креативность.

Петр Шольц

Лена Витальевна, спасибо за такой редкий психологический тест.супер! Я определил ваш материал в категорию педагогический опыт и перерисовал рисунок. Для удобства использования добавил вариант для распечатывания в формате PDF.

Лена Витальевна

Спасибо за помощь в оформлении улыбаюсь

ЛеМи

Спасибо за тест. Хотелось бы продолжения. В работе всегда пригодиться!

Татьяна Безрукова.

Лена !  Добрый день!  У меня  есть свой  детский центр  раннего развития и творчества.  Можно с Вашего разрешения опубликовать  данный  тест на  своем  сайте.  Я  сохраню  Ваше  И Ф  и  ссылку  на  сайт  страна  мастеров.

Лена Витальевна

Да, естественно можно.

Татьяна Безрукова.

Спасибо!!цветы

SvetSezova

А вот последний абзац по показателям нормы-не нормы вы сами придумали или у того же Торренса взяли?

И еще, я думаю, для эффективности и достоверности не нужно вырывать субтест из контекста, а проводить полностью. :)

Лена Витальевна

последний абзац, взят от туда же откуда и весь тест - т.е. того же Торенса.

А насчет вырывания субтестов из общего теста я ничего не говорила... просто указала что сам тест состоит из нескольких субтестов - и подсчет результатов и последующее сравнения с показателями нормы идет по всему тесту - но каждый субтест считается по разному! Внимательнее прочитайте последние абзацы!

Галина Т

Спасибо за тест. Если можно дайте еще описание других тестов на креативность.

Лена Витальевна

Я уже выкладывала еще один тест - https://stranamasterov.ru/node/18881

Есть ли смысл еще давать? Может лучше теперь на развитие - памяти, воображения, внимания и т.п. познавательных процессов?!

Галина Т

     Можно и  на развитие - памяти, воображения, внимания и т.п. познавательных процессов? Тоже пригодятся в работе.Спасибо

Лена Витальевна

Прошу прощение с задержкой ответа - две недели не было доступа к компьютеру. В ближайщее время выложу что-нибудь из перечисленного.

гость

Лена Витальевна! Спасибо Вам за такой превосходный тест!

Мария Лоз

Леночка нарисуйте пожалуйста рисунок к 3 субтесту.Спасибо.

гость

Может я что-то не понимаю? Невозможно сложить сумму балов по 5 категориям, разделить и получить оценку хотябы в 30 балов.(1-10, 2-10, 3-30, 4-20 и 5-50 итого 120баллов/5 категорий = 24 балла  и это при максимальных баллах по категориям.

гость

Здравствуйте Лена Витальевна. Для дипломной работы искала диагностику творческих способностей. Нашла Вашу публикацию. Хочу попросить у Вас разрешения на её использование. Для диплома нужно указать автора. Если Вы не против напишите мне Ваши данные и библиографию источника. Заранее спасибо. Марина Анатольевна.

Татьяна Безрукова.

Данная публикация  это источник материала воспроизведенный  с первоисточника.

Возьмите первоисточник  он более развернутый..

http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/4.1.11.html

«Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство» (Туник Е.Е.)

скачать можно

http://log-in.ru/books/67983/

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635a3bd78b5d53a88521206d27_...

ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

school25.tomsk.rufiles/img/diagnostika_tvorch_…

Диагностика творческих способностей

тут  дипломы

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20...

Диана81

Спасибо Вам огромное!!!

гость

Лена Витальевна, есть ли интерпретация этого теста для диагностики воображения? Слышала, что его называют круги Торренса