Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Пять занятий для младших школьников по теме "НАШ ПУШКИН"


Событие

Педагогический опыт Новый год Литературное творчество Пять занятий для младших школьников по теме "НАШ ПУШКИН"

В избранных: 14
В избранных: 14
В избранных: 14

Поделиться:

Пять занятий для младших школьников по теме "НАШ ПУШКИН" детского литературного объединения "ЖИВОЕ СЛОВО"

Пять занятий для младших школьников по теме "НАШ ПУШКИН" детского литературного объединения "ЖИВОЕ СЛОВО"

 

Министерство образования и науки Российской федерации

Управление образования г. Пскова

 

МОУДОД  Детский центр  «НАДЕЖДА»

Пять занятий для младших школьников

детского литературного объединения «ЖИВОЕ СЛОВО»

по теме «Наш Пушкин»

 

 

Исполнитель:

Б.А.Коваленко

Педагог дополнительного образования

МОУДОД  Детский центр «НАДЕЖДА»

Научный консультант

кандидат педагогических наук

Т.А.Соколова

 

 

Псков, 2005 г.

 

 

 

Вступление.

Весь мир знает имя А.С.Пушкина, читает его произведения. «Так чист и ясен стих поэта, он так прозрачен, полон света, как ни терзай перо, тетрадь, доходчивей не написать».

(Панченко И.Я.)

Произведения А.С.Пушкина доступны, любимы, понятны и взрослому и ребёнку.

Сказки А.С.Пушкина имеют большое значение для общего развития ребёнка, для становления его как личности, развития его речи, культуры речи, поведения, общей культуры ребёнка.

Целью дополнительных занятий по теме «Наш Пушкин» является создание условий для развития устойчивого интереса к произведениям А.С.Пушкина и предполагает следующие задачи:

-    развитие умения слушать и слышать другого;

-    развитие умения участвовать в свободной беседе;

-    развитие умения осмыслить поступки героев сказки;

-    развитие умения понимать чувства и настроение других.

На занятиях используются методы активного обучения, инсценировки, игры и упражнения по развитию речи, по развитию внимания, памяти, воображения, мышления.

Рекомендации по организации занятий:

Продолжительность занятий - 40 - 50 минут.

Проводить занятия следует в специальном помещении, где достаточно места для инсценировки эпизодов сказок, проведения игр.

 

Рекомендации по проведению занятий:

По отношению к ребёнку необходимо быть терпеливым и внимательным, принимать его таким, какой он есть, не следует использовать замечания, порицания. Необходимо использовать атмосферу доверия, дружбы. Необходимо завести альбом или тетрадь для рисунков, кроссвордов, викторин, которые помогут осмыслить прочитанное.

 Занятие 1.

 Цель:    Развитие воображения, фантазии, пополнение словарного запаса (новые слова: невод, откуп).

Задачи:

1.  Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

-   Развитие памяти

-   Расширение кругозора.

  1. План занятия: 

 

1.  Приветствие (взаимное приветствие, выяснение настроения детей, общее
расположение к занятию).

  1. Знакомство с темой занятия.
  2. Дыхательная и речевая гимнастика:

1)   Вдох, при выдохе голосом изображаем школьный звонок; затем шум леса, шум моря.

2)   «Не   запутайся   в   звуках». Произносим   вместе,   затем   отдельно

следующие фразы:

-   тридцать лет и три года;

-   закинул невод - пришёл невод (невод - что обозначает?);

-   старик - старче;

-    откуп - откуплюсь (что обозначает?)

3) Предлагаю детям повторить фразу с разной интонацией (радостно, сердито, грустно - какая интонация подходит?)

-    отпусти ты, старче, меня в море;

-    Бог с тобою, золотая рыбка.

4.  Упражнения по развитию памяти физических действий, фантазии:

1)  Сидит старуха, прядёт пряжу;

2)   Золотая рыбка плавает в море;

3)   Старик закидывает невод в море, вынимает невод.

 

5.  Упражнения по развитию воображения:

1)  Определить на что похож лист неравномерно раскрашенный синей
краской;

2)  Предложить заранее заготовленные декорации. На что похоже?

 

  1. Инсценировка начала сказки.
  2. Разгадать кроссворд или вопросы викторины (раскрасить шаблон-рыбку)

 

-   Где жил старик со старухой?

-   Сколько лет они жили?

-   Сколько раз старик закидывал невод?

  1. Выводы по занятию.
  2. Домашнее задание: нарисовать золотую рыбку.

 

Занятие 2.

Цель: Активизировать восприятие, воображение.

 

Задачи:

1.  Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке».

  1. Расширение кругозор.
  2. Пополнение словарного запаса.
  3. Развитие умения слушать других
План занятия:

1. Приветствие (взаимное приветствие, выяснение настроения детей, общее

расположение к занятию).

  1. Знакомство с темой занятия.
  2. Дыхательная и речевая гимнастика:

1)  Произнести стишок «Как на горке на пригорке стоят тридцать три
Егорки».   Вдох.   При   медленном   порционном   выдохе   считает)

Егорок: «раз Егорка, два Егорка, три Егорка…». У кого получится больше Егорок до следующего вдоха.

2)  Произнести громко и тихо, медленно и быстро:
«Слушайте, слушайте, государевы люди, Государеву волю!

Идите в красные ворота, на красный царский двор». Когда можно говорить громко, когда надо говорить тихо?

4.  Упражнения по развитию памяти физических действий, фантазии:

1)  Представить мешок, в мешке кто-то сидит. Всё надо вообразить и
показать.

2)   Заглянуть в воображаемый мешок.

3)   Вынуть из воображаемого мешка воображаемого петуха.

4)   Представить,    что    в    руке    воображаемый    золотой    петушок.
Полюбоваться им.

 

5.  Игра. Создать живую картинку под названием «Царский двор». Сидит

на троне царь. Рядом мудрец с мешком, вокруг слуги. Часть слуг поправляет царю подушки, часть слуг стоит около мудреца.

Каждый ребёнок должен определить: где он, что будет делать.

Хлопок учителя – фиксируется момент, другой хлопок - ситуация разворачивается дальше.

  1. Чтение-рассматривание книжки со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о
    золотом петушке». Назвать героев сказки.
  2. Прочитать начало сказки (37 строчек). Какой царь? Какой мудрец? Зачем
    мудрец принёс золотого петушка? Что обещал царь за подарок? Как вы думаете,
    выполнит   ли   царь   своё   обещание?   Обещания   надо   выполнять.   Свободное
    высказывание детей.
  3. Инсценировка-пантомима. Ведущий читает сказку, «актёры» играют без
    слов.
  4. Выводы по сказке. Данное слово должно быть крепким, обещаешь -
    постарайся выполнить. Что значит выражение «крепкое слово».

10.Выводы по занятию.

11. Домашнее задание. Нарисовать золотого петушка.

 

Занятие 3.

Цель: Развитие внимания, воображения.

Задачи:

1. Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

2. Развитие памяти.

3. Расширение кругозора.

4. Развитие умения осмыслить поступки героев сказки.

 План занятия:

1.  Приветствие (взаимное приветствие, выяснение настроения детей, общее
расположение к занятию).

2.  Знакомство с темой занятия.

3. Упражнения по развитию дыхания. Изобразить шум ветра, моря, звук стреляющей пушки, шум за окном, звуки в соседнем классе.

4. Упражнения по развитию речи. Повторяем за педагогом вместе, затем отдельно:

1) «Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая.

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт».

2) В свете есть такое диво:
Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге И очутятся на бреге В чешуе как жар горя Тридцать три богатыря...»

3)  «Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана»

4)  «Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовёт их в гости»

  1. Создание живой картинки «В гостях у царя Салтана» . Трон. У трона
    стоят ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Заходят гости, кланяются царю.
  2. Рассматривание-чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане.
    Чтение-повторение отрывков «о белке» и «о 33 богатырях».
  3. Инсценировка отрывка сказки о царе Салтане. Встреча гостей. Прилёт
    Гвидона - мухи.
  4. Выводы по сказке: обман всегда обнаруживается, обман наказывается.
    Торжествует дружба, любовь.

Домашнее задание.

Прочитать сказку. Какой эпизод сказки окажется самым интересным.

 

Занятие 4.

Цель: Развитие фантазии.

Задачи:

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».

Развитие памяти, воображения.

Развитие умения быть внимательным к слову.

Развитие умения понимать чувства и настроения других.

 

План занятия: 

Приветствие (взаимное приветствие, выяснение настроения детей, общее

расположение к занятию)

Знакомство с темой занятия

Дыхательная и речевая гимнастика.

1)  Поём гласные буквы. «Дотянутся» голосом до потолка, до дерева
за окном, направить голос вверх, вниз, вправо, влево.

2)  Игра «тихо-громко»
«Свет наш солнышко

Ты ходишь круглый год по небу, Сводишь зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой»

3) «Месяц-месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок».

4) «Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч».
Произносится с разной громкостью.

4.  Развитие воображения. Игра: Море волнуется....превращается в солнце, в
месяц, ветер.

5.   Чтение-рассматривание   эпизода  сказки.   Встреча   Елисея   с   солнцем,
месяцем и ветром.

6.    Инсценировка-пантомима.   Один   читает   эпизод   сказки,   остальные
показывают то, что читается.

Можно использовать маски-короны (солнца, месяца, ветра).

7. Составляем вместе кроссворд (4 слова: Елисей, солнце, месяц, ветер):

1)  Составляем вопросы к словам Елисей, солнце, ветер, месяц.

2)  Соединяем слова в кроссворд.

3)  Оформляем кроссворд рисунками.

 

  1. Выводы. 
Природа помогает доброму человеку, зло наказывается.
  1. Домашнее задание: 
Закончить кроссворд, оформить его рисунками.

 

Занятие 5. Обобщающее

Цель: Формирование интереса к сказкам А.С.Пушкина.

Задачи:

Развитие памяти

Расширение кругозора.

Обобщить занятия по сказкам А.С.Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке, «Сказка  о  золотом   петушке»,   «Сказка  о   царе  Салтане»,   «Сказка  о мёртвой царевне».)

 

Развитие умения участвовать в свободной беседе.
План занятия:

1.  Приветствие (взаимное приветствие, выяснение настроения детей, общее
расположение к занятию).

  1. Знакомство с темой занятия.
  2. Упражнения на развитие внимания.

1) Предлагается закрыть  глаза и  слушать тишину:  в  коридоре,  в комнате, на улице. Затем выясняется, кто что услышал.

Вывод: умей внимательно слушать и ты узнаешь много нового (вывод повторить вместе).

4.  Упражнения на развитие памяти.

Прислушиваясь к природе, внимательно слушая свою няню Арину Родионовну (имя няни повторить вместе, затем отдельно) А.С.Пушкин написал сказки Какие вы помните? Назовите известные вам сказки.

5.  Развитие воображения и фантазии.

Пробуем сочинить коллективную сказку. Сказка имеет общий сюжет. Каждый придумывает 1-2 предложения. Обсудить получилось или нет. Легко или трудно сочинять сказки? Легко ли сочинить сказку в стихах, да такую, чтобы всем понравилась, запомнилась?

6.  Развитие памяти. Викторина. Вспомнить из какой сказки А.С. Пушкина
эти слова:

1) «Жили они в ветхой землянке тридцать лет и три года». (Повторить вместе).

2) «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп.»

3) «Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет».

7. Игра «Шапка вопросов».

Детям раздают бумагу и карандаши. Каждый пишет по одному вопросу по теме «Наш Пушкин». Все вопросы кидают в шапку, затем вынимают по одной записке и отвечают на попавшийся вопрос.

8. Раздать   заготовки   книжки-малышки.   Нарисовать  рисунки   к  сказкам А.С.Пушкина.

9. Вывод.