Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Вербницы. По народным традициям


Тип работы
Событие

Кукла Оберег Пасха Вербницы По народным традициям Кружево Сутаж тесьма шнур Ткань

В избранных: 21
В избранных: 21
В избранных: 21

Поделиться:

 
Вербницы. По народным традициям фото 1

Вербницу делали для детей, которые ходили за вербой перед Вербным воскресеньем. Считалось, что кукла освящает вербу. Какое-то время дети играли ей, а после убирали в свой сундучок.
Из старинных традиций и сейчас ещё сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освящённой веткой вербы.

Вербницы. По народным традициям фото 2

Эта традиция и сейчас ещё сохраняется: рано утром в Вербное воскресенье детей слегка стегают освящённой веткой вербы, приговария:
Верба свята! Верба свята!
Верба-хлёст бит до слез,
Верба бела бьет за дело!
Верба красна бьет напрасно!
Не я бью, верба бьет, через неделю велик день
Будь здоров, как вода, будь богат, как земля!
Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья!
Верба-хлёст, бей до слез!

Вербницы. По народным традициям фото 3

Восточные славяне, стегая друг друга вербными веточками в Вербное воскресенье, желали: «Будь здоров, как вода, расти, как верба»

Вербницы. По народным традициям фото 4
 
Вербницы. По народным традициям фото 5

Вербница символизирует пробуждение природы весной. Тогда ее делают, используя ткани "весенних" расцветок.
А у меня и женщину, которая идет в церковь в день Вербного воскресенья освящать вербочку.

Вербницы. По народным традициям фото 6

У мастериц возник вопрос о происхождении креста на лице. Материал добавила.

На фото хорошо видно, что крест на лице присущ многим народам.

Вербницы. По народным традициям фото 7

Фото с сайта rukukla.ru

Вербницы. По народным традициям фото 8
Людмила Егармина

Всегда восторгаюсь Вашими куклами! Кропотливая работа.браво

Татьяна Михайловна

Людмила, большое спасибо! За первый комментарий благодарю

Да, не могу сказать, что они делаются быстро.

Сейчас выставлю Пасху , приглашаю!улыбаюсь

Людмила Егармина

О! Заинтриговали! Жду с нетерпением.приветствую

Татьяна Михайловна

Приглашаю !

allisa31

Очень хорошая куколка на последней фотографии=) а не подскажите, зачем у остальных куколок на лица кресты повязаны?

Татьяна Михайловна

С крестом - это мои первые вербницы. 

 Изображение креста  - дохристианская традиция. Крест у язычников был знаком огня, а кроме того он изображает лицо в упрощенном виде — линию носа и рта пересекает линия глаз. Узловые и плетеные с прямым крестом на лице находят везде, где путешествовали скифы.

В такую куколку не может вселиться злая сила.

Крест - древний солярный символ,  мужское и женское начало, Изображает четыре  стороны света, четыре  времени года… Символика креста многогранна . В настоящее время крест на лице распространен в основном на Украине.

Здесь можно рассмотреть виды  крестов, распространенные в различных районах нашей родины: 

http://www.liveinternet.ru/users/gahttp://www.liveinternet.ru/users/galina_becker/rubric/1332673/lina_becker/rubric/1332673/

allisa31

Ни в какую куколку не может вселиться злая сила, если когда мастерица делала ее, не пропустила ее в куколку. если честно, я бы не смогла находится рядом с подобной куколкой. Крест на ее лице лично мне больше напоминает какой-то запрет на девичью красоту, чем солярный символ.Скифы и язычники не наши предки, наши предки - славяне.  Хотя на вкус и цвет, как говорится.

Татьяна Михайловна

Алиса, мы говорим о разных вещах.улыбаюсь Я - о верованиях наших предков. А славяне, до того как их крестил князь Владимир, были язычниками, как и он сам. Так говори летопись! Да и скифы жили на территории нашей страны. Так что от них -никуда! смеюсь

А  крест у нас самый простой, а вот на Украине на все лицо. На снимки с сайта это хорошо видно.

allisa31

Так говорит официальная история. Я-то надеялась, что те, кто делает куколок, уже знают, что официальная наука - ложулыбаюсь Но видно это не так. Извините, что побеспокоила=)

Татьяна Михайловна

Алиса, чем же вас официальная наука обидела?думаю

Можно с ней не соглашаться, можно спорить о трактовке тех или иных фактов. В споре рождается истина. А данные о куколках добывались в основном в фольклорных экспедициях. И бабушки - носители тех или иных традиций.  С данные археологических раскопок тоже не поспоришь. А то что у ученых существуют разные точки зрения - это нормально.

allisa31

Тем, что оскорбила и оболгала моих предков.

Понимаете, археологические раскопки это как тесто - можно добавить соли и сделать вареники, а можно добавить сахара и сделать слоенки.  А можно это тесто спрятать в морозилку и никто даже не узнает, что вы его заводили, если только случайно не заглянет туда. Точно так же и с историей - находят они одно, толкуют это как-то по своему, ставят какие-то даты. А некоторые находки "прячат в морозильник", потому что им не выгодно "сегодня что-то готовить" и только люди, которые догадываются, что всё не так-то просто, могут найти этот "кусок теста". Как например "спрятали" Славяно-Арийские Веды, Велесову Книгу и еще многие источники, свидетельствующее о том, что славяне, до того как на землю прихода христианства, были более мощной нацией, чем все остальные. (почему так получилось, что они проиграли - другой разговор, лично я могу строить только теории). Как только люди нашли Славяно-Арийские Веды, Велесову Книгу и пр., "правящие историей" тут же заявили, что это подделка, что "из этого куска теста ничего не сваришь".

Если хотите фактов - пожалуйста.

Мы сейчас учим историю, которую написали два немца во времена правления Катерины. Исторический факт, который невозможно было оспорить - Ломоносов, как истинный патриот, после публикации их "научной" работы так разгневался, что едва ли не набросился на них (тех историков) с кулаками, а позже сел за написание собственной истории, которую долгое время прятали,  но сейчас уже найдены некоторые отрывки. И уже по этим отрывкам видно, что вся наша история - ДАЛЕКО не то, что мы учим в школе.

Далее, вернемся к календарю и христианским источникам. Как известно, Юлианский календарь был введен на Руси достаточно поздно. Кажется, во времена правления Петра 1. Так вот, в христианской книге  (с ходу названия не скажу, но если надо, могу найти) летосчисление ведется от СМЗХ - сотворения мира в звездном храме. Речь идет не о создании Вселенной, а о заключении мирного договора арийцев и славян с Китайцами (Великим Драконом), в "в звёздном храме" потому что год, в который был заключен этот договор, назывался "звездный храм". Если пользоваться тем летосчислением, то сейчас (до 22 сентября 2011 года) идет 7519 год. И это далеко не вся история славян, ведь до этого был еще один календарь, по состоянию на который сейчас 13тысяч какой-то год, но и до этого был календарь, и я точно не помню, сколько, но точно гораздо больше, чем может вообразить себе "наука" истории. И что, всю ту великую историю заменили несколькими фразами "славяне были примитивными существами"?

А бабушки, тем более сейчас, не являются носителями истинных традиций, потому как воспитаны уже в христианских верованиях.  И их бабушки были христианками, и бабушки бабушек были христианками, а эти куклы придумали далеко не христиане. Искать традицию и исток нужно не только в фактах, но и в своей душе, потому что на всём белом свете не найдется славянин, которому бы предки не оставили богатое духовное наследие в сердце. Просто надо услышать этот безмолвный зов истоков.

То, что существуют разные точки зрения говорит о том, что всё несовершенно и нельзя принимать какую-либо из точек зрения, нужно искать свою.

В споре рождается разочарование и глупость, истина рождается в созидании и сердце. Индивидуально для каждого.

Татьяна Михайловна

Алиса! Спасибо, Вы заставили меня покопаться в книгах, поискать первоисточники!жму руку

Алиса! Не стоит так расстраиваться! Славяне себя уж точно примитивными не считают.

Тема затронутая Вами не является секретной.

Вы пишите: «куклы придумали далеко не христиане».

С этим вообще никто не спорит. Куклы – это до христианский
пласт нашей культуры. И нашим мастерицам очень нравится их делать.

Просто у нас до сих сохраняется смешение христианства и язычества.
И это тоже всеми признается, а не только церковнослужителями. Кто только не накладывал свой отпечаток на нашу культуру. Вот и сарафан мы считаем исконно русской женской одеждой. В действительности сарафан известен на Руси лишь с XVI века, и до первой половины XVII века так называлась мужская одежда. Само слово "сарафан" персидского происхождения.

Вы пишите, что «Велесову книгу» «спрятали».  

Начало исследования  «дощечек»
относится к 1925 в Брюсселе. Брюссельский университет занимался этим и после
смерти Изенбека.

Что касается авторства, то ученые почти век спорили о том, кто является автором «Тихого Дона» и не является ли «Слово о полку Игореве» подделкой. И  это нормально. 

Как только люди нашли Славяно-Арийские Веды, Велесову Книгу и пр.,
"правящие историей" тут же заявили, что это подделка, что "из
этого куска теста ничего не сваришь".

Вот список публикаций»
Велесовой книги» у нас и за рубежом. По-моему так не прячут:

В СССР первая публикация о «Велесовой книге» относится уже к
1960 году, однако полностью её текст был напечатан в России лишь в 1990 году О.
В. Твороговым и следует машинописи Миролюбова.

В научной среде постоянно публикуются статьи и за и против. Никто
не препятствует этому в наше время.

Те, кто интересуются текстами, могут легко найти их.

Первоисточники

- В Викитеке есть полный текст Велесовой книги

- Ал. Кур. Цикл статей в журнале «Жар-птица», 1953—1959 гг.

- Сергей Лесной. Влесова Книга. Виннипег, 1966

- Скрипник Н. Ф. Велесова книга. Вып. 1-7. 1960-1970-е гг.

- Творогов О. В. «Влесова книга» // Труды отдела
древнерусской литературы. Т. 43. 1990, стр. 170—254. (Текст дан по изданию Н.
Ф. Скрипника)

[править]

Переводы «Велесовой книги

- Карпунин Г. Ф.: Велесова Книга / пер. и предисл. Г.Ф.
Карпунина // Сиб. огни. — 1995. — № 1/6. — С. 39 — 132.

- Асов А. И. (Б. Кресень), в его переводе «Велесова книга»
выходила в 19 различных редакциях, из них важнейшие:

- Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга /
Реставрация, перевод, комментарии Б.Кресеня (А. Асова) — М.: Наука и религия,
1992. — С. 133—273.

- Велесова книга. — М.: Менеджер, 1994. — 318 с. (В этом
издании приведен исходный текст с разночтениями; объем книги по сравнению с
изданием 1992 г. увеличен вдвое на основе новых архивных материалов)

- Свято-Русские веды. Книга Велеса / Перевод, пояснения А.
Асова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Издательство ФАИР», 2007. — 576 с. ISBN
978-5-8183-1277-4

- Велесова Книга: Тексты и переводы / Пер. с украинского В.
К. Федосова // Волхв: Журнал венедов / Прил. к газ. «Родные просторы». — СПб. —
2001. — № 1 (23). — С. 45-63.

- Велесова книга: Славянские Веды / Сост., пер., предисл.,
коммент., изд. под. ред. Д. М. - Дудко. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. —
400 с — (Сер. Антология мудрости).

Влескнига II: Влескнига. Исходные тексты. Буквальный
перевод. Перевод с древнерусского, подготовка древнего текста, примечания: Н.
В. Слатин. — Омск, 2006. — 496 с ISBN 978-5-902468-04-2.

- «Велесова книга» в украинском переводе Б. И. Яценко

- Иванов-Снежко Д. П. Книга Велеса (поэтическое
переложение), М., «ЧеРо», 2001. — 136 с., 2000 экз. (м), ISBN 5-88711-165-8

- Велесова книга. Веды об укладе жизни и истоке веры славян.
Авторский перевод Славера (Георгия Максименко). М.: НОУ «Академия управления»,
2010. - 484 с. ISBN 978-5-91047-011-2

- Умнов-Денисов А.И. Приникание — ведическая летопись
прарусов. М.: Осознание, 2010. - 698 с. ISBN 978-5-98967-023-9

[править]

Работы о «Велесовой книге»

- В. Г. Афанасьев. Древнерусская языческая библия «Велесова
книга» - шедевр тысячелетней дохристианской культуры восточных славян или
фальшивка ХХ века?//М.: НЭИ "Академическая мысль",1999

- О. В. Творогов. Влесова книга// Труды отдела древнерусской
литературы. Т. 43. 1990, стр. 170—254. (Публикация текста и развёрнутое
доказательство его подложности.)

- Б. И. Яценко. Влесова книга; Збірка праукраінських
пам’яток I тис. до н. д. — I тис. н.д. Упорядк., ритм. переклад, підг.
автентичного тексту, довід. мат. Б. Яценка. Киев, 2001.

- Что думают учёные о «Велесовой книге». СПб., «Наука». 2004
ISBN 5-02-027121-7 (Сборник статей Л. П. Жуковской, Б. А. Рыбакова, О. В.
Творогова, А. А. Алексеева, И. Н. - Данилевского, В. П. Козлова, В. Н.
Соболева).

- Творогов О. В. «К спорам о Велесовой книге». Глава из
книги.

- Рецензия на этот сборник статей в «Независимой газете»

Сергей Аксененко. «Велесова Книга» (история одной
фальсификации) — статья с сайта журнала «Время Z»

- В. П. Козлов. «Велесова книга» — глава из книги
«Обманутая, но торжествующая Клио»

- Ю. В. Рудницкий. «Мистификаторы поневоле» // Зеркало
недели. № 13 (642) 7 — 13 апреля 2007

-и А. А. Зализняк. О «Велесовой книге» // Лингвистика для
всех. М., МЦНМО, 2009, с. 122—141.

 В наш век Интернете вообще ничего спрятать невозможно.

Мы не лингвисты и не ученые. Но наше право принять или нет
любую точку зрения и, возможно, занявшись этим серьезно, кто-то может совершить
открытие.

Ведь смог же разгадать тайну письменности народа майя
русский ученый Кнорозов, сидя в своем кабинете!!!!

Желаю Вам творческих успехов: Ваша авторская "ведучка" очаровательна. записываюфото

 

 

Оленьки

Вербницы - просто красавицы! С наступающим праздником Вас! Здоровья и долголетия!

Татьяна Михайловна

Оленьки, спасибо большое! Вам -счастья и творческих успех!жму руку

vaulchenko

ТАК ВСЁ ИНТЕРЕСНО!!! СПАСИБО ЗА КРАСОТУ! благодарю

Татьяна Михайловна

симпатия

Елена Крошко

спасибо за дополнительную информацию.

Татьяна Михайловна

жму руку

Cute Angel

бравоздорово.

коломыя

Татьяна Михайловна, какие интересные диспуты тут у вас проходят. Кто бы мог подумать, что поделка может поднять такие вопросы. Преклоняюсь перед вашей эрудицией.

Татьяна Михайловна

За комплимент спасибо!симпатия

Очень здорово, когда люди не просто копируют ту или иную поделку, а стараются вникнуть в историю.  Мы так мало знаем!

коломыя

Я в одно время работала в музее А.Блока и мы там крутили куколоки такие. Дарили молодым на свадьбу (в основном неразлучников). Вот я и заинтересовалась тогда народной куклой, стала изучать, делать. В этом году всех отдала на ярмарку, которую проводили в дни масленицы. Я родом с Украины и хочу сделать украинских народных кукол (собираю сейчас материал), а у них на лице кресты из ниток. Вот крест я уже освоила, теперь на очереди вышивка и веночки. Хочу сделать серию кукол где можно будет просмотреть линию развития украинской куклы. Вот хочу в семье такую коллекцию после себя оставить. Это подарок тем, кто кто будет жить после меня, чтобы свои корни помнили.