Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Методика изучения и развития творческого потенциала



Педагогический опыт Методика изучения и развития творческого потенциала

В избранных: 39
В избранных: 39
В избранных: 39
В избранных: 39

Поделиться:

Методика  изучения и развития творческого потенциала учащихся представляет собой комплекс модификацию теста Торренса, выполненную О.П. Мотковым для применения психологами и педагогами. Методика предназначена для школьников, ее рекомендуется применять, начиная с 3-го класса. Методика проводится в групповой форме; состоит из нескольких разделов: 

1. Тест употребление предметов.

Учащимся предлагается следующее задание: "Напишите, пожалуйста, все возможные виды использования ботинка, причем могут быть и какие-то необычные виды использования".

Определяются следующие диагностические показатели: "продуктивность" – общее число названных видов использования; "гибкость" – число ответов разного типа; "оригинальность" – число ответов, не встречающихся у других участников группы.

Далее предлагается для ответов другой предмет, например, молоток.

 2. Незавершенные фигуры.

Инструкция: Дорисуйте следующие фигуры до целой картинки, придумайте и напишите к ним названия. Можно давать несколько картинок по каждой фигуре.

  

Определяются гибкость и оригинальность ответов в соответствии с предложенными в первом тесте критериями.

Развитие творческих способностей происходит как в процессе выполнения теста, так и дополнительно: педагог просит нескольких ребят нарисовать на доске свои картинки и дать им названия. Затем он выясняет у остальных участников эксперимента, есть ли у них картинки с другими сюжетами. Обсуждает оригинальность ответов. Выражает похвалу группе за активность и творческий подход к заданиям (положительное подкрепление всей группе).

 3. Рассказ по картинке.

Инструкция: Я буду Вам показывать картинку, а Вы – рассказывать прошлое, настоящее и будущее того предмета или человека, которые на ней изображены. (Картинки: петух, рыба, муха, шуруп, мужчина.) Педагог вызывает любого добровольца и показывает ему и группе картинку, например, шуруп. Сообщает инструкцию. Все слушают рассказ. Затем процедура повторяется с другим участником, которому предъявляется другая картинка. Так опрашиваются 3-4 человека, которые не опрашивались по предыдущим заданиям.

Оцениваются оригинальность и объем рассказа, т.е. сила и продуктивность творческого воображения.

 4. Решение необычных ситуаций (проблем)

Педагог предлагает всей группе подумать и написать каждому решение необычных ситуаций. Например:


  • Что будет на Земле, если все люди станут легкими как пушинки?
  • Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будете делать?
  • На землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе и рядом с вашим домом. Что вы предпримете?

Педагог просит 4-5 человек зачитать свои решения вслух, включая в работу тех, кто публично еще не выступал. Оценивается оригинальность и объем ответов. Вся группа поощряется за активную работу.

 5. Методика "Четыре скрепки"

Участникам занятия предлагается следующее задание: "Вам даны 4 скрепки. Попытайтесь, пожалуйста, составить из них различные фигуры и подпишите ее придуманным Вами названием".

Педагог заранее раздает каждому члену группы по 4 скрепки и листу бумаги. Через 6 минут после начала работы сообщается: "Осталась одна минута!" Общее время работы 7 минут. Его можно изменить в зависимости от возможностей педагога и уровня развития группы.

Методику можно предъявлять уже детям 6-7 лет (без записи ими названия фигуры или сюжета)

Затем педагог просит 3-5 человек поочередно выходить к доске и рисовать палочками или овалами свои фигуры, сообщать их названия. Затем выясняет, есть ли у других ребят новые сюжеты.

Определяются: продуктивность – общее число фигур; гибкость – число фигур разных типов (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только к одному типу); оригинальность – число редко встречающихся в группе сюжетов у данного школьника.

Если испытуемому удалось составить более 20 сюжетов, и эти сюжеты – не менее  чем 10 различных типов, если у него обнаружено несколько оригинальных фигур, то можно считать, что у него хорошее образное воображение.

 6. Задача "Девять точек" (Я.А. Пономарев)

Инструкция: Провести не отрывая от листа руки, через все 9 точек 4 прямых отрезка, не проводя дважды по одной линии.  Время решения не ограничивается.

Педагог заранее рисует на доске матрицу из 9 точек. Участники занятия записывают их на своих листах бумаги и пытаются решить задачу, не советуясь друг с другом. Через 7 минут можно подойти и дать желающим шепотом подсказку: "Попробуйте выйти за пределы квадрата точек". Дело в том, что люди начинают интуитивно решать в пределах квадрата. Преодоление этого навязываемого образа дается не каждому. Творчество предполагает выход за пределы обычного, стереотипного, привычного. Для этого требуется умение отстраиваться от установок прошлого опыта, смелость, гибкость,  терпение.

Решение:

 

Дзіяна

Спасибо за методику!!!!!Обязательно проведу с ребятами!!!!!!цветы

гость

Спасибо)