Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.

Не разлучайтесь со сказками


Материал

Педагогический опыт Сказка Литературное творчество Не разлучайтесь со сказками Скотч

В избранных: 19
В избранных: 19
В избранных: 19

Поделиться:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования г. Пскова

 

МОУДОД детский центр «Надежда»

 

 

Творческая работа

 

«Не разлучайтесь со
сказками»
 

 

9 занятий для младших школьников

литературного объединения «Живое слово»

 

 

 

Разработала:
педагог

дополнительного
образования

Коваленко
Белла Александровна

 

 

Псков, 2007 г.

 

Содержание

 

1. Введение

2. Вводное занятие. Диагностика.
Техника безопасного поведения.

3. Занятие по теме «Устное народное
творчество. Хоровод».

4. Занятие по теме «Русские
народные сказки. Сказка «Гуси-лебеди».

5. Занятие по теме «Русские
народные сказки. Сказка «Каша из топора».

6. Занятие по теме «Зимние сказки.
Русская народная сказка «Заяц и тетерев».

7. Занятие по теме «Зимние сказки.
Русская народная сказка «По щучьему велению».

8. Занятие по теме «Весенние
сказки. Н. Сладков «Медведь и солнце».

9. Занятие по теме «Весенние
сказки. Н. Сладков «Почему медведя медведем зовут»

10. Занятие по теме «Волшебные
сказки. Коллективное творческое дело»

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

Стр. 3

Стр. 4

Стр. 7

Стр. 10

 

Стр. 12

 

Стр. 16

 

Стр. 19

 

Стр. 22

 

Стр. 25

 

Стр. 28

 

Стр. 30

Стр. 31

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

         Влияние
слова на человека огромно. Известно, что словом можно напугать и успокоить,
унизить и возвысить.

         Слово
«Logos» у древних
философов имело значение мирового закона и как важно с детства услышать те
важные слова, которые позволят ребенку развиваться, творить, радоваться своим и
чужим достижениям.

         Детская
литература, как искусство слова становится тем художественно-эмоциональным
полем, которое обеспечивает формирование, развитие и совершенствование
личности. Сказки составляют значительную часть текстов на которых дети могут
постигать богатство народной мудрости и народного языка. В ранние годы сказка
дает нам уроки доброты, смелости, щедрости, хитрости.

         Дети,
которые приходят ко мне в литературное объединение «Живое слово» любят
выступать, переодеваться в интересные костюмы разных героев сказок, а кто-то
любит сочинять собственные сказки, рассказы, стихи. Вместе постигаем разнообразный
любопытный мир литературы. Занятия в объединении строятся по схеме:

- введение в тему;

- создание эмоциональной настройки;

- игры и упражнения для развития
речи, памяти, воображения, фантазии;

- театрализованная деятельность;

- поделки, рисунки, иллюстрирующие
сказку;

- заключение, обеспечивающее
успешность творческой деятельности.

         Знакомство
со сказками позволяет решать многие задачи воспитания, обучения и развития
детей.

         «В
сказке солнышко горит

         Справедливость
в ней царит.

         Сказка
– умница и прелесть,

         Ей
повсюду путь открыт!»

2.  Вводное занятие.
Диагностика. Техника безопасного поведения на занятиях (2 часа)

 

         Цель.
Создать эмоционально-благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений
творческой работы. Диагностика слуховой, зрительной памяти, тактильной
чувствительности. Диагностика уровня развития речи. Правила безопасного
поведения на занятиях. Формирование чувства уверенности.

 

Оборудование. 1. Цветные карандаши, фломастеры.

                                  2. Листы разнотональной бумаги.

                                  3. Непрозрачный мешочек с игрушками:
пластмассовый и деревянный кубики, пластмассовый и резиновый мячики,  мягкая игрушка.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент. Постановка задачи.

Сегодня у нас первое
занятие. Мы познакомимся друг с другом, узнаем, чем занимаются в литературном
объединении. Придумаем игры и поиграем в них.

2. Вступительное слово педагога.

Промчалось звонкое лето.
Все вы хорошо отдохнули, кто-то был в деревне, кто-то на даче…

3. Диагностика уровня развития речи, уровень внимания.

1) Кто может продолжить
предложение: «Летом хорошо, потому что….»

2) Кто может продолжить
предложение: «Зимой хорошо, потому что….»

3) Кто может продолжить
предложение: «Осенью хорошо, потому что….»

4) Кто может продолжить
предложение: «Весной хорошо, потому что….»

5) Каждому нравится своё
время года. По кругу играем в игру «Времена года». Первый говорит слова «Я
люблю лето, а ты? Второй отвечает и задаёт тот же вопрос следующему человеку. И
каждый человек отвечает на вопрос предыдущего и задаёт вопрос следующему – какое
время года он любит.

 

4. Упражнения на память физических действий.

Предлагаем игру «Где мы
были мы не скажем, а что делали покажем».

5. Игры на развитие слуховой, зрительной памяти.

Игра 1. По порядку назовём своё имя. Кто
может назвать своё имя радостно? Грустно? Торжественно? Задумчиво?

Игра 2. «Приглашаю в гости». Дети сидят в
полукруге, водящий перед ними называет своё имя, затем имя человека, которого
он приглашает в гости и одновременно меняются местами. Следующий водящий также
называет своё имя и имя приглашаемого, затем меняются местами.

Игра 3. «Наведи порядок».

5-7 человек садятся
отдельно. Ведущий называет их имена, затем отворачивается, сидящие меняются
местами. Водящий произносит слова: «раз, два, три – замри!». Затем водящий
поворачивается и рассаживает детей в первоначальном порядке.

Игра 4. «Кто может назвать всех по именам?».

6. Игры на развитие тактильной чувствительности.

«Волшебный мешочек» -
ведущий опускает руку в мешочек, берёт один из предметов и пробует угадать, что
за предмет он сейчас достанет. Рассказывает о его форме, шерховатости, теплоте,
мягкости.

7. Правила безопасного поведения на занятиях.

Мы с вами играли в разные
игры. Какая игра понравилась больше других?

Все любят подвижные игры?
Почему?

Давайте посмотрим, в
каком помещении мы занимаемся. Есть ли здесь предметы, которые не дадут нам
беспрепятственно прыгать, бегать, играть в мяч? Ответы детей.

Игра 1. «Море волнуется раз… На месте окном
замри». Проводит игру педагог и в игре перечисляет опасные предметы,
находящиеся в классе или в зале, где проводятся занятия.

В этой игре мы показали
опасные предметы, которые могут и помешать игре и даже поранить невнимательного
человека. Чем опасен обыкновенный стол или парта? (углы, могут упасть на ногу и
т.д.)

Игра 2. Нарисуйте какой-либо предмет в нашем
классе и обозначьте красной точкой на рисунке опасное место в этом предмете.

Все эти предметы нужные и
полезные, но могут принести вред в том случае, если …. (ответы детей). Поэтому
в школе, на занятиях, надо быть аккуратными и внимательными. А дома надо быть
аккуратными? А на улице? А при переходе дороги? 
Дома с родителями поиграйте в такую игру «Предметы – чем они опасны, чем
они полезны?»

8. Пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего.

Какие пожелания мы можем
сказать друг другу? (Здоровья, хорошо учиться, и т.д.)

Продолжи пожелание «Я
желаю всем….»

Занятие закончилось. Я
тоже пожелаю всем быть дружными, смелыми и придти на следующее занятие,
придумать игру, в которую можно поиграть всем вместе.

 

3. Занятие по теме «Устное народное творчество. Хоровод».

(2 часа)

 

Цель занятия: Знакомство с традициями русского
народа. Способствовать объединению детей, возникновению дружеских
взаимоотношений в совместной творческой деятельности. Развитие памяти,
разучивание хоровода, пословиц.

 

Оборудование. 1. Детские иллюстрированные  книги.

                                   2. Плакаты иллюстрации хороводов.

 

Ход занятия:

         1. Организационный момент.

Сегодня познакомимся с
древними традициями русского народа. Разучим хороводную песню. В конце занятия
будем «водить хоровод».

2. Вступительное слово педагога:

Небо подернулось серой
пеленой, моросит дождь. За окном осень.

3. Подготовительная работа

- Продолжите предложение.
Осенью плохо потому, что…

- Продолжите предложение.
Осенью хорошо потому, что…

Каждое время года хорошо по
своему.

Осенью убрали урожай
овощей. Какие овощи вы знаете?

Осенью убрали урожай
фруктов. Какие фрукты вы знаете?

Осенью убирают зерновые
культуры.  Какие зерновые культуры вы знаете?
Рожь, овес, ячмень, пшеница и т.д.

 Вспомним пословицу «Земля кормит людей, как
мать родная». Повторяем вместе, затем отдельно.

Тяжело убирать урожай,
сели отдохнуть и кто-то обратил внимание на яркие ягоды рябины и калины и
придумали песню, не простую, а хороводную.

«Хороводная песня. Что
обозначает?

Хоровод обозначает «хор»
- поют, «вод» - водят, ходят, не просто ходят, а ходят по кругу, по солнышку.

4. Работа, связанная с разучиванием хоровода.

- Встали все в круг, по
порядку: мальчик – девочка – мальчик - девочка.

- Повторяем за педагогом
слова. Они очень простые, их легко запомнить.

Слова первого куплета:

1) На горе-то калина, -
руки вверх.

    Под горою малина – руки вниз.

Это первый куплет.
Обратим внимание на ударение в словах «калина», «малина».

Припев: Ну кому какое дело калина,

              Ну кому какое
дело малина.

2) Разучим движение
хоровода:

Взялись за руки и
двигаемся в одну сторону. Руки вверх, затем руки вниз. В припеве мальчики
двигаются к середине круга, затем возвращаются на свои места, а девочки в это
время с воображаемым платочком, который поднят над головой, медленно кружатся
на месте.

3) Соединяем слова 1
куплета и припева хоровода с движениями.

Слова второго куплета:

1)     Калину-то ломали

Малину-то ломали

Припев: Ну кому какое дело ломали,

              Ну кому какое
дело ломали.

2)     Движение такое, будто переламываем
ветку руками.

3)     Соединяем слова второго куплета и
припева с движениями.

Слова третьего куплета:

Во пучки-то вязала

Во пучки-то вязали

Припев: Ну кому какое дело вязали,

              Ну кому какое
дело вязали.

1)     Движение в третьем куплете правой
рукой, как бы обвязываем левую руку, в которой зажат воображаемый пучок. В
припеве мальчики двигаются к центру круга, девочки на месте кружатся.

2)     Соединяем слова третьего куплета и
припева с движениями.

5. Заключительный этап.

Повторяем хоровод сначала
и до конца. В конце первый куплет повторяется.

6. Вспомним пословицы о труде:

«Где труд, там счастье»;
« На работу с радостью, а с работы с гордостью».

Пословицы повторяем все
вместе, затем отдельно.

7. Рисунок хоровода.

8. Выводы по занятию.

Что вы узнали нового? Для
чего водили хоровода? Какие хороводные песни вы знаете? И т.д.

 

 

4. Занятия по теме «Русские народные сказки. Сказка
«Гуси-лебеди». 
(2
часа)

 

Цель занятия: Знакомство с русской народной
сказкой «Гуси-лебеди». Развитие речи, памяти, совершенствование умения
выразительно изображать героев сказки, формирование навыков свободного
высказывания. Закреплять умение распознавать основные человеческие эмоции
(радость, страх). Развитие навыков работы с бумагой.

 

Оборудование. 1. Декорации: домик, деревья.

                      2. Бутафория: корзина с яблоками, поднос с
пирогами, ведра.

                      3. Книги со сказками.

 

Ход занятия:

         1. Организационный
момент.

Продолжаем знакомиться с
русскими народными сказками. Чтение – рассказ по картинкам с последующей
инсценировкой сказки. Изготовлеие маски.

2. Подготовительная работа.

Упражнения по развитию
речи, дыхания. Выстраиваемся в полукруг. Повторяем стихи и движения за
педагогом.

«Руки подняли и покачали
– это деревья в лесу.

Руки согнули – кисти
встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки – ими
помашем

Это к нам птицы летят…»

- Прилетели к нам
волшебные гуси-лебеди.

Попробуем изобразить их
голос и движения.

Кто может голосом
изобразить добрых гусей – «га-га-га».

Кто может голосом
изобразить злых гусей – «га-га-га».

Кто может вспомнить
сказку о злых гусях-лебедях?

3. Работа, связанная с чтением и усвоением содержания сказки.

- Сегодня я принесла книжку
с картинками со сказкой «Гуси-лебеди». Это русская народная сказка. Мы будем
рассказывать сказку по картинкам. Каждый сочинит по 2-3 предложения.

Игра: «Море волнуется раз, море волнуется
два, море волнуется три… речкой на месте замри». Дети замирают каждый в своей
позе. Педагог дотрагивается до кого-то, тот приходит в движение. Показывают
движение речки – изображает речку. Игра сопровождается вопросами: как изменилось
поведение, настроение героев сказки и т.д.

- Чисто говори:

Гуси - лебеди

Речка – реченька

Пирог – пирожок

Пшено – пшеничный пирожок

Молоко – молочная река

Кисель – кисельные
берега.

- Разыгрываем часть
сказки по ролям.

4. Изготовление маски – гуся.

Склеиваем полоски бумаги
– колечко на голову, на колечко наклеиваем клюв.

5. Выводы по занятию.

Что мы узнали? Что
делали? Дети высказывают полжелания себе и друзьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Занятия по теме «Русские народные сказки. Сказка «Каша из
топора». 
(2
часа)

 

Цель занятия: Знакомство с русскими народными
сказками. Развитие речи, расширение кругозора, способствовать воспитанию
нравственных качеств, учить формулировать вопросы.

 

         Оборудование.
1. Декорации: изба, печка.

                      2. Бутафория: котёл, топор.

                      3. Книги со сказками.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Постановка задачи: -
сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Каша из топора». В конце
занятия будем инсценировать эту сказку.

2. Этап эмоциональной настройки.

Дети выстраиваются полукругом
перед педагогом.

Упражнения по развитию
речи и дыхания:

Упр.1.        -
Все вы слышали, как звенит звонок. Попробуем вместе изобразить звук этого
звонка. Сначала надо вздохнуть, затем медленно выдыхаем со звуком «з-з-з».
Длинный звонок до следующего вдоха.

Упр.2.        -
Попробуем изобразить шелест листвы. Вдох, на выдохе звук «ш-ш-ш».

- Изобразим звук ветра
«с-с-с».

Упр.3.        Упражнение
для чистоты речи:

1)     па-па-па – пара

2)     бу-бу-бу – бурю

С усилием старательно
произносим слова:

«Пара барабанов била
бурю,

Пара барабанов била бой».

Упр.4.        Что
обозначают слова:

Служба – служивый,

Побывать – побывка.

Шёл солдат на побывку.
Что обозначает это выражение?

Физкультурная минутка:

  1. Изобразить бегущих спортсменов на
    месте, по кругу в одну сторону, в другую.
  2. Изобразить спортсменов на ринге –
    боксеров.
  3. Изобразить штангиста, поднимающего
    гири.

3. Работа, связанная с чтением сказки.

Как вы думаете, какой
должен быть солдат? Что ему необходимо знать, уметь?

Много есть рассказов и
сказок о солдатах. Назовите какие-нибудь.

Есть русская народная
сказка о смелом, умном и находчивом солдате. Называется она «Каша из
топора».  Послушаем эту сказку.

Шел солдат на побывку.
Притомился в пути, есть хочется. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу.

- Пустите отдохнуть
дорожного человека!

Дверь открыла старуха:

- Входи служивый.

- А нет ли у тебя
хозяюшка перекусить чего?

У старухи всего вдоволь,
а солдата поскупилась покормить, прикинулась сироткой.

- Ох, добрый человек, и
сама сегодня ещё ничего не ела, нечего.

- Ну нет, так нет, -
солдат говорит.

Тут он приметил под
лавкой топор без топорища.

-  Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу
сварить.

Хозяйка руками
всплеснула:

- Как так из топора кашу?

- А вот так. Дай-ка
котёл.

Принесла старуха котёл.

Солдат топор вымыл,
опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата
глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

- Ну как? – спрашивает
старуха.

- Скоро будет готова –
отвечает солдат. – Жаль, что вот соли нет.

- Соль то у меня есть,
посоли.

Солдат посолил и снова
попробовал:

- Коли сюда бы да
горсточку крупы»!

Старуха принесла из
чулана мешочек крупы.

- На, заправь, как надо.

Варил, варил, солдат,
помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.

- Ох, и каша хороша! –
хвалит солдат. Как бы сюда да чуточку масла – было бы и просто объедение.

Нашлось у старухи и
масло. Сдобрили кашу.

- Бери ложку, хозяюшка.

Стал кашу есть и
похваливать.

- Вот уж не думала, что
из топора этакую добрую кашу можно сварить, - дивиться старуха.

А солдат ест, да
посмеивается.

Объясняем непонятные
слова из сказки.

Вспомним слова солдата. С
какой интонацией их надо произнести?

Вспомним слова старухи. С
какой интонацией их надо произнести?

Разыгрываем сказку по
ролям.

  1. Заключительный этап.

Давайте придумаем вопросы
к этой сказке. Придумаем пословицу к этой сказке (смелость и смекалка не
подведут солдата).

Вывод: Что мы узнали на
занятии?

Какие бывают люди?

Как можно выйти из
сложной ситуации?

 

  1. 5.    
    Рисунки к сказке или кроссворд.
 
   

 

 

 

 

 


6. Занятия по теме «Зимние  сказки. Русская народная сказка «Заяц и
тетерев». 
(2
часа)

 

Цель занятия: продолжить знакомство с русскими
народными сказками, развивать речь, память, образное мышление; воспитывать
любознательность, учить видеть разнообразие в природе, выучить загадки пословицы
о снеге.

 

Оборудование. 1. Маски зайца и тетерева.

                      2. Декорации зимнего леса..

                      3. Книги со сказками.

 

Ход занятия:

  1. 1.    
    Организационный момент. Постановка
    задачи.

- Сегодня мы продолжим
знакомиться с русскими народными сказками.

Сказка «Заяц и тетерев».
В конце занятия будем инсценировать эту сказку.

  1. 2.    
    Вступительное слово педагога.

- На дворе зима, снег
лежит на земле и деревьях, на крышах домов. Много снега сейчас в лесу.

3. Упражнения по развитию речи.

- Давайте вспомним стихи
о снеге.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится».

Повторяем вместе за педагогом, затем отдельно.

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег
лежит».

Повторяем вместе за
педагогом, затем отдельно.

  1. 4.    
    Подготовительная работа – игра по
    развитию логического мышления.

Предлагаю игру. Продолжите:
«Хорошо, когда много снега, потому что…(ответы детей).

Теперь предлагаю
продолжить предложение: «Плохо, когда много снега, потому что …(ответы детей).

  1. 5.    
    Работа, связанная с чтением и
    усвоением содержания сказки.

Есть русская народная
сказка. Называется она «Заяц и тетерев». Послушайте её.

6. Текст сказки.

«Заяц и
тетерев»

Русская
народная сказка.

         Навалило
снегу в лесу – ни пройти, ни проехать.

Бежал по лесу заяц и
ворчал:

- Ишь, сколько снегу
намело, противный снег.

Услышал зайца старый
тетерев:

- Чиш-ш. Куда косой
спешишь? Кого это ты ругаешь?

- Кого-кого. Да снег.
Куда ни побегу – следы выдают, всюду за мной тянутся. Того и гляди собака или
лиса выследит. И кто этот снег придумал?

- Ты не прав, косой. Снег
– это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит и я с берёзы прыгну в сугроб и всю
ночь под снегом, как в тёплой спаленке. И другие птицы – рябчики, куропатки –
тоже так делают.

- Всё равно плох твой
снег. Снег – штука вредная.

- Нет, полезная.

- Нет, вредная.

Так всю зиму и спорили. А
тут весна пришла. Ручьи зажурчали. Птицы поют: «Как хорошо, что снегу много
было».

«Как хорошо, что было
много снега» - шепчут на поле росточки пшеницы.

Всё живое добром снег
вспоминает.

         7. Игра «Море волнуется…»

         С
помощью игры «Море волнуется» изобразить героев сказки.

         8. Вспоминаем слова героев сказки.

         Вспомним слова зайца. С какой
интонацией надо сказать эти слова? Вспомним слова тетерева. С какой интонацией
говорит тетерев? Вспомним, что пропели птицы, когда пришла весна, ручьи
зажурчали? Что шепчут на поле росточки пшеницы?

         9. Разыграем сказку по ролям.

         Сказку
можно разыграть 2-3 раза по желанию.

         10. Заключительный этап.

         Я буду загадывать загадки, а вы
попробуйте отгадать.

- На дворе горой, а в избе водой.
(Снег)

- Живёт – летит, а умрёт – побежит.
(Снег)

- На всех садится, никого не боится.
(Снег)

Кто ещё знает загадки о снеге?
Загадки повторяем вместе, затем отдельно.

Пословица о снеге:

- Снега много, хлеба много.

Повторяем вместе, затем отдельно.

         Вывод:
Что мы узнали из сказки? Что узнали о животных в лесу? Что узнали о снеге?

         В
конце занятия можно предложить составить кроссворд из 3-4 слов, украсить
кроссворд рисунками.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Занятия по теме «Зимние 
сказки. Русская народная сказка «По щучьему велению». 
(2 часа)

 

Цель занятия: продолжить знакомство со сказками о
зиме, развивать речь, память, воспитывать черты характера: трудолюбие,
отзывчивость, доброта, преодоление лени; развитие умения свободного
высказывания о сказке

 

Оборудование. 1. Книги со сказками.

                      2. Декорации: изба, деревья, вода.

                      3. Бутафории: щука, вёдра, топор.

 

Ход занятия:

  1. 1.    
    Организационный момент.

- Сегодня продолжим
знакомство с зимними сказками. Будем читать сказку с последующей инсценировкой.

2. Подготовительная работа.

За окном зима. На дворе
лежит снег. Вспомним стихи о зиме:

«Уж ты зимушка – зима,

Зима вьюжлива была.

Всё кружила, всё мела –

Примораживала.

Кто из вас заметил
замёрзла река или нет? А сидят ли рыбаки на реке? Что они делают?

3. Упражнения на память физических действий. Упражнения дыхательной
гимнастики.

Представим, что у вас в
руках топор.

Размахиваемся при каждом
ударе топором вдох –ах!

Опускаем воображаемый
топор – выдох – ты!

Ах! Ты…

Ух! Ты…

Эх! Ты…

Их! Ты…

Ох! Ты…

Отложили воображаемый
топор, заглянули в вооброжаемую прорубь. Берём воображаемые вёдра, зачерпываем
воду, заглядываем в воображаемое ведро. Изображаем на лице удивление.

4. Повторяем сложные слова:

«Щука – по щучьему» -
вместе – отдельно

«У щучки – чешуйки» - вместе
– отдельно.

5. Работа, связанная с чтением книги.

Сегодня мы с вами
прочитаем отрывок из сказки «По щучьему велению» и разыграем этот отрывок.
Будьте внимательны, когда будем читать сказку.

6. Читаем отрывок. Начало сказки «По щучьему велению».

Русская народная сказка в обработке А. Толстого.

Жил-был старик. У него
было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля.

Те братья работают, а
Емеля целый день лежит на печке, занть ничего не хочет.

Один раз братья уехали на
базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

- Сходи, Емеля, за водой.

А он им  с печки:

- Неохота…

- Сходи, Емеля, а то
братья с базара вернуться, гостинцев тебе не привезут.

- Ну, ладно.

- Слез Емеля с печки,
обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку.

Прорубил лёд, зачерпнул вёдра
и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку.
Изловчился и ухватил щуку в руку:

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему
человеческим голосом:

- Емеля, отпусти меня в
воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеётся:

- На что ты мне
пригодишься?... Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха
сладка.

Щука взмолилась опять:

- Емеля, Емеля, отпусти
меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Ладно, только покажи
сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи –
чего ты сейчас хочешь?

- Хочу, чтобы вёдра сами
пошли домой и вода бы не расплескалась…

- Запомни мои слова,
когда что тебе захочется – скажи только: «По щучьему веленью, по моему хотенью,
ступайте вёдра сами домой…»

7. Вспомним и повторим отдельные слова.

Вспомним и повторим
слова, которые говорили невестки Емели. Каким голосом они упрашивали Емелю?

Какие слова говорил
Емеля, когда поймал щуку? Какая интонация в голосе, какое выражение на лице?

Какие слова говорила
щука? С какой интонацией?

8. Заключительный этап.

Мы с вами прочитали
отрывок из сказки, разыграли этот отрывок. А теперь пофантазируем. Как может
закончиться эта сказка? (Свободные высказывания детей).

Выводы: Какую пословицу можно
придумать к сказке? «На щуку надейся, а сам не плошай». В конце занятия можно
сделать поделку – оригами «щука», нарисовать рисунок к сказке, или составить
кроссворд из 2-4 слов.

 

 

 

 

 


8. Занятия по теме «Весенние 
сказки. Сказка Н. Сладкова «Медведь и солнце». 
(2 часа)

 

Цель занятия: Познакомить детей со сказками Н.
Сладкова. Привлечь к чтению книг о природе, узнать о поведении животных в
разное время года. Расширить читательский кругозор.

 

Оборудование. 1. Книги Н. Сладкова о животных.

                                    2. Маска медведя.

 

Ход занятия:

  1. 1.    
    Организационный момент.

- Сегодня продолжим
знакомство со сказками о весне. Прочитаем сказку (или сценарий к сказке), в
конце занятия попробуем сыграть сказку по ролям.

2. Подготовительная работа.

1) Речевая гимнастика.
Проговариваем вместе, затем отдельно.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце
стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

2) Расширение словарного
запаса.

Придумаем слова,
связанные с весной.

3)     Игра «Море волнуется раз…».

Попробуем в игре изобразить
сугробы, ручей, солнце, берлогу, медведя.

4)     Развитие правильного выбора
интонации.

Попробуем сказать «Весна
пришла» с разной интонацией (радостно, грустно, удивлённо, огорчённо и т.д.)

- Как скажет старуха
зима?

- Как скажут птицы,
соскучившиеся по весеннему солнцу?

-Как скажет
медведь-лежебока? Он вылез из берлоги и не верит своим глазам.

5) Игра:  Продолжи предложение «Весной хорошо, потому
что…»

Продолжи предложение
«Весной плохо, потому что…»

3. Послушаем, как воспринял весну медведь из сказки Сладкова
«Медведь и солнце».

Сценарий сказки для
литературного объединения «Живое слово»:

Просочилась в берлогу
вода – медведю штаны промочила.

Медведь:    Ох,
слякоть какая, вот я тебе сейчас задам!

Испугалась вода,
зажурчала тихим голосом:

Ручей:        Не
я , медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё
дело водяное, теку, теку под уклон.

Медведь:    Ах,
так это снег виноват? Вот я его сейчас! (заревел медведь).

Испугался снег, заскрипел
с перепугу:

Снег:          Не
я, медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прожгло! Как тут не
растаять?

Медведь:    Ах,
так это солнце мне избу промочило! Ну я ему сейчас задам!

Солнце:      Солнце
ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияю себе, снег топлю, воду в
берлогу гоню. Тебе медведю спать не даю!

Медведь:    Ну
что ж, делать нечего. Пойду весну встречать, да на солнышке шубу сушить.

4. Вспомним слова всех героев произведения Сладкова.

Вспомним слова медведя,
когда вода затекла к нему в берлогу и промочила его. С какой интонацией говорит
медведь? Вспомним слова ручейка (воды). С какой интонацией отвечает ручей?
Вспомним слова сугроба (снега). С какой интонацией отвечает сугроб? Вспомним
слова солнца. С какой интонацией говорит солнце?

5. Разыгрываем сказку по ролям.

6. Составляем кроссворд к сказке из 3-х слов.

Придумываем вопросы к
словам: солнце, вода, медведь.

Оформляем кроссворд
рисунками.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

7. Выводы по сказке.

Рассматривание книг Н.
Сладкова о жизни животных.

 

 

9. Занятия по теме «Весенние 
сказки. Сказка Н. Сладкова «Почему медведя медведем зовут». 

 

Цель занятия: Продолжить знакомить детей со
сказками Н. Сладкова. Привлечь к чтению художественной литературы. Расширить
знания об особенностях жизни животных, развить наблюдательность,
любознательность. Расширить читательский кругозор, пополнить словарный запас.

 

Оборудование. 1. Книги Н. Сладкова о животных.

  1. Маска медведя.
  2. Маска сороки.

 

Ход занятия:

  1. 1.    
    Организационный момент.

Сегодня мы продолжим
знакомиться со сказками Н. Сладкова. Узнаем об особенностях названий животных.

  1. 2.    
    Вступительное слово педагога.

На дворе весна,
пробуждается природа. Многие животные выходят из спячки.

  1. 3.    
    Речевая и дыхательная гимнастика.

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец
вернулся,

И медведь в лесу
проснулся.

Повторяем вместе, затем
отдельно.

Пропоём звуки, протягивая
гласные:

Ми…, ма…, му…., ми….

Мёд я ем.

Са…, со…, су…, сорок.

Изобразим как может
стрекотать сорока: тр-р-р-р- (радостно, грустно, сердито).

Игра 1. «Эхо».

Педагог говорит слово,
«эхо» - дети повторяют окончание слова.

Раскладушка – душка –
душка – душка….

Незабудка – будка – будка
– будка…

Балалайка – лайка –лайка
– лайка…

Погремушка – мушка –
мушка – мушка…

Прибаутка – утка – утка –
утка…

Канарейка – рейка – рейка
– рейка…

Кто заметил необычное в
этих словах? (Из одного слова выходит ещё одно самостоятельное слово).

Игра 1. «Договори нужный слог».

Я начну, а вы кончайте,

Часть любую прибавляйте.

Можно «сы», можно «са».

БУ-…; НО-…; ЛИ-…; ВЕ-…;
РО-…; КО-….

4. Подготовительная работа.

Игра 1. «Не запутайся в звуках».

Стрекотать – стрекочет

Сорока – стрекотуха

Глухарь – глухой

Беляк – белый

Мёд ест – медоед

Игра 2. «Море волнуется раз…»

Изображаем сороку, зайца,
медведя.

Игра 3. Угадай, почему мы так говорим:

Белка – стрелка, заяц –
беляк, лиса – всему свету краса, зайка - попрыгайка.

Послушаем сказку Н. Сладкова
«Почему медведя медведем зовут».

Идёт по дороге медведь, а
навстречу ему сорока.

- Эй, Мишка-медведь, на
вопрос ответь.

- Какой вопрос,
стрекотуха?

- Почему тебя медведем
зовут? Глухаря – понятно – он весной глухой. Зайца-беляка – понятно – он зимой
белый, как снег. А вот медведь - непонятно.

- Бестолковая ты птица.
Медведь, значит медоед. Мёд я ем – вот что.

 

Подумаем над вопросами к
сказке.

Сколько героев? Как
медведь назвал сороку? За что? Как называют зайца зимой? Почему?

5. Попробуем разыграть сказку по ролям.

6. Заключительный этап.

Вспомним названия
животных или птиц, связанные с их поведением. Почему птичку назвали мухоловка?
Вертишейка?

Есть такое животное
носорог. Почему его так зовут?

Дома спросите у родителей
или найдите в книге таких животных или птиц, название которых связано с их
поведением или окраской, или голосом, или внешним видом. Запишите.

Выводы: Что мы узнали о
названиях животных? Какую сказку разыграли? Книги какого автора рассматривали?
Дома можно нарисовать какое-либо животное из этих сказок, или придумать
какое-либо сказочное животное, нарисовать его и придумать этому животному
название.

 

10. Занятия по теме «Волшебные  сказки. Коллективное творческое дело». (2
часа)

 

Цель занятия: Развитие творческого воображения,
формирование навыков свободного высказывания. Развитие навыков работы с
бумагой, ножницами, клеем, формирование внимания, памяти.

 

Оборудование:

  1. Большой лист ватмана – сверху надпись
    «страна сказок».
  2. Цветная бумага.
  3. Ножницы.
  4. Клей.
  5. Салфетка для вытирания рук.

 

Ход занятия:

  1. 1.    
    Организационный момент.

Сегодня мы все вместе
будем сочинять свою волшебную сказку. Мы сделаем несколько поделок, которые
помогут нам придумать нашу волшебную сказку.

2. Подготовительная работа. Развитие речи, фантазии, воображения.

Все встают в полукруг,
так чтобы не касаться друг друга. Повторяем стихи за педагогом и попробуем
вообразить то, о чём говорится в стихотворении.

Лес – точно терем
расписной

Лиловый, золотой,
багряный.

Весёлой, пёстрою толпой

Стоит над светлою
поляной.

Пусть в нашем волшебном
лесу будут жить волшебные звери. По очереди называем какого-нибудь зверя.

Около леса со зверями
плещутся волны синего моря.

Игра 1.  «Море волнуется раз…»

«Море волнуется раз ….
Волшебным морем замри».

3. Работа, связанная с сочинением собственной сказки.

Мы поиграли, вообразили
себе разные волшебства, теперь будем делать их с помощью разноцветной бумаги.

1) Сделаем из бумаги
волшебный гриб. Сначала в воздухе рисуем шляпку, затем ножку гриба, вырезаем,
приклеиваем на общий лист ватмана под заглавием «Страна сказок». Грибы
приклеиваем поближе друг к дружке, обводим полянку грибов цветным фломастером и
придумываем название этой поляне «Поляна Бабы Яги» или др.

2) Кого можно встретить
около поляны Бабы Яги? Делаем поделку оригами – бабочка. Бабочек приклеиваем
поближе друг к другу. Обводим это место цветным фломастером и придумываем
название «Лес семи чудес» или др.

3) Около леса оказалось
болото с лягушками. Делаем поделку 
оригами – лягушка. Приклеиваем на общий лист, обводим цветным
фломастером, придумываем название «Болото царевны Лягушки» или др.

4) Рисуем дорожки между
поляной, лесом и болотом.

Какой же герой может
путешествовать по этим волшебным дорожкам? Давайте нарисуем главного героя
нашей сказки, вырежем и наклеем на дорожки.

После того, как дети
наклеили своих главных героев (человек, лошадь, собака, автобус и др.) сочиняем
общую сказку.

  1. 4.    
    Сочинение сказки по получившейся
    картинке на листе ватмана.
  2. 5.    
    Вывод.

С помощью воображения
фантазии, поделок-оригами мы сами сочинили свою волшебную сказку. Наверное, мы
с вами тоже сочинители-сказочники.

Попробуйте дома с
родителями или друзьями сочинить волшебную сказку.

6. Пожелания друзьям.

 

Заключение

         Одним
из показателей уровня развития человека является его речь. Речь – канал
развития интеллекта.

         Уникальность
сказки, её языка, героев, сюжета, состоит в том, что с её помощью можно
положительно влиять на развитие общей культуры человека, на развитие речи в
частности. Чем богаче речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем
шире возможности в познании действительности, содержательнее взаимоотношения с
детьми и взрослыми.

         И
как не согласиться со словами педагога Амонашвили Ш. А, «Если хочешь
воспитывать в детях смелость ума, интерес к интеллектуальной работе, самостоятельность
– как личностную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие
условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность
почувствовать себя в нём властелином».

         Нам
не дано предугадать

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не каждому даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке

Когда цветком прекрасным
стать

Сумеет личность человека.

         (Ф. Тютчев)

 

Литература

 

 

  1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе.
    Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей
    и педагогов. Ярославль, 1998 г.
  2. Бодолев А.В. К вопросам психологии
    общения. М. 1979.
  3. В большом деле и маленькая помощь
    дорога. Русскме народные пословицы и поговорки. М., 1984.
  4. Выготский Л.С. Воображение и
    творчество в детском возрасте. М. 1991.
  5. Делу время, потехе час: Стихи,
    рассказы, пословицы, песни, приметы. М.: Дет. лит., 1988.
  6.  Джежелей О.В. Я расту. М. 1994.
  7.  Коваленко Б.А. Педагогические возможности
    сказки. Псков, 2005.
  8.  Коваленко Б.А. Познавательные игры «Поле
    чудес». Псков, 2006.
  9.  Коваленко Б.А. Творческая работа: «Сказки,
    которые мы любим». Сборник сценариев. 
    Псков, 2006.

10.  Коваленко Б.А. Творческая работа:
Дидактическое обеспечение образовательного процесса в литературном объединении
«Живое слово». Псков, 2004.

11.  Механева М.Д. Театрализация занятий в детском
саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера. 2003.

12.  Программа общеобразовательных учреждений.
Театр 1-11 классы. М.: Просвещение, 1995.

13. Светловская И.И. Методика
внеклассного чтения. М., 1991.

14.  Успенский Л.П. Учись говорить правильно. М.
1973.

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей
правильного произношения. М. 1991.

16. Харьнин В. Психолого-педагогические
тренинги. М. 1995.

17. Швейко Г.С. Игры и упражнения для
развития речи. М. 1983.

Irishka-67

Бердичева Галина

Здравствуйте Белла. С удовольствием прочитала Ваш материал. Нам предстоит провести праздник на тему "Устное народное творчество" для второклассников. Разрешите воспользоваться Вашими наработками. Благодарю. цветы

Коваленко Белла

Здравствуйте, Галина. Очень приятно,что мои работы пригодились, для этого и работаем, и живем.

С уважением, Белла.

Коваленко Белла

Конечно можно.