Азбука Оригами: Приемы и их условные знаки

Тип работы
Техника
Материал

Мастер-класс Оригами Азбука Оригами Приемы и их условные знаки Бумага

В избранных: 89
В избранных: 89
В избранных: 89
В избранных: 89

Поделиться:

Для того, что бы прочитать схему даже самого сложного изделия, достаточно запомнить небольшой набор условных обозначений. Большая их часть была введена в практику еще в середине ХХ века известным мастером Акирой Йошизавой. Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую, даже самую сложную работу. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки. Для записывания того или иного приема могут быть использованы различные их комбинации.
В данном файле дополнительно приведены англоязычные термины, которые используют для описания процесса складывания в посвященной оригами англоязычной литературе. Они уже давно установились и являются столь же общепризнанными, как и условные обозначения.

В данном файле дополнительно приведены англоязычные термины, которые используют для описания процесса складывания в посвященной оригами англоязычной литературе. Они уже давно установились и являются столь же общепризнанными, как и условные обозначения. фото 1

Все, даже самые сложные модели в оригами, сделаны с помощью складок всего двух типов – так называемых «долин» и «гор». Эти складки являют собой взаимные противоположности – на листе, перевернутом на противоположную сторону, все «долины» превращаются в «горы». Можно сказать, что при «столкновении» они взаимно уничтожаются, делая исходный лист снова плоским. Это как плюс и минус или «да» и «нет». Аналогично тому, как протоны с электронами, формируют атомы, из которых мы все состоим, эти два начала, два типа противоположных линий создают все многообразие пространственных конструкций из бумаги.

Используют четыре основных линии:
_ _ _ _ Линия сгиба «долина» (Valley fold) (зеленый квадрат, см. п.4-6);
_.._.._ .._ Линия сгиба «гора» (Mountain fold) (желтый квадрат, см. п. 7-9);
_______ Линия после перегиба - сплошная (эта линия была горой или долиной на одном предыдущих этапов складывания; в данном примере - коричневый квадрат); Часто их опускают, дабы не загромождать чертеж.
……………. Невидимая или воображаемая линия (X-ray Line) (в данном примере оранжевый квадрат).

Сгиб или складка «долина» (Valley fold) – это сгиб на себя. Иногда эту складку еще называют вогнутой. После выполнения операции линия должна оказаться во внутренней части изделия – «в долине».

a/ Сделать линию сгиба «долиной», означает согнуть на себя (Fold forward).
b/ Стрелка нередко указывает, к какой намеченной линии надо согнуть край (Edge).
c/ Помощь в работе могут оказывать отмеченные углы или точки. В данном случае угол (Corner) должен совпасть с линией.
d/ Линия сгиба проходит между отмеченными точками.

a/ Согнуть и разогнуть (Fold and unfold). Этот прием еще называют предварительным сгибанием или наметкой. Если нет надобности делать складку целиком, то делают т.н. «защип» - край или точку, которая будет использована позднее. Иногда стрелку, соответствующую складке рисуют одной дугой, но с двумя наконечниками по краям дуги.
b/ Прием «завернуть» (Fold over and over).

Сгиб или складка «гора» (Mountain fold) – это сгиб от себя. Также, ее еще называют выпуклой. После выполнения операции линия должна оказаться снаружи – на горе.

a/ Сделать линию сгиба «горой», означает согнуть от себя (Fold behind).
b/ Стрелка нередко указывает, куда именно должен попасть край бумаги. Невидимая часть стрелки изображается точками.
Для «долин» и «гор» используют разные виды стрелок. Стрелочки, соответствующие складкам горой обычно рисуют c полыми наконечниками.

При выполнении действия «согнуть назад» фигурка обычно переворачивается на противоположную сторону. Линия «гора» при этом превращается в «долину». Загнутая назад и невидимая часть может быть показана точками.

Складка молния или ступенька – это сочетание «долин» и «гор». Один сгиб делается вовнутрь, другой наружу. В некоторых источниках его еще называют эшелонным сгибом.

Складка-«молния» может приводить к различным результатам в зависимости от взаимного положения «горы» и долины».

a/ Если на двух слоях бумаги изображена одна складка-молния, оба листа сгибаются одновременно.
b-с/ Если изображена «двойная складка-молния», оба листа сгибаются не зависимо, и результат зависит от положения линий «долины» и «горы».

Пример применения приема «двойная складка-молния» при работе с согнутой пополам полоской. В данном случае, вертикальная складка (Vertical crease) – «долина»; складка под углом - «гора».

Пример применения приема «двойная складка-молния» при работе с согнутой пополам полоской. В данном случае, вертикальная складка (Vertical crease) – «гора»; складка под углом (Corner) , соответственно - « долина».

Примеры применения знака «тянуть», «тащить», «вытянуть» (Push) обозначают вот такими широкими стрелками. Они указывают направление действия.

Прием «раскрыть и расплющить карман» (Squash fold).
Жирная галочка над 4-ым этапом – знак, обозначающий, куда необходимо нажать, надавить или вогнуть.

Прием вгибания вовнутрь (Inside reverse fold). В данном примере вгибается вовнутрь вершина базовой формы «двойной треугольник».

a-b/ Поворот в одной плоскости (Rotate the paper). Обычно на 90 или 180° - иногда их указывают внутри знака: между замыкающихся в окружность двух стрелок.
b-c/ Переворот на другую сторону (без поворота)(Turn the paper over).
c-d/ Переворот с одновременным поворотом.

Прием «выгнуть наружу» (Outside reverse fold). Иногда этот прием называют – «внешняя складка».

Прием «вогнуть вовнутрь» (Inside reverse fold). Иногда этот прием называют – «внутренняя складка».

a/ Открытая сторона (Open side) – фигурка расположена на столе так, что бы мы могли видеть внутреннюю часть.
b/ Закрытая сторона (Closed side) - фигурка расположена по отношению к нам глухой стороной.

a/ Расположение цветом будущей модели книзу.
b/ Расположение цветом будущей модели кверху.
c/ Использование одноцветной бумаги.
d/ Держать здесь.

Знак в виде прямой стрелочки, на которую нанесено несколько рисок, означает повтор действия, указанного на чертеже. Количество рисок – количество повторений. Повторы, как правило, на соседних симметричных сторонах или углах. Реже – сзади. Иногда рядом со стрелкой указывают номера этапов складывания, которые необходимо повторить. Если они не указаны, то повторяется текущее действие.
В данном примере углы квадрата складываются к его центру. Можно нарисовать четыре линии сгиба и четыре стрелочки, идущие от углов квадрата к его центру. А можно просто нарисовать только одну линию со стрелочкой и справа вверху от чертежа - стрелочку с тремя рисками, которая означает, что действие нужно повторить еще три раза со всеми углами.

Если необходимо вставить одну часть в другую, то одна и та же стрелка будет частично состоять из прямой линии и частично из пунктирной. Это обозначение поможет разобраться: какая из двух частей будет помещаться вовнутрь, а какая из них будет снаружи. Точки на концах стрелки - точки соприкосновения деталей.

Список английских терминов, наиболее часто используемых в посвященной оригами англоязычной литературе:
• Blinz base – базовая форма «блин»
• Book base – базовая форма «книга»
• Corner – угол
• Crane base/ Bird base – базовая форма «птица»
• Crystal base – базовая форма «кристалл»
• Door base – базовая форма «дверь»
• Edge – край
• Fish base –базовая форма «рыба»
• Flower base – базовая форма «бутон»/ «цветок»
• Fold and unfold – согнуть и разогнуть
• Fold behind – согнуть от себя
• Fold forward – согнуть на себя
• Fold over and over – завернуть
• Frog base – базовая форма «лягушка»
• Horizontal crease – горизонтальная складка
• House base – базовая форма «дом»
• Inside reverse fold – вогнуть вовнутрь
• Katamaran base – базовая форма «катамаран»
• Kite base – базовая форма «воздушный змей»
• Mountain fold – складка «гора»
• Petal fold – складка «лепесток»
• Push – тащить, тянуть
• Push in/Sink – вогнуть
• Rabbit ear – складка «заячье ухо»
• Repeat – повторить действие
• Rotate the paper – повернуть бумагу
• Sink/Push in – вогнуть
• Square base - базовая форма «двойной квадрат»
• Squash fold – раскрыть и расплющить
• Triangle base – базовая форма «треугольник»
• Turn the paper over – повернуть бумагу
• Open side – открывающаяся сторона
• Outside reverse fold – выгнуть наружу
• Unfold - разогнуть
• Valley fold – складка «долина»
• Vertical crease – вертикальная складка
• Water bomb base - базовая форма «двойной треугольник»/ «водяная бомбочка»
• X-ray line – невидимая или воображаемая линия

Для тех, кто свободно владеет английским, может использовать расширенную версию голосария на английском: http://www.origami-usa.org/glossary

При подготовке данной работы была использована следующая литература:
a/Афонькин С.Ю., Афонькин Е.Ю. Все об оригами. – СПб: ООО «СЗКЭО», 2008.
b/ Богатова И.В. 32 оригинальные модели. – М.: Мартин, 2008.
c/ Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2004.
d/ Роблес М. Оригами для всей семьи. – ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2010.

Елена Алексеевна

Спасибо большое! Очень нужный урок.

Поэма об Оригами

Рада быть полезной!благодарю

OKSANA.A

СПАСИБО!!!цветы

Поэма об Оригами

благодарю

Катрусик

Очень полезно и своевременно.браво

Поэма об Оригами

благодарю

Ольга Бум

Огромное СПА-СИ-БО !!! за эти базовые МК! Этот ликбез просто необходим! Теперь не придётся искать простейший элемент, без которого начать делать ничего невозможно! Я их сразу детям показала: если что непонятно - сразу сюда! И сама тоже смотрю здесь, а не ищу где-то ещё.благодарю

Поэма об Оригами

благодарю

В любой практике самое важное - основа. Надеюсь, что смогу и далее быть полезнойулыбаюсь

Nina_ya

 ОГРОМНОЕ  СПАСИБО ЗА  ТВОЙ  ТРУД...........благодарю

С  НОВЫМ  ГОДОМ!!!!!!!цветыцветыцветыцветыцветы

Поэма об Оригами

благодарюС Новым годом!

гость)

Спасибо за такие понятные пояснения!улыбаюсь

Скажите пожалуста, в чём разница между согнуть и выгнуть? Я вижу, что стрелочки разные, а зачем? думаю

Поэма об Оригами

"Согнуть" - операция, которая формирует нужный сгиб, намечает линию.  "Выгнуть" - похоже на "вывернуть". Эта операция часто следует за "согнуть".

Представьте, что у вас есть куртка с капюшоном и вы ее гладите после стирки. Вам нужно нагладить сгиб, по которому капюшон будет сгибаться в районе горловины. Как вы будете это делать? Наверняка сложите куртку вдоль пополам, "согнете" капюшон в нужном месте и так вдвое сложенным нагладите... Т.о. и получите две симметричные складки - одна внутрь, другая наружу. По этим складкам и будете "выгибать" капюшон при надевании.

гость)

спасибо!

tomochka_t

Мастер-классы СУПЕР!!! Четко, красиво, понятно!браво

Поэма об Оригами

благодарю