Тряпичные куклы-обереги. Фотогалерея работ.

 36 из 36       
Тип работы
Событие
Техника

Куклы Оберег Шитьё Тряпичные куклы-обереги Фотогалерея работ Бисер Бусинки Кружево Ленты Тесьма шнур Ткань

В избранных: 82
В избранных: 82
В избранных: 82

Поделиться ссылочкой:

В древности на Руси существовал обычай изготовления кукол, предназначенных для жертвоприношения разным богам. Каждая при создании обретала имя (Купало, Ярило и т.д.) Появлялись и ритуальные куклы "Кострома", "Кукушка", "Русалка", изображавшие мифических персонажей. Делали их из веток, трав, цветов, одевали в ткани. С ними участники обходили село, устраивали хороводы, игры, после чего "хоронили"-жертвовали богам: топили в реках, сжигали на кострах, а взамен просили счастья.
Создание на Руси "домашних" тряпичных кукол нередко сопровождалось заговором, наделяющим творение колдовской силой. Чаще всего их делали для себя. Лишь изредка-на заказ или продажу. Существовали своеобразные кукольные торги: выбрав из большого количества тряпичного товара "свою", понравившуюся куклу, на место, где лежала избранница, люди клали выкуп (деньги, вещи, продукты, ткани и т.д.). Ритуальную куклу славяне тщательно оберегали, отводя для неё особое место в избе. Обрядовые куклы были обязательным составляющим всех важных событий.
Кукла Берегиня семейного очага. Всё домашнее добро собрано в узелок и она его тщательно бережёт от дурного глаза, да от тех, кто нечист на руку.

Куклы Оберег Шитьё Тряпичные куклы-обереги Фотогалерея работ Бисер Бусинки Кружево Ленты Тесьма шнур Ткань фото 1

Ещё век назад первым "другом" ребёнка была самодельная лоскутная кукла. Чаще всего она изображает женскую фигуру с обтянутым белой тряпицей "пустым" лицом (проще сказать-"безликая"). Её лоскутный наряд копировал обыденную или праздничную одежду. Куклы из обрезков новой ткани делались в подарок-к свадьбе, крестинам, дню ангела. Домашних кукол для детей "вертели" обычно из старого тряпья-не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом. Если учесть, что вещи в семьях переходили по наследству, от маиери к дочери и т.д., не трудно представить сколько энергетики в себе хранили такие лоскуты... Каждая деталь в исполнении была глубоко символична-красный цвет, например, означал жизнь и здоровье, оберегал. Рваные, а ен резаные края лоскутков пророчили маленькой хозяйке целостность без изъянов. До 19 века кукла обычно была безликой. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что в доме не должно быть лишних глаз. Считалось, что через лицо, точнее, через глаза, в куклу могла вселиться нечистая сила, зло. Но несмотря на свою "безликость" каждая куколка по своему хороша, имеет свой характер, и даже, порой, чувствуешь злится она или улыбается...

Тряпичные куклы-удивительные создания! Это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. И смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несёт в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка делалась таким образом, чтобы она стала почти одушевлённым существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой- и суженого указать, ребёнка от хвори вылечить, о судьбе поведать.
Кроме всего прочего, изготовление куклы имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях. Узелок за узелком уходят прочь суета и усталость, душа наполняется светом, и чувствуется прикосновение к чему-то волшебному. Рождение куклы и есть самое настоящее волшебство!

Куколка следит, чтобы добро их дома ни-ни, а, если её посадить на вазочку или фужер, положив туда предварительно монетки, то она бедет и богатство к себе притягивать. А почему бы и нет?! Дело ВЕРЫ.
Берегинюшка знает своё дело. Яркая, нарядная... Столько позитива от неё в доме! Из лоскутков и обрезков можно создать такое чудо. Немножко терпения и аккуратности.
Высота таких куколок около 25 см, но при желании величину, конечно же, можно менять.

Берегинюшка. Что означает в символике "узелок"? Он оберегает от скандала в доме. Ах, как нам иногда не хватает такого узелка в жизни! Пока мотаем куколку, на ней много узелков вяжется, да и то, что у неё в руках-бесценно. Ведь домашнее добро это не только богатство, но и мир, лад, благо.

Берегинюшка. Здесь наряд чуть поскромнее, просто технология проще.

Это тоже берегиня, но другая. В старину таких кукол, только поменьше размером, брали с собой купцы, отправляясь в путь за товарами. Ориентируясь на наше время, можно предположить, что куколка приносит удачу в бизнесе.

Чем больше лялек-пеленашек у куклы-мамки, тем лучше, тем больше прибыль, богатство.

Берегинюшка-радушная хозяйка. Гостеприимство всегда было и есть в цене. В дом с плохой хозяйкой люди не прийдут, а случись беда какая, то и помочь будет некому...

Берегинюшка с ягодами. Она призвана следить за тем, чтобы стол был полон. К тому же ягоды-символ женской красоты и молодости. Ну какая женщина от этого откажется?!

Кукла Пасха. Тут, вроде, всё ясно. Наряд пасхальный, курочка в руках. Пусть бережёт и приумножает домашнее хозяйство.

Кула "Колокольчик". Её задача - не впускать в дом дурные вести. Вешается на входную дверь или над ней.

Колокольчики можно вешать по одной, а можно и по несколько штук. Они яркие, весёлые.

Это куколки-скрутки.

Туловище и ручки скручиваются, как бинт и соединяются платочком. Всё просто-просто. Девчонки их крутят с удовольствием.

Вот какой цветик-семицветик получился.

Вепсская кукла.

Вепсская кукла. Девчонки их называют кормилками.

Этнический фестиваль. Куколками было увешано целое дерево.

Кукла кувадка. Высота (рост) около 40см. Это, скорее интерьерная кукла, но технология сохраняется.

Наряды можно придумывать самые разные: кубаночка, хохлома, гжель...

Все кукляшки хороши-выбирай на вкус!

...А сама-то величава! Выступает, будто пава!.. Это та же куколка, сбоку.

Гостеприимная хозяйка. Заходите на чаёк.

Ситец с мелким рисунком смотрится хорошо.

Гжель

Хохлома

Кубаночка

Опять та же ткань "в подсолнухах", а с фартуком импровизируем

Это свадебная кукла. Она небольшая, где-то 25см.

Обереговые, интерьерные, носочковые... Это всё о куклах. С детства любила, как и многие девчонки, шить куклам одежду. Мои бабушка и прабабушка были портнихами, естественно, проблем с лоскутками у меня не было. Я по - прежнему люблю кукол, несмотря на то, что уже сама бабушка. Просто теперь я не только шью им наряды, но и пытаюсь мастерить самих кукол. Увлекательнейшее, скажу я вам, занятие. Страна Кукляндия завораживает. Забываешь про все проблемы и неприятности. Чудодейственное лекарство от стресса! Рекомендую всем! Не пожалеете. Обереговыми куколками занялась сравнительно недавно. На мысль натолкнули куколки - мартинички (их делают из ниток или пряжи). Всё просто. Поярче лоскутки, бусины, бисер, тесьма, шитьё... В ход идёт всё! Моя внучка в 4 годика смотала свою первую куколку. Жаль только, что не успела сие творенье сфотографировать. Куколка была подарена. Кукол мотают вручную, связывая детали нитками, так же делается и одежда. А вот если делать куклу интерьерную, этакий современный оберег, то туловище мотаем вручную, а наряд можно изготовить, частично, с помощью швейной машины, а, частично, вручную, соблюдая технологию и символику. Для нарядов лучше брать тонкие, лёгкие, яркие, мало осыпающиеся ткани типа ситца с "народным" рисунком: горошек, мелкие цветочки, клетка, полоски.

Зачем вам может пригодиться умение делать кукол: как оберег или милый сувенир-для себя, для любимого; в подарок; как игрушка-для ребёнка; как дополнительный заработок-на продажу в сувенирные лавки и т.д.

Galina81

Очень яркие жищнерадостные работы! Такая куколка обязательно принесет в дом счастье и уют.

Ирина Рублёва

Спасибо большое за комментарий. Я новичок на этом сайте и мне очень приятно услышать мнение о моём творчестве. Удачи!

n-eonila

Очень красивые куколки! Я давно занимаюсь куклами ,но нигде не видела таких.Ирина,это ваши авторские куклы? Основа их закрутка?

Ирина Рублёва

Большое спасибо за оценку моего творчества! Да, такие куколки-моя идея. Делаются просто. Идея пришла от кукол-мартиничек. Их крутят из ниток. Знаете?

Фея Ирина

Все куколки оочень красивые , яркие и добрые:)бравоцветы

Ирина Рублёва

Спасибо за оказанное мне внимание!

n-eonila

Спасибо за ответ! Да я знаю как выполняются куклы из ниток. Тогда ваши выполнены как кувадки? Заранее спасибо.

Ирина Рублёва

Здравствуйте, n-eonila! Спасибо, что заглянули на огонёк. жму руку Эти куколки, да, сделаны как кувадки, только я размер делаю побольше, чтобы иметь возможность пофантазировать с нарядами. На маленькой куколке особенно не разгонишься. А так, технология оберега, ведь в основе-крест, а костюм для интерьера. Эдакий креативчик.

n-eonila

Ирина,большое спасибо за разъяснение. Куколки действительно очень яркие и душевные.Попробуем с детьми на занятии сделать .Очень они понравились.Удачи в творчестве и в жизни!

марина чёрная

Куклы- НУ ОЧЕНЬ ! Глаз не отвести. Есть маленькая просьба -можно МК или расскажите как сделать головные уборы такие как на 1 и 2

Ирина Рублёва

Спасибо большое за отзыв! Мастер-класс вывешу обязательно, нужно только фоторгафии обработать. Постараюсь это сделать как можно быстрее.

Юджин

Очаровательный куколкицветы

Алена Л

Все куколки сделаны с большой любовью и  комментарии к ним, ждем М.К.цветы браво

ЛиЛеКа

Замечательные куколки! А все вместе смотрятся по-семейному, здорово! Такие яркие, нарядные, сразу настроение поднимается!

Ирина Рублёва

Куколки-моя слабость. Так приятно, когда они находят своих почитателей! Спасибо,  ЛиЛеКа за похвалу.

гость

Это просто прелесть!Хотела бы спросить сколько уходит время на одну куколку?цветыцветы

Ирина Рублёва

Спасибо за похвалу! Это всегда приятно. Времени, в принципе, уходит не очень много. Часа 2, иногда 3, смотря какая задумка.

Елена Крошко

Спасибо, есть чему поучиться и над чем задуматься. Мир традиционной куклы отрывается для меня все глубже и глубже благодаря Вашим работам.

Ирина Рублёва

Очень благодарна, Канетелька, за оценку моего труда! Есть технологии, которые просто интересны, но со временем надоедают, а есть, в которых ты остаёшься навсегда и, которые, каждый раз представляются тебе в новом свете.  Это я о куклах. 

филиппоня

Я, в восторге от ваших кукол!удивляюсь Они потрясающие! очень понравились, наряды просто чудо, как хороши.супер! БРАВО МАСТЕРУ!браво

Ирина Рублёва

Спасибо большое, Филиппоня! Вы - мастер своего дела и ваш комментарий для меня важен и приятен!!!

мама девочки

Ирина очень красивые у вас обереги!!! У меня к вам вопрос, можно ли себе делать оберег???? А то я себе сделала в новую квартиру, а мне сказали что нельзя!!!!

Ирина Рублёва

Здравствуйте, Надюша! Рада знакомству! Спасибо за добрые слова. Что касается оберегов, то, действительно, для себя как-то не принято. Сделать-то можно, но нужен специальный ритуал на разрешение сделать оберег себе. Я его так не не помню, но в какой-то из папок с мастер-классами я об этом писала. Нужно просто порыться, поискать. Проще сделать оберег мужу или дочери, семье, наконец,... подарить им. Он останется в доме.

мама девочки

Ирина спасибо вам огромное за совет, а я и не догадалась, что можно подарить мужу или дочке!!!

Ирина Рублёва

Рада была вам помочь! Удачи, везенья, вдохновенья!

мама девочки

благодарю а это вам цветы

Ирина Рублёва

благодарюцветы!!!

гостьNina

Очень рада была познакомиться поближе с оберегами и кое-чему поучиться...А обереги делают только членам семьи или друзьям тоже?

Ирина Рублёва

Ниночка, спасибо за комментарий! Обережных кукол вполне можно делать как близким людям, так и друзьям в подарок. Удачи в творчестве!

Ирина Х

Куколки -прелесть!!! Как я их люблю, нарядные яркие: так и хочется смотреть снова и снова!

Ирина Рублёва

Ирочка, спасибо! Куклами очень люблю заниматься. Они как-то душу согревают. Очень приятное рукоделие.

lydaMila

Ирина, ваши куклы - просто прелесть!!! Сколько любви и творчества!!! А Вы знаете о куклах- лихоманках? Где можно о них почитать и увидеть их, может подскажете? С уважением Людмила

Ирина Рублёва

Сударыня, Вы меня прямо захвалили! Не скрою, это очень приятно! О лихоманках знаю, это куколки "от всех болезней". Материал о них можно посмотреть здесь  http://www.rukukla.ru/article/trya/lihoradki_lihomanki_tracovicy.htm, а мастер-класс можно посмотреть здесь http://pelagea-kukla.ru/26-lixomanki---kukly-primanki-master-klass-galin.... Они делаются несложно. 

Алфридия

бравобраво

Ирина Рублёва

благодарюжму рукублагодарю

Ирина Хлевная

Куклы правда - замечательные! Яркие, веселые и интересные! Один только вопрос: говорят, что в куклах-оберегах нельзя ничего шить иголкой, а у Вас наряды все шитые?

Ирина Рублёва

Ирочка, здравствуйте! Вы правы. Нельзя шить "тело" куклы, дабы не причинить ей боль. С одеждой проще. Её можно приматывать, привязывать и всё в таком духе, но можно и шить, ведь куклу мы потом наряжаем, часть одежды привязываем, но к самой кукле ничего не пришиваем. цветы